Использование проблемного обучения на уроках географии в 6 классе
учебно-методический материал по географии (6 класс) по теме

Лукичева Нина Яковлевна

Проблемное обучение как метод развивающего обучения в 6-ом классе при системном подходе даёт стойко хорошие результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проблемного обучения на уроках географии в 6 классе.

Для начального курса физической географии характерна конкретность изучаемых явлений и объектов. В данном учебном возрасте очень сильно прогресс познания связан с чувственным восприятием окружающего мира, значит и географических объектов и явлений.

По уровню проблемности -это I и II уровень и, очень редко III уровень. По содержанию возможны все четыре варианта:x-цель, x-объект, x-способ деятельности, x-условие выполнения деятельности.

Для учащихся этого возраста характерна готовность удивляться  и предполагать самое невероятное в явлениях и событиях, делать самые невероятные высказывания. Исходя из этих моментов в основном проблемная ситуация  создаётся на элементах неожиданности, предположения и опровержения. Методические особенности проблемных ситуаций: проблемное  изложение, эвристическая беседа, проблемные задания и др.

Проблемная ситуация может быть создана на разных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении, при  закреплении знаний и умений.

При изучении темы « Литосфера и мантия Земли» проблемный вопрос « Как можно объяснить, что вокруг Тихого океана располагается самое большое количество вулканов?» ставится после рассмотрения понятий «литосферная плита» и «границы литосферных плит» и соответствующих картосхем. Проблемный вопрос « Чем объясняется разнообразие рельефа Земли?» ставиться на первом этапе урока «Основные формы рельефа» при рассмотрении рельефа Земли как проявление взаимодействия внутренних и внешних сил .В целом  при изучении литосферы  постановка проблемных вопросов на уроке возможно при изучении 3-4 тем .Проблемные  ситуации можно создать в процессе работы с картами, их сопоставлением и «наложением» друг на друга, а так же со схемами и в процессе работы с интерактивными пособиями.

Тема « Гидросфера» имеет так же возможности для проблемного обучения.

На уроке по теме «Мировой океан-главная часть гидросферы Земли» проблемный вопрос « В чём проявляется единство всех частей Мирового океана?» в момент рассмотрения на карте и изучения отдельных частей Мирового океана. Деятельность учащихся последовательно состоит: 1.Рассматривание изображений океана 2.Работа с картой Мирового океана, нанесение на контурную карту частей Мирового океана.3.При нанесении внутренних морей обращают внимание на связь их  с Мировым океаном..4.Слушают объяснения учителя и работают с учебником.5.Делают вывод о единстве всех частей Мирового океана, как результат  взаимодействия вод всех его частей.

При изучении Мирового круговорота воды проблемный вопрос «Может ли на планете закончиться вода?» вызывает интерес и дальнейшее рассмотрение темы урока проходит интереснее и успешнее.

Всем известно, что изучение элементов климата в 6-ом классе , даётся учащимся совсем не просто. При изучении относительной и абсолютной влажности проблемный вопрос «Почему пасмурный день не всегда заканчивается дождём?» даёт возможность удерживать интерес к теме урока и процесс обучения делается намного эффективнее.

Урок на тему «Климат Земли» успешнее проходит, если перед классом поставить проблемный вопрос «Почему на экваторе не бывает зимы (как мы  её знаем), а на полюсах лета?», то изучение зависимости климата от географической широты не вызывает затруднений у учеников.

При обобщении и повторении знаний по теме «Биосфера Земли»  проблемное задание «Сравнивая тропические леса и леса умеренного пояса определить, что должно произойти на планете для того, чтобы эти леса поменялись местами?» учит системно применять свои знания и последовательно выстраивать ответ.

Практически по всему курсу географии в 6-м классе можно применить метод проблемного обучения, но обязательное условие : 1) поставленная проблема должна опираться на уже имеющиеся знания 2) знаний этих не должно хватать для решения проблемы 3) сама проблема должна быть для ученика интересной.

Проблемное обучение только тогда имеет эффект, когда является системным.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...

Возможности использования проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах.

Мышление необходимо человеку, прежде всего для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся условия жизни деятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно ока...

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

«Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Проблемное обучение на уроках географии. План конспект урока "Климат России" с презентацией

В данном материале используется технология проблемного обучения. На заключительном уроке по теме "Климат России ребята получают письмо, где к ним обращается администрация села в помощи дать харак...

Мастер – класс по теме «Проблемное обучение на уроках географии».

География- это предмет, который сам по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного.  Для активизации познавательной деятельности школьников не только информация должна быть и...