НОбобщающий урок по теме: "Население"
план-конспект занятия по географии (8 класс)

Заболотная Ирина Николаевна

Население России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_naselenie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Население России».

Разработчик урока учитель географии высшей категории Заболотная И.Н.

Цели урока:

Образовательные:

Повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных терминов, умение работать с картой, диаграммами.

Развивающие:

Развивать интерес к предмету, умение логически излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

Воспитательные:

Воспитывать нравственность, духовность, патриотизм, чувство любви к малой Родине, географическую культуру учащихся.

Оборудование: политическая карта России, карточки-задания, диаграммы, половозрастная пирамида.

Методы обучения: создание проблемной ситуации; организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

Тип урока: игровой урок обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения: урок-игра.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем,
Как много изучить нам предстоит
.

Учитель      (слайд 2)

Мы закончили изучение особенностей природы России, изучили ее природные ресурсы. В 9 классе нам предстоит изучить особенности промышленности и сельского хозяйства России. Мы  увидели, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет. Но самое главное богатство нашего государства – это народ, российский народ, населяющий необъятные просторы нашей страны.

Семья в жизни человека играет важную роль. В семье человек рождается, живет и умирает. Семья во многом определяет наследственность ребенка, его национальную принадлежность, место жительства, социальный статус, мировоззрение. Многие из этих характеристик изучает география и ее раздел  - демография.

(слайд 3)

        В теме «Население России» на  нескольких уроках мы познакомились с огромным количеством понятий (40), которые необходимо не только знать, но и уметь применять в речи. Эта тема встречается и в ГИА в 5 заданиях. А лично для вас нужны знания по данной теме? Для чего

Таким образом, нам необходимо еще раз повторить понятия темы и научиться строить рассказ, используя терминологию

1. Орг. момент.

2. Постановка целей и задач.

3. Знакомство с планом проведения урока.

4. Основная часть урока.

Основные темы, по которым мы будем работать выделены в 3 блока:

1 блок-численность, размещение, воспроизводство и миграции населения.

2 блок- расселение и урбанизация населения.

3 блок- национальный и религиозный состав населения России.

 Каждый блок разбит на 3 части:

  • разминка
  • Умение работать с картой, таблицами и графиками
  • Творческий (обсуждение вопросов)

Блок I

Численность, размещение населения, воспроизводства, миграции.

  1. Разминка. (с моего листа можно вопросы  РАЗМИНКА) и вопросы с презентации.
  • Миграции (перемещение населения по террритории);
  • Демографический взрыв (резкое увеличение прироста населения  за счет уменьшения смертности)
  • Воспроизводство ( процесс непрерывной смены поколений)
  • Демография  (наука о народонаселении, воспроизводстве)
  • Демографическая ситуация (сложивщееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающие в данное время определенную возрастную структуру)
  • Демографическая политика (меры, предпринимаемые государством по урегулированию рождаемости)
  • Естественный прирост (это когда рождаемость превышает смертность)
  • Естественная убыль (это когда смертность превышает рождаемость)
  1. Задание и решение задач

Задание 1. Определите место России в мире и численность населения крупнейших стран мира. (Россия занимает 9 место в мире с численностью 146 млн. жителей, впереди Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан)

Задание 2. Показать по карте размещение населения (районы наибольшей и наименьшей плотностью) (наибольшая концентрация населения сосредоточена в Центральной и южной частях Русской равнины, юге Сибири и Дальнего востока)

Задача 3.

Определить для субьектов А и В  ЕП (естественный прирост) в промиллях:

Субьект

Численность населения (тыс.чел.)

Р (чел)

С (чел)

ЕП (промилли)

А

2.931

54.646

16.872

?

Б

607

7.001

12.950

В

4.068

55.950

54.404

?

  1. Творческий тур.

Как решить проблему. В России наблюдается депопуляция населения .

Обсуждение причин снижения рождаемости.

Причины снижения рождаемости:

Эмансипация женщин;

Уменьшение детской смертности;

Изменение роли детей;

Социально-экономические условия

Старение населения;

Низкая продолжительность жизни.

Задания  Заполните таблицу

Задание Какой

Блок II  

Расселение и урбанизация                                                                                                                             

 1.Дать определение понятий:

  • Городские агломерации (группы близкорасположенных городов, объединенными тесными связями)
  • Урбанизация (рост городов и городского населения, распространение городского образа жизни)
  • Типы поселений (городские и сельские)
  • Мегалополис (срастание агломераций)
  1. Работа с картой:

Задание 1. Показать и назвать города миллионеры. Особенности их размещения. Города по функциям и населению.

3. Обсуждение темы:

Плюсы и минусы городского образа жизни.

Стихи о городе.

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, -

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

Пространство люблю площадей.

Стенами кругом огражденные, -

В час, когда еще нет фонарей.

А затеплились звезды смущенные.

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, -

В миг, когда песню глубоко таю,

Нов восторге слышу созвучия.

В.Я. Брюсов.

Блок  III

1. Дать определение понятий:

  • Этнос; (исторически сложившаяся группа людей)
  • Этнография; ( наука, изучающая народы)
  • Религии на территории России; ( православные, мусульмане, буддисты, иудаисты)
  • Крупнейшие языковые семьи. ( индоевропейская , кавказкая, уральская, алтайская)
  1. Работа с картой.

Задание 1. Покажите регионы России, где национальный состав наиболее пестрый. ( северный Кавказ, Урало-Повольжье)

Задание 2. Покажите регионы, где исповедуют ислам, иудаизм, буддизм.

Задание 3. Районы распространения  индоевропейской и алтайской семьи. ( индоевропейская – Центральная Россия , Северо- Запад, Урал, Юг Сибири и Д. Востока, алтайская- Урало- повожье, юг Сибири(алтайцы). Якуты)

Задание 4. Районы распространения кавказкой и уральской семьи.( кавказкая -Северный Кавказ, уральская -европейский Север, Урало- Поволжье)

 3. Творческое задание.

Демографическая ситуация, миграционная подвижность, национальный состав Свердловской области

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Рефлексия:

 У Вас на столах лежат оранжевые кружочки. Нарисуйте на них смайлик, который соответствует вашему впечатлению от урока. Если вы считаете, что довольны своей работой, то нарисуйте улыбающийся смайл. Если считаете, что неплохо работали, то серьезный. Если вам было трудно, то грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект уроков по теме "Население мира"

Конспекты уроков по теме " Население мира", возможно сопровождение презентацией учащихся, предусмотрена работа с опережающим домашним заданием,уроки построены с использованием элементов технологии тво...

урок по теме: "Население России" (фрагмент обобщающего урока)

Вашему внимнию предоставлен фрагмент урока, показанном в незнакомом классе на конкурсе "Учитель года Дона". Данная разработка может быть использована на итоговом уроке по теме "Население России"....

Обобщающий урок по теме Население России

Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...

Обобщающий урок по теме "Население России"

В данной презентации содержится материал для обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме "Население России"...

урок по теме "Население Ю.Америки"

Разработка урока для 7 класса по теме "Население Ю.Америки". К уроку прилагается презентация. Лист индивидуальной работы ученика. В разработке представлены задания по выработке у учащихся УУД....

урок по теме Население России

урок по теме Население россии...

За невестами в Россию. Обобщающий урок по теме Население.

Данного урока нет в программе. Но именно эта тема является актуальной для учащихся 10-11 классов. урок можно провести при изучении тем "население мира", "региональная часть " или как внеклассное мероп...