Статья "Метод проекта как способ организации педагогического процесса на уроке литературы"
статья по литературе (5 класс) на тему

Статья посвящена  методу проектирования, его применению на уроках литературы. Показана значимость данного метода в  преподавании литературы. Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика., 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kabdullaeva_g.k._statya.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проекта как способ организации педагогического процесса на уроке литературы

КабдуллаеваГилянаКайратовна

Астраханская область, г.Камызяк

МКОУ «Лицей №1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк»

Kabdullaeva.gilyana@mail.ru

В современном мире востребована личность многосторонне развитая, обладающая различными знаниями, умениями и навыками. Для успешного функционирования в обществе и для того, чтобы иметь повышенную  конкурентоспособность на рынке труда, будущий выпускник должен не только осуществлять учебную, эстетическую и трудовую деятельность, но и быть ответственным и уметь адаптироваться в любой ситуации,  уметь  работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности, уметь использовать современные информационные технологии, иметь обширные коммуникативные навыки, развивать творческое мышление, уметь выявлять, анализировать и решать проблемы. Для этого необходимы новые педагогические технологии. К ним можно отнести метод проектов.

Метод проектов – это способ достижения определенного результата через деятельную разработку проблемы. Учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

Цель метода проектов – стимулировать интерес школьников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных задач.

Главные требования к данной форме работы:

  • Наличие проблемы, требующей ее решения
  • Практическая значимость
  • Самостоятельная деятельность учащихся
  • Использование исследовательских способов

Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать

сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Именно метод проектов является деятельностью личностно-значимой, в которой учащийся может проявить свои исследовательские способности и организовать свою деятельность.

Выделяют следующие основные этапы:

1.   Целеполагание: осуществляется выбор наиболее актуальной проблемы  на определенный отрезок времени,определяется конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение и круг пользователей,

2.   Разработка проекта отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли каждого участника проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы. Происходит поиск и отбор материалов в рамках выбранной темы. Этап завершается составлением примерного макета будущей презентации.

3.   Выполнение проекта – практическая часть.Создание титульного слайда (указывается название и автор проекта); создание текстового содержания проекта (размещение отдельных текстовых фрагментов на различных слайдах); создание графического оформления (дизайн, фон, вставка рисунков); создание мультимедийных эффектов (анимация, звук, видео); настройка презентации (переходы между слайдами, средства навигации по слайдам).

4.   Подведение итогов  защита проекта, готовятся рецензии и отзывы на представляемую презентацию и ее описание, дается оценка руководителем и другими участниками проектной деятельности, заполняются карточки защиты проекта.

Литература как учебный предмет является замечательной сферой для проектной деятельности. Обучающиеся, работая в группе, смогут почувствовать предмет, получить новые знания, получат навыки анализа и обобщения. На уроках  литературы ученики выполняют часто проекты творческого характера. Например, работы исследовательского характера «Народная этимология в произведениях Н.С. Лескова». На первой стадии определяется цель проекта - показать значение народной этимологии. Далее  при отборе информации, учащиеся  приходят к определенным выводам при анализе биографии писателя. Н.С. Лесков много путешествует по России, знакомится с языком и бытом разных областей страны – это и служит предпосылками к жанровому своеобразию его произведений. Далее, происходит размещение отдельных текстовых фрагментов произведений писателя с необычной лексикой  на различных слайдах,  создается  небольшой этимологический словарь на основе произведений Н.С. Лескова.

Другой пример  исследовательской работы по литературе -  «Песенный фольклор жителей сел Камызякского района». Целью данного проекта является исследование песенного фольклора жителей  родного района, выявление жанрового своеобразия песен родного края и их связь с историей нашей страны.Учащимися производится сбор и систематизация фольклора на территории определенных сел, определяются особенности жанра песен,  устанавливается связь исторических событий, местных  традиций и их отражение в  местном песенном фольклоре. Например, в селах Камызякского района традиционно занимаются рыболовством. Это нашло свой отклик и в местных песнях:

Мы поедем в иные города

Мы закупим шелковые невода

Мы затянем белорыбицу со дна,

Ой да, мы затянем шелковые невода…»

Времена Великой Отечественной Войны отозвались в тематике военных песен:

Чаечка над озером вьется,

Ей негде, бедняжечке,сесть.

Там под ракитным кусточком

Боец молодой умирал…..

Участники исследовательского проекта  пришли к выводу, что все исторические этапы России отражены в  своеобразном песенном фольклоре местных сел родного района.

Я считаю, что данный метод раскрывает для  учащихся более широкое поле деятельности. Они  учатся обрабатывать информацию, создают проекты документального или исторического характера, составляют обобщающие таблицы, этимологические словари, продумывают  алгоритмы действий, схемы, выступают в роли историков, художников, литературоведов. Метод проектов демонстрирует высокую эффективность и мотивированность обучения,  повышает творческую активность учащихся.

 Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика, а учитель становится в содружестве с учащимися мастером своего дела, работает на высокие результаты, формирует у учеников универсальные учебные действия.

Литература

  1. Битянова, М.Р., Беглова, Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. - М.: Генезис, 2009.
  2. ВыготскийЛ. С.   Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с. - (Психология:Классические труды).
  3. Воропаев, В.Я. Управление проектами в России / В.И. Воропаев. - М: Алане, 2005.
  4. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. - М.: МАРО, 2006.
  5. Джонс, Дж. КМетоды проектирования / Дж. К. Джонс. -
    М.: Мир, 2006.
  6. Крылова, Н.Ю. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования / Н.Ю. Крылова // Народное образование. - 2007. - № 2. - С. 113-121.
  7. Новикова, Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах / Т. Г. Новикова. - М.: ACADEMIA, 2007.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в
    системе образования / под ред. Е.С. Полат, - М, 2008.
  9. Панов, А.И. Проектная и экспертная работа в образовании / А.И. Панов. - Томск, 2008.
  10. Полат, Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат. - М.: Просвещение,
    2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Организация педагогического процесса на уроках «Народно-сценического танца» для детей с ОВЗ

Доступность народных танцев, привлекательность и лёгкость движений принесут детям радость, создадут предпосылки для дальнейших занятий музыкой и танцами, сформируют интерес к познанию мира танца...

Метод проектов как способ организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Доклад о преимуществах и способах организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем применения метода проектов...

« Проект – как способ мотивации деятельности учащихся на уроках литературы».

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для тво...

Ирина Владимировна Куратова. Метод проектов как способ организации педагогического процесса на уроках географии и внеурочной деятельности

Ирина Владимировна Куратова, учитель географии, ГБОУ школа № 76, Санкт-Петербург Метод проектов  как способ организации педагогического процесса на уроках географии и внеурочной д...

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.

В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения  культурного кругозора обучающихся....

Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы

Выступление ( из опыта работы) на фестивале методических идей  на тему "Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на  уроках русского языка и литературы""...

Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках русского языка

Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и  п...