Повторительно-обобщающий урок «Россия начала ХХ (20) века»
методическая разработка (9 класс) по теме

Светлана Александровна Михайлова

Урок систематизации ЗУН по изученному материалу о начале ХХ века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл К уроку...947.66 КБ
Файл иллюстрации762.85 КБ
Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Льговская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». Конспект урока истории в 9 классе коррекционной школы VIII вида, проведённого МИХАЙЛОВОЙ С.А. Тема: Повторительно-обобщающий урок «Россия начала ХХ (20) века» подготовила и провела г.Льгов 2013 год

Слайд 2

«Серебряный век» русской культуры

Слайд 3

В начале 20 (ХХ) века жили и творили выдающиеся русские писатели, архитекторы, художники. певцы и певицы, музыканты. Особого успеха добился русский балет. Появились первые кинофильмы. Развитие культуры в России достигло невиданного расцвета. Именно поэтому первое десятилетие прошлого века получило название «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» русской культуры.

Слайд 4

В живописи начала 20 (ХХ) века сформировалось новое объединение художников. Получившее название «МИР ИСКУССТВА». В него входил выдающийся художник Валентин Александрович Серов.

Слайд 5

Революционные события начала века нашли отражение в литературе, повлияли на творчество писателей. Одним из самых известных писателей того времени стал Алексей Максимович Горький (Пешков).

Слайд 6

Огромной популярностью пользовались в начале 20 (ХХ) века опера и балет. В Москве спектакли шли в Большом театре, в Петербурге – в Мариинском театре, это два главных театра страны. Из оперных певцов наиболее известен Фёдор Иванович Шаляпин, а из певиц – Антонина Васильевна Нежданова.

Слайд 7

В начале века в Мариинском театре Петербурга блистала знаменитая балерина Анна Павловна Павлова.

Слайд 8

В прошлом веке появился новый вид искусства – кино, в 1903 году в Москве и Петербурге построили первые кинотеатры – иллюзионы. Первые кинофильмы были немые. В это время прославилась актриса немого кино Вера Васильевна Холодная (Левченко).

Слайд 9

Спасибо за внимание!

Слайд 10

Литература: 1. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 9 кл . специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2004. 2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.Учебно -методическое пособие – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2004. 3. Петрова П.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. -– М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Льговская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

       

Конспект урока истории в 9 классе коррекционной школы VIII вида

Тема: Повторительно-обобщающий урок

«Россия начала ХХ (20) века»

подготовила и провела

Михайлова Светлана Александровна,

учитель истории

г.Льгов

2013 год

Конспект урока истории в 9 классе коррекционной школы VIII вида

Тема: Повторительно-обобщающий урок

«Россия начала ХХ (20) века»

Задача: закрепить и обобщить знания учащихся об историческом развитии России с 1900 по 1916 годы.

Цели:

Образовательная: способствовать воспроизведению в памяти учащихся основных противоречий в экономической, политической и социальной сферах Российского государства в начале прошлого века.

Коррекционно-развивающая: учить использовать при выполнении заданий приёмы анализа, сравнения, обобщения; развивать навык самостоятельной работы.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за свой народ.

Оборудование: карта «Русско-японская война», «Первая мировая война», интерактивная доска, ПК по количеству учащихся, мультимедиа проектор.  фото-иллюстрации, ТСО (презентация в программе MS Microsoft PowerPoint), учебники «История России» для 9 класса (автор Пузанов Б. П. и др.), ручки, тетради.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

        Ход урока.

Организационный момент

      Объявляется тема занятия, рассказывается о том. Как будет построен урок. В тетрадях записывают тему: «Россия в 1900-1916 годах, повторение»

Повторение пройденного материала

- Какой временной промежуток мы изучали?

Как звали царя, который правил в это время? Все ли в стране были довольны происходящими переменами?

В чём проявляли недовольство рабочие? …крестьяне?

О какой войне говорится в отрывке: «Начался неравный бой. Сразу стало ясно, что русские корабли вооружены гораздо хуже, чем японские. Русская эскадра решила прорываться во Владивосток»?

Работа на ПК

Сейчас вы займёте места у компьютеров. При выполнении теста будьте предельно внимательны, аккуратны, не спешите. Но помните, что время ваше будет ограничено.

(выполняется тест, время – 5 минут)

________________________________________________________________

  1. Подчеркните имя царя, правившего страной в начале XX века:
  • Александр I
  • Николай I
  • Николай II
  1. Определите годы русско-японской войны:  
  • 1900-1901
  • 1904-1905
  • 1905-1907
  1. Какое событие выпадает из общего ряда ( не относится к русско-японской войне):
  • гибель крейсера «Варяг»
  • оборона Порт-Артура
  • Брусиловский прорыв
  1. Какое событие послужило началом первой русской революции:
  • Русско-японская война
  • Кровавое воскресенье
  • Убийство Н.Баумана
  1. Назовите лидера партии большевиков:
  • В.М.Чернов
  • Ю.О.Мартов
  • В.И.Ленин
  1. Помогите разобраться в тексте: «Было воскресенье, празднично одетые рабочие с семьями, с малыми детьми, с иконами в руках направились из разных районов, с рабочих окраин к Зимнему дворцу, где жил царь. Путь им преградил отряд солдат, который получил команду «стрелять!» Убивали безоружных». Какое событие описано, когда оно случилось?
  2. Когда началась Первая (I) Мировая война?
  • 1910г.
  • 1914г.
  • 1912г.

        8.   Кто был главнокомандующим в первый период I Мировой войны:

  • Великий князь Николай Николаевич
  • Николай II
  • А.А.Брусилов

_________________________________________________________________

После окончания теста школьники сами проверяют свои отметки.

Физпауза (для переключения зрения: сидя на стульях, потянуться, откинуть голову назад, закрыть-открыть глаза) 

- теплыми ладонями приложить к векам

- посмотреть пол – потолок – окно – дверь глазами

- зажмурить глаза, широко открыть

- посмотреть вперед над доской – закончили

 Актуализация знаний

А сейчас мы прослушаем сообщения ваших одноклассников. Подготовленные к уроку.



Началом Первой мировой войны послужило покушение сербского революционера на наследника австрийского престола. Это произошло летом 1914 года в Сербии, городе Сараево. Наследник престола погиб, а Австрия объявила войну Сербии. Так началась Первая мировая война.


Во время «брусиловского прорыва» австрийские и немецкие войска несли большие потери. Погибло почти полтора миллиона человек и было разбито 600 орудий, 120 тысяч немецких и австрийских солдат попали в плен.



Во время Первой мировой войны в русской армии появились первые военные  самолёты. На одном совершал боевые вылеты лётчик Пётр Николаевич Нестеров. Он первый научился делать в воздухе на самолёте круг, который стали называть «петлёй Нестерова» или «мёртвой петлёй».



Физминутка для глаз

Просмотр презентации о «Серебряном веке» русской культуры ( в сопровождении рассказа учителя)  

СЛАЙД 1 – название.

СЛАЙД 2.

 В то время, о котором мы говорили с вами Российское государство пережило русско-японскую войну, первую революцию. Почти три года страну потрясали беды и невзгоды. Появлялись первые политические партии, были проведены реформы государственного управления, устройства, крестьянская реформа и др. Всё это оказало влияние на развитие культуры. В начале 20 (ХХ) века жили и творили выдающиеся русские писатели, архитекторы, художники. певцы и певицы, музыканты. Особого успеха добился русский балет. Появились первые кинофильмы. Развитие культуры в России достигло невиданного расцвета.

Именно поэтому первое десятилетие прошлого века получило название «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» русской культуры.

СЛАЙД 3.

В живописи начала 20 (ХХ) века сформировалось новое объединение художников. Получившее название «МИР ИСКУССТВА». В него входил выдающийся художник  Валентин Александрович Серов. Он был мастером портретной живописи, обучался в европейских странах. Перу принадлежат портреты Николая II, Горького, художника Левитана, русские пейзажи, знаменитая «Девочка с персиками»

СЛАЙД 4.

Революционные события начала века нашли отражение  в литературе, повлияли на творчество писателей. Одним из самых известных  писателей того времени стал Алексей Максимович Горький (Пешков).  Почти все люди, с которыми свела судьба Горького нашли отражение в его произведениях, ему довелось встретить разных людей: злых и добрых. Бедных и богатых, скупых и щедрых…Революция нашла своё отражение в романах писателя. Самый знаменитый роман – «Мать», где впервые описана деятельность  революционеров.

СЛАЙД 5.

Огромной популярностью пользовались в начале 20 (ХХ) века опера и балет. В Москве спектакли шли в Большом театре, в Петербурге – в Мариинском театре, это два главных театра страны. Наши предки начала 20 (ХХ) века всегда стремились попасть в оперу, где царствовали лучшие голоса. Из оперных певцов наиболее известен Фёдор Иванович Шаляпин, а из певиц – Антонина Васильевна Нежданова.

СЛАЙД 6.

В начале века в Мариинском театре Петербурга блистала знаменитая балерина Анна Павловна Павлова. Анна танцевала и на лучших сценах Европы и Америки, ей принадлежат слова: «Служить красоте – значит посвятить себя ей целиком»

СЛАЙД 7.

В прошлом веке появился новый вид искусства – кино, в 1903 году в Москве и Петербурге построили первые кинотеатры – иллюзионы. Первые кинофильмы были немые, в зале на пианино играл музыкант. Билеты в оперу и театр стоили не очень дёшево, а вот билет в иллюзион стоил дешевле, фильм шёл 30 минут и демонстрировался по многу раз. Поэтому фильмы быстро полюбились. В это время прославилась актриса немого кино Вера Васильевна Холодная (Левченко). С 1914 года снималась в кино, первая (эпизодическая) роль — в экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссёра Владимира Гардина. Холодная создавала образы красивой печальной женщины, обманутой и непонятой. Каждая новая роль «королевы экрана» сопровождалась бурной овацией поклонников и почитателей невиданной ранее красоты.

СЛАЙД 8 – итоговый.

 Закрепление

Попробуйте вспомнить, о чём я рассказала и соедините стрелками фамилии людей и их занятия (выполняют на местах, затем – проверка на интерактивной доске).

 

Соедините стрелками:

     Ф.И.Шаляпин                                                             Певица

      А.В.Нежданова                                                            Живописец  

      А.М.Горький                                                                 Певец

      А.В.Павлова                                                                   Писатель

      В.А.Серов                                                                       Киноактриса

      В.В.Холодная                                                                 Балерина

 Подведение итогов

Комментарии, выставление отметок.

PS, если осталось время, то задание:

  • Составьте из предложенных цифр даты. Обозначающие события из того времени. О котором мы говорили.

Литература:

  1. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.Учебно-методическое пособие  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Петрова П.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. -– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

повторительно - обобщающий урок начало раннего нового времени

повторительно - обобщающий урок начало раннего нового времени по образовательной системе 2100. 7 класс. Урок - игра от ВГО до реформации....

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке»

Урок с использованием компьютерных технологий. Проводится в форме игры по основным разделам темы....

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

Разработка повторительно-обобщающего урока "Россия в XII веке"

Презентация по отечественной истории "Россия в XII веке" для учеников седьмых классов, общеобразовательной школы....

Разработка открытого повторительно-обобщающего урока "Россия в 17 веке" 7 класс

Содержит презентацию и технологическую карту урока...

Повторительно - обобщающий урок " Киевская Русь в 9 - 11 веках"

История образования Древнерусского государства...

Тема урока: «Россия на рубеже XVII-XVIII веков. Предпосылки петровских преобразований».

Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже XVII-XVIII веков. Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.Показать предпосылки пре...