Пояснительная записка по географии в 7 классе (УОД) (индивидуальное обучение)
рабочая программа по географии (7 класс)

Донских Елена Валентиновна

Данная рабочая программа по географии разработана на основе программы Лифановой Т.М. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_7_shch.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область, предмет – география, география России.

Данная рабочая программа по географии разработана на основе программы Лифановой Т.М. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета география отводится 2 часа в неделю (68 часов в год), в авторской программе - 2 часа в неделю, но 66 часов в год.

По учебному плану школы в 7 классе отведено 2 час в неделю (68 часов в год).

Содержание авторской учебной программы по географии сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Ряд тем постепенно расширяется, усложняется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей по усвоению естественнонаучных представлений, знаний природе, населении, хозяйстве своего края, России в целом, практическому применению этих знаний в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.

Используемый учебно-методический комплект:

Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.; География России. 7 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Лифанова Т.М., Е.Н.Соломина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2008 + Прил..

Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.

Лифанова Т.М. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе: пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Лифанова Т.М., Е.В.Подвальная. – М.: Просвещение, 2013. – 112 с.

Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал, задания графического характера, практические упражнения творческого характера, набор географических карт, модель глобуса, компас, географические атласы и контурные карты, наборы для лепки и моделирования (пластилин, воск, глина, речной песок).

Программа адресована обучающимся 7 б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по географии России, который доступен учащимся. Изучение географии нашей страны расширяет кругозор школьников, их знаний об окружающем мире. В то же время данный учебный предмет для семиклассников является этапом, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, географических, исторических и других общеразвивающих знаний. Ученики учатся наблюдать за изменениями в природе, видеть и слышать, сравнивать изучаемые объекты, устанавливать несложные причинно-следственные связи, работать с символическими пособиями. Географический материал обладает значительными возможностями для развития интеллектуальной деятельности учащихся, имеет большое значение для коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов, способствует развитию абстрактного мышления. Естествоведческие знания помогут детям лучше понимать отношение человека к природе, а в совокупности с практической деятельностью на уроках биологии, истории и трудового обучения помогут эстетически воспринимать и любить её, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ и т.п. Обучение географии носит элементарно-практический характер. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия учащимися, программа предусматривает проведение специально организованных практических работ, экскурсий, использование видеопрезентаций, игр и т.п. для введения обучающихся в мир новых теоретических знаний. 7 класс полностью посвящён ознакомлению с природой и хозяйством России. Большое внимание уделено природе, как среде обитания и жизнедеятельности людей, источника ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделено вопросам экологии и проблемам обострения экологической ситуации в нашей стране.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • дать элементарные, научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России;
  • познакомить с культурой и бытом разных народов:
  • воспитание бережного отношения к природе своего края, России в целом, её ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
  • воспитание социально значимых качеств личности;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

русский язык, чтение, математика, окружающий мир, природоведение, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), СБО, биология, физическая культура профессионально-трудовое обучение, специально организованные коррекционные занятия, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: поурочный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, тестовые задания, составление отчётов по экскурсии и проделанной практической работе, тестовые контрольные задания.

Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Урок географии активно содействует формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное воображение, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (Дёминов М., Логинова Д.) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные домашние и классные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
  • пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
  • природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
  • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
  • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
  • хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
  • экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
  • правила поведения в природе;
  • названия географических объектов по территории России, указанные в программе.

Обучающиеся должны уметь:

  • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;
  • показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе;
  • .устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
  • делать несложные макеты изучаемых природных зон;
  • принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;
  • выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

В связи с тем, что в авторской программе Лифановой Т.М. сетка рабочих часов на изучении тем дана из расчёта 66 часов в год, то количество часов на прохождение отдельных тем определено мною самостоятельно (введение, лесная зона, высотная поясность в горах, своя область), исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «География».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка . Неживая природа 6 класс

В пояснительной записке раскрыты: цель учебного курса, задачи, педагогические условия и средства реализации стандарта. Раскрыты основные методы и формы обучения, формы организации учебного процесса,ко...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО АЛГЕБРЕ 8 КЛАСС

Требования к результатам обучения, критерии оценок...

Пояснительная записка по химии.9 класс

Пояснительная записка по химии 9 класс...

пояснительная записка к планированию (3 класс)

пояснительная записка к планированию для 3 класса ( Биболетова М.З.)...

пояснительная записка по географии и биологии по Домогацкому и Пасечнику

пояснительная записка по географии и биологии по Домогацкому и Пасечнику с 5 по 11 классы....

Пояснительная записка к рабочей программе по профессионально-трудовому обучению

Программа разработана с  учетом современных требований к организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный  подход,  учебный мате...

Рабочая программа по географии 6 класс (УОД) (индивидуальное обучение)

Данная рабочая программа по географии разработана на основе программы Лифановой Т.М. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:          5...