Пресс-конференция " Тропические пустыни Африки"
материал по географии (7 класс)

Данная разработка поможет  при изучении тем по материку Африка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropicheskie.docx49.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТРОПИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ АФРИКИ

(Пресс-конференция в 7-м классе)

Цели:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Тропические пустыни Африки»;
  • содействовать развитию у школьников умения использовать научные методы познания;
  • обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем;
  • формировать умение выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

оборудование:

  • плакаты, карточки, аудиосредства, мультимедиа;
  • карты: «Климат Африки», «Географические пояса и зоны», «Полезные ископаемые Африки».

Орг. момент

Актуализация опорных знаний

 «ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?»

  • Конго
  • Васко да Гама
  • Эпифит
  • Килиманджаро
  • Баобаб
  • Ливингстон
  • Раффлезия
  • Танганьика
  • Аххагар

Изучение нового материала

Тема нашего урока: «Природные зоны Африки. Тропические пустыни»

Цель урока: изучить природные условия, растительный и животный мир африканских пустынь Сахара и Намиб.

 Урок наш пройдет в нетрадиционной форме. Это будет пресс-конференция, на которой выступят климатологи, метеоролог, геоморфолог, геологи, ботаники, зоологи, эколог.

Давайте вспомним профессии:

- кто такой климатолог? Метеоролог? Геоморфолог? Ботаник? Зоолог? Геолог? Эколог?

Учитель: Само слова «пустыня» вызывает ощущение жажды и представление о палящем зное в безжизненных просторах. 1/7 суши Земли занимают пустыни. Пустыни - это очень сухие территории, где мало выпадает осадков. В Северной Африке протянулся пустынный массив от берегов Атлантического океана на западе до Красного моря на востоке, имеющий выход к Средиземному морю на севере и получивший название «пустыня», «пустынная степь».

Таким образом, Сахара - это собирательное название группы пустынь, среди которых выделяется ряд самостоятельных: Ливийская, Нубийская. Крупнейший знаток пустынь французский ученый Моно сказал, что Сахара - это наиболее прекрасная пустыня в мире. Сахару называют «королевой пустынь». Вы узнаете много интересного в ходе конференции. Затем мы заполним таблицу. Для этого вы должны внимательно слушать специалистов и задавать им вопросы.

Учащимся раздаются материалы по группам. Они самостоятельно его отбирают ,выбирают роли (развитие регулятивных и коммуникативных УУД).

 ПУСТЫНЯ САХАРА

(Слово предоставляется климатологу.)

Климатолог: Важным фактором является расположение Сахары по обе стороны от Северного тропика в пределах тропического климатического пояса. Облака - редкое явление. Поэтому солнечные лучи особенно сильно нагревают земную поверхность. Средняя июльская температура +35°С. При этом поверхность почвы прогревается до 80°С. Средняя температура января (самого холодного месяца) +10°С. Большие колебания суточные; годовых амплитуд. Днем в Сахаре жарко, а ночью холодно. Суточные колебания температуры воздуха 30°С. Работа с  климатической картой .

ВОПРОСЫ: (вопросы задают учащиеся).        

Метеоролог: Сейчас прозвучит музыка. Как вы думаете, о каком явлении идёт речь?!

                         Это ветер самум. Слышите: высокие, певучие, с металлическим оттенком звуки. Это

поют пески. Звуки поющих песков, как и звучащих скал, издают тонны перемещающегося песка.

То веселые, то грустные, то резкие и крикливые, то нежные и мелодичные, они кажутся говором живых существ, а не звуками мертвой пустыни. Рыжее месиво песчаной тропы клубится, вьется, рассыпается. А когда закрученный в тугие извивающиеся жгуты горячий песок бьет по лицу и по рукам, то кажется, что с тебя сдирают кожу.

Учитель: Не менее интересный рассказ нам представит геоморфолог.

Геоморфолог:  Наибольшую часть занимают каменистые пустыни, также глинистые и песчаные

песчаных пустынях дюны напоминают морские волны, отчего Сахару называют морем. Дюны - это пересекающиеся друг с другом гряды барханов. Барханы - это песчаные холмы серповидной формы. Барханы движутся со скоростью 7—10 метров в год и почти лишены растительности.

Учитель:          Попади впервые в пустыню, возможно, она покажется ужасной. Люди чувствуют себя одинокими, беззащитными под её высоким небом. Оно белесое, пустое, нет ни тучки, ни облачка. И солнце властвует на этой земле. От него кричат даже камни: раскаленные скалы пересекаются с громким звуком ружейного выстрела. Огромные пространства пустынь Африки лишены почвенного покрова. Эти почвы называют почвами тропических пустынь. Верно ли это? Мы пугаемся в пустыне не солнца, а того, чего не увидишь сразу - нашего привычного друга, верного защитника и кормильца - растения.

Ботаник: Было бы печально, если бы совсем не встречались никакие растения. Однако в действительности это не так. Живут на Земле растения, для которых пустыни t- родной дом. У растений пустыни длинные корни, чтобы доставать до спрятанной глубоко воды. Листья у растений либо в виде колючек, либо покрыты восковым налетом.

Саксаулы - низкорослые кустарники высотой от 1,5 до 12 м. Вместо листьев - заостренные, прижатые к стеблю чешуйки или бугорки. Древесина плотная, хрупкая, тонет в воде. Живет 30-60 лет. Источник калорийного топлива.

Солеросы - растения, поселяются на песчаной или илистой кромка морского бери га в числе первых 35 видов этого рода. Называемые солеросы сходны между собой распространены по всему миру. Мелкие растения обычно растут вертикально, а крупные стелются по земле.

Для всех видов характерны крошечные листья и облик суккулентов, что связано запасанием воды в тканях.

Манна небесная, или леканора съедобная - лишайник. Даже в самой безжизненной пустыне можно, собрав в горсть этой манны и размочив её утолить голод, хотя вкусным это блюдо не назовешь.

ВОПРОСЫ (вопросы задают учащиеся).

Учитель: Вы прослушаете музыку и выясните, из какой она телепередачи? Как вы думаете, кто перед вами выступит?

Зоолог: Животный мир небогат и представлен видами, приспособленными к крайней ограниченности кормов. Животные пустынь способны длительное время находиться без воды или пробе! гать большие расстояния в поисках её. Большинство животных ведет ночной образ жизни.

Крупных форм мало. Особого внимания заслуживает одногорбый верблюд, изображение которого символизирует пустыню Сахара. Жизнь населения в Сахаре невозможно представить без этого животного, чья приспособленность к жаркому и засушливому климату поразительна. Верблюд выдерживает длительное время иссушающее воздействие пустыни, теряя до 25% веса. Добравшись до воды, верблюд уже через 10 минут восстанавливает нормальный вид. Он выпивает 123 литра за 10 минут, что составляет 2/3 полной ванны. Самое интересное, что одногорбый верблюд не является и никогда не являлся африканским животным. Сведений о его диком предке нигде не обнаружено. В Африке, судя по наскальным изображениям, одногорбый верблюд появился уже в одомашненном виде лишь в 6 веке до н.э.

Из хищников встречаются шакалы.

Из грызунов - песчанки.

Эти грызуны живут колониями, они никогда не пьют, получают воду из пищи. Песчанки поедают семена, выкапывают корневища, луковицы, употребляют насекомых. На зиму делают запас пищи.

Они являются природными очагами чумы и кожных заболеваний.

Размножаются быстро: 2-3 выводка в год по 6-8 детенышей.

Много ящериц и змей.

ЕЮГ1РОС как животные пустынь вынуждены переживать огромные изменения суточной температуры?

Учитель: Богата пустыня Сахара и полезными ископаемыми. О них нам расскажет геолог, а вы отметите их в рабочих тетрадях.

О        ПУСТЫНЕ САХАРА

Зона

Климат

Почвы

Растительность

Животные

Полезные ископаемые

Учитель: Не менее интересна пустыня Намиб. Она занимает узкую, незначительную по площади полоску Атлантического океана. Её называют «Туманная».

Климатолог: Пустыня Намиб омывается холодным Бенгальским течением. А поверхность этой пустыни прогрета. И в результате соприкосновения холодного воздуха с более теплым приводит к конденсации паров и их существованию в приземном слое в виде тумана или росы. Большую часть времени (до 27 дней в месяц) пустыня Намиб затянута плотным Серым туманом. Отсюда и её название - «Туманная». Издавна местные жители приспособились «вылавливать» влагу из туманов. Специальное устройство - «туманоулавливатель» позволяет в сутки собирать до 28 литров воды. Среднегодовое количество Осадков - 25 мм. Туманы называют ещё ледяными. Таким образом, это климат тропических пустынь.

ВОПРОС: какова среднеиюльская температура? Среднеянварская? (летом 17-19°, зимой 12°).

Зачитать: Здесь после захода солнца туман с океана стеной накатывается на берег. За несколько минут температура падает больше чем на 20°, сразу становится сыро и холодно. Ледяной туман в пустыне - это как прикосновение смерти.

Биолог: «В низинах между дюнами произрастает вельвичия удивительная. Я расскажу вам, почему её так назвали. Фридрих Вельвич, известный ботаник, повидал много растений, но такого еще не встречал. Эта находка, которую ботаники потом назовут открытием века, случилась в середине Прошлого столетия. У ног путешественника, едва возвышаясь над щебнем и песком, - не то обрубок, не то пень, более полуметра. От него по обе стороны росло по широкому листу. Сильные и частые ветры разорвали, распороли эти листья на множество коричневато- зеленых лент.

Вельвич разглядывал невиданное чудо. Проводник-бушмен пояснил ему: «Отджи-тумбо», - в переводе «большой господин». Проводник раскопал тумбо, и он напомнил гигантскую свеклу. Влага конденсируется на листьях и поглощается устьицами, их на 1 см2 - 22 тысячи. Листья не опадают, как это происходит у обычных растений. Когда Фридрих Вельвич привез его в Европу, ботаники дали ему латинское имя. Он назвали его в честь путешественника «Вельвичия» и добавили ещё одно слово - «чудесная», по-латински «миралибис». Живет вельвичия сотни лет, максимальная продолжительность - 2 тысячи лет. Охраняется законом.

Лйтопсы. «Растения-камни», или «оконные растения», почти полностью погружены в грунт, на поверхность выходит только похожая на прозрачный камень водоносная часть мясистого листа. В засушливый период эти «растения-камни» кажутся безжизненными. Но после редких дождей выбрасывают вверх красивые цветы

Учитель: Животные пустыни Намиб так же, как и животные Сахары, приспособлены к нелегким условиям существования. С животным миром нас познакомит зоолог.

Зоолог: Перепончатый геккон. Пальцы соединены перепонкой, напоминающей плава[тельную, что позволяет ходить по сыпучему песку не проваливаясь. На пальцах находятся цребешки, облегчающие передвижение по песку. С наступлением темноты слышен его громкий голос «т€:х- тех».

Хищные млекопитающие представлены сурикатами или «земляными человечками». Они живут колониями. Эти животные роют норы на равнинах либо селятся в рарщелинах между скал. Около нор часто стоят столбиком, опустив по швам передние лапки, Напоминая человечков. Питаются они всевозможными мелкими животными, а также луковицами растений.

i

Учитель: С полезными ископаемыми нас познакомит геолог.

Геолог: На территории пустыни Намиб, в окрестности Людерлу, найдено месторождение алмазов. Совсем недавно открыто месторождение урановых руд.

Учитель: Итак, свои знания закрепим в таблице.

Учитель: С каждым годом пустыня отодвигается в глубь материка в среднем на 1 км2 в год. Деятельнос|ь человека не прошла «мимо пустынь». Поэтому послушаем мнение специалиста - эколога.

Эколог: В начале я хочу задать вопрос аудитории: что так4е оазис?

Цепь оазисов на севере Сахары длиной 1200 км. Известна как «Пальмовая дорога». Эти ландшафты существуют уже в течение многих тысячелетий, что, с одной стороны, является примером удачного сотворчества человека и природы. С другой стороны, оазисы - крайне неустойчивые системы, для поддержания которых требуются большие усилии. Интенсивная эксплуатация почв без внесения удобрений приводит к быстрому истощению. (Обильное и постоянное искусственное орошение связано с засолением почв и иссяканием запасов пресных вод. Незначительные площади пустынь служат скудной кормовой базой для Скотоводства. (3 результате пустыни растут на 1 км2 в год.

Учитель: Побывав на конференции», вы познакомились с пустынями, их природными условиями Объясните смысл пословиц:

  1. В Сахаре ветер встает и ложится вместе с солнцем.
  2. Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни.
  3. В пустыне приятно встретить даже разбойника.

Произнося слово «пустыня» вслух: не слышится ли вам хрип человека, испытавшего жажду и палящий зной? Представьте, что вы провели сутки в пустыне, Какими ощущениями и впечатлениями вы могли бы поделиться? (музыка). Работа в группах 5 минут.

Выставка книг Итог урока



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».

Практико-ориентированный проект.Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня»....

Урок "Тропические пустыни Африки"

Природа и пустыня Африки...

презентация "Пустыни Африки"

презентация  к уроку  географии в 7 классе "Природные зоны Африки"...

Открытый урок "Пустыни Африки"

Цели урока: Образовательные: ввести общее понятие тропической пустыни; раскрыть причины образования пустынь в Африке; показать особенности климата, почв, животного и растительного мира.Развивающие: фо...

Урок географии в 7 классе Пустыни Африки.

Одна из самых интересных природных зон Африки....

Конспект урока по географии 7 класс Тропические пустыни Африки

Урок" Тропические пустыни Африки"познакомится с природными условиями пустыни, глубже рассмотреть причины явлений, процессов, особенностей природы, используя знания других предметов...