Ирина Владимировна Куратова. Метод проектов как способ организации педагогического процесса на уроках географии и внеурочной деятельности
статья по географии

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

 Ирина Владимировна Куратова,

учитель географии,

 ГБОУ школа № 76, Санкт-Петербург

 

Метод проектов  как способ организации педагогического процесса на уроках географии и внеурочной деятельности

Зачем нужно учиться?

Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием (а иногда и не с одним), бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям необходима четкость.

«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?

«Учиться нужно, чтобы поступить в вуз». А зачем поступать в вуз? Чтобы снова учиться?

«Учиться нужно, чтобы в настоящей взрослой жизни уметь по-настоящему жить». А как это связано с учебой?

Как же научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни. Каждый из нас сталкивается с необходимостью достичь поставленной цели. Мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное. Этот путь так же универсален, как и дифференцирован, и в силу этого – часто неосознан. Многие освоили его небезызвестным «методом проб и ошибок», набив немало шишек и множество раз наступив на грабли. В школе нужно учить детей другими способами, а что мы можем предложить?

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ирина Владимировна Куратова,

учитель географии,

 ГБОУ школа № 76, Санкт-Петербург

Метод проектов  как способ организации педагогического процесса на уроках географии и внеурочной деятельности

Зачем нужно учиться?

Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием (а иногда и не с одним), бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям необходима четкость.

«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?

«Учиться нужно, чтобы поступить в вуз». А зачем поступать в вуз? Чтобы снова учиться?

«Учиться нужно, чтобы в настоящей взрослой жизни уметь по-настоящему жить». А как это связано с учебой?

Как же научить ребенка в школе тому, что поможет ему в настоящей взрослой жизни. Каждый из нас сталкивается с необходимостью достичь поставленной цели. Мы должны осознать, чего хотим; спланировать путь достижения; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и, корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное. Этот путь так же универсален, как и дифференцирован, и в силу этого – часто неосознан. Многие освоили его небезызвестным «методом проб и ошибок», набив немало шишек и множество раз наступив на грабли. В школе нужно учить детей другими способами, а что мы можем предложить?

Каждый педагог-предметник действует в строго определенных образовательным стандартом рамках классно-урочной формы обучения. На уроках алгебры решают уравнения и упрощают выражения. Нужно это во взрослой жизни? Вам лично было нужно когда-нибудь? (Исключаем из числа опрашиваемых учителей математики.) На уроках биологии учат, из каких отдельных фаз состоит половое и бесполое деление клеток. Эти знания востребованы во взрослой жизни? Зачем же мы учим детей тому, что им не потребуется? Наверное, затем, что в самом процессе учебы заключено то необходимое знание, без которого невозможно выжить в современном мире. Это знание о том, как получать знания.

В требованиях к выпускникам средней школы перечислены не только знания, но и умения, которыми они должны овладеть. Выпускники должны уметь читать, писать, говорить (в том числе и на иностранных языках!), считать, анализировать информацию, представленную в форме таблиц или диаграмм, петь, рисовать и много еще чего… Из этого многообразия навыков трудно выбрать действительно важные. Что важнее – петь, писать или считать?

Древние греки не противопоставляли эти умения, они говорили: «Он неграмотный: он не умеет ни читать, ни плавать». Вам известно, что Пифагор не только прекрасно доказывал теоремы, но и стал олимпийским чемпионом по кулачному бою.

В те далекие легендарные времена мир воспринимался как единое целое, и люди учили и учились не физике или географии, а мироощущению вообще.

В современной школьной системе все многообразие мира расчленено на составные части-кирпичики, пронумеровано, разложено по полочкам с этикетками «физическая география России» или «история Средних веков» и извлекается по мановению руки волшебника-учителя в нужный момент, как кролик из цилиндра.

Но ведь детям нужно не только получить готовый результат. Они должны сами сделать что-нибудь подобное, причем с самого начала. Им необходимо понимать, что каждому фокусу предшествует долгий период подготовки, что кролика в цилиндр нужно подложить.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Обратимся к словарю: «МЕТОД ПРОЕКТОВ, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».

Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Метод проектов в представлении многих – сугубо американское изобретение, как ковбойские джинсы или гамбургер. Но, как и в случае с джинсами и гамбургерами, не все так прямолинейно. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… Но в череде серьезных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

До недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

        В современных условиях качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от владения им ключевыми компетентностями – это признано мировым педагогическим сообществом.

        Ученик считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применить усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

        И проектный метод обучения в настоящее время все чаще рассматривают как дидактическую систему реализации компетентностного образования, так как он  всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой учащиеся применяют полученные ими знания и умения на практике.

Учебный проект - способ построения образовательного процесса, взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает  те или иные знания и умения в процессе практического или теоретического решения значимой проблемы.

        Основными чертами этой педагогической технологии является следующее:

  1. В центре учебного процесса находится обучающийся, его познавательная и творческая деятельность.
  2. Роль  учителя чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.
  3. Ответственность за успех учебной деятельности обучающиеся в большей степени берут на себя.
  4. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

В проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащегося на уроках. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество: использование этого метода превращает обучающегося  из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.

        Главная задача учителя  в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение.

        В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить обучающимся требуются не только знания по конкретному предмету, но и знания из других предметов, кроме того, школьники должны уметь работать с информацией (выделять главную мысль, вести поиск нужного, анализировать, делать выводы), а также уметь работать с разнообразным справочным материалом.

 

Общеучебные компетентности, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

Рефлексивные:

умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые, исследовательские:

умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

умение выдвигать гипотезы;

умение устанавливать причинно-следственные связи

Работа  в сотрудничестве

умения коллективного планирования;

умение взаимодействовать с любым партнером;

умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

навыки делового партнерского общения;

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

 Менеджерские:

умение проектировать процесс (изделие);

умение планировать деятельность, время, ресурсы;

умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Коммуникативные:

умение вести дискуссию;

 умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы;

умение отстаивать свою точку зрения;

умение находить компромисс;

навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

Презентационные:

навыки монологической речи;

умение уверенно держать себя во время выступления;

артистические умения;

 умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

умение отвечать на незапланированные вопросы.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

  1. Наличие значимой в творческом плане проблемы.
  2. Практическая значимость предлагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, программа туристического маршрута, реклама чего-либо, создание творческого альбома, создание компьютерной презентации и т.д.)
  3. Самостоятельная, индивидуальная или групповая деятельность учащегося.
  4. Использование исследовательских методов.

Структура проекта.

  1. Выявление и постановка проблемы.
  2. Формулировка темы проекта.
  3. Постановка цели.
  4. Постановка задач.
  5. Организация совместной деятельности по решению проблемы.
  6. Презентация проекта.
  7. Подведение итогов, анализ работы.

Примеры из практики использования метода проектов на урокоах географии и внеурочной деятельности  в 10-11 классах:

В любом курсе (например, географии) метод проектов может использоваться в рамках программного материала по любой теме, поскольку отбор тематики производится с учетом практической значимости для школьника.

  На уроках географии:

1. В 10 классе при изучении темы «Население стран мира. Народы мира». Учителем перед учащимися также была поставлена проблема – сколько народов насчитывается в мире? Очень сложно ответить на этот вопрос. Далее – почему мы такие разные? К каким языковым семьям относятся народы мира? Также поставлена перед учащимися учебная проблема,   и как следствие – проектное задание – создать альбом «Лица народов  мира» (обучающиеся разделены на группы по количеству регионов мира: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Австралия и Окенания, Северная Америка, Латинская Америка). Форма реализации на выбор обучающихся (компьютерная презентация, альбом-атлас, карта, брошюра и т.д.) Цель – изучить национальный и религиозный состав народов разных  регионов мира, а также традиции и обычаи  этих народов. Чем замечателен этот проект, тем, что результат этого проекта можно использовать по географии в 11 классе, при изучении конкретно региональной географии и дополнять ту информацию, которая была предоставлена обучающимися.

2. В 11 классе при изучении регионального курса «Экономическая и социальная география мира»  каждый обучающийся получает по одной стране мира (по желанию, но так, чтобы страны не повторялись и были представлены различные регионы).  И обучающтеся должны дать  характеристику этой страны по определенному плану:

1. Экономико-географическая характеристика страны

2. Разработать туристический маршрут по стране

3. Интересные факты, события, статистика по данной стране

3. В 11 классе при изучении темы «Глобальные проблемы человечества» обучающеся представляют свои проекты (индивидуальный проект), где они рассказывают не только о глобальных проблемах человечества (демографическая проблема, проблема разоружения и сохранения мира на Земле, продовольственная проблема, энергетическая и сырьевая проблема, проблема использования Мирового океана,  проблема Мирного освоения Космоса, продовольственная проблема, проблема здоовья людей, экологическая проблема), но и предлагают свои пути решения этих проблем. Далее проводится конференция среди обучающихся класса (можно пригласить на это мероприятие и обучающихся других классов), где организуется работа в группах, которым по выборке достается одна из глобальных проблем. Необходимо выделить наиболее реализуемые пути решения данной проблемы.

Во внеурочной деятельности:

  1. Проект «Атлас загадочных мест планеты»

Основной замысел проекта – создание атласа загадочных мест планеты

Мир полон загадочных памятников, созданных древними мастерами. Эти места были тщательно изучены учеными, историками и археологами, но некоторые из них настолько древние, незаконченные или непонятные, что все еще не ясно зачем они были построены и какой цели служили.

Каждое такое место имеет свою легенду, сбивают с толку аномальными явлениями,  неизведанностью, загадочностью.

Почему нас так привлекают самые мистические места мира? Наверное, каждому из нас хочется верить в чудеса и в то, что есть на свете тайны, которые ученые еще не смогли раскрыть.

Люди всегда стремились, стремятся и будут  дальше изучать, исследовать эти загадочные места, которые  вызывают живой интерес у окружающих.  Изучение таких загадок  интересно и школьникам и взрослым людям. Это вызывает повышенную мотивацию к изучению предмета географии в школе..

Цель работы – познакомить с  загадочными местами планеы, рассказать о них самое интересное, выделив несколько версий.

Задачи:

  • подборка материалов « Загадочные места планеты».
  • систематизация этих материалов, подбор фотографий.
  • накопление материала для внеурочной деятельности по географии, составление атласа.

Результативность темы. В школьном курсе географии на эту тему не выделены учебные часы, поэтому результаты проекта могут быть использованы  любым учителем географии при проведении занятий внеурочной деятельности.

Это подборка для любителей загадок природных и исторических.

При работе над этим проектом целесообразнее рассмотреть и выделить регионы. Например, «Атлас загадочных мест Америки», или изменить «Карта загадочных и таинственных мест Азии», или «Альбом самых удивительных мест Европы» и т.д.

  1. Проект  «Карта туристический маршрут по древним городам Северо-Западного района»

Основной замысел проекта – создание карты с туристическими маршрутами по древним городам Северо-Западного района России.

В нашей стране много древних городов, имеющих важное историческое значение.Они были свидетелями многих важнейших событий русской истории и сегодня способны рассказать много интересного о прошлом нашей страны. Каждый город в своих стенах хранит частичку истории Древней Руси.

Современному обществу важно изучать историю, русскую культуру и традиции. В настоящее время создается все больше возможностей изучения родной истории и культуры. Возрождаются традиции и праздники, но знаем ли мы значение и истории этих традиций?

Посещая памятники истории, музейные экспозиции мы узнаем русскую культуру и сохраняем ее.

Цель работы – изучить историю древних городов Северо-Западного района, выделить самые интересные исторические места. Разработать автомобильный, кольцевой туристический маршрут по изученным городам. Создать карту с туристическими маршрутами по древним городам Северо-Западного района России.

Актуальность темы. На туристическом рынке существует множество экскурсионных предложений по древним городам Северо-Западного района. Но все они мало информативны, а нацелены на дополнительный отдых и сервис. В этом проекте создан маршрут, которым может воспользоваться любой желающий и  провести выходные в незабываемых уголках нашей страны.

Все древние города и их главные достопримечательности нанесены на карту России, дано их описание, что и является главным продуктом проекта. Этот маршрут разработан для любителей исторических мест, русских традиций и колорита.

  1. Проект  «Западная Сибирь: настоящее и будущее»

Основной замысел проекта – проанализировать экономическое развитие Западно-Сибирских территорий России и наметить перспективы развития этого региона.

Россия – огромная страна с удивительной,  уникальной, неповторимой природой. Большая часть ее территории расположена за Уральскими горами и относится к части света – АЗИЯ. Часть азиатской территории России называют Сибирью. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Сибирь? А у меня слово «Сибирь» связано с такими словами как: обширная, просторная, многоликая, бескрайняя, удивительная, волшебная, сказочная, непокорная, богатая. Не зря М.В. Ломоносов говорил «Богатство России Сибирью прирастать будут». Все эти ассоциации связаны как с огромными просторами, которые раскинулись за Уралом, богатыми различными ресурсами, так и с обычаями, традициями, культурой, образом жизни  тех удивительных народов, которые проживают на этой территории. Много высказываний связано с Сибирью. Если вы наберете в любой поисковой системе в Интернете «Высказывания о Сибири», «Стихотворения о Сибири», то откроется много ссылок.  И сразу становится понятно, что для многих людей понятие «Сибирь» и понятие «Родина» неотделимы. И видно, как они любят свою Родину, свою Сибирь.

Это удивительная территория, но все-таки мало освоенная и заселенная. И государство проводит  региональную политику,  направленную развитие Сибирских территорий.

Цель проекта – создать перспективный план развития Западно-Сибирских территорий России.

Перспективный план и является главным продуктом проекта. Сегодня существует много проектов, стратегий развития северных территорий России, главными целями которых являются выведение социально-экономических показателей Сибири на уровень не ниже среднероссийского.  Результаты данного проекта могут дополнить уже существующие проекты, или быть использованы в перспективных стратегиях развития Западно-Сибирских территорий. А  также могут быть представлены на различных социально-экономических форумах по вопросу дальнейшего  развития Сибири.

Этапы проведения проекта.

  1. Работа над темой цикла.
  2. Обсуждение темы будущего проекта.
  3. Формирование творческих групп. Состав группы может определяться такими критериями: уровень обученности, коммуникабельность, инициативность, интересы учащихся. Группы формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащийся приходит к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый активно включается в поиск новой  информации, в добывание знаний.
  4. Сбор дополнительной информации.
  5. Оформление проекта. Главное не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, не навязывать свою точку зрения.
  6. Презентация проекта. Очень важный этап, так как весь накопленный материал надо подать ярко, чтобы заинтересовать своих одноклассников.
  7. Подведение итогов. Очень важно дать учащимся возможность высказать свое мнение. Каждый проект заслуживает одобрение и похвалу, ведь в него вложен труд детей.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ проектной работы. Критерии оценки.

самостоятельность работы над проектом;

актуальность и значимость темы;

полнота раскрытия темы;

оригинальность решения проблемы;

артистизм и выразительность выступления;

как раскрыто содержание проекта в презентации;

использование средств наглядности, технических средств;

ответы на вопросы.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решений стоящих перед ним задач. Работая над проектом, школьники учатся работать в команде, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих одноклассников.

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Организация педагогического процесса на уроках «Народно-сценического танца» для детей с ОВЗ

Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца...

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Проект по теме: «Модульно – рейтинговая система организации образовательного процесса на уроках географии.10 класс»

Модульно – рейтинговая система организации образовательного процесса является элементом процесса реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, представляет собой...

Статья "Метод проекта как способ организации педагогического процесса на уроке литературы"

Статья посвящена  методу проектирования, его применению на уроках литературы. Показана значимость данного метода в  преподавании литературы. Внедрение метода проекта в учебный процесс &ndash...

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях ФГОС основного и среднего образования

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы

Выступление ( из опыта работы) на фестивале методических идей  на тему "Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на  уроках русского языка и литературы""...

Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках русского языка

Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и  п...