Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках географии"
методическая разработка по географии

Фоминых Светлана Николаевна

Аннотация

Цель работы: определить насколько применение метода проекта повысит эффективность и качество процесса обучения, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца.

В данной работе представлены эффективные пути реализации проектного метода в образовательный и воспитательный процесс в курсе географии средней школы.

Проектная деятельность является актуальной темой в современном обучении. Она дает возможность:

1.Реализовать деятельностный подход в обучении географии.

2.Формирование у школьников информационной компетентности.

3.Овладение школьниками методами географического прогнозирования.

Материалы проекта могут быть использованы учителями географии, биологии, руководителями методических объединений, учителей-предметников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Цель работы: определить насколько применение метода проекта повысит эффективность и качество процесса обучения, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца.

В данной работе представлены эффективные пути реализации проектного метода в образовательный и воспитательный процесс в курсе географии средней школы.

Проектная деятельность является актуальной темой в современном обучении. Она дает возможность:

1.Реализовать деятельностный подход в обучении географии.

2.Формирование у школьников информационной компетентности.

3.Овладение школьниками методами географического прогнозирования.

Материалы проекта могут быть использованы учителями географии, биологии, руководителями методических объединений, учителей-предметников.

II Пояснительная записка

1. Автор

Фоминых Светлана Николаевна

2. Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9 городского округа город Михайловка Волгоградской области»

3. Предмет

География

4. Название материала

Методическая разработка «Проектная деятельность на уроках географии».

5. Вид ресурса

 Методические рекомендации.

6.Цель

Внедрение проектной деятельности в образовательный и воспитательный процесс.

7. Задачи

 

1.Организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на решение задач учебного проекта.

2.Разработать методические рекомендации по использованию проектной деятельности при изучении географии.

3.Воспитать интерес к осуществлению проектной деятельности, дать возможность учащимся увидеть практическое применение полученных знаний в жизни.

4.Повысить учебную мотивацию и результативность в изучении географии.

5. Создать онлайн-класс при поддержки Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

 

8. Как реализуется материал

Педагогический опыт распространен на разных уровнях: локальном(в рамках методических объединений), муниципальном, региональном (в рамках окружных семинаров, курсов повышения квалификации),

федеральном (в сети Интернет).

9. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Данный материал полезен для педагогов любой специальности, поскольку работа содержит теоретический и практический материал по теме «Проектная деятельность на уроках географии». Приводятся примеры практического использования технологий.

10.Комплектация работы

Пояснительная записка. Программа

11. Список используемых источников

Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования

Сайт программы «Обучение для будущего»

Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

Полат Е. С. Метод проектов Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

  • http://urla.ru/1000099y
  • http://urla.ru/1000099x
  • http://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=11&art=966
  • http://urla.ru/1000099z

 

12.Оптимальность и результативность

Оптимальность разработанной программы состоит в достижении высоких результатов образовательного процесса, что подтверждается итогами аттестации, эффективным участием в конкурсах различной направленности.

 

III Методическая разработка «Проектная деятельность на уроках географии» 

Вот уже на протяжении нескольких лет на уроках географии использую проектный метод обучения. За это время сложилась система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом и в старших классах учащимся не сложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе.

В 5 классе на одном из уроков в начале года рассказываю ребятам о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.

В процессе изучение курса «Страноведение» (7 класс) уже накоплен определенный опыт проектирования школьниками. Например, по карте литосферных плит составить проект изменений очертаний материков в отдаленном будущем. Данный проект составляется на базе знаний основ теории движения литосферных плит. При изучении природных зон Земли и отдельных материков учащимся можно предложить задание по созданию проекта озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы .

Для применения метода проектов в процессе обучения на уроках географии используются учебники, атласы, рабочие тетради, контурные карты; одной из форм выполнения проекта является групповая работа).

Обязательным условием работы в проекте является соблюдение правил оформления проекта и выполнение определенных требований.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследую цели:

  • выявление талантливых детей;
  • активизация учебного процесса;
  • формирование у учащихся интереса к научной работе;
  • формирование навыков публичного выступления;
  • повышения уровня научной и методической работы.

Результаты проектной деятельности учащимися выполняются в форме докладов, рефератов, сочинений, плакатов и презентаций.

В своей работе использую следующие типы проектов:

  • Краеведческие проекты (Приложение 1)
  • Информационно-познавательные проекты (Приложение 2)
  • Творческие проекты (Приложение 3)
  • Интегрированные

IV Методические рекомендации использования метода проектов

При организации проектной деятельности учителям географии, необходимо иметь в виду, что:

  • содержание проекта дополняет, углубляет основной курс географии;
  • оно должно одновременно учитывать различные начала естествознания: географическое, экологическое, биологическое, что позволит решить проблему межпредметного взаимодействия;
  • содержание обучения должно быть ориентировано на формирование новой деятельности образованной выявленными существенными отношениями элементов материала.

В результате работы над проектом учитель географии перестает быть предметником, становится разносторонним консультантом. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать интегрировать свои знания и умения, и втягивать в проект значительно больший объем знаний, чем те, что дает школа.

Кроме этого в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.

Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:

1.Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.

2.Планирование:

  1. определение источников информации определение способов сбора и анализа информации;
  2. определение способа представления информации;
  3. определение критерии оценки руководителей.

Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, и учащиеся разрабатывают план действий, формулирует задачи, выдвигает гипотезы.

3.Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Результаты и выводы.

4.Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: презентация, устный отчет, письменный отчет, представление модели.

5.Оценка результата и процесса – обучающиеся принимают участие в оценке проекта, они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников.

Выше названные этапы можно объединить в три группы:

  1. организационно - подготовительный;
  2. технологический;
  3. презентативный.

Этап представления итогов включает в себя следующие элементы: подготовку презентации результатов, публичную презентацию проектной работы, анализ работы, проделанной в течение проектного периода, оценку работы каждого участника проекта.

При подготовке презентации проектной работы желательно обратить внимание на следующие моменты:

  • презентация должна быть заранее четко спланирована, так как от четкого представления работы зависит её результат;
  • презентация готовится в виде своеобразного «спектакля», основная цель которого убедить слушателей;
  • при проведении презентации очень важно использование изобразительных средств (плакаты, рисунки, видеофильмы, слайды).

Форма презентации должна быть согласована с целями проекта, с особенностями результатов, возрастом учащихся. При подготовке презентации проекта учитель знакомит школьников с основными правилами ведения дискуссии, делового общения, обращает внимание на необходимость конструктивного отношения к критике своих суждений другими учащимися.

Существующая педагогическая практика дает основание для следующей классификации проектов:

по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта – индивидуальные или групповые;

  1. по содержанию – моно предметные и межпредметные;
  2. краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (месяц), долгосрочные (от месяца до года);
  3. по доминирующей деятельности – информационные исследования, проектно-ориентированные и телекоммуникационные проекты.

 

Организация проектной деятельности способствует созданию особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. А учебно-исследовательская работа учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке и развитию логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания.

Критерии оценивания проекта.

(составлено автором)

Критерии

Количество баллов

1.

Самостоятельность работы над проектом.

0 – 3 балла

2.

Обоснование

выбора

темы,

ее

0 – 3 балла

актуальность.

3.

Практическая значимость работы.

0 – 3 балла

4.

Оригинальность решения проблемы.

0 – 3 балла

5.

Выразительность

выступления.

0 – 3 балла

Последовательное

представление

исследования.

6.

Компетентность  докладчика.  Знает  свою

0

– 3 балла

работу, грамотно отвечает на вопросы.

7.

Презентация проекта. Использование

0

-3 балла

презентации, наглядности.

8.

Дополнительный балл.

1

балл

Итого

22 балла

Заключение

Планируя работу, по данной теме, следует учитывать множество факторов. Это, прежде всего возрастные и психологические особенности обучающихся, учитывать их потребности и возможности. Предлагаемая деятельность должна быть посильна, задачи выполнимы. Самое важное, результат. Не видя результата, пропадает интерес. Детей с низкой мотивацией и самооценкой необходимо поддерживать на каждом этапе работы, не забывая напоминать о важности и значимости того, чем он занимается. Информационные технологии это один из стимулов к положительному отношению нововведений. Современные подростки на достаточно высоком уровне владеют компьютерными программами. Но очень часто они не имеют возможности продемонстрировать свои знания и умения. А проект дает им такую возможность. Групповая работа и работа в паре, способствуют сплочению школьного коллектива. Совместно проще идти к поставленной цели. Такой способ эффективен, если в классе есть неуверенные в себе или стеснительные дети.

Опыт работы по данной теме показывает, что проектная деятельность обучения дает положительные результаты, это доказывает повышение качества знаний по географии и повышение уровня развития познавательной активности . При диагностировании была использована методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что применение проектной деятельности способствовало формированию у учащихся творческой активности, умений описывать географические объекты, способностей применять нововведения в учебный процесс.

О результативности моего педагогического опыта говорят следующие показатели:

  • повысились показатели успеваемости и качества знаний обучающихся;
  • увеличилось количество участников олимпиад на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском уровнях;
  • в результате участия в различных олимпиадах, конкурсах обучающиеся научились работать в различных программах Word, Excel, PowerPoint, сети интернет;
  • успешное подтверждение знаний учащихся на экзаменах по географии

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов очевидна.

В результате подтвердилась наша гипотеза, решены поставленные задачи. С каждым годом увеличивается количество обучающихся, выступающих с рефератами, докладами, сообщениями и презентациями на уроках географии, предметной неделе естественно-математических наук.

Социальная направленность педагогического опыта состоит в том, что приобретённая в школе проектная культура в дальнейшем может быть использована в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями. Успех в адаптации к социуму позволит сохранить психологическое здоровье подрастающего поколения как залог жизненной успешности и благополучия.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной творческой деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов по географии.

Практическая значимость заключается в том, что апробированный проект может быть использован не только учителями географии, но и другими учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.

Результативность проектной деятельности на уроках географии

Фамилия, имя учащихся

Класс

Название конкурса

Место

Учебный год

Всероссийский

1.

Морева Екатерина

9

Всероссийский конкурс «Исследовательские проекты учащихся 5-11 классов»

2

2019-2020

Региональный уровень

2

Ледовский Даниил

6

Областной конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

2

2017-2018

3

Морева Екатерина

8

Областной конкурс юных исследователей окружающей среды

2

2017-2018

4

Фоминых Матвей

Областной конкурс презентаций «Профессия глазами детей»

3

2018-2019

Муниципальный уровень

5.

Пономарев Владислав и Шпилинова Анастасия

IХ Окружной Фестиваль презентаций учебных проектов

1

2017-2018

6.

Архипова Александра,

Комиссарова Софья,

Гречишникова Светлана

Х Городской Фестиваль презентаций учебных проектов

1

2018-2019

По моему мнению, проектная деятельность на уроках географии положительно повлияла на повышение интереса к предмету. Дети выполняли не только домашние задания по предмету, но и еще более глубоко изучали интересующие их вопросы. Знания не ограничивались только учебным материалом. После первого краткосрочного проекта, у них возник «спортивный» интерес, кто найдет более интересные факты по изучаемым или еще не изученным темам, зачастую опережая программу. Сначала это были единичные факты, далее заинтересовались все. Многие говорили: «Как много интересного вокруг нас, чего нет в учебнике». Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам. Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.Мотивация учебной деятельности учащихся это одна из важнейших проблем современности. Современные интерактивные, информационно коммуникативные технологии все более активно вторгаются в процесс обучения как детей и подростков, так и взрослых. Работа с компьютером охватывает все новые сферы деятельности: игра, обучение, общение и т.п. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм обучения.Планируя работу, по данной теме, следует учитывать множество факторов. Это прежде всего возрастные и психологические особенности обучающихся, учитывать их потребности и возможности. Предлагаемая деятельность должна быть посильна, задачи выполнимы. Самое важное, результат. Не видя результата, пропадает интерес. Детей с низкой мотивацией и самооценкой необходимо поддерживать на каждом этапе работы, не забывая напоминать о важности и значимости того, чем он занимается. Информационные технологии это один из стимулов к положительному отношению нововведений. Современные подростки на достаточно высоком уровне владеют компьютерными программами. Но очень часто они не имеют возможности продемонстрировать свои знания и умения. А проект дает им такую возможность.