Доклад "Повышение мотивации к урокам географии"
статья по географии

Доклад "Повышение мотивации к урокам географии" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_motivatsii_k_urokam_geografii.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гэгэтуйская средняя общеобразовательная школа»

«Повышение мотивации учащихся  

 к изучению географии»

2018 г.

Повышение мотивации  учащихся к изучению географии

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и  развития познавательных интересов, формированием у них активной жизненной позиции.

В последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес  и мотивация достаточно низкие.

Для решения этой проблемы нужно совершенствовать преподавание географии, позитивно изменять качество образования по предмету через формирование  мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачей учителя  в рамках стандартов ФГОС является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общих учебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне со способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания.

Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации

  • Содержание учебного материала;
  • Организация учебной деятельности;
  • Коллективные формы учебной деятельности;
  • Оценка учебной деятельности;
  • Стиль педагогической деятельности учителя.

Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
  • учет возрастных особенностей школьников;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • нестандартная форма проведения уроков;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности и др.

Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем

эмоциональные:

• поощрение;

• учебно-познавательные игры;

• свободный выбор задания;

• создание ярких наглядно-образных представлений;

• удовлетворение желания быть значимой личностью.

познавательные:

• активизация познавательных интересов;

• создание проблемных ситуаций;

• опора на жизненный опыт обучающегося;

• выполнение творческих заданий;

• экскурс в историю;

волевые:

• предъявление учебных требований;

• информирование об обязательных результатах обучения;

• формирование ответственного отношения к учению;

социальные:

• развитие желания быть полезным обществу;

• сопереживание;

• создание ситуации взаимопомощи;

• поиск контактов и сотрудничества;

• взаимопроверка ;

• заинтересованность результатами коллективной работы.

При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в формировании положительной мотивации учащихся к обучению.

Повышению мотивации на уроках географии способствует включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока. С этой целью можно использовать на уроках такие приёмы, как опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”, постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.

        Одним из способов формирования мотивации учащихся является использование проблемного подхода на уроках географии. Проблемная ситуация позволяет создавать умственное затруднение для того, чтобы показать учащимся недостаточность знаний и тем самым активизировать их деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу. Так, практические работы, в которых неизвестен способ применения знаний в новой ситуации, где требуются практические усилия. Научные - в которых неизвестен закон (принцип, понятие) науки (требуются новые еще неизвестные науке знания). Художественные - неизвестны эмоционально-образные формы и способы действия.

        Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

        При изучении географии  ученикам предлагаются  разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы,  головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что, если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Например,  дидактические игры: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”,  “Угадай” и т.д.

        Игры не только позволяют повысить мотивацию учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.  

        Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как изготовление макетов  из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д.

Повышать учебную  мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.

Разнообразие внеурочной деятельности школьника реализуется в следующих формах: экскурсии, кружки, конференции, диспуты, круглые столы, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, а также общественно – научные практики.

Задания, используемые педагогом во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и  познавательных способностей учащихся.

        Особое место среди  внеурочных организационных форм обучения географии  занимают экскурсии и практические работы на местности. Учебные экскурсии и походы - неоспоримые помощники в изучении географии, так как формируют стойкий интерес к предмету, практические умения и навыки, помогают разнообразить деятельность обучающихся.

        География – это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкий спектр вопросов эколого-краеведческого характера, осуществляя интегративные связи, поэтому обладает громадным развивающим потенциалом.

 В курсе «География России. 8-9 классы» особое место занимает изучение краеведческого материала, состоящего из конкретных тем и практических работ. Краеведческая работа в преподавании географии помогает не только достичь образовательных целей, но и воспитывает у учащихся любовь к своему краю, Родине, способствует применению этих знаний на практике при участии в конкурсах, акциях, слетах географов-краеведов.

        Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, а также развитие познавательных возможностей и способностей  расширяет географический кругозор школьников, повышает качество  географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:

– познавательные навыки и способность к самообразованию;

–способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

– целеустремленность и настойчивость;

– способность взять на себя инициативу и ответственность;

– критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

– коммуникабельность.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся  к изучению географии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мотивации, познавательной активности на уроках географии»

Ребенок счастлив в движении, поиске новых “узоров” жизни, стремлении к самовыражению и в свершении ежедневных “подвигов” познания окружающей действительности.     Процесс обучения...

Формирование мотивации на уроках географии с использования ИКТ

География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Ув...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках географии».

Из опыта учителя географии. Практические работы для учащихся 6 класса...

«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

Доклад на Педсовете "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"...