Коррекционная работа на уроках географии
статья по географии (6 класс)

Рябова Марина Борисовна

Коррекционная работа на уроках географии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kor_2.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа на уроках географии

        География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие личности школьника, т.к. в основе ее содержания лежит комплексный географический подход при изучении жизнедеятельности общества и его взаимодействие с природой. Изучение географии обеспечивает формирование у школьников целостных представлений о человеке и окружающем его мире, способствует социальному самоопределению школьников. Современный этап в развитии географического образования характеризуется ориентацией его содержания на формирование у школьников географической карты мира, географической культуры как составной части общей культуры человека.

География в условиях обновления содержания и насыщения традиционных физико-географических курсов этнографическими, экологическими, социальными вопросами все более становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом ее огромное воспитательное и образовательное значение.

В образовательном стандарте требования к уровню подготовки учащихся выражены через действия, которые школьники должны осуществить при оценке их подготовленности. В рамках этих требований учащиеся должны: называть и (или) показывать на карте; определять и (или) измерять; описывать; фиксировать; объяснять; прогнозировать и оценивать.

                Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения – это принцип коррекционной направленности обучения. Он предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.

Цель коррекционных занятий – повышения уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала

Из своего опыта работы и опыта работы других учителей-географов был сделан вывод, что, проблема возникает при работе с географическими картами (нахождение географических координат), нахождение высоты и глубины (по шкале), ориентировании в пространстве (умение использовать знания о сторонах горизонта).

                Начиная с начального курса географии (6 класс) учащиеся должны определять на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по плану местности и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты точек; по картам и глобусам географические координаты.

                Чтобы учащиеся  легче усваивали этот материал необходимо:

  1. наглядное пособие «Географические координаты»;
  2. в картах атласа (п/ш) дополнительно отмечаются долгота и широта;
  3. подбор интересных задач (В какой части Мирового океана находится судно капитана Врунгеля, если его координаты 0  широты 0  долготы), (Легкое парусное судно в индийском океане терпит бедствие. Его координаты 10 ю.ш. и 60  в.д. С берега какого материка раньше придут на помощь?: Африки, Евразии, Австралии, Южной Америки);
  4. карточки с изображением материков;
  5. задания на ориентирование в пространстве (учитель называет направление и количество клеточек, а учащийся делает рисунок в тетради, если рисунок выполнен правильно, должна получится законченная картинка);
  6. загадки, стихотворения;
  7. кроссворды;
  8. ребусы;
  9. географическое лото;
  10. использование рассказов или сказок с использованием топографических знаков и др.

пруд

материк

нефть

орган чувств

нос

материк

восток

время года

ухо

небесное тело

Антарктида

время года

осень

водоем

железная руда

сторона горизонта

юг

небесное тело

 Луна

полезное ископаемое

природный газ

время года

запад

полезное ископаемое

лето

полезное ископаемое

Африка

водоем

звезды

время года

глаз

водоем

Евразия

полезные ископаемые

рот

сторона горизонта

уголь

материк

Австралия

небесное тело

весна

сторона горизонта

зима

материк

море

сторона горизонта

озеро

орган чувств

орган чувств

Земля

Солнце

водоем

север

орган чувств

река

небесное тело

пруд

нефть

нос

восток

ухо

Антарктида

осень

железная руда

юг

 Луна

природный газ

запад

лето

Африка

звезды

глаз

Евразия

рот

уголь

Австралия

весна

зима

море

озеро

орган чувств

Солнце

север

река

Кроссворд

«План и карта»

1.

н

2.

а

3.

п

4.

р

5.

а

6.

в

л

7.

е

8.

н

9.

и

я

  1. Признаки, по которым можно ориентироваться на местности.
  2. Угол между направлением на север и какой-либо объект на местности.
  3. Прибор, с помощью которого можно определить азимут.

4, 5, 6. Основные стороны горизонта.

7, 9, 10. Небесные тела, по которым можно определить стороны горизонта.

8. Промежуточная сторона горизонта.

Кроссворд

«Глобус и географическая карта»

По вертикали:

  1. Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств.
  2. Окружность, условно проводимая на поверхности Земли, параллельная экватору.
  1. Параллель, проводимая на земном шаре, на одинаковом расстоянии от         обоих полюсов.

По горизонтали:

2.Точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая         ось Земли.

3. Одна трехсотшестидесятая окружности.

5. Условно принятая линия на поверхности земного шара, проводимая от         полюса к полюсу, и пересекающая экватор под прямым углом.

Кроссворд

«Масштаб плана»

м

1.

а

2.

с

3.

ш

т

4.

а

б

  1. Расстояние на местности, соответствующее 1 см на плане.

2, 4. Виды масштаба.

3. Дробь, у которой числитель – единица, а знаменатель – число,         указывающее во сколько раз расстояние на плане меньше, чем         на местности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида

Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...

Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида.

Применение инновационных технологий и коррекционно-развивающих упражнений в обучении детей с проблемами в интеллектуальной сфере создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного мате...

Из опыта работы "Формы организации дифференцированной и индивидуальной работа на уроках географии"

Формы организации дифференцированной  и   индивидуальной работа на уроках географии...

Коррекционная работа на уроках географии

Материал по коррекционной работе на уроках географии с практическим материалом...

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...

Проект программы коррекционной работы на уроках географии в 5 классе, направленной на преодоление образовательных трудностей обучающегося с ОВЗ

laquo;Организация и содержание комплексной помощи детямс ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС»Коррекционная работа в курсе &l...

« Коррекционная работа на уроках географии с детьми с ОВЗ»

На занятиях раскрывается определенная система коррекционно-воспитательной работы, включающая основные стороны учебно-воспитательного процесса: в ходе коррекционных занятий, экскурсий, внеклассной рабо...