Технологическая карта урока № 7 8 класс география
план-конспект урока по географии (8 класс)

Шутова Галина Николаевна

Наше национальное богатство и наследие. Особенности природных ресурсов России. Всемироное историческое наследие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 7

Раздел: Россия в мире

Тема: «Наше национальное богатство и наследие»

Цели урока:

Образовательные цели: 

- сформировать понятие «национальное богатство»;

- раскрыть особенности природных ресурсов России;

- выявить, что такое Всемирное природное и культурное наследие.

Развивающие цели: 

- формировать у учащихся умения оценивать национальное богатство страны и её природно-ресурсный капитал.

Воспитательные цели: 

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

- формирование знаний о национальном богатстве России, о природных ресурсах и месте России в мире по их запасам, об объектах природного и культурного наследия России.

Метапредметные: 

- формирование умений:

1) анализировать информацию, содержащуюся в таблице и схеме, и делать самостоятельные выводы;

2) давать аргументированные ответы на поставленные учителем вопросы;

3) работать в группе.

Личностные: 

- осознание значимости национального богатства России для её развития и процветания;

-  развитие эстетического сознания через изучение объектов Всемирного природного и культурного наследия.

Основное содержание: 

- национальное богатство, природные ресурсы, Всемирное природное и культурное наследие.

Деятельность обучающихся:

- оценивать национальное богатство страны и её природно-ресурсный потенциал;

- наносить на контурную карту объекты природного и культурного наследия России;

- характеризовать объекты природного и культурного наследия страны (по выбору).

Ценностный компонент урока: 

- национальное богатство как один из наиболее важных показателей экономической мощи страны.

Оборудование: учебник: География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций\ А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. М.: Просвещение, 2018. (Полярная звезда); физическая и политико-административная карты России, атлас.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Учитель приветствует обучающихся.

Знакомит с содержанием учебника.

Приветствие учителя.

2.Актуализация знаний

Учитель опрашивает по предыдущему материалу:

1)Как шло заселение территории России?

2)Расскажите об освоении Сибири и Дальнего Востока.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Первые переселения осуществлялись в северном и северо-восточном направлении. В результате этого произошло заселение бассейнов рек Северной Двины, Печоры, верховьев Камы, побережья Белого моря.

В XVI веке к Русскому государству присоединяется бассейн Волги, побережье Каспийского моря и Урал, т. е. Казанское и Астраханское ханства.

Таблица.

3.Содержатель-ный этап.

Учитель задаёт вопросы:

«Как вы считаете, Россия – богатая страна? А что вы считаете национальным богатством?»
На огромной территории России сосредоточены разнообразные ресурсы – природные, материальные, духовные.

Всё, чем обладает страна, называется национальным богатством.

Национальное богатство определяется в денежном эквиваленте.

Ценности (природные, материальные духовные) накапливаются и приумножаются людьми, поэтому главная ценность национального богатства страны – человек.

Для общества очень важно правильно распоряжаться теми ресурсами, которые имеются на территории нашей страны.

Что означает слово «ресурс»?

Россия – одна из богатейших стран мира по разнообразию и запасам природных ресурсов.

Что называют природными ресурсами?

Россия занимает 1 место по размерам территории, по площади лесов и пашни.

Учитель организует работу с рис. 11 (с. 23).

Какие виды природных ресурсов выделяются на Земле?

На какие группы делятся природные ресурсы?

Проанализируйте таблицу на с. 23 и определите, по запасам каких полезных ископаемых Россия занимает 1 место в мире.

По добыче каких полезных ископаемых Россия занимает 1 место в мире?

Какие полезные ископаемые находятся на грани истощения?

Чем осложняется добыча полезных ископаемых?

Поэтому необходимо рационально использовать природные ресурсы, т. е. проводить политику ресурсосбережения, полностью и комплексно перерабатывать сырьё, активно использовать вторичное сырьё.

Рациональное природопользование закладывает основы будущего устойчивого развития цивилизации.

Что называют Всемирным наследием?

К природным объектам Всемирного наследия относятся памятники природы.

С помощью рис. 12 (с. 24), определите объекты природного Всемирного наследия.

Перечислите объекты культурного Всемирного наследия.

Объекты Всемирного наследия необходимо сохранять в целости, содержать в порядке, а природные объекты – предохранять от загрязнений.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Источник, запас, возможность.

Это природные богатства, которые используются в хозяйственной деятельности человека.

Минеральные, климатические, водные, земельные, биологические.

Исчерпаемые: возобновляемые (водные, лесные, почвенные, биологические) и невозобновляемые (полезные ископаемые, территория).

Неисчерпаемые: воздух, энергия Солнца, ветра, вод, внутренняя энергия Земли).

Природный газ, железная руда, никель, серебро, алмазы, апатиты.

Нефть, никель, алмазы.

Нефть, медь, никель, золото, серебро.

Суровый климат, многолетняя мерзлота, высокие затраты.

Всемирное наследие – уникальные культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества.

Западный Кавказ, леса Коми, плато Путорана, природный парк Ленские столбы, «Золотые горы Алтая», Убсунурская котловина, озеро Байкал, природный комплекс заповедника «Остров Врангеля», вулканы Камчатки, Центральный Сихотэ-Алинь.

Московский Кремль и Красная площадь, Церковь Вознесения в Коломенском, Новодевичий монастырь (Москва), Троице-Сергиева Лавра (Сергиев Посад) и др.

4.Закрепление знаний

Учитель организует работу по вопросам на с. 25.

Учащиеся отвечают на вопросы.

5.Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1)Чему я научился на уроке?

2)Что мне дала такая работа?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

6.Домашнее задание.

§ 6, вопросы 1-5 на с. 25 (устно).

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Таблица «Освоение Сибири и Дальнего Востока»

Годы

Путешественник

Вклад в развитие географии

1581 - 1582

Ермак

Поход в Сибирь

1639

Иван Москвитин

Вышел к берегам Охотского моря и основал первый русский порт на Тихом океане – Охотск

1644

Василий Поярков

Разведал путь из бассейна Лены на Зею и прошёл по Амуру

1648

Семён Дежнёв

Первым прошёл проливом между Азией и Америкой

1650

Ерофей Хабаров

Основал первые русские укрепления по берегам Амура

1733 - 1743

Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция под руководством В. Беринга и А. Чирикова

Собрали обширный материал по Азиатской России и прилегающим странам. На карту нанесены берега Северного Ледовитого океана от Карского моря до устья Колымы, крайняя северная точка Евразии, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Составлены подробные описания крупных рек от Печоры до Колымы, уточнено взаимное расположение Северо-Восточной Азии и Северо-Западной Америки.

1737 - 1741

Степан Крашенинников

Самостоятельно провёл комплексное географическое исследование Камчатки.

  1. Республика Карелия – Петрозаводск
  2. Республика Удмуртия – Ижевск
  3. Республика Марий Эл – Йошкар-Ола
  4. Республика Чувашия – Чебоксары
  5. Республика Мордовия – Саранск
  6. Республика Адыгея – Майкоп
  7. Карачаево-Черкесская Республика – Черкесск
  8. Кабардино-Балкарская Республика – Нальчик
  9. Республика Северная Осетия-Алания – Владикавказ
  10. Республика Ингушетия – Магас
  11. Чеченская Республика – Грозный
  12. Республика Дагестан – Махачкала
  13. Республика Калмыкия – Элиста
  14. Республика Татарстан – Казань
  15. Республика Башкортостан – Уфа
  16. Республика Коми – Сыктывкар
  17. Республика Крым – Симферополь
  18. Республика Алтай – Горно-Алтайск
  19. Республика Хакасия – Абакан
  20. Республика Тыва – Кызыл
  21. Республика Бурятия – Улан-Удэ
  22. Республика Саха (Якутия) –

Якутск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»

Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...