Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».
методическая разработка на тему

Павлова Елена Степановна

 

Практико-ориентированный проект.

Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере

пресс-конференции

«Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ  Педагогическая  Академия.

Практико-ориентированный проект.

Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере

пресс-конференции

«Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».

Преподаватель ГОУ НПО ПУ-37:  Павлова  Е.С.

                                               

Ногинск.   2011г.

I.Введение.

Внеклассная  деятельность учащихся –важная форма воспитания и  образования. Их характеристиками  являются  добровольность    в выборе занятий учащимися; менее строгая регламентированность учебного материала ; зависимость содержания работы от  интересов самих учеников и учителя; многообразия ее видов.

Контингент обучающихся в ПУ в основном из неполных семей, социально запущенных и сирот, поэтому уровень культуры общения и  образ жизни недостаточно высокий. При создавшейся сегодня демографической обстановке и огромного числа  «трудных подростков» вопрос сохранения  духовно-нравственного  человека   и образованной нации как никогда актуален .Одна из главных проблем человечества-«Как готовить детей жить в этом злом мире?». Решается она непросто и требует огромного  духовного и душевного труда от родителей, учителей, детей. Священник Алексий Уминский советует: «Ступенька к духовной жизни- правильно устроенная жизнь души. Нужны реальные, общие, интересные дела, в которых дети могли бы проявить себя, как люди, которые не предадут товарища, которые помогут друг другу, простят обиды». И хочется добавить- не разорят святыни, не посягнут на красоту,а будут- созидать. Это и является целью, которую при поддержке УМО  возможно осуществить через внеклассную деятельность путем разработки  стратегии воспитания  религиозной культуры. Ориентация подростков на внешние «идеальные факторы» может быть использована как эффективное подкрепление разных форм деятельности, связанных с заботой о нравственности  .Надо чтобы подросток осознал ,что он отличается от других  и ,что необходимо совершенствовать свои индивидуальные качества и свойства ,тем самым начал формировать  свою идеологию духовно-нравственного  образа жизни.                                                                                                            

 Основные задачи внеклассной деятельности - создание благоприятных условий для проявления  творческих способностей, духовного роста, наличие реальных дел, доступных для детей  и имеющих конкретный результат, внесение в них романтики, творчества, элементов игры, оптимистической перспективы. Появляется возможность организовать неформальное общение учащихся и направить его в конструктивное, созидательное русло. Следует подчеркнуть значение внеклассной работы как дисциплинирующего и дополнительного стимула в процессе обучения в ПУ Духовного краеведения  Подмосковья.  Усиливается значимость массовых мероприятий. Это пресс-конференции, «устные журналы», «круглые столы» которые формируют духовное  мировоззрение, развивают  интеллектуальные умения.

Упорядоченно  организованное  взаимодействие учителя и учащихся ведущее к достижению целей учебно – воспитательного процесса достигается методами:  

1.Объяснительно- иллюстративным- первичным способом усвоения информации(уже готовой), выясняются интересные факты, связи между ними   вырабатывается системное мышление.  

2.Инструктивно- репродуктивным- выполнением  заданий по инструкции.          

3.Исследовательским, частично- поисковым (эвристическим) ,проблемным - проявлением черт  творческой деятельности, самостоятельности, уверенности в себе.      

  4.Эмоционально – ценностным отношением к миру – введением учащихся в систему ценностей.    

Ученический проект – это возможность сделать что то интересное,   самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свои результаты (для учащихся).Учитель же получает возможность организовать форму обучения, характеризующуюся целенаправленной деятельность по нахождению способа решения проблемы. Признаки проекта: проблемность, самостоятельность, временная ограниченность,  этапность,  личная  или общественная значимость, мобилизация усилий. Познавательную деятельность можно реализовать по этапам: 1.организация и планирование; 2.обеспечение реализации; 3.реализация; 4.управление, контроль и оценка деятельности.                        

II.Основная часть.

1 глава. Историческая ретроспектива теории и практики внеклассного образования.

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что «нельзя преувеличивать влияние школы на развитие ребенка». Одной из основных задач учителя он видел в том, чтобы не только передавать знания, но и развивать в нем (в ученике) желания и способность приобретать новые знания.

 

 Первые практические примеры внеклассного образования в России имели отношение к добровольной деятельности интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых и детей.

Изначально внешкольное образование детей и взрослых не входило в государственную систему народного образования .

Наиболее известным теоретиком и пропагандистом свободной школы и свободного воспитания является К.Н. Венцель. Для него характерна вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил .

Свое педагогическое кредо Венцель К.Н. сформулировал наиболее ярко в Декларации прав ребенка (25 сентября 1917 г., Свободное воспитание и свободная школа. 1918. №1-3. С.71-75) и их можно считать образцом определения парадигмы внеклассного образования детей.

В статье "Идеальная школа будущего", Венцель К.Н. формулирует ее основной педагогический метод, который должен быть "методом освобождения в ребенке творческих сил", "творческой воли ребенка или сознательной творческой активности".

Роль первого систематизатора внешкольного образования принадлежит Чарнолускому В.И., активному участнику подготовки и издания справочника "Внешкольное образование" (Петербург, 1905 г.).  

Тем не менее, первым классиком теории внешкольного и внеклассного образования считается Е.Н. Медынский, который провел серьезную работу по анализу и обобщению практики общественно - просветительской деятельности в России. В понимании Е.Н. Медынского, внеклассная работа - это сфера образования взрослого человека на протяжении всей его жизни и она требует специального научного осмысления.

«Праздное время, в пользу употребленное»

- так назвали свой печатный орган воспитанники Петербургского кадетского корпуса, организовавшие свой литературный кружок в 30 годы XVIII столетия. К тому же времени специалисты относят появление первых форм внеурочной работы с детьми. 

В середине XIX века интересные предложения по развитию внеклассной деятельности детей были высказаны Н. И. Пироговым. Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

В конце прошлого века при народных домах стали открываться первые кружки для детей.  В начале XX века были организованы первые внешкольные и внеклассные  учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительской работой .

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА.

Теория и методика

Деятельность по воспитанию, обучению и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная   работа.

Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для развития личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой  работы учителя, проводимой во взаимосвязи с обучающей работой на уроке. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.

Внеклассная работа специфична по своим целям, задачам, содержанию и методике проведения. Выделяют ряд педагогических принципов ведения внеклассной работы.

Принцип добровольности внеклассной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеклассной работы, а также к записи во внешкольные воспитательные учреждения.

Принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружков, клубов, объединений и других форм  деятельности будет носить общественно значимый характер, отвечать актуальными задачам развития страны, будет связан с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства.

Принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе  работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы при проведении внеклассных  мероприятий каждый ученик выполнял определенный вид деятельности.

Принцип научности состоит в соответствии современному уровню науки, педагогики, психологии методики.

    Принцип природоохранной направленности изучает предметы и явления природы во взаимосвязи компонентов: природа – общество – человек, формирует культуру общения с окружающей средой, ответственное отношение к ней.

Принцип использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций имеет особую значимость в творческой работе (КВН, спектакли, пресс-конференции…)

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников отражается в содержании, формах, методах осуществления внеклассной  деятельности, в характере взаимоотношений учителя и ученика.

Среди многообразия форм организации внеклассной и воспитательной деятельности чаще других используются:

• кружки, где дети в основном получают знания по какому-либо одному предмету и формируют соответствующие умения и навыки;

• клубные объединения детей по интересам, отличительными особенностями которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д.

• комплексные формы детских образовательных объединений – студии, мастерские, лаборатории, школы, которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей.

К основным методам деятельности во внеклассной воспитательной работы  относятся:

а) методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т. п.);

б) методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, рисунков, схем и т. п.)

 в) методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий и т д);  

г) методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т. п.);

 д) методы контроля эффективности деятельности детей (наблюдения, проведение бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке).

К внеклассной  работе предъявляются следующие требования:

– органическая связь с воспитательной и образовательной деятельностью школы;

– согласованность действий с воспитательной и образовательной работой школы, семьи, общественности;

– массовый охват детей при соблюдении добровольности записи в кружки, факультативы и т.д.

– свободный выбор детьми характера творческой деятельности;

– сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;

– сочетание методов просвещения, организации деятельности детей, стимулирования активной творческой деятельности и контроля за эффективностью  работы.

 Методика ведения внеклассной работы

Для внеклассной  работы характерны следующие особенности: а) отсутствие жесткой регламентации, возможность максимально полно опираться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств и методов ведения  работы; б) большая ответственность педагога, проявляющаяся в потребности самостоятельно разрабатывать направления  деятельности и формировать ее содержание  с опорой  на базисные планы и программы; в) частичный контроль за результатами работы, что, с одной стороны, затрудняет оценку деятельности, а с другой – позволяет создавать более естественную обстановку и способствует неформальности общения; г) проведение во внеучебное время (на переменах, в праздничные и выходные дни, на каникулах); д) широкий круг возможностей для привлечения  разного рода специалистов среди взрослых.

Специфика внеклассной работы проявляется на уровне следующих задач:

• формирование у ребенка положительной «Я-концепции» как совокупности трех факторов: уверенности в доброжелательном отношении к нему других людей, убежденности в успешном овладении им тем или иным видом деятельности, чувства собственной значимости;

• формирование у детей навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия;

• формирование у детей потребности в продуктивной, социально одобряемой деятельности посредством знакомства с различными ее видами, интереса к этой деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, а также необходимых умений и навыков;

• формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей;

• развитие познавательного и творческого интереса.

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы, которые должны определяться в соответствии с особенностями класса, возможностями, способностями и желаниями педагога, традициями общешкольной внеучебной работы и т. п.

Формы внеклассной работы могут выбираться в соответствии с направлениями работы.

Метод проектов, известный также как метод проблем, возник еще в1920-е годы в США.(Д.Дьюи и В.Х. Килпатрик).Обучение предлагалось строить на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности. В России идеи проектного обучения возникли одновременно с разработками американских педагогов. В1905г. была организована группа сотрудников во главе с русским педагогом Т.Шацким  активно пытавшаяся использовать проектные методы в практике преподавания. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, умение работать с информацией. Деятельность ученика приобретает познавательный характер .  

В условиях открытости и информатизации современного общества перестраивается и организация процесса обучения. Все больше распространяется деятельный подход ,согласно которому учащиеся должны приобретать знания не в «готовом виде»,а  в результате самостоятельно познавательной деятельности. Широко применяются активные методы обучения, к которым принадлежит и метод проектов где достигаются образовательные цели через разработку проблемы, завершаемой оформленным результатом. Проектирование – это деятельность по управлению проектами в различных областях  социально - технологической сферы, т.е. созидательная работа человека по преобразованию окружающей среды и самого себя.   Реализуется важный принцип обучения – связь теории с практикой. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне , и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму» - гласит китайская мудрость. Основываясь на этой истине, мы организуем нашу внеурочную  деятельность.

Ниже приводим разработку пресс- конференции которая является заключительным мероприятием в Неделе « Духовное краеведение».  Подготовка начинается за месяц  до проведения  пресс конференции. Актив учащихся  состоит из малых групп . Он организует в  учебном кабинете -«Центр подготовки» , где определяется с темой, ее содержанием, проблемой, планом работы, составлением программы, списками специалистов(участников конференции), решает организационные вопросы ,пишет заголовки, плакаты, рефераты, подбирает литературу к выступлениям; работает с различной информацией, Интернетом, проводит  конкурс газет, например: «М удрость  святых Отцов»,  «Духовные поучения», «Из истории обители» и т.д.   Кроме конкурса газет, беседы с  батюшкой,  просмотр  и  обсуждение  кинофильмов      « Форпост» , « Мой отец Сергий».Участвуют в акции милосердия( сбор продуктов, одежды, лекарств). За слаженностью работы  следит преподаватель.

2 глава.Тема. Пресс- конференция. «Николаевская Берлюковская пустынь и её святыня».

Общие цели и задачи проекта:

1.привлечь внимание учащихся к нравственно-духовной проблеме-правильному устроению своей души;

2.расширить знакомство учащихся с христианской культурой на землях Восточного Подмосковья на примере обители 17 века Николаевской Берлюковской  пустыни и чудотворного образа «Лобзание Иисуса Христа Иудою» в контексте с историческими  событиями;

3.отметить интересные факты из жизни Святейшего Патриарха Пимена (Извекова);

4. развивать понятия о добре и зле, красоте, добродетели, нравственных категориях- любви, терпении, нестяжательстве , долге ,кротости, смирении, благородстве, трудолюбии, духовном подвиге, подвижничестве, милосердии, паломничестве, крестных ходах; умение  учащихся объяснять отрицательное воздействие зла, и использовать приобретенные  знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

5.научить участников проектной деятельности работать с различными источниками информации: тезировать, реферировать, конспектировать тексты, работать в Интернете, с периодическими изданиями ,радио- и телепередачами;

6.овладеть навыками представления социально значимой информации в виде плакатов, газет и др. видов наглядной агитации;  

7.формировать у учащихся негативное отношение к попранию христианских святынь, вандализму;

8.содействовать социализации участников проектной деятельности , выработке у них навыков коллективной мыслительной деятельности, работы в группах;

9.способствовать самоактуализации природных задатков участников проекта, содействовать  творческому развитию их личности, формированию рефлексивного мышления, приобретению навыков публичного выступления, аргументирования своей точки зрения.

Интегрируемые предметы: история, основы православной  культуры, деловая культура и психология общения, литература.

Содержательные  линии темы.

1.Актуализация проблемы. Паломничество и его значение.  

2.История  Николаевской Берлюковской пустыни: выбор  места, основание обители с  17 по первую треть19 века.  

3. 19 век - «золотой век» для пустыни: расцвет иноческой жизни, Чудотворная икона « Лобзание Иисуса Христа Иудою», исцеления, крестные ходы.                        4.Поездка в Берлюковскую Пустынь в 1864 году.  

5.Закрытие обители: разорение, поругание и опустошение.    

6.Возрождение Николаевской Берлюковской пустыни.  

7.Памятка. Презентация.

Формы представления результатов: сценарий  «пресс-конференции», рефераты учащихся на тему – «Разрушенные обители нашей Подмосковной земли», газеты, презентация.

    Оборудование: компьютер, экран,  стенные газеты по тематике , реквизит для конференции, плакаты с выдержками из духовного  наставления,  народной мудрости, презентация.

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ  «Пресс-конференции».

«Мир существует только до момента его окончательного самоопределения в сторону добра или зла».

Схиархимандрит Варсонофий Оптинский.

ВЕДУЩИЙ : Дорогие друзья , мы собрались с Вами для проведения пресс- конференции на тему : « Николаевская Берлюковская пустынь и её святыня» Цель нашей встречи- донести до читателей газет и журналов возможность формирования самим человечеством  своего  духовного устроения  жизни, через приобщение к русской культуре.                                     Информационная справка от ведущего. Периодическая печать  бьёт в набад сообщениями о росте преступности, пьянстве, наркомании о всевозможных видах зависимости, хулиганстве, суициде среди молодёжи, которая захлебывается в поп - культуре. Мир погряз во зле. И создаём его мы сами. Что думает по этому поводу психолог?                               ПРАВОСЛАВНЫЙ ПСИХОЛОГ: И.А. Ильин знаменитый философ писал: «Современный человек знает, что он смертен, и спешит  как можно больше получить удовольствий, но о своем бессмертии он не знает ничего, а поэтому пытается ухватить  «коньюктуру» времени. Он жаждет власти, он субъкт  без тормозов . Мы шагаем по жизни как властные, самодовольные господа, предпочитаем то, что сулит удовольствие, отметаем всё остальное и совершенно не думаем о Том, Кто дал нам это богатство жизни, оставил на каждом, даже самом мельчайшем даре отпечаток Своей Божественной ипостаси.» Бездуховность – причина зла, человек скатывается на уровень животного. От неё нужно освобождаться, Когда Серафима Саровского спросили: «  Как это сделать?», то он ответил одним словом «решимостью». И поможет в этом – покаяние. Это мужественный подвиг, когда мы сами себя принуждаем жить, так  как надо, а не так, как жили  до сих пор. Господь многими скорбями вразумляет, но понимает это тот, кто имеет духовный капитал. Это подвижники- люди ,которые упражняются в благочестии , самоотречении с целью духовного самоусовершенствования.  Человек имеет вектор поведения, связанный с духовным миром. Нормы его поведения складываются из внутреннего убеждения . Надо подражать святым, научиться жить, как они. Мы должны жизнью, а не только словом прославлять Бога. Человек может  быть здоровым, но у него искажена нравственность.                                                                                                              Добро и зло – категории нравственного поведения. Именно через них происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Добро может выступать как добродетель, т. е. являться моральным качеством личности. Зло- это аморальность и безнравственность. Нормы морали получают своё идейное выражение в Заповедях, где сказано о том ,как должны мы себя вести ( Евангелие от Матфея гл.7 ст.12).(Демонстрация заповедей ). (Приложение №1)Правильное и скромное поведение с людьми и владение своими внешними чувствами чрезвычайно облегчает внутреннюю борьбу, которая в наше время очень трудна без смирения, и без уважения, достоинства, благородства, совести. Совесть- это осознание человеком своих действий, благодаря чему мы контролируем свои действия, поступки, даём себе оценку. Совесть тесно связана с долгом- осознанием добросовестного исполнения своих обязанностей. Достоинство не позволяет льстить  и угодничать, унижаться, но быть сдержанным в проявлении своих чувств.  Эти категории у нашей молодежи, как правило, недостаточно развиты. «Нам надо всегда и во всём поступать по воле Божьей, т. е. по  евангельским заповедям при непрестанном призывании имени Господа Иисуса Христа на помощь. А так как мы постоянно нарушаем заповеди, то и должны всегда каяться перед Богом и сохранять сердце чистое и смиренное( Пс.50.19). Без этого наше делание не только бесполезно, но и вредно, так как приводит к гордости, высокоумию, губит  душу. Бог гордым противится ,а смиренным даёт благодать(Иак .4.6.)» - вот в общих чертах суть делания  духовного по мнению игумена Никона Воробьёва.                                                                                  КОРРЕСПОНДЕНТ  газеты «БЛАГОВЕСТНИК». А нельзя ли пояснить на конкретных примерах эту суть делания?                                                               СОТРУДНИК  Свято- Тихоновского Православного  университета.           В храм мы идем каяться и за духовным оружием, чтобы защищаться молитвою.  Там надо молчаливо внимать, ибо меч духовный – это Слово Божие ( Еф. 6, 11-17). О духовном подвиге подвижников, жизни святых можно узнать из их жития, наследия и в поломничестве.  Через души праведников спасается мир. Издревле известна традиция отправляться в паломничество по Святым местам: местам, где подвязался  кто либо из святых угодников или связанных с  земной жизнью Спасителя и Богоматери, в монастыри и к чудотворным образам, источникам. Храм – это пристанище для измученной миром души, где она получает мощную духовную поддержку. Слово паломник происходит от слова «пальмовник»- человек, держащий пальмовую ветвь, так как паломники посещавшие Святую Землю, передвигались по ней с пальмовыми ветвями в руках и с этими ветвями возвращались домой, неся их как освященный предмет, как Святыню. Слово странник тоже было связано с паломничеством, потому, что странники путешествуя по земле переходили от монастыря к монастырю, от святыни к святыне. Совершаясь по  благословению Церкви, паломничество является своего рода богослужением, духовной работой, очищением души. На 19век пришлось невиданное паломничество в Восточную Подмосковную  Николаевскую Берлюковскую пустынь, которое  было связано с её чудотворной  иконой «Лобзание Иисуса Христа Иудою». (Демонстрация иконы).

   КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ  НАУК. Позвольте коллега, совершить  экскурс в историю нашей  Подмосковной земли.                                                        Выбор места для монастыря никогда не был случайным. Подвижники долго ходили по лесам и болотам, пока не обретали спасительную пустынь. Примерно в 9-10 веке территорию современного Богородского района Московской области заселяли славянские племена. Река Клязьма разделила владения двух племен- вятичей и кривичей. Примерно с середины 12 века начинается колонизация этих мест  великим князем Киевским Юрием Долгоруким и его сыном князем Андреем Боголюбским. Люди с большой охотой переезжали (спасаясь от кочевников) из Киевской Руси, получая землю, льготы, право основывать поселение. Началась эпоха христианизации мессионерами- проповедниками, великими мужами молитвенниками, богословами, которые обращали заблудших язычников ко Христу.  Светская власть поддерживала Церковь. Кукша и Пимен Печерские, Авраамий Ростовский , Герасим Вологодский  обращали вятичей ко Христу. Предполагают, что первые монашеские поселения появились у реки Вори в живописном месте, среди карстовых пещер и могучего леса над рекой на противоположной стороне  которой образовалось поселение  Берлюки.                                                                                   КРАЕВЕД. Наши исследования подтверждают предание о древности этих мест: «Богородское селение Авдотьино (рядом с монастырем) расположено у речки Вори. Рядом с ним  обнаружен  могильник славянских селищ 11-12 веков.. Долгое время здесь жили финно- угорские племена, давшие привычные нашему уху названия: Клязьма, Воря, Уча и Шерна. В раннем русском средневековье река Клязьма стала границей между  племенами вятечей  с юга и кривичами с севера.»Это выдержка из работ нашего  краеведа Евгения Адрианова. Существует интересное упоминание о епископе  Феодорите, что он прибыл в Калязин монастырь из обители  Святителя  Николая Чудотворца, где был строителем ( около 1572 года).  Краеведы предлагают нашим молодым исследователям заняться поисками  документов о существования Берлюковского монастыря уже в 16 веке, поискать рукописное описание пустыни и рукописный синодик. В начале 12 века Русь Святую постигло  Божие попущение. Нашествие  иноплеменников, гражданская война внутри страны, но  из подвала Чудова монастыря раздался призыв Патриарха Пимена ко всем русским людям и сила   Духа  победила, воцарилась династия Романовых. Иеромонах Нил в историческом очерке о Николаевской Берликовской пустыни пишет «..В 40 верстах от Москвы и в 18 от уездного города Богородска, на живописном берегу реки Вори…красуется благоустроенная и цветущая Берлюковская  пустынь…существует предание .. некий старец,схиеромонах Варлаам, около 1606года..там поселился».Пришел он из Стромынского Троицкого монастыря разоренного поляками. Им была  сооружена часовня  деревянная, где был водружен образ Святителя Николая Чудотворца, а затем каменный храм. Отец Нил пишет: «Скоро разнеслась молва.. и толпами богомольцев.. дремучие леса огласились звуками молитвенных песнопений».После смерти старца наступил период  упадка и запустения. Возобновление монастыря произошло в 18 веке. В1715 году был выстроен новый храм во имя святителя Николая Чудотворца, а в1721 году пустынь упоминается как самостоятельный в управлении монастырь под начальством настоятелем Диодора. В 1731г. строителем Берлюковской пустыни был иеромонах Иосия, ревностный аскет и защитник православия (при Петре-1 и Анне Иоанновне), духовный отец известных деятелей своей эпохи: семьи Долгоруких, Одоевских А. В. Макарова- бывшего канцлера Петра Великого. Он был патриотом, всегда выступал во имя правды и за это испытал в ссылке тяжкий путь страданий. В1734г. Был выслан на Камчатку. Пустынь была закрыта. Но уже в1759г.  Монастырь вновь упоминается, как существующий, но  храмы действовали как приходские.                                                                                                   Корреспондент журнала « Фома».                                                                           На страницах нашего журнала печаталась статья об этом монастыре , но там читателей  уверяли, что Николаевская Берлюковская пустынь  очень  красивая, известная и процветающая обитель.                                                                   КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК. Подъём обители приходится на конец18в.- первую треть 19 века. ( фото №1).  Новый строитель Иоасаф за время своего 15- летнего управления возвел новые каменные настоятельские братские келии, в1786г. Был заложен храм во имя Святой Троицы,в Москве была приписана часовня к пустыне во имя Николая Чудотворца в Елохове.  1806-1829гг.важный духовный  этап. В этот период настоятель  Пахомий  благословил поселиться монахам в берлюковские пещеры. Неутомимо спасал строитель  Иоаникий монастырское добро от французов( 1812г.), в стенах обители был лазарет для раненых воинов. В пустыне было заведено строгое общежитие.  19 век  можно назвать «золотым веком»- эпохой строительного и духовного деланья в пустыни. Всевышнему стало угодно прославить пустынь.                          

24мая 1829 года произошло обретение великой святыни- чудотворной иконы « Лобзание Иисуса Христа Иудою» и исцеление от образа слепой солдатки  Татьяны Ивановны Кузнецовой ( фото №2 иконы). Исцеления этой женщины и все последующие показали жертвенную любовь Христа к людям. Однажды эта женщина после молитв  с просьбой об исцелении заснула, и в тонком сне увидела благолепного мужа ,который показал ей икону Христа Спасителя, обещав исцелить её если она отслужит перед ней молебен. На другую ночь он сообщил, что искать надо  в Берлюковской пустыни, но икону там не нашли. Через некоторое время болящая удостоилась сообщения, что искать надо в хлебопекарне, где и была найденной монахами запылённой, закопчённой, стоявшей в углу без всякого презрения. Её перенесли в Троицкий собор.( фото № 4 ).      

КОРРЕСПОНДЕНТ ГАЗЕТЫ «БЛАГОВЕСТНИК». В чём заключается духовный смысл обретения чудотворного образа?  Какова  цель крестных ходов ?                                                                                                          Сотрудник Свято- Тихоновского Православного университета.  Это прямое указание – для тех, кто придерживается внешней стороны христианства  - исповедуют Христа одними устами подобно льстивому и лобызающему Иуде. Это громкая проповедь обличающая многих в постыдном предательстве сына Божия, когда они ожесточаются в безверии и в слепоте ума. Не для того ли совершилось чудо ,чтобы нас вразумить, просвятить и обратить на путь правый? Время обретения иконы было крайне тревожным -1829г. многие впали в заблуждения -  из Зарубежной Европы проникл в придворные круги , в дворянство еретический мистицизм, который давал полную свободу к греховной жизни.  Пагубное учение  повело наступление на монастыри и монашество. Явление образа указало правильность пути Берлюковской обители на твёрдое стояние в единственно верной  и спасительной истине Христовой. Исцеления стали многочисленными так  крестьянин Лаврентий Михайлов 5 октября 1829 г. после молитвы у иконы спасся от трясавицы и полностью излечился; 7 сентября 1836г. после молебна перед чудотворным образом исцелился от тяжелой формы горячки купец из Купавны Пётр Семёнович Бабкин, в апреле 1839г. - от болезненных припадков  19 летний Тимофей Семенов. Митрополит Филарет (Дроздов), покровитель обители, благословил знаменитые Берлюковские крестные ходы. Крестный ход - это не просто собрание людей, икон и хоругвей – это движущая живая Церковь, через усталость тело облегчает душу. Чудотворная икона Спасителя  была главной святыней Богородского края. Святой правительствующий Синод 1 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы разрешил  ежегодно износить эту икону. Так велико было  паломничество, что монастырские гостиницы и храмы обительские не вмещали всех желающих поклониться святыне. Цель изношения -  доставить православным, которые не имеют возможности  посетить пустынь, духовное утешение молитвою перед  чудотворным образом.                                                                                            КРАЕВЕД.  В октябре 1844г. началось строительство храма во имя Всех Святых ( фото №3  ) –благотворитель почетный гражданин, купец  Ф.Ф.Набилков. В 1848г.построили каменный собор имени Христа Спасителя ( зодчий Ф.М. Шестаков). 24 июня 1856г в строители  Берлюковской  пустыни назначен из Гефсиманского скита иеромонах Парфений. Величайший духовный писатель, мыслитель, схимник, делатель умной молитвы, устроил иконописную мастерскую, переплётную, келейные корпуса при пещерах, начал возрождение Преображенского Гуслицкого монастыря заселённого старообрядцами. В 1863г. на чудотворную икону « Лобзание Иисуса Христа Иудою»-возложен хитон из золота (вклад купца  И. С. Кулаева). Сам образ был в чеканной серебреной вызолоченной ризе, венец на Спасителе в виде сияния убран бриллиантами, на образе круг убран крупными стразами, а по  углам крупными каменьями, вверху надпись на финифтях в каменьях. Пустынь за свою историю собрала много старинных икон: Вседержителя,  Эммануила, образ казанской  Богоматери с Николаем Чудотворцем и Параскевой Пятницей. В храме Василия Великого (фото № 5 ) икона Нерукотворный  Образ Спасителя и курская Знамение Богоматери.С1861г по1864г строилась церковь Иоанна Крестителя Господня. Люди жертвовали золотом, серебром, деньгами, украшались иконостасы, ризы,  рамы, хоругви, построен дом для неимущих странников, безвозмездная трапезная, деревянный мост  на сваях через Ворю. Каменный келейный корпус соединялся с пещерами и пещерным храмом, а над источником гидропульс для поднятия воды в чашу под образом иконы Божией Матери   Живоносный Источник..( при  игумене Ионе ( 1865-1870гг.).

Сотрудник Свято- Тихоновского Православного университета. Чтобы представить расцвет обители позволю себе прочитать Вам дошедшее до нас воспоминание  «Поездка в Берлюковскую  Пустынь в 1864 году» паломника Ивана Шевелкина :

«В мае нынешнего года представилась мне возможность выполнить давнишнее желание побывать в Берлюковской пустыни и в новом Спасопреображенском Гуслицком монастыре, основанном лет пять тому назад посреди закоренелых раскольников поповщинской секты. Ко мне обратился у кассы купец:

 Вам в Берлюковскую пустынь?  Так нам вместе ехать до Васильевской станции.

Мы взяли билеты. Вы помолиться едете в Берлюки? спросил меня сосед.

Главное помолиться, а потом уже отдохнуть от московской жизни и подышать чистым воздухом. Говорят, что воздух и местоположение в Берлюках восхитительные.

Что и говорить: во всей губернии не найдешь такого приволья! Мы таки раза по три в лето побываем У Спасителя; от нас, от села Купавны, до монастыря верст 15-ть будет, не больше. Там есть чудотворная икона Спасителя, явленная; так мы все больше "к Спасителю" говорим. Мы подъехали к монастырской гостинице для приезжающих и приходящих богомольцев,  расположенной против св. ворот обители в одном каменном и трех больших деревянных корпусах.

 С особенным удовольствием напившись чаю, я пошел помолиться пред чудотворной иконой Христа Спасителя, называемой "Лобзание Иуды", а потом отправился полюбоваться обителью снаружи перед закатом солнечным.  С юго-западной стороны из-за речки Вори, омывающей крутой берег, на котором возвышается Берлюковская пустынь, вид ее превосходен; отсюда виднеются угловая башня, временная одноярусная каменная колокольня с огромным колоколом, большие ворота ведущие из монастыря на обширную террасу, и двухэтажный каменный корпус ( фото № 6 ) настоятельских келий с небольшою в нем церковью; далее из-за забора в косогор виден вход в пещерки, над которыми недавно построена каменная часовня, а за ней между огромными соснами возвышается небольшой храм с колокольней ( фото № 7  ). С восточной стороны к обители примыкает густая сосновая роща, обнесенная частоколом; с северной же стороны построены корпуса гостиных ( фото № 8 ) келий, конный и скотный дворы.

Теперь опишем внутренность Берлюковской пустыни. Из св. ворот, над которыми устроена церковь во имя святителя Василия Великого, при входе в обитель, глазам представляется небольшой одноглавый каменный соборный храм во имя святыя Троицы с двумя приделами в трапезе ( фото № 9  ), во имя святителя и чудотворца Николая и великомученика Мины, воздвигнутый строителем Иоасафом и освященный в 1786 году митрополитом Платоном. Над притвором храма возвышается двухъярусная колокольня. Первоначально купол Троицкого собора был деревянный, по времени пришедший в ветхость; теперь же, старанием нынешнего настоятеля иеромонаха Иосифа, устроен весьма легкий каменный осмерик с куполом, покрытым белым железом. Внутренность собственно Троицкой церкви также совершенно исправлена: в ней стены украсились превосходной живописью и поставлен новый великолепный иконостас из розового дерева с резьбою из ореха, с позолотою в немногих местах и резными золочеными херувимами по верху. В иконостасе этом соединены изящность и простота, отчетливость работы и прочность. Справедливость требует отдать честь и хвалу московскому мастеру Павлу Варфоломеевичу Алексееву, который работал иконостас этот, а также клироса и два великолепных киота, розового же дерева с резьбою из ореха, в коих поставлены чудотворный образ Христа Спасителя "Лобзание Иуды" и икона Божией матери. Иконы в царских вратах, изображения на северных и южных дверях и образа святыя Троицы, Распятия и Воскресения Христова, Господа Вседержителя и Киево-Печерская икона Божией матери превосходно написаны в Сергиевой Лавре известным художником-иконописцем иеромонахом Симеоном. Местные иконы в нижнем ярусе иконостаса все в серебряных ризах с вызолоченными венцами, украшенными разноцветными каменьями, поставлены в вызолоченных бронзовых рамах за цельными зеркальными стеклами; в прочих же трех ярусах все образа хорошего иконного письма без окладов, окружены деревянными резными вызолоченными иконами. Иконостас этот замечателен еще тем, что стороны его и царских врат, обращенные во св. алтарь, украшены святыми иконами.

Влево от св. ворот возвышается обширный и великолепный храм, каменный, о пяти главах, во имя Христа Спасителя, чудотворного образа Его "Лобзание Иуды", однопрестольный. ( фото № 10 ). Он построен, в виде четвероконечного креста, покойным Берлюковским настоятелем архимандритом Венедиктом и освящен в 1847 году Высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Московским. Внутренняя отделка храма, иконостас и в нем святые иконы соответствуют наружному великолепию его. В храме Спасителя в продолжении весны, лета и половины осени ежедневно совершается богослужение; зимой же служат в теплом соборе святыя Троицы. Настоятель обители и братия помещаются в трех больших двухэтажных каменных корпусах; тут же находятся обширная и светлая трапеза и братская кухня. Для просфорни и просфоряков построен вправо от св. ворот небольшой каменный одноэтажный домик, за монастырем новый конный двор, а в одноэтажном каменном здании вместо конюшен, сараев и помещений для рабочих, устроил хлебную пекарню, квасоварню, ледник, мастерские : портную, сапожную и столярную, и несколько келий для мастеровых из братии. За каменной монастырской оградой в сосновой роще воздвигнута небольшая церковь с колокольней, деревянная, снаружи и внутри оштукатуренная, во имя Божией матери, Казанские иконы Ее.

Против западной  Казанской стены покоится прах схимонаха Макария, отличавшегося святою, подвижническою жизнью и необыкновенным трудолюбием. теперешний строитель о. Иосиф поправил пещерки эти, и соорудил над пещерой, в которой жил и подвизался покойный труженик, каменную часовню с благочестивым намерением, если Господь поможет, со временем устроить в ней церковь и учредить здесь неусыпное чтение псалтири за упокой душ умерших благотворителей Берлюковской пустыни.

В Берлюковской пустыни с самого основания ее заведено полное общежитие , которое и ныне строго поддерживается: все живущие здесь монашествующие и послушники получают от обители пищу, одежду, белье, обувь и все необходимое, и, на утешение, ежемесячно выдается чай и сахар.

Берлюковская пустынь отличается истинно-патриархальным гостеприимством; все приезжающие сюда богомольцы или приходящие бедные странники на монастырской гостинице пользуются помещением и пищею из братской кухни без всякой платы за это; желающие же могут сделать пожертвование за покой и пищу.

Источники доходов пустыни состоят: 1) из денежного капитала, положенного благотворителями на вечные времена в кредитные учреждения, процентами с которого обитель пользуется; 2) двух часовен в Москве: за Москвой-рекой у Каменного моста и на Немецком рынке; 3) часовни на торговой дороге из Шуи в Москву, называемой Стромынка, при деревне Мызиной; 4) двух часовен на Владимирском шоссе, которые, впрочем, не приносят дохода с тех пор, как началось движение по Нижегородской железной дороге;  5) из пожертвований за поминовение, за молебны и за панихиды.

Все, что мы здесь видим в настоящее время, устроилось с небольшим в шестьдесят лет без всяких средств, одним усердием благочестивых жертвователей. Справедливость требует указа здесь на труды и старания настоятелей Берлюковских, приведших обитель в настоящее цветущее состояние. Строитель Иоасаф первый возобновил обитель и собрал братию; несколько лет спустя после него о. архимандрит Венедикт более всех предшественников своих положил трудов и старания на украшение пустыни; его же преемник, о. Парфений, пробывший только два года настоятелем Берлю-ковским, исходатайствовал у правительства 150 десятин строевого и деревянного леса для обители; приобрел до десяти тысяч рублей билетов кредитных учреждений; возобновил Казанскую церковь; построил новый конный двор с сараями; в старом помещении двора этого в стенах монастырских устроил хозяйственные заведения и несколько келий для братии; увеличил ризницу монастырскую приобретением двух великолепных сосудов с принадлежностями серебряных-вызолоченных и нескольких священнослужебных облачений; разобрал и привел в порядок монастырскую библиотеку и обложил множество книг переплетами; подновил совершенно потускневшие и почерневшие приделы в теплом Троицком соборе и наконец выхлопотал место на Стромынке при деревне Мызиной и построил там деревянную, снаружи и внутри оштукатуренную, часовню.

Четыре дня, проведенные мною в Берлюковской пустыни, протекли незаметно. Мир, благоденствие и милость Божия да пребудут всегда с вами, добрые, приветливые и трудолюбивые старцы и братия, работающие Господу; не забывайте грешного Иоанна в святых молитвах ваших; время же, проведенное с вами, никогда не изгладится из моей памяти.»

Иван Шебелкин

КРАЕВЕД.  28 августа 1870г.  строителем пустыни стал иеромонах Нил из Николаевского Угрешского монастыря. Он привлек большое количество жертвователей из московских купцов, приобретена  была  для нужд обители земля ,леса, луга, подсобное хозяйство с пасекой. Отец Нил автор глубокого исторического исследования о Берлюковской пустыни(очерк издавался Императорским обществом  при Московском университете). В1878г. древний Троицкий храм был разобран и заложен новый. Вот  воспоминания о посещении пустыни архимандритом  Пименом  из Николаевского Угрешского монастыря: « На  всеношной  облачение на всех было парчевое, а на обедне бархатное. Обитель очень благоустроена: везде дорожки, цветы, чистота, поют хорошо, горы, вода, леса, а для монашества уединение». Много пустынь пеклась о семействах убитых и раненых воинов на Балканах, финансово поддержала сооружение мемориального комплекса у подножия Балкан  для вечного поминовения воинов. 20 августа1884года при  настоятеле иеродиаконе  Адриане  постоянно  поддерживалась                     « Мариинское попечительство для призрения слепых», за что уже игумен Адриан лично получил благодарение. Для крестных ходов  изготавливались точные копии чудотворной иконы. Он был награжден золотым наперстным крестом. В это  время церковно- приходская  берлюковская школа была лучшей в Богородском уезде. Отец Адриан много  занимался мессионерством, просвящением, попечением о бедных вместе с братией. Тогда же была построена колокольня с крестом- 98 метров(фото № 7 ).Вес креста из красной меди- 38 пудов(мастер И. Ф. Шувалов изготовил его14 .09 .1896г). в 1902 г. игумен Тимолай заменил почившего отца  Адриана, много и энергично потрудился ,построив новый Казанский храм из вековых сосен на кладбище.                                                                                                Корреспондент журнала « Фома».  Как прославила себя обитель в трудные  для России времена?  

 Православный писатель. Настоятелю Тимолаю пришлось очень много противостоять нарождающейся новой богоборческой власти ,приходилось неоднократно  увещевать местных жителей остаться верными своей вере, открывать все свои закрома, два раза в день кормить обедами бесплатно. Первая Мировая война принесла тяжелейшие проблемы . Беженцы потерявшие свои дома, сироты, раненые и изувеченные воины, люди прошедшие ужасы войны. Им оказывали в монастыре милосердие, приходили воззвания от разных обществ  с  просьбой внести свою лепту- Красный крест, Марфо- Мариинская обитель; Общества помощи слепым, спасение на водах, Всероссийский Земский союз и др. Многие годы пустынь деятельно участвовала в  лечении духовного недуга – пьянства. Страдающие жили в обители на полном иждивении. С1909г  иеромонах Петр принял на себя управление пустынью. С первых дней войны братия чем могла тем помогала фронту-ежедневно в Щёлково на станцию  отправляли подводы с молоком, сотни пудов зерна, овса, огромными партиями медикаменты. Патриатизм был не только в проповедях, но и в делах. К началу 20 века пустынь имела огромное отлаженное хозяйство и очень большую часть его даров шла людям. Многие настоятели и иеромонахи были отмечены наградами и наперстными крестами за просвятительскую  деятельность и в попечении о церковно- приходских школах. Крестные ходы с  чудотворной иконой продолжались, всем предлагался ночлег, трапеза  и чай с угощением. Перед  образом Спасителя, совершая паломничество в Берлюковскую пустынь вместе с мамой Пелагеей Афанасьевной, молился  уроженец г. Богородска  Сергей Михайлович Извеков, в будущем Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Пимен. В память о посещении Берликовской пустыни в драгоценном душевном порыве он написал стихи (Приложение № 2).                                                                      И вот наступили тревожные дни. Страшная атмосфера всеобщего отречения, измены и предательства, духовная и историческая катострофа, люди вовлечены в расправу над Церковью, над своим народом и страной.   Великая Православная Русь, жившая во Христе встретилась лицом к лицу со ЗЛОМ. До 29 июня1920г. монастырь продолжал существовать, а затем все строения были переданы Дому инвалидов №4  ( у братии остался храм Всех    Святых с келиями) . Храм Христа Спасителя был зарегистрирован  как приходской. Они проявляли великое терпение, смирение, кротость, благородство ,когда над ними и иконами глумились.  5апреля 1922г. началось изъятие ценностей комиссией  из г. Богородска и представителей милиции. А 25апреля  встречается последнее документальное упоминание о чудотворном образе . В монастыре было изъято 9пудов 4фунта 51 золотник серебра, 11бриллиантовых камней,2 бриллиантовые броши,1большой бриллиант, 5хризолитов и жемчуг, все серебряные оклады, серебряные напрестольные кресты, оклады богослужебных книг и многое другое. После этого о судьбе  архимандрита Петра ( Павла Ивановича Орлова ) ничего не известно. Вот ещё одна из возможностей проявить долг почитания памяти мученика – выяснить его судьбу.  В1923г. пустынь возглавил игумен Ксенофонт (1920-1930г). В обители проходили службы, горели лампады, жители  д. Авдотьино оказывали большую помощь, а братия испытывала постоянное давление, поношение и унижение со стороны власти. 2апреля 1930г. состоялась последняя  Божественная Литургия присутствовало-200 человек. В своей проповеди игумен Ксенофонт призывал прихожан не верить лжепророкам, не ходить в колхозы.. и исповедоваться и причаститься. 18 февраля его и еромонаха  Горгония, послушника Г. А. Аверьянова председателя церковного совета Г.А. Ольхова  арестовали и этапировали в Бутырскую тюрьму, затем в концлагеря и спецпоселения в Северном крае.  

ВЕДУЩИЙ. Монастырская жизнь и многовековая история в стенах  Берлюковской пустыни завершилась. Мученичество – есть доказательство истинности веры Христовой, а монахи – бескровные мученики. Обитель и ее насельники показали, что они готовы пожертвовать всем, даже своей жизнью, дабы доказать веру и свою сопричастность ко Христу. Православные монастыри в России служили и служат центрами духовно –нравственного учения народа  и просветительской  деятельности,  оказывали нашему Отечеству  помощь в тяжёлые годины. Велика заслуга на этом поприще  и  Николаевской Берлюковской пустыни .Там  и сегодня учатся иконопочитанию.  Святитель  Иоанн Златоуст  так преподавал  урок веры: « Целуя святыню, нужно питать в себе надежду, что её благодатная сила очищает тернии наших страстей. Прикасаться следует с горячей верой.  Ибо сказано: « Придите ко Мне , все труждающие и обременённые, и Я успокою вас».  Он же говорит о духовном чтении, которое при ополчении столь многих врагов на душу нашу нуждается в божественном пособии, чтобы врачевать уже полученные раны и отвращать ещё не нанесенные, ибо нельзя получить спасение, не упражняясь непрестанно в духовном чтении    ( современная  молодёжь читает фэнтези, где тьма, вампиры, убийства) . Не следует забывать и о нашей причастности к Богу, ко Пресвятой Богородицы, ангелам или святым, которую мы обязательно должны выражать возжением свечей (некоторые молодые люди обращаются к экстрасенсам или участвуют в страшных сектантских обрядах ). Задача тёмных сил – формировать природу людских отношений, социальных институтов лишь для запугивания, порабощения нашего духа, дабы он не вырос в меру полной свободы. Жизнь устроена так, чтобы привести нас к познанию Бога  ( это мысли из дневника Оптинского  ново мученика о. Василия). Молодому поколению надо искать путь, который необходимо пройти, чтобы обрести истину. Посещение святых мест позволяет нам соприкоснуться с живой историей, узнать и усвоить традиции, которые были основанием славы и могущества великой Руси.                                                        КОРРЕСПОНДЕНТ  ГАЗЕТЫ « БЛАГОВЕСТНИК». Можно ли сказать  о современном поколении монахов, что оно  обладает трудолюбием. милосердием,  нестяжательством, как  их предшественники?                                                                            ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОЛОМНИК. « В страданиях рождается человек, через страдание приходит к созиданию»- писал И. А. Ильин. Веру нашу можно сравнить с огромным древом, которое  уничтожили до основания, но корни сохранились и дали новые побеги. Это наше  начинающееся  православное  возрождение. Оно коснулось и Берлюковской обители. С 1972 года по настоящее время на основной части монастыря расположена больница №16 Департамента здравоохранения г. Москвы. Больничные палаты размещены в храме во имя Всех Святых, братских корпусах, в  Троицком соборе находится пищеблок, а в храме во имя Васили Великого расположена администрация. Кабинет главврача находится прямо в алтаре храма. Сегодня церкви возвращены только храм Христа Спасителя, игуменский сад, часть стены и территория кладбища с пещерами. 8 августа 2006года водрузили крест на монастырскую колокольню. Это сложная 15-метровая конструкция с демпферным устройством для принудительного гашения ветра. 8сентября 2006года при прокладывании траншей было обнаружено захоронение игумена Адриана ( Разживина) –настоятеля пустыни в 1880-1902годах.Могила была разграблена.Вот пример кощунства и вандализма. Настоятель отец Евмений ( Лагутин) с братией активно восстанавливают монастырский ансамбль,  с участием митрополита Крутицкого и Коломенского  Ювеналия  иногда проводят праздничные литургии, выступает в авторской телепередаче «Православный эфир», где затрагиваются разные нравственные темы монастырской, церковной и современной жизни. 29 апреля 2008года произошло радостное событие  в обители-  было получено благословение  на реставрационные работы Святейшего Патриарха Московского и  всея Руси Алексия 11.К1917году в России было более 80 000колоколен и звонниц, а на настоящий день осталось две полностью сохранивших свой ансамбль колоколен: колокольня Софийского собора в Вологде и звонница Успенского собора Ростова Великого. Люди любили колокольный звон, славились заводы Финляндского, Самгина, Оловянишниковых. Там где звонят колокола зло и болезни отступают.  В обители большой колокол весил 1005 пудов, были ещё в 301 пуд, 102 пуда, 53 пуда. Звук большого колокола был слышан в г. Богородске. Уцелел колокол 1721года отлитый при о. Диодоре, но он упал и решено было сделать его точную копию из- за повреждений.    Кроме этого отлит колокол весом 800 кг., колокол весом 1600кг. и 420кг.Установлено красочное панно на фронтоне Успенских ворот монастыря «Успение Пресвятой Богородицы», переданы в дар игуменьей Елизаветой из Гефсиманской обители частицы мощей святой Елизаветы и келейницы Варвары. Настоятель,прихожане ,жители д. Авдотьино  каждый день разгребали огромную свалку мусора на месте пещерного храма, очищали проходы в пещерах. Был обретен 180 пудовый  чугунный вызолоченный иконостас,  обнаружена медная икона святой преподобной Марии  Египетской, алтарь Архангела Михаила украсился новыми  басменными царскими вратами и сенью над ними. Чеканка мельхиоровая. На территории монастыря возведены братские келии, просфорня, баня, ограда, игуменский сад,  саженцы (более 80 фруктовых деревьев), огород, лекарственные растения и цветы. Активно помогали ребята молодежного отряда «Реставросъ». Работы очень много, созидать- не  разрушать,  поэтому  в обители рады любой помощи, но делать её надо с любовью, бескорыстно, по И. А. Ильину: «...любовь пробуждает волю, и воля принимает решение, надо ответить, надо приступить к действиям…».                                    9.04.2011года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей утренней проповеди на первом канале телевидения говорил о мировом общественном пространстве ,в котором  идет мировоззренческое противостояние добра и зла. Они затрагивают суть человеческой жизни. Церковь обязана свидетельствовать о Божьей правде, как говорил апостол Павел «и во время и не во время» привлекать к покаянию поколения, свидетельствовать миру о зле и добре, о свободе и рабстве, о  правде как бы Церковь не поносили. Вот и старается игумен Евмений внедрять духовную культуру через презентации, конференции, фотовыставки рассчитывая на широкий круг людей .По милости Божией на просторах Святой Руси много у нас святынь и среди них- Николаевская Берлюковская пустынь.                  ВЕДУЩИЙ.   Древнее изречение гласит: «Познай самого себя», а отсюда вывод - если желаешь творить добро ,то поработай на Божьей ниве. По результатам нашей пресс- конференции предлагаем Вам  памятку и презентацию.                                                                                          ПАМЯТКА.                                                                                                                      1. Зло  одолевает, но  ты – твори добро. Помни, что жить надо по Божьим заповедям.                                                                                                                      2.Очиститься от грехов тебе поможет исповедь и причастие, а для этого ходи в храм.                                                                                                                   3.Помни, поломничество- это поддержка духовного устроения твоей жизни .     4. Не  уклоняйся  от  послушания.  Почитай иконы и другие святыни.                                                                            5.Надо понуждать себя противостоять дурным  мыслям, привычкам и словам- изучай духовное наследие.                                                                                                        6. Важно: вести внутреннюю борьбу непрестанно призывая Господа.                    7. Выдели время на участие в восстановлении наших Святынь, старайся созидать и не проходить мимо вандализма.                                                               8. Ты должен знать, что за всё надо благодарить Господа.

На экране  презентация «Николаевская Берлюковская пустынь –Богородская святыня».

III. Заключительная часть.

Переход на проектный метод обучения обуславливается необходимостью применения новых технологий. Этот метод продуктивный. Выбранная тема – жизненно важная. Актуальность проблемы  проекта носит воспитательный и познавательный  характер. Четко обозначается с самого начала результат деятельности его участников -  рекомендации (Памятка), направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в образе жизни молодых людей.  В    « пресс - конференции» представлены требования к результатам усвоения: личностные -понятие о  ключевых основах нравственности-зле и добре; предметные -специфические для «Основ  православного краеведения Подмосковья» ; метапредметные в: 1. Религиозном аспекте ( отношении к богу), 2. Нравственном (в отношении к ближнему); 3. Историческом (все события реальные); 4. Культурологическом( в развитии духовной культуры).   Продумана структура проекта, определены функции каждого участника (ведущего, участников конференции,организаторов и т.д.), оформлены результаты проектной  деятельности – сценарий «пресс- конференции », презентация. Это межпредметный проект, в котором устанавливаются связи между различными учебными предметами: историей, Основами православной культуры, литературой,  деловой культурой и психологией.  Количество участников проекта - групповое, продолжительность проекта во времени  - средняя (месяц), внутриучилищный по характеру контакта.Проект носит социальную направленность. Это отражено в целях и содержании проекта. Познавательная деятельность учащихся в ходе проектирования является конструктивно – эвристической и творческой. Учащиеся самостоятельно работают с информацией при составлении выступлений, с  удовольствием проводят репетиции . Достигнутые в проектной деятельности результаты позволяют подкрепить изучаемые на уроках теоретические положения темы    « Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл. Восточное Подмосковье». Совместная творческая, поисковая работа повышает познавательную активность учащихся. Они больше читают, чаще обращаются к духовной литературе, в Интернет, смотрят интересные передачи. Участие в презентации, публичные выступления содействуют развитию монологической речи, навыков общения попреодолению неуверенность в своих силах. Проектная деятельность  способствует усилению ответственности учащихся за свою работу; воспитывает уважительное отношение к результатам духовного и умственного труда . Воспитательный потенциал метода проекта – направленность на самостоятельную деятельность у учащихся весьма полезный. Ребята ориентируются на духовно - здоровый образ жизни.

Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора проектной деятельности учащихся, контролирует, консультирует, направляет их действия, оказывает им помощь, т.е. управляет всем процессом.

Заканчиваем проект неформально чаепитием с активом, на котором с учащимися пытаемся дать оценку своей работе и обсудить свои недостатки, успехи.

  Анализируя итоги работы пришли к выводу, что  затронутая нами проблема очень актуальная, жизненно важная и встречаться  желательно чаще.  Это необходимо не только учащимся, но и родителям, педагогам в виде семенаров –практикумов, бесед и других форм. Проекты такого типа весьма полезны на уровне  общеучилищном,  и не менее будут полезны на уровне города. Так как  «Многие воспитывают более голову,нежели сердце и всего человека»-Святитель Фмларет Московский. И Иоанн Златоуст обращаясь к родителям духовно поучает: «Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не было бы ни судилищ, ни наказаний».Очень актуально.

Приложение № 1.

ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖИЯ.

1.Я Господь, Бог твой, Господь един есть, да не будет у тебя других богов; люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими.

2.Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

3.Не произноси имени Господа  Бога твоего напрасно.

4.Помни день субботний, чтобы посвятить его Богу.

5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6.Не убий.

7.Не прелюбодействуй.

8.Не кради.

9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Краткое поучение Иисуса Христа: « Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и  всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.»

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ и ДУХОВНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ.

СОВЕТЫ  ХРИСТИАНАМ.

1.Воскресный день-  не наш, а Господень.                                                             2.Смех наводит на грех.                                                              

3.Кроткое слово гнев побеждает.

4.Чего в другом не любишь, того и сам не делай,

5.Учись доброму, так и худое на ум не пойдет.

6.Не оставляй отца и матери  на старости,  и Бог тебя не забудет.

7.Доброе слово лучше мягкого пирога.

8.Бойся Вышнего не говори лишнего.

9.Не приобретай дом, а приобретай соседа.

10.Христос терпел, да и нам велел.

11.Без креста  не увидишь Христа.

12.Правда груба, да Богу люба.

13.Дающего рука не оскудеет.

14.Делай добро, чтобы душе было светло.

15.Жизнь дана на добрые дела.

16.Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отверзает их.

17.Нет выше послушания, как при храме. Большое счастье подметать там даже пол.(Св. Серафим Саровский).

18.Молитвы тому помогают, кто себя исправляет.

19.Кто отлучает себя от Церкви, тот отлучает себя от Бога.

20. «Пока мы не примем нашу жизнь, как от руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги, от внутреннего плена и от внутреннего протеста». (Митрополит Сурожский Антоний).

21. «Молитва есть беседа души с Богом».(Иеромонах о. Арсений Афонский.)

22. «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное- не мстить им и быть осторожным, чтобы как -нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».(Амвросий Оптинский).

23.  «Пусть ваш свет так светит перед людьми, чтобы видя ваши добрые дела, люди прославляли Отца нашего Небесного».(Митрополит Сурожский Антоний).

24. «Христос ради послушания пришел в мир».( Нектарий Оптинский).

25. «Юные и не наказанные и в возраст пришедшие суть, как кони не обученные и сверепеющие. Посему, христианин, люби детей своих и наказуй их. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них и о них. Впрочем, умеренность во всем похвальна и потребна». (Архиепископ Лука Войно- Ясенецкий).

 26. «Должно каждому из нас радеть о своем спасении и не запускать своей духовной проказы.» (Святой праведный Иоанн Кронштадский).

27. «Господь гордым противится. Припомни эти слова, когда идешь на исповедь.»  ( Святитель Феофан Затворник).

28. «Делай по силам добро как только представится случай.» (Из духовного поучения старцев).

Приложение № 2. СТИХИ Святейшего Патриарха Пимена.

И воскресенье десятое здесь торжество,  

Богомольцы идут отовсюду.

И день престольный  навстречу Само Божество  

 Устремляется к верному люду.  

Стоял образ святой чудотворный.  

В этот день и конца не увидишь толпе,

Что подходит с мольбой благотворной.  

В этот день я стоял среди пёстрой толпы.

Каждый год, посещая обитель ,

 Звуки шёпота слушал народной молвы

С обращеньем, чтоб слушал Спаситель.

И теперь я молюсь, чтоб  Господь не лишил  

Меня вечных обителей рая

И, простивши меня, взять к Себе поспешил,

 На грехи и порок не взирая.      

                                                                    ***

Толпятся люди грудою,

Вот образ твой Святой-

«Лобзание Христа Иудою»,

Целебный, небольшой.

В  красной ризе с камнями

Икона хороша,

Вмолитве светлой пламенной

Стремится к ней душа.

Прими, Господь, стремленье

И душу облегчи,

Мне даруй исцеленье

И вере научи.

ЛИТЕРАТУРА.

1. «Историческое описание Николаевской Берлюковской Пустыни .» Издание подготовлено фондом  «Возрождение  Николо – Берлюковского монастыря». Из – во М. «Индрик» 2009.

2. Подмосковный Летописец. Историко – краеведческий альманах.02.2009. с.14 – 27. Чудотворный образ «Лобзание Иисуса Христа Иудою» в Николаевской Берлюковской пустыни. А. Панин.

3. Ж. «Биология в школе»:

а)Ученические проекты по урбоэкологии как форма межпредметной интеграции. А.В.Теремов.№1.2007г.                                                          

б)Тьютерское сопровождение исследований учащихся.С.А.Фамелис №2.2007.г.  

в) Метод проектов в современной школе. Л.С.Усманова. №6.2007.                         4.  «Книга надежд и утешений.» И.А. Ильин. Из – во М. 2006. С.354-361.

5. Деловая культура  и психология общения. Г. М. Шеламова. Из – во М. «Академия»  2003.

6. «Пасха Красная». Н. А. Павлова. Из- во М. «Адрес- Пресс». 2002.

7. «Закон Божий» том 2 Евангельская история. С.Воробьев  Из-во. М. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2010г.

8.  http://www.bibliofond.ru/  

9.  http://www.oim.ru/              

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в организации внеклассной деятельности учащихся. Проект "Школьная газета"

Проект "Школьная газета" подготовлен в рамках программы "Детская инициатива". Идея проекта укладывается в известное высказывание В.И.Ленина "Газета - это не только коллективный агитатор, но и коллекти...

Методическая разработка «Функции заголовочного комплекса» по практико-ориентированному элективному курсу «Журналистика и русский язык» для учащихся 10 класса.

Тема занятия: «Функции заголовочного комплекса»       Эта тема является одной из составляющих блока по изучению композиции текста, который относится к разделу «Технология под...

Практико-ориентированный проект как способ активизации творческой познавательной деятельности на уроках биологии.

Практико-ориентированный проект как способ активизации творческой познавательной деятельности на уроках биологии. Автор статьи Хайруллина Светлана Александровна...

Организация и проведение исследовательской деятельности учащихся

Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения - ф...

Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики

Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к реш...

Презентация Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики

Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.Цель этих задач &ndash...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УРОКИ в партнерстве с ОУ СПО для учащихся 7-9 классов.

В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа «Шаг в будущее» для учащихся 7-9 классов, направленная на формирование професси...