ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ МО УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА " Использование ИКТ во внеурочной деятельности по географии"
материал по географии

Елена Юрьевна Максимовская

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО  ЦИКЛА.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_vo_vneurochnoy_deyatelnosti_2017.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа им. И.Ф. Пермякова с. Полноват"

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО  ЦИКЛА

Использование ИКТ во внеурочной деятельности

по географии

        Подготовлено                             учителем географии

высшей квалификационной категории

Максимовской Еленой Юрьевной

2017

                  Внеурочная (внеклассная) работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и педагогом с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Основными целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются:

  • вовлечение школы в построение единого информационного пространства; (создание школьного веб-сайта.)
  • формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
  • формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
  • развитие познавательной и творческой активности учащихся;
  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  • развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;
  • организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, музеев, медиатеки и т.п.);
  • внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
  • развитие способности свободного культурного общения;
  • обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
  • всестороннее развитие личности ребенка;
  • организации содержательно досуга детей и молодежи.

Для достижения целей информатизации внеурочной деятельности школьников необходимо организовать:

  • проведение и консультирование проектной деятельности;
  • доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении;
  • внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (организация конкурсов и олимпиад,  другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);
  • работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, выпуск газеты «Меридиан»,  оформление кабинетов);
  • досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, клуб разработчиков компьютерных презентаций и др.).

        Информационная культура участников образовательного процесса растет. Приоритетным является в школе умение самостоятельно мыслить и добывать знания в безбрежном пространстве информационного поля.

Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.

Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Результаты этих изменений можно увидеть в следующем:

  • происходит формирование личности в процессе приобретения знаний, умений, навыков, а не простого заучивания.
  • интегрированное изучение предметов.
  • взаимодействие процессов обучения и воспитания.
  • познание мира осуществляется в результате создания его модели.

Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания.

Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.

Рассмотрим применения компьютерных технологий на практике:

1. Во-первых, в организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения и разработки внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта.

2. Во-вторых, в ежедневной работе учителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках, занятости учащихся во внеурочное время и т.д.

3. Каждый учитель- предметник в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям.

В Excel удобно использовать шаблон для автоматического подсчета баллов при проведении мероприятий соревновательного типа (КВНы, различные конкурсы с выставлением оценок жюри).

4. Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы часто готовлю и использую презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия. Например, презентация к игре “Звездный час” и др.

С помощью программы создания презентаций учащиеся оформляют практические работы, сообщения к уроку, творческие задания, отражающие их увлечениях и интересах.

Кроме того, на классных часах я использую видео лекции, например, посвященные профилактике алкоголизма, курения и наркомании, методике восстановления зрения.

При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении кабинета, вместе с учащимися мы используем и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.

Таким образом,  видна очевидную необходимость использования компьютерных технологий в воспитании.

Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место во внеучебной деятельности. Его можно подключать на любой стадии урока или внеклассного мероприятия к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Учитель, один раз подготовив компьютерный урок, либо внеклассное мероприятие уже не сможет от него отказаться, так как он имеет несомненные достоинства:

  • обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса и взаимодействие всех его компонентов
  • способствует дифференциации и индивидуализации обучения
  • мотивирует учебную деятельность учащихся
  • способствует развитию самообразования
  • делает учебный материал более доступным, а дополнительный более ярким и привлекательным
  • облегчает решение многих дидактических задач

        Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию географической картины мира.

         Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу.

          Вводить компьютерные элементы можно в урочную и внеурочную деятельность по любым предметам. Считаю целесообразным применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности учащихся.

          Исследования в области психологии мышления показывают, что нужно начинать учить человека заниматься исследовательской деятельностью в детском возрасте. Здесь движущими силами является любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Помимо эстетического оформления выполненных работ, компьютер является незаменимым в методике исследования.

       Культурологический подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры новых поколений. Информационная культура – это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею, сохранять и предъявлять посредством специального устройства – ЭВМ. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех предметов (в том числе и географии), ее умения являются общеобразовательными.

         Созданная мною система использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования, учащиеся называют географию одним из  интересных предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету.

Использованная литература:

  1. Журнал “География в школе”, № 4,5,6/2004.
  2. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002.
  3. Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. сб. науч. тр./Под ред. проф. В.Н.Врагова. – Новосибирск,1999.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.:, 1999.