Рабочая программа география 8 класс ФГОС
рабочая программа по географии (8 класс)
Программа Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Примерной программы среднего (полного) образования по географии Душиной И.В. Базовый уровень, авторской программы по географии. 6 - 10 класс / под редакцией В. И. Сиротина. - М.: Дрофа, 2012. Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 8 класса.
Учебник – «География России. Природа. Население» Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Под ред. Дронова В.П. 8 класс. 2018 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Количество часов | Тема урока | Содержание | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Возможные формы контроля Практические работы | |||
Введение (1 ч) | |||||||
1 | Урок 1 Введение в курс «География России» | Что и с какой целью изучают в курсе «География России» | Выяснять роль географической науки в решении практических задач страны | ||||
Географическое положение и формирование государственной территории РФ (13 ч) | |||||||
Географическое положение России (9 ч) | |||||||
1 | Урок 2 Географическое положение и его виды | Географическое положение. Изменения географического положения со временем | Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать примеры природных, политических, социально-экономических и других событий, иллюстрирующих изменения разных видов географического положения страны со временем | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 3 Размеры территории и природно-географическое положение России | Основные черты природно-географического положения территории РФ; отрицательные и положительные аспекты географического положения. Размер территории РФ и его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения | Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять протяжённость территории страны в направлениях север-юг, запад-восток; устанавливать географические следствия значительных размеров территории страны. Сравнивать природно-географическое положение России с положением других государств, опираясь на политическую карту мира и материал учебника. Обсуждать благоприятные и неблагоприятные следствия географического положения и значительных размеров территории страны; формулировать выводы | Входная диагностическая работа | |||
1 | Урок 4 Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | Особенности экономико-географического и транспортно-географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты современных экономико-географического и транспортно-географического положения, их влияние на хозяйство и жизнь населения | Характеризовать экономико-географическое положение России на микро- и мезоуровне. Определять по политической карте соседей России 1-го порядка (пограничные государства), 2-го и 3-го порядка. Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ. Выявлять роль пограничных государств и стран СНГ во внешней торговле России, определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле РФ, определять товары, которые составляют основу экспорта и импорта России, по иллюстративным и статистическим материалам учебника. Обсуждать особенности транспортно-географического положения (ТГП) России. Выявлять изменения ТГП России после распада СССР, современные транспортные проблемы страны, перспективы улучшения ТГП страны на основе анализа карты «Транспорт», текста и иллюстративных материалов учебника, анализа дополнительных источников географической информации | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 5 Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения | Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте страны — члены НАТО, ЕС, АТЭС. На основе дополнительных источников географической информации подготавливать мини-сообщения о странах, имеющих территориальные претензии к России. Обсуждать, в чём заключаются территориальные претензии. Выявлять особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; определять регионы и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России. Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии. Обозначать объекты, характеризующие географическое положение России, на контурной карте по плану. Формулировать выводы об особенностях географического положения страны, о его влиянии на особенности природы, хозяйство и жизнь населения | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 6 Государственная территория России. Типы российских границ | Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра). Морские владения России — континентальный шельф и экономическая зона. Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Типы и виды государственных границ России: природные (сухопутные, морские), экономические (контактные, барьерные), исторические (старые, новые), геополитические (безопасные, конфликтные) | Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны. На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника приводить примеры разных типов и видов границ РФ | Пр.р.№ 1 «Характеристика ГП и размеров государственной территории России и др. стран». | |||
1 | Урок 7 Сухопутные и морские границы России | Особенности сухопутных и морских границ РФ: протяжённость, страны-соседи, значение для осуществления внешних связей | Определять на основе объяснения учителя и анализа карты атласа, текста и иллюстративных материалов учебника соотношение и особенности сухопутных и морских границ России. Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты России. Формулировать и обсуждать выводы о значении разных видов границ для осуществления внешних связей РФ | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 8 Различия во времени на территории России | Поясное (зональное) местное и декретное время, их роль в хозяйстве и деятельности людей | Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время». Анализировать карту часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория страны; в каком часовом поясе (зоне) располагается ваш населённый пункт; какие крупные города расположены в этом же часовом поясе; как различается поясное время вашего пункта по сравнению с Москвой и Анадырем. Решать задачи на определение поясного (зонального) времени | Пр.р.№2 «Определение поясного времени для разных городов России». | |||
1 | Урок 9 Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации | Государственное устройство и территориальное деление РФ. Политико-административная карта России | Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними. Анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-территориального деления РФ. Определять по политико-административной карте специфические черты административно-территориального устройства РФ. Составлять по политико-административной карте характеристику субъекта РФ по плану | Пр.р.№ 3 «Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны». | |||
1 | Урок 10 Повторение и обобщение раздела «Географическое положение России» | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Географическое положение России». Выполнять тестовые задания. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» | Защита проекта | ||||
1 | История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч) | ||||||
1 | Урок 11 Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв. | Освоение славянами территории Русской равнины в IX–XIII вв. Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв. Московское государство в XIV–XVI вв.: дальнейшее освоение европейского севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в. | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX–XVII вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI–XVII вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Начать заполнять в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». Готовить краткие сообщения/презентации о территориальных изменениях в XVIII–XIX вв. | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 12 Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв. | Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. Присоединение и освоение западных и южных территорий в XVIII в., выход к Балтийскому и Чёрному морям, в Среднюю Азию. Территориальные изменения на юге, юго-востоке и востоке в XIX в. Возникновение первых русских поселений в Северной Америке, установление новых границ с Китаем и Японией. Хозяйственное освоение территории России в XVII–XIX вв. Формирование старопромышленных районов, зон сельскохозяйственного производства, развитие водного и сухопутного транспорта, появление новых городов | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные направления колонизации и территориальные изменения в Российской империи в XVIII–XIX вв. Обсуждать влияние геополитических интересов на направления территориального роста страны. Продолжать заполнять в тетради таблицу «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». На основе актуализации опорных знаний по курсу истории России, объяснений учителя и анализа текста и иллюстративных материалов учебника, исторических карт атласа выявлять особенности хозяйственного освоения территории России в XVII–XIX вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период. Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из отечественных путешественников или экспедиции XVIII–XIX вв. | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 13 Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв. | Географические открытия XVIII в. Картографо-географические исследования в европейской части страны, на Урале, Азовском и Каспийском морях. Первая Камчатская экспедиция. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция. Организация научных экспедиций Академией наук России. Главные географические открытия и исследования в XIX в. Русские кругосветные плавания, открытия в Тихом океане и у северных берегов Америки. Экспедиции Русского Географического общества, открытия в Центральной Азии, Сибири и на Дальнем Востоке | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географического исследования территории России в XVIII–XIX вв. Анализировать маршруты важнейших русских экспедиций в XVIII–XIX вв. по картам атласа. Продолжать заполнять в тетради таблицу «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России». Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из географических территориальных или научных открытий XX в. | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 14 Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. | Территориальные изменения в XX в. Хозяйственное освоение и изучение территории страны. Географические и научные открытия в Арктике, во внутренних районах Восточной Сибири и Северо-Востока в первой половине XX в.; хозяйственное освоение территории страны во второй половине XX в., открытие новых месторождений и освоение природных ресурсов, строительство промышленных предприятий, освоение целинных и залежных земель, строительство новых городов и транспортных путей. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации | Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. Выполнять тестовые задания | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Природа России (35 ч) | ||||||
1 | Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (6 ч) | ||||||
1 | Урок 15 Геологическая история | Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое летосчисление, геологическая карта | Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Читать геологическую карту и определять возраст горных пород, слагающих северную, центральную и южную части Восточно-Европейской равнины; территории, сложенные породами палеогенового (юрского и др.) возраста; геологический возраст пород, слагающих свою местность | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 16 Развитие земной коры | Основные этапы развития земной коры, основные тектонические структуры — платформы и складчатые области; тектоническая карта | Выявлять основные этапы развития земной коры на основе объяснений учителя. Формулировать выводы о зависимости размещения форм рельефа от тектонического строения территории | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 17 Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры | Зависимость размещения крупных форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры | Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихоте-Алиня, Верхоянского хребта и др. Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного использования | ||||
1 | Урок 18 Зависимость рельефа от внешних геологических процессов | Развитие форм рельефа под влиянием внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы | Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами, на основе объяснений учителя. Готовить презентацию на тему «Стихийные природные явления, связанные с литосферой», используя дополнительные источники информации | Пр. р. №4. «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых». | |||
1 | Урок 19 Литосфера. Рельеф. Человек | Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности | Выявлять на основе презентаций школьников особенности стихийных природных явлений, связанных с литосферой, формулировать правила безопасного поведения в случае возникновения природных катастроф. Определять особенности рельефа региона проживания, выявлять техногенные формы рельефа | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 20 Обобщающее повторение раздела «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы» | Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» | Зачет | ||||
1 | Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч) | ||||||
1 | Урок 21 Условия формирования климата | Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс | Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации. Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты. Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 22 Движение воздушных масс | Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта | Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах (изменение температуры воздуха, возможность выпадения атмосферных осадков и др.) | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 23 Закономерности распределения тепла и влаги | Распределение температур воздуха и осадков по территории России; испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения | Анализировать климатические карты и определять средние температуры января и июля, годовое количество осадков для различных территорий России; выявлять закономерности в распределении климатических показателей и объяснять их. Определять коэффициент увлажнения у различных пунктов на основе объяснения учителя. Выявлять по материалам учебника и атласа территории с климатическими рекордами и объяснять данные особенности | Пр. р.№5 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, ГКО по территории страны». | |||
1 | Урок 24 Климатические пояса и типы климатов | Климатические пояса и типы климатов на территории России, их краткая характеристика. Карта климатических поясов и областей | Сравнивать климатические условия арктического и субарктического климатического поясов на основании рассказа учителя; выявлять и объяснять черты их сходства и различий. Характеризовать по климатическим картам климатические условия и тип климата региона проживания. Готовить презентацию на тему «Опасные и неблагоприятные климатические явления» по плану | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 25 Климат и человек | Агроклиматические ресурсы страны; влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей; опасные и неблагоприятные погодно-климатические явления; мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения | Оценивать агроклиматические условия страны по картам и материалам учебника, формулировать выводы. Обсуждать презентации о неблагоприятных погодно-климатических явлениях. Рассматривать примеры влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Выявлять в процессе беседы способы адаптации человека к климатическим условиям, в том числе на примере региона проживания. Обсуждать основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 26 Обобщающее повторение раздела «Климат и агроклиматические ресурсы» | Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» | Защита проекта | ||||
1 | Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч) | ||||||
1 | Урок 27 Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа | Состав внутренних вод на территории страны, главные речные системы, водоразделы, океанские бассейны; падение и уклон рек | Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам. Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания. Обсуждать возможности хозяйственного использования рек | ||||
1 | Урок 28 Зависимость речной сети от климата | Питание и режим рек, основные показатели жизни рек | Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. Составлять характеристику одной из крупных рек страны (или региона проживания) по плану | Пр.р.№6 «Составление характеристики одной из рек , определение возможностей её хозяйственного использования». | |||
1 | Урок 29 Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды | Типы и происхождение озёрных котловин; распространение и типы болот; районы горного и покровного оледенения; виды подземных вод | Выявлять способы формирования озёрных котловин на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятия «болото» на основании объяснения учителя или иных источников информации, определять по карте основные «болотные» районы. Сравнивать верховые и низинные болота по типу питания, растительности, использованию торфа. Выявлять в процессе беседы существенные признаки понятия «ледник», определять по картам и приложению учебника основные районы распространения горного и покровного оледенений. Устанавливать по материалам учебника основные способы использования подземных вод | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 30 Многолетняя мерзлота | Происхождение и распространение многолетней мерзлоты; её влияние на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека | Устанавливать существенные признаки понятия «многолетняя мерзлота» на основании объяснения учителя или иных источников информации. Обсуждать влияние многолетней мерзлоты на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека; формулировать выводы. Готовить презентации на темы: «Охрана и рациональное использование водных ресурсов», «Грозные явления природы, связанные с водами» на примере региона проживания | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 31 Водные ресурсы. Воды и человек | Неравномерность размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов. Стихийные явления, связанные с водами | Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека, при необходимости используя материалы учебника. Выявлять основные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов России, на основании анализа текста учебника. Дискутировать о путях решения выявленных проблем; формулировать выводы. Определять перечень стихийных явлений, связанных с водами; разрабатывать правила безопасного поведения в условиях возникновения стихийных явлений. Обсуждать материалы презентаций об охране и рациональном использовании водных ресурсов региона проживания | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 32 Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» | Зачет | |||||
1 | Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) | ||||||
1 | Урок 33 Почва как особое природное образование | Понятие «почва», плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования | Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы. Обсуждать роль почвенного гумуса в обеспечении плодородия почв | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 34 Главные типы почв и их размещение по территории России | Главные зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта России | Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России — западная или восточная — имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано. Готовить презентацию на тему «Главные типы почв региона проживания, пути и способы их рационального использования и охраны» | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 35 Почвенные ресурсы. Почвы и человек | Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв. Мелиорация | Анализировать диаграмму «Структура земельного фонда России» и формулировать выводы. Составлять характеристику одного из зональных типов почв по следующему плану: название, географическое положение; условия почвообразования; особенности почвенного профиля; содержание гумуса, плодородие; использование в хозяйственной деятельности; основные мероприятия по рациональному использованию и охране | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч) | ||||||
1 | Урок 36 Растительный и животный мир | Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений. Биом | Определять состав органического мира России на основании материалов учебника. Готовить презентацию на тему «Роль растений и животных в жизни человека» | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 37 Биологические ресурсы | Состав биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира | Выявлять состав биологических ресурсов на основании анализа материалов учебника. Обсуждать причины сокращения численности отдельных животных и мероприятия по охране органического мира | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 38 Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» | Защита проекта | ||||
1 | Природные различия на территории России (11 ч) | ||||||
1 | Урок 39 Природные комплексы | Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат развития географической оболочки. Ландшафты природные и антропогенные | Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления существенных признаков понятия «природный комплекс». Анализировать изображения различных ландшафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 40 Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | Физико-географическое районирование территории России; крупные природные районы. Природная зона как особый природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов | Выявлять особенности метода физико-географического районирования как одного из методов географических исследований на основании объяснения учителя. Обсуждать существенные признаки понятия «природная зона», приводить примеры взаимосвязи её компонентов. Анализировать карту природных зон по следующим вопросам: какая закономерность существует в размещении природных зон на территории России; в каком климатическом поясе расположено наибольшее число природных зон и какими причинами это объясняется; какая из природных зон занимает наибольшую площадь на территории страны и в связи с какими причинами; в какой (каких) из природных зон расположен регион вашего проживания | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 41 Северные безлесные природные зоны | Характеристика природных зон арктических пустынь, тундр и лесотундр. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы | Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. Обсуждать основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека; предлагать обоснованные пути решения экологических проблем | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 42 Лесные зоны. Тайга | Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны | Анализировать карту природных зон в целях определения особенностей размещения лесных зон на территории России; объяснять причины широкого распространения лесных зон. Готовить презентацию на тему «Роль лесов в жизни человека» | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 43 Смешанные и широколиственные леса | Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных лесов. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы зоны | Сравнивать климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги, определять различия. Обсуждать причины возникновения экологических проблем зоны и предлагать обоснованные пути их решения | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 44 Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни | Характеристика природных зон степей, пустынь и полупустынь. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы | Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы. Готовить презентацию на тему «Особенности высотной поясности» какой-либо горной системы по выбору | Пр.р. №7 «Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах». | |||
1 | Урок 45 Высотная поясность | Высотная поясность и её проявления на территории России | Выявлять существенные признаки понятия «высотная поясность» на основании объяснения учителя. Сравнивать характер высотной поясности различных горных систем на основании компьютерных презентаций или иных источников информации; определять и объяснять сходство и различия | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 46 Моря как крупные природные комплексы | Аквальные природные комплексы. Ресурсы российских морей: биологические, минеральные, транспортные, энергетические, рекреационные. Проблемы охраны природных комплексов морей | Выявлять связи компонентов природы внутри аквального природного комплекса на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры проявления закона природной зональности в морях России на основе анализа текста учебника и карт атласа. Подготавливать краткие сообщения об одном из заповедников и заполнять таблицу на основе дополнительных источников географической информации | Зачет | |||
1 | Урок 47 Природно-хозяйственные отличия российских морей | Моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийское море-озеро: особенности природы, хозяйственного использования, экологические проблемы | Выявлять особенности морей Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, Каспийского моря-озера на основе анализа текста, иллюстраций учебника, физической и климатических карт атласа. Подготавливать краткие сообщения об одном из памятников Всемирного природного наследия на территории России на основе дополнительных источников географической информации | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 48 Особо охраняемые природные территории России | Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного наследия на территории России | Определять особенности и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России | Пр.р№8 «Составление описания одного из морей на основе анализа карт». | |||
1 | Урок 49 Повторение и обобщение раздела «Природные различия на территории России» | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания | Защита проекта | ||||
География Ростовской области (региональный компонент) 5 часов | |||||||
1 | Урок 50 Географическое положение, территория и границы Ростовской области | Географическое положение своего региона | Выявлять уровни географического положения на основе анализа иллюстративных материалов учебника. | ||||
1 | Урок 51 Рельеф и геологическое положение Полезные ископаемые | Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории | Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли. | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 52 Климат и внутренние воды | Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам» | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||||
1 | Урок 53 Природные зоны: почвы, растительный и животный мир | Природные территориальные комплексы (ПТК) на территории Р.О | Определять признаки понятия «ландшафт» на основании анализа текста учебника. Анализировать изображения различных ландшафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения | Пр.р. №9 «Выявление свойств и особенностей хозяйственного использования почв своей местности». | |||
1 | Урок 54 Антропогенные воздействия на природу | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы учебника по данному разделу. Выполнять тестовые задания | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||||
Население России (10 ч) | |||||||
1 | Урок 55 Численность и воспроизводство населения России | Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери населения России в XX в. Типы воспроизводства населения в России. Механический (миграционный) прирост населения | Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в разных частях страны; формулировать прогноз динамики численности населения России на основе статистических данных учебника | ||||
1 | Урок 56 Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни | Соотношение мужчин и женщин, возрастно-половая пирамида. Демографические проблемы в России | Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Формулировать основные демографические проблемы России и факторы, их определяющие | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 57 Этнический и языковой состав населения России | Этнический (национальный) состав населения России. Крупнейшие по численности народы РФ. Размещение народов России: территории с исконно русским населением и территории с пёстрым национальным составом | Выявлять особенности этнического состава населения России, определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника. Подготавливать краткие сообщения о крупнейших религиозных центрах российского православия, ислама, буддизма по дополнительным источникам географической информации | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 58 Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения России: христианство, ислам, буддизм (ламаизм), традиционные верования (шаманизм, тотемизм, родовые культы), иудаизм. География основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география | Обсуждать на основе текста учебника особенности формирования Евразийской цивилизации (российского суперэтноса), влияние природных, исторических и социальных факторов на формирование материальной и духовной культуры разных народов, населяющих территорию России. Обсуждать межнациональные проблемы и выявлять их географию на основе анализа дополнительных источников географической информации, подбирать примеры, иллюстрирующие территориальные аспекты межнациональных отношений | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 59 Особенности урбанизации в России. Городское население | Классификация городов по численности населения. Функции городов. Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах | Обсуждать понятие «город», выявлять его существенные признаки. Обсуждать достоинства и недостатки городского образа жизни; социально-экономические и экологические проблемы больших городов на основе текста учебника и дополнительных источников географической информации | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 60 Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | Географические особенности расселения сельского населения. Классификация сельских населённых пунктов по числу жителей. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл | Обсуждать понятие «сельская местность», выявлять его существенные признаки. Подготавливать краткие сообщения/презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 61 Миграции населения в России | Миграции населения. Причины и виды миграций. Регионы эмиграции и иммиграции | Обсуждать понятие «миграции населения», выявлять его существенные признаки. Обсуждать проблему притока в страну нелегальных трудовых иммигрантов на основе анализа дополнительных источников географической информации | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 62 Размещение населения России | Плотность населения. Неравномерность размещения населения по территории страны. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные зоны расселения: основная полоса расселения, зона Севера | Обсуждать понятие «плотность населения», его существенные признаки. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим материалам, делать выводы о закономерностях в размещении населения России | Пр. р. №10 «Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и её отдельные территории»( по плану) | |||
1 | Урок 63 Занятость населения | Трудовой потенциал. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала | Обсуждать понятия «трудовые ресурсы», «экономически активное население», выделять их существенные признаки. Выявлять долю безработных в России в сравнении с другими странами мира на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника. Определять показатели, характеризующие качество населения, оценивать человеческий капитал России на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Обсуждать проблемы формирования и эффективного функционирования человеческого капитала РФ на основе анализа текста учебника и дополнительных источников географической информации | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 64 Повторение и обобщение раздела «Население России» | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население России». Выполнять тестовые задания | Итоговая Контрольная работа | ||||
1 | Природный фактор в развитии России (4 ч) | ||||||
1 | Урок 65 Влияние природы на развитие общества | Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Виды адаптации человека к окружающей среде. Экономически эффективная территория РФ | Выявлять влияние природных условий (прямое и опосредованное) на расселение людей, их жизнь и здоровье, размещение отраслей хозяйства и другие формы человеческой деятельности на основе объяснения учителя, текста и анализа иллюстративных материалов учебника. Определять соотношение экономически эффективной территории России и её государственной территории на основе иллюстративных материалов учебника | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 66 Природные ресурсы | Природные ресурсы, их классификации; пути и способы рационального использования | Выявлять существенные признаки понятия «природные ресурсы» на основании текста учебника или иных источников информации. 4. Пути и способы рационального использования | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
1 | Урок 67 Природно-ресурсный потенциал России | Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала России и значение для развития экономики. Доля природно-ресурсного потенциала в национальном богатстве страны. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России | Выявлять главные особенности природных ресурсов России, соотношение промышленных и сельскохозяйственных ресурсов, состав природных ресурсов на основе текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Выявлять характер использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ | Защита проекта | |||
1 | Урок 68 Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России» | Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы раздела «Природный фактор в развитии России». Выполнять тестовые задания | |||||
2 | Урок 69-70 Резерв | Защита индивидуального проекта для «Портфеля достижений» Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)
программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...
Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013
Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....
рабочая программа 5 класс ФГОС
рабочая программа 5 класс ФГОС...
Рабочая программа 1 класс фгос.
Пояснительная записка. Тематическое планирование....
Рабочая программа 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...