Открытый урок по теме "Реки" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Ондар Бичена Лодаевна

Урок по теме "Реки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытый урок по теме "Реки" 6 кл122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Хондергей

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по курсу «География. Землеведение»

6 класс

тема:

«Реки»

                                                                     Автор-разработчик:

                                                                     учитель географии

                                                                     высшей квалификационной категории

                                                                     Ондар Бичена Лодаевна

Хондергей, 2019

Тема урока: «Реки».

Цель урока: формирование целостного представления о реке, её частях и роли рек в жизни человека.

Задачи урока:

предметно-информационные:

  1. актуализировать знания и продолжить формирование знаний учащихся о гидросфере;
  2. познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, с реками и их частями;
  3. дать понятие о способах питания рек, режимах рек и характере течения;
  4. научить устанавливать причинно-следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа;
  5. сформировать представление о значении рек для человека и необходимости в их защите и охране;

деятельностно-коммуникативные:

  1. способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы;
  2. формировать ответственность за порученное дело;
  3. развивать географическое мышление, внимание, кругозор, память и познавательные интересы учащихся;
  4. совершенствовать быстроту мышления;
  5. продолжить формирование умения работать с источниками географической информации;
  6. продолжить привитие интереса и повышение мотивации к изучению географии;

ценностно-ориентированные:

  1. продолжить воспитание чувства самостоятельности, дисциплинированности, внимательности, ответственности, требовательности и аккуратности учащихся;
  2. формировать умения учащихся слушать и услышать друг друга, отстаивать своё мнение, работать в коллективе, способствовать воспитанию культуры поведения на уроке;
  3. развивать чувства причастности к картографической культуре;
  4. создать условия для повышения уровня подготовки учащихся через осознание окружающего информационного пространства;
  5. способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, воспитывать любовь к природе.

Современные образовательные технологии, используемые на занятии: технология проблемного обучения, технология продуктивного чтения, технология личностно-коммуникативного обучения, технология сотрудничества, технология оценивания учебных успехов, ИКТ-технология.

Средства обучения (оборудование):

1) вербально-информационные: учебник «География. Землеведение. 5-6 класс» В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой, географический атлас «География. Начальный курс. 6 класс»;

2) наглядные: настенная карта «Физическая карта мира»;

3) аудиовизуальные: персональный компьютер, телевизор, видеоурок «Реки».

Межпредметные связи: литература, информатика, экология.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

Технология проведения

(этапы урока)

Содержание урока

(деятельность и прямая речь учителя, обучающие и развивающие задания каждого этапа)

Деятельность учащихся

(предполагаемые ответы)

Компетентности учащихся

(формируемые УУД)

Хронометраж.

Методы обучения: 1) по уровню познавательной активности; 2) по источникам знаний

I. 1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Цель этапа: активизация и включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята! Рада всех Вас видеть. Присаживайтесь, пожалуйста. Проверьте готовность Ваших рабочих мест к уроку.

Подготовка к уроку (дневники, тетради, учебники, атласы, письменные принадлежности)

Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание.

Регулятивные: мобилизация сил и энергии, саморегуляция.

🕑00:15

1) Объяснительно-иллюстративный;

2) Словесный: рассказ описательный

2. Проверка знаний

Ребята, давайте вспомним, какую оболочку Земли мы изучаем?

Как называется основная часть гидросферы?

Из скольких океанов состоит Мировой океан?

Назовите океаны, начиная с самого большого.

Назовите основные океанические течения.

Стрелками какого цвета показывают на карте холодные и теплые течения?

Молодцы, ребята, только что повторили материал прошлого урока.

Гидросферу - водную оболочку.

Мировой океан.

Из 4-х океанов.

Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Холодные: Лабрадорское, Перуанское, Течение Западных ветров.

Теплые: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Бразильское, Мусонное, Куросио, Северное Пассатное, Южное Пассатное.

Холодные- синего, теплые- красного цвета.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Прежде чем мы начнём урок, позвольте прочитать Вам стихотворение.

«Ты течёшь, как море, широка

И нетороплива и строга,

И как будто два материка,

Друг на друга смотрят берега.

И опять весло, держа в руке

Я встречаю над тобой рассвет,

И чешуйка рыбья на песке

Мне дороже золотых монет».

Это прекрасное стихотворение написал поэт Роман Ругин. А чему оно посвящено: какая будет тема сегодняшнего урока?

Совершенно верно. Откройте свои тетради, запишите число и тему урока «Реки».

Как Вы думаете, что мы должны будем узнать сегодня на уроке?

Молодцы, всё верно. Также в течение урока мы с Вами научимся показывать реки на карте, определять водоразделы и бассейны рек.

Слушают учителя.

Реки.

Работают в тетрадях.

Предположения учащихся: что такое река, из чего она состоит, какие бывают реки, как они появились, как человек использует реки.

Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю.

Познавательные: формулировка проблемы, выделение основной мысли.

Регулятивные: целеполагание, планирование, выдвижение версий решения проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

🕑01:30

1) Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

2) Словесные: рассказы описательный и инструктирующий, беседа катехизическая

III. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

IV. Этап Релаксации. (вместо оздоровительной минутки)

V. Видео

И первый вопрос сегодняшнего урока «Что такое река?».

С учётом Ваших предположений давайте составим определение реки. Посмотрите на экран: вставьте пропущенные слова в определении: «Река – это постоянный поток воды, текущий в естественно выработанном им углублении – русле». Совершенно верно. Запишем определение себе в тетради.

Учащиеся предлагают свои варианты.

Определяют пропущенные слова.

Записывают определение в тетради.

Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, самоопределение и самооценка, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации, совершенствование нравственных качеств личности, нравственно-эстетическое оценивание и ориентация.

Познавательные: формулировка проблемы, выделение основной мысли, умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, обобщение, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах, выявление причин, преобразование информации из одного вида в другой.

Регулятивные: планирование, саморегуляция, выделении и осознание усвоенного ранее материала и нового, прогнозирование, коррекция, выдвижение версий решения проблемы, осознание конечного результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, постановка вопросов, приведение аргументов.

🕑01:50

1) Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

2) Словесный: рассказ объяснительный

Работая в парах и используя текст учебника на с. 198  определите составные части реки. У Вас ровно полминуты.

Кто пойдёт к доске и попробует составить кластер  понятий или схему строения реки?

               _____________

________                         _________

       __________      __________

Спасибо, присаживайся, пожалуйста. Правильно ли составлен кластер?

Используя данные учебника, давайте заполним таблицу:

Части

Характеристика

1. Исток

2. Устье

3. Русло

4.Приток

Молодцы! Всё абсолютно верно.

Работают с текстом учебника.

Составные части реки:

-исток

-устье

-речная долина

-пойма

-русло

Соглашаются или корректируют кластер понятий.

Дают определения понятиям.

Исток – место, где начинается река.

Устье – место, где заканчивается река.

Русло – природное углубление, в котором течёт река.

Приток- речка, впадающая в большую реку.

🕑03:00

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;

2) Словесные: рассказы объяснительный, беседа катехизическая.

Наглядный: работа с текстом учебника.

Практический: практическая работа.

Ребята, где рождаются реки: какие географические объекты служат местом начала рек?

Работая с физической картой мира в атласах на с. 4 – 5 найдите и назовите примеры истоков рек.

Найдите на карте Реку Енисей. Находим, где берёт свое начало?

А теперь находим реку Анкара. Какой географический объект служит местом начала Анкары?

Найдите реку Амур. Какие географические объекты служат местом начала Амура?

Небольшим родником на Валдайской возвышенности начинается великая русская река Волга.

Небольшая река Сухона начинается в болотах Русской равнины.

Итак, какой вывод сделаем, какие географические объекты служат  началом реки?

Отвечают на вопросы:

Работают с картой, приводят примеры истоков рек.

Енисей берет начало в горах, значит, истоком Енисея являются ледники в  горах.

Озеро Байкал.

Амур возникает от слияния двух рек- Шилки и Аргуни.

озёра, болота, родники, ледники в горах.

🕑05:00

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;

2) Словесный: рассказ описательный.

Наглядный: работа с картой атласа.

А где реки заканчиваются: какие объекты могут быть устьем реки?

Куда впадает Енисей?

Куда впадает Река Анкара?

Куда впадает река Волга?

Амазонка?

Найдите в тексте названия основных видов устьев.

Какие реки имеют устье в виде дельты? Покажите на карте.

Найдите на той же карте атласа примеры устьев рек и назовите их.

Давайте теперь с Вами научимся показывать реки на карте. Найдём самые крупные реки материков и покажем их.

Прежде чем будем показывать, давайте сформулируем правило показа рек на карте: как правильно показывать реки?

Самая протяженная река в мире Амазонка в Южной Америке (7062 км)

Самая длинная река Нил в Африке.

Посмотрите на карту России. Назовите величайшие реки России.

Чтобы запомнить названия   величайших рек России можно использовать мнемотехнику, т.е. искусство запоминания.

Запоминаем слово ОВАЛ, и по  заглавным буквам названия рек.  О-Обь, В- Волга, А- Амур, Л-Лена. И Наш богатырь Енисей.

Кто хочет попробовать первым назвать величайшие реки России, используя мнемотехнику?

Отвечают на вопрос: океан, море, озеро, другая река.

В Карское море

В Енисей

В Каспийское море-озеро

В Атлантический океан

Дельта и эстуарий.

Читают определение вслух.

Устье в виде дельты имеют Волга, Нева.

Эстуарий- Амазонка, Янцзы.

Работают с картой, приводят примеры устьев рек.

Формулируют правило показа реки на карте: «От истока к устью».

Ищут на карте реки  Амазонку, Нил.

Называют величайшие реки Обь, Волга, Амур, Лена и Енисей.

Для запоминания величайших рек России, нам следует запомнить слово ОВАЛ.

🕑06:00

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;

2) Словесный: рассказ объяснительный.

Наглядные: работа с картой атласа и настенной картой.

Ребята, как вы думаете, каким образом чаще всего заканчиваются реки?

Как называется река, впадающая в более крупную реку?

А как, в свою очередь, будет называться река, принимающая приток?

Найдите на карте России на с. 6-7 и назовите притоки Волги.

Какими могут быть притоки по месту впадения в главную реку?

А как определить где какой: кто попробует сформулировать правило для определения правого и левого притока?

Вновь обращаемся к карте атласа:

1. Каким притоком у Волги является река Кама?

2. Каким притоком у Оби является Иртыш?

3. Каким притоком у Енисея является Анкара?

Впадением реки в другую.

Приток.

Главная река.

Работают с картой атласа.

Левыми и правыми.

Правило определения правого и левого притока:

1. Встать лицом к устью реки (вниз по течению).

2. Если река впадает справа – это правый приток.

3. Если река впадает слева – это левый приток.

Работают с картой атласа.

Левым.

Правым.

Правым.

🕑07:40

1) Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

2) Словесный: рассказ объяснительный.

Наглядный: работа с картой атласа.

И последний вопрос, на который нам с Вами сегодня осталось ответить: как человек использует реки?

Очень хорошо,  человек использует реки и для вдохновения. Прослушайте отрывок из произведения Иоганна Штрауса «На водах голубого Дуная».

На сегодняшний день, ребята, главным богатством страны являются не минеральные ресурсы, не климатические особенности.  На сегодняшний день главное богатство страны – это богатство пресной и чистой водой, а для человека это крайне важно, вода нужна нам каждый день. Я хочу пожелать, чтобы вы относились к природе бережно. Бережное отношение к природе должно стать для Вас образом жизни. И тогда, приезжая отдыхать на реки, мы с вами перестанем натыкаться на груды мусора, оставленные другими отдыхающими; и тогда, уважаемый 6-ой класс, любая река для нас станет прежним прекрасным украшением Природы.

Теперь я предлагаю открывок из видеоурока, для того чтобы перепроверить  правильно ли мы раскрываем нашу тему «Реки».

Предположения учащихся:

-бытовые и хозяйственные нужды;

-орошение земель;

-выработка электроэнергии;

-судоходство и транспортировка грузов;

-рыбное хозяйство;

-туризм, спорт и отдых;

-для вдохновения.

Слушают аудиокомпозицию.

Слушают учителя.

Просмотр фрагмента видеоурока

Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, самоопределение и самооценка, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации, совершенствование нравственных качеств личности, нравственно-эстетическое оценивание и ориентация.

Познавательные: выделение основной мысли, умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, обобщение, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах, выявление причин, преобразование информации из одного вида в другой.

Регулятивные: планирование, мобилизация сил и энергии, саморегуляция, выделении и осознание усвоенного ранее материала и нового, прогнозирование, выдвижение версий решения проблемы, осознание конечного результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, постановка вопросов, приведение аргументов.

🕑23:50

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;

2) Словесный: беседа катехизическая.

VI. Самостоятельное применение знаний (первичное закрепление).

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Обратите внимание на рисунок 2 на карточке. Внимательно рассмотрите его.

Посмотрите направление течения реки.

  1. Подпишите, под какими цифрами обозначены части реки.

Исток-

Устье-

Левый приток-

Правый приток-

  1. Красным карандашом подчеркните города, расположенные на правом берегу реки, синим – на левом.
  2. Допиши предложения.
  1. В нашем селе протекают реки…
  2. Основные части реки:__, __, __,__.
  3. Исток- это место, где река…
  4. Истоком может служить…
  5. Речки, впадающие в большую реку, называют…
  6. Устье – место, где река …
  7. Углубление по которому течет река, называют…

     

Работают с карточками.

Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, самоопределение и самооценка, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации.

Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, поиск информации, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: саморегуляция, выделении и осознание усвоенного ранее материала и нового, коррекция, осознание конечного результата.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

🕑26:30

1) Репродуктивный;

2) Словесный: беседа катехизическая.

Практический: самостоятельная работа.

VII. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Давайте сделаем вывод по уроку:

Что мы с Вами сегодня узнали?

Чему научились на уроке?

Что показалось интересным?

Как можно запомнить величайшие реки России?

Какие трудности испытали?

Поднимите руки, кто остался доволен своей работой на уроке.

Внизу карточки-задания напишите имена и поставьте оценку самим себе, на какую оценку вы усвоили материал урока.

Отвечают на вопросы учителя.

На уроке мы узнали о реке, о ее частях.

На уроке мы научились находит на карте реки, исток, устье реки, бассейн реки и водоразделы рек.

Нам показалось интересным видеоурок «Реки», музыка, искусство запоминания мнеметехника…

Испытали трудности при работе с картой.

Личностные: самоорганизация, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, самоопределение и самооценка, совершенствование нравственных качеств личности, нравственно-эстетическое оценивание и ориентация.

Познавательные: выделение основной мысли, умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия деятельности.

Регулятивные: саморегуляция, выделении и осознание усвоенного ранее материала и нового, прогнозирование, осознание конечного результата.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

🕑27:10

1) Объяснительно-иллюстративный;

2) Словесный: беседа катехизическая.

Задание на дом

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

§47, устно разобрать вопросы после параграфа, записи в тетради, выучить основные определения темы.

На контурной карте (с. 6) подписать реки, указанные в тексте параграфа. Красным карандашом обведите границы бассейнов этих рек.

По желанию: Составить кроссворд «Реки России».

Вопросы по домашнему заданию есть?

Урок закончен, спасибо за урок. До свидания.

🕑28:20

1) Объяснительно-иллюстративный;

2) Словесный: рассказ инструктирующий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4.

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4....

открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"

Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности;                    ...