Проблемное обучение на уроках географии.
методическая разработка по географии (8 класс)

Старченко Марина Геннадьевна

Проблемное обучение на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx18.34 КБ
Файл urok.docx17.03 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.

Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.

II. Формулирование гипотезы.

III. Поиск решения и доказательство гипотезы.

IV. Решение проблемы.

Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого учащегося в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:

  1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у учащихся сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;

  2) опора на опыт и имеющиеся у учащегося знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

  3) творческий подход преподавателя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).

  4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации .

 Проблемное обучение реализуется  в проблемном изложении,  в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.

В начальном курсе географии можно использовать такие задания:

  1. Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот, но при изучении материка Африка, обучающиеся  узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт противоречит с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»
  2.   Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией, обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении.  
  3.  Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и другие, раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои умозаключения по ней, обосновать ее научно-практическое значение. Или решить следующую задачу, в Австралии широко развита отрасль овцеводства, но опираясь на знания климатологии и анализ карт атласа природных зон, мы говорим о сухости материка, сети временно пересыхающих рек (крики) и недостатке пресной воды: как в условиях данной ситуации материк занимает лидирующую позицию в данной отрасли. Итогом анализа учебных материалов предложенных учителем в ходе урока и актуализацией полученных ранее знаний обучающиеся могут сделать вывод, что овцы – это животные неприхотливые которые могут питаться сухими травами и пить подсоленную воду которой на материке достаточно.         
  4.   Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» 

Примеры  проблемных   ситуаций  на  уроках  географии  в  9-11 классе.

Задание №1

-Охарактеризовать   демографическую   ситуацию   в  России, мире.  Какие  тенденции можно  выявить? (Для выполнения данного задания учащиеся должны использовать статистический материал за несколько лет)

Такое же задание можно использовать при изучении населения своего региона (Курской области).

Усложнить задачу можно, поставив перед учащимися еще один вопрос – назовите причины, способствующие развитию данной ситуации.

Задание №2

  Верно ли, на ваш взгляд утверждение «Человек – царь природы». Обоснуйте свою точку зрения.

Учащиеся  работают  парами, высказывают   свои  суждения  по поводу   приведенного  выражения, сопоставляют  со  своими   примерами.   

Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природа и человек» обобщаются знания о ресурсах, хозяйственном освоении ее территории, экологических проблемах. Для облегчения задачи преподавателем даются вопросы и задания проблемного характера:

1.   Составить схему «Виды природных ресурсов».

2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.

3.    Предложить свой вариант решения экологических проблем.

4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий с экстремальными условиями (Север, БАМ).

Задание №3

Географический прогноз – учащимся предлагается вариант территории для строительства нового экономического оббъекта. Нужно спрогнозировать дальнейшее развитие событий с точки зрения экологии, экономики.

Любой учитель может создать свою систему подобных заданий, учитывая при этом особенности своего стиля и уровень подготовки учащихся. Среди форм занятия, где можно использовать проблемное обучение, следует отметить: семинары, дискуссии, практикумы, исследовательскую деятельность учащихся, конференции; уроки – аукционы, пресс-конференции, защита проектов.

Пример формулировок целей занятия в привлекательной для учащихся форме:

«В ходе данного занятия вы: узнаете…, научитесь…, будете готовы к...

В результате реализации проблемного обучения происходит овладение умениями и способами деятельности выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять географическую характеристику; определять и применять приборы и инструменты; выявлять эмпирические зависимости. Через репродуктивные, контрольные, обобщенные вопросы и задания, вопросы и задания проблемного характера учащиеся направлены на развитие умений: «учиться познавать»; «учиться делать»; «учиться жить»; «учиться быть»).

Примеры вопросов и заданий способствующих развитию ключевых компетентностей: Учиться познавать: «Поясните основное различие идей…Назовите известные вам примеры связей...»

 Учиться делать: «Постройте схему…,Смоделируйте состояние…»

Учиться жить: «Почему…, Поясните, почему…»

Учиться быть: «Оцените свое отношение…Как лично вы можете участвовать…»

«Мыслящий человек – есть мера всему», - писал Вернадский. Восточная же мудрость гласит: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне попробовать и я научусь». «Плохой учитель преподносит истину,хороший - учит ее находить».

Доводы, до которых человек додумывается сам, убеждают его больше, чем те, что пришли в голову другим.

Дать попробовать учиться самостоятельно, вести детей по пути открытия – эту возможность дает технология проблемного обучения. 



Предварительный просмотр:

Министерство образования Курской области

МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Урок-исследование по географии

в 8 классе

Тема: Климат Курской области

Разработала: учитель географии

Первая  квалификационная  категория

Старченко Марина Геннадьевна

Суджа 2020

Тема: Урок-исследование по теме «Климат Курской области»

Дидактическая цель:  систематизация и обобщение знаний о климате региона

Задачи: создать условия для закрепления учащимися общеучебных умений в ходе всего урока: работа с учебником, оформление наблюдения в письменном виде, формулирование мысли во внутренней и внешней речи, закрепление  и систематизация знаний об особенностях климата России, причинах этих  особенностей, об агроклиматических ресурсах, отработать умение характеризовать климат, использовать различные источники географической информации.

Исследовательская цель: обучение исследовательской деятельности

Задачи: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:

через знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности; знание методики научного исследования; умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.

Методы обучения: проблемное обучение, эвристическая беседа, картографический, исследовательский метод.

Средства обучения:

Оформление кабинета, использование климатических, физических карт, атласа России, Курской области, таблиц, схем, карточек заданий, использование информационных технологий (слайдовая презентация «Power Point»),

Ход урока

  1. Анализ и систематизация полученных знаний. Мотивация.

Актуализация знаний. 

Слайд№1

В какой пункт А или Б поступает больше солнечной радиации на 1 см2 в одинаковое время. Докажите почему?

Слайд №2. Проанализируйте распределение годового радиационного баланса. Почему он меньше суммарной радиации?

Слайд №3. Расскажите, в какой последовательности сменяют друг друга типы облаков при прохождении теплого фронта? Холодного?

Слайд №4. Определите по карте распределение температур в самый холодный месяц. Какие выводы о ходе изотерм января в европейской и азиатской частях страны вы можете сделать? Найдите на карте холодные районы. Где находится в нашей стране полюс холода? Почему? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Почему?

Слайд №5. Определите по карте в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

Слайд №6. Проанализируйте карту годового количества осадков как распределяются осадки на территории страны, где выпадают наименьшее количество осадков, где выпадает больше всего осадков?

Слайд №7. На каком из рисунков антициклональная погода? Какие меры надо применять для защиты атмосферного воздуха от загрязнения?

  1. Создание проблемной ситуации. К нам пришло письмо из республики Якутия от Ивановой Маши. Давайте его прочитаем.

Слайд №8 «Здравствуйте, учащиеся 8 класса. Пишет вам Иванова Маша, ваша ровесница. Мы с родителями переезжаем из города Якутска в вашу область на постоянное место жительства. Я  прошу  вас составить характеристику климатических условий Курской области, указать благоприятные и неблагоприятные явления, связанные с климатом. Заранее благодарю! С уважением Маша.»

  1. Применение новых знаний в учебной деятельности; Исследовательская работа. Учащиеся, используя дополнительный материал, текст учебника, хрестоматийный материал, атлас России, атласКурской области, таблицы, схемы составляют характеристику климатических условий региона.

Слайд №9 Тема исследования: Климатические условия Курской области

  • Цель исследования:
  • Климатический пояс_____________________
  • Тип климата____________________________
  • Географическое положение района______________
  • Удаленность от океанов_________________________
  • Рельеф_________________________________________
  • Суммарная солнечная радиация________________
  • Радиационный баланс ____________________
  • Среднегодовое количество осадков ______________
  • Среднемесячная температура января ______________
  • Абсолютный минимум _________
  • Среднемесячная температура июля ___________________
  • Абсолютный максимум_________
  • Преобладающие ветра_________
  • Коэффициент увлажнения_________________
  • Благоприятные явления, связанные с климатом__________
  • Неблагоприятные явления____________________________

  1. Презентация полученных результатов. Вывод по результатам исследовательской работы; Обсуждение. Рефлексия. Оценивание.

Вопросы для обсуждения:

Вопросы для обсуждения:

- С учетом климатических особенностей какие сельскохозяйственные культуры можно выращивать в районе?

- В каком месяце нужно начинать посевные работы?

- Какие мероприятия необходимо проводить с учетом неблагоприятных явлений, связанных с климатом?

  1. Домашнее задание: найти сообщение о местах отдыха в Курской области.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок географии с использованием метода проблемного обучения в 8 классе на тему «Климат Курской области» Разработала учитель географии МКОУ «Гончаровская СОШ» Суджанского района Курской области Старченко М.Г.

Слайд 2

Актуализация знаний В какой пункт А или Б поступает больше солнечной радиации на 1 см 2 в одинаковое время. Докажите почему?

Слайд 3

Проанализируйте распределение годового радиационного баланса. Почему он меньше суммарной радиации?

Слайд 4

В какой последовательности сменяют друг друга типы облаков при прохождении теплого фронта? Холодного?

Слайд 5

Определите по карте распределение температур в самый холодный месяц. Какие выводы о ходе изотерм января в европейской и азиатской частях страны вы можете сделать? Найдите на карте холодные районы. Где находится в нашей стране полюс холода? Почему? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Почему?

Слайд 6

Определите по карте в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

Слайд 7

Проанализируйте карту годового количества осадков как распределяются осадки на территории страны, где выпадают наименьшее количество осадков, где выпадает больше всего осадков?

Слайд 8

На каком из рисунков антициклональная погода? Какие меры надо применять для защиты атмосферного воздуха от загрязнения?

Слайд 9

«Здравствуйте, учащиеся 8 класса. Пишет вам Иванова Маша, ваша ровесница. Мы с родителями переезжаем из города Якутска в вашу область на постоянное место жительства. Я прошу вас составить характеристику климатических условий Курской области, указать благоприятные и неблагоприятные явления, связанные с климатом. Заранее благодарю! С уважением Маша.

Слайд 10

Тема исследования: Климатические условия Курской области Цель исследования: Климатический пояс_____________________ Тип климата____________________________ Географическое положение района______________ Удаленность от океанов_________________________ Рельеф_________________________________________ Суммарная солнечная радиация________________ Радиационный баланс ____________________ Среднегодовое количество осадков ______________ Среднемесячная температура января ______________ Абсолютный минимум _________ Среднемесячная температура июля ___________________ Абсолютный максимум_________ Преобладающие ветра_________ Коэффициент увлажнения_________________ Благоприятные явления, связанные с климатом__________ Неблагоприятные явления____________________________

Слайд 11

Вопросы для обсуждения: - С учетом климатических особенностей какие сельскохозяйственные культуры можно выращивать в районе? - В каком месяце нужно начинать посевные работы? - Какие мероприятия необходимо проводить с учетом неблагоприятных явлений, связанных с климатом?

Слайд 12

Домашнее задание: подготовить сообщение о местах отдыха Курской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к проблемному обучению на уроках географии

В наше время особое значение приобретает умение учащихся решать проблемы. Проблемное обучение позволяет школьникам учиться решать их на уроках.В данной публикации рассматривается возможность применени...

Доклад проблемное обучение на уроках географии

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает уча...

Использование проблемного обучения на уроках географии в 6 классе

Проблемное обучение как метод развивающего обучения в 6-ом классе при системном подходе даёт стойко хорошие результаты....

Технология проблемного обучения на уроках географии.

Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать уме...

Применение технологии проблемного обучения на уроках географии.

В данном учебном материале  размещён план открытого урока по географии в 10 классе по теме "Соединённые Штаты Америки. ЭГП. Население", в котором используются технологии проблемного обучения....

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения и...