Технологическая карта урока № 6 8 класс география
план-конспект урока по географии (8 класс)

Шутова Галина Николаевна

Формирование территории России. История формирования территории России, история заселения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 6

Раздел: Россия в мире

Тема: «Формирование территории России»

Цели урока:

Образовательные цели: 

- осуществить межпредметные связи с курсом истории по вопросу формирования территории России;

- выяснить, как заселялась территория России.

Развивающие цели: 

- оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоение территории страны.

Воспитательные цели: 

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

- овладение знаниями о формировании и заселении территории России;

- формирование представлений о вкладе учёных и первопроходцев в освоение территории России.

Метапредметные: 

- формирование умений:

1) работать с текстом и картами учебника;

2) извлекать информацию из различных источников и преобразовывать её в таблицу;

3) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

4) осуществлять совестную деятельность с учителем и сверстниками;

5) работать самостоятельно.

Личностные: 

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за прошлое многонационального народа страны;

- осознание вклада первопроходцев и исследователей в освоение территории России.

Основное содержание: 

- формирование и заселение территории России;

- вклад исследователей, путешественников в освоение территории России,

- русские первопроходцы – Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Деятельность обучающихся:

- выявлять особенности формирования государственной территории России, её заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах;

- выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями её заселения и хозяйственного освоения;

- систематизировать знания об освоении территории России с древнейших времён до наших дней в таблице;

- подготавливать и обсуждать презентации о географических открытиях отечественных путешественников и исследователей.

Ценностный компонент урока: 

- значимость походов первопроходцев и исследователей в освоении территории России;

- проблемы, связанные с освоением территории нашей страны.

Оборудование: учебник: География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2018. (Полярная звезда); физическая и политико-административная карты России, атлас.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Учитель приветствует обучающихся.

Приветствие учителя.

2.Проверка домашнего задания

Учитель задаёт учащимся вопросы:

  1. Что называется районированием? Какие способы районирования существуют?
  2. Что называется географическим районом? Какие географические районы выделяются на территории России?

  1. Что представляет собой административно-территориальное деление?

  1. Сколько субъектов водит в состав РФ?

  1. Перечислите республики, входящие в состав РФ и их столицы с помощью карты «Федеративное устройство России».

Учащиеся отвечают на вопросы.

Деление территории страны на части. Природное и экономическое районирование.

Это часть территории, отличающаяся особенностями исторического развития, природы, населения и хозяйства. Географические районы – Европейский Север, Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Европейский Юг, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Это разделение территории страны на части, в соответствии с которым строится система государственной власти и местного самоуправления.

85. 22 республики, 46 областей, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 3 города федерального значения.

  1. Республика Карелия – Петрозаводск
  2. Республика Удмуртия – Ижевск
  3. Республика Марий Эл – Йошкар-Ола
  4. Республика Чувашия – Чебоксары
  5. Республика Мордовия – Саранск
  6. Республика Адыгея – Майкоп
  7. Карачаево-Черкесская Республика – Черкесск
  8. Кабардино-Балкарская Республика – Нальчик
  9. Республика Северная Осетия-Алания – Владикавказ
  10. Республика Ингушетия – Магас
  11. Чеченская Республика – Грозный
  12. Республика Дагестан – Махачкала
  13. Республика Калмыкия – Элиста
  14. Республика Татарстан – Казань
  15. Республика Башкортостан – Уфа
  16. Республика Коми – Сыктывкар
  17. Республика Крым – Симферополь
  18. Республика Алтай – Горно-Алтайск
  19. Республика Хакасия – Абакан
  20. Республика Тыва – Кызыл
  21. Республика Бурятия – Улан-Удэ
  22. Республика Саха (Якутия) –

Якутск

3.Содержатель-ный этап.

Историк-географ В. И. Малов сказал так: «История географических открытий, формирование русских территорий – это полный драматизма долгий рассказ о великой человеческой предприимчивости и любознательности, об извечном стремлении заглянуть за горизонт».

Известный географ Н. Н Михайлов выделил такие особенности в освоении территории: «…в пределах необъятной России вновь осваиваемые места прилегали к ранее освоенным, и русский человек, переселяясь, не покидал своей Родины, а лишь раздвигал её границы. Он не переставал быть русским человеком, непосредственно и кровно связанным с Отечеством.

Территория нашей страны начала складываться за счёт расширения Московского княжества. Но изначальна заселение началось с Киевской Руси.

Первые переселения осуществлялись в северном и северо-восточном направлении. В результате этого произошло заселение бассейнов рек Северной Двины, Печоры, верховьев Камы, побережья Белого моря.

В XVI веке к Русскому государству присоединяется бассейн Волги, побережье Каспийского моря и Урал, т. е. Казанское и Астраханское ханства.

На территории страны появляются различные народы с разной культурой и вероисповеданием (татары и башкиры, исповедующие ислам).

В 1991 году произошёл распад СССР, и территория государства стала раздробленной.

До 16 марта 2014 года Республика Крым входила в состав Украины, но теперь это территория России.

На рис. 9 (с. 19 в учебнике) показано, как происходило заселение территории России с  XVI века по настоящее время.

Учитель организует работу учащихся с рис. 10 (с. 20)

Учитель даёт учащимся задание: выписать из карты названия городов и годы их основания.

Далее учитель предлагает заполнить таблицу по тексту «Освоение Сибири и Дальнего Востока».

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопросы по ходу рассказа.

Учащиеся называют территории, присоединённые к России в разное время.

Смоленск – 863

Казань – 1005

Москва – 1147

Архангельск – 1584

Воронеж – 1586

Самара – 1586

Волгоград – 1589

Саратов – 1590

Салехард – 1595

Сургут – 1594

Тобольск – 1587

Мангазея – 1601

Томск – 1604

Красноярск – 1628

Якутск – 1632

Охотск – 1647

Чита – 1653

Иркутск – 1661

Омск – 1716

Екатеринбург – 1723

Петропавловск-Камчатский – 1740

Благовещенск – 1856

Хабаровск – 1858

Владивосток – 1860

4.Закрепление знаний

Учитель организует работу по вопросам на с. 21.

Учащиеся отвечают на вопросы.

5.Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1)Чему я научился на уроке?

2)Что мне дала такая работа?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

6.Домашнее задание.

§ 5, таблицу учить.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Таблица «Освоение Сибири и Дальнего Востока»

Годы

Путешественник

Вклад в развитие географии

1581 - 1582

Ермак

Поход в Сибирь

1639

Иван Москвитин

Вышел к берегам Охотского моря и основал первый русский порт на Тихом океане – Охотск

1644

Василий Поярков

Разведал путь из бассейна Лены на Зею и прошёл по Амуру

1648

Семён Дежнёв

Первым прошёл проливом между Азией и Америкой

1650

Ерофей Хабаров

Основал первые русские укрепления по берегам Амура

1733 - 1743

Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция под руководством В. Беринга и А. Чирикова

Собрали обширный материал по Азиатской России и прилегающим странам. На карту нанесены берега Северного Ледовитого океана от Карского моря до устья Колымы, крайняя северная точка Евразии, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Составлены подробные описания крупных рек от Печоры до Колымы, уточнено взаимное расположение Северо-Восточной Азии и Северо-Западной Америки.

1737 - 1741

Степан Крашенинников

Самостоятельно провёл комплексное географическое исследование Камчатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...