РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный эколог» для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс)

Грасмик Ирина Ивановна

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog.docx44.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя

общеобразовательная школа с.Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области

«ПРИНЯТО»                                                                                                           «УТВЕРЖДАЮ»

на Педагогическом совете                                                                                     Директор ГБОУ СОШ с.Узюково

Учреждения                                                                                                             ______________ Т.Г.Михайлова

протокол № _________  от                                                                                     Приказ № __________________

«____» ____________20 ___г.                                                                                «____» ____________20 ___г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Юный эколог»

для 9 класса

Срок реализации программы – 1 год (2019 – 2020)

Направление – социальное

Составитель: учитель 1 категории Грасмик И.И. 

2019

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности  по географии для обучающихся 9-х классов составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ № 1644 от 29.12.2014г.)
  3. Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8.04.2015г №1/15)
  4. Учебного плана ГБОУ СОШ с.Узюково
  5. Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ с.Узюково
  6. Положения о рабочей программе внеурочной деятельности в  ГБОУ СОШ с.Узюково
  7. Примерной  программы «Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 2017 г, авторы Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, а также на основе проекта Регионального стандарта географического образования, автор А.Б. Криворучко, опубликованного в журнале «Советы учителю» №3, 2015 г.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности подростков. Предусмотренные занятия проводятся для обучающихся 9-го класса  с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов. Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов, программу воспитания и социализации обучающихся.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества: природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности повышения своей экологической грамотности, предусмотрительно, осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни.

Согласно учебному плану количество часов внеурочной деятельности в 9 классе составляет в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.

С учетом уровня специфики класса выстроена система внеурочных занятий, спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень.

При изучении курса учитываются различные стратегии включения учащихся в учебно-познавательную деятельность на занятии (пошаговая при изучении конкретной информации; диалоговая при изучении проблемных вопросов в курсе экологии; стратегия отстранения при изучении материала, требующего размышления и проявления к нему ценностно-смыслового отношения).

Основная цель курса - формирование у обучающихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Задачи курса:

  • создание у обучающихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями общей экологии;
  • овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

  1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности  

Личностные результаты предусматривают умения:

-получение опыта нравственного выбора в разных ситуациях на основе осознанного отношения к категориям экологической этики, ценностям устойчивого развития;

-способность устанавливать связи между экологическими последствиями деятельности и ее мотивами»

-положительную мотивацию к действиям в интересах устойчивого развития; самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов; проявлению своей гражданской позиции, законопослушности.

Метапредметными результатами являются:

-применение экосистемной познавательной модели во внеучебных ситуациях;

-рефлексивно-оценочные действия применительно к ситуациям повседневной жизни, выбора профессии на основе представлений об экологических, этических и правовых императивах, Хартии Земли;

-позиционирование себя в роли потребителя, эксперта, специалиста, гражданина в целях принятия взвешенного решения в условиях конфликта интересов, аргументация своей позиции;

-накопленный и отрефлексированный опыт принятия решения на основе системного подхода, прогноза последствий, принципа предосторожности, баланса интересов для здоровья человека, безопасности жизни, устойчивого развития;

-применение принципов социального партнерства в реальных жизненных ситуациях, работа в команде, сотрудничество; принятие коллективного решения;

-умение пользоваться электронными ресурсами для патентного поиска;

-самостоятельное планирование и выполнение исследовательской работы, проекта с применением экосистемной познавательной модели;

-умение составлять рекомендации на основе теоретических положений для конкретных жизненных ситуаций;

-умение ставить цель, планировать и осуществлять просветительскую работу.

Предметными результатами являются представления:

-об академии как форме организации фундаментальных и прикладных исследований, ключевых экологических проблемах цивилизации 21 века; об экологической культуре как средстве достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества с природой; современных изобретениях по их решению; месте проблем экологии здоровья в профессиограмме;

Умения:

-формулировать идеи устойчивого развития»

-раскрывать содержание понятий: «опережающее развитие», «предосторожность», «экологическое качество окружающей среды», «качество жизни», «биосферосовместимость», «экологический след»;

-приводить аргументы о взаимосвязи экологической безопасности, здоровья, благополучия семьи и развития ее членов со структурой потребления семьей материальных и духовных благ, продуктов «зеленой» экономики, экологически грамотной организацией среды жизни и питания, здоровым образом жизни, энергосбережением и снижением «энергоемкости» потребительской корзины;

-выделять экологическую проблематику в произведениях художественной литературы, киноискусства и анализировать ее;

-анализировать вклад профессиональной деятельности в возникновение и решение экологических проблем, в устойчивое развитие местного сообщества;

-приводить примеры действия экологической этики, ее принципов;

-вести диалог и аргументированно выражать свою точку зрения.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

п/п

Содержание курса

Виды деятельности

Формы организации

1

Тема 1. Экология: раздел науки и учебный предмет (3ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества

Объяснять значение экологии в жизни и деятельности людей. Определять понятия «экология», «биосфера», «окружающая среда». Сравнивать объекты, относящиеся к живой и неживой природе. Определять разные жизненные формы растений. Выделять основные признаки объектов живой природы, анализировать, делать выводы на основе увиденного. Собирать и изготавливать гербарий. Составлять отчет по экскурсии

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования.  

Знакомство с простейшими исследовательскими методиками (участие в конкурсе «Гербарий как искусство») (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)

2

Тема 2. Жизненные формы растений (4 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи

Определять разные жизненные формы растений своей местности. Работать над проектом с использованием интернет-ресурсов. Составлять эссе на заданную тему. Совершенствовать навыки публичного выступления

Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.).

Проект «Лесомания»  по материалам сайта Ecoklass.me.

Тематическое выступление на линейке "Cдай макулатуру – сохрани дерево!"  

3

Тема 3. Охрана растительного мира (6 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории

Узнавать редкие и охраняемые виды растений своей местности. Определять особо-охраняемые территории своего региона (местности). Работать над проектом с использованием интернет-ресурсов. Совершенствовать навыки публичного выступления. Составлять экологический календарь на год

Практическая работа. Охраняемые территории России. (С помощью пособия «Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий России и, если есть возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)

Проект  «Мир без мусора» из серии «Разделяй с нами»! по материалам сайта Ecoklass.me.

Составление календаря экологических дат на 2020 год.

Тематическое выступление на общешкольной  линейке «Зеленая была…»

4

Тема 4. Условия существования животных (4ч)

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Узнавать редких и охраняемых видов животных своей местности. Уметь определять животных по следам их пребывания в зимнем лесу. Составлять отчет по экскурсии. Фотографировать животных, готовить снимки к фотовыставке. Совершенствовать навыки публичного выступления

Экскурсия.

Условия обитания животных зимой.

Определение животных по их следам (виртуальная экскурсия "Условия обитания животных").

Организация фотовыставки «Животные зимой».

Тематическое выступление на общешкольной  линейке «Покормите птиц зимой»

5

Тема 5. Изменения в животном мире Земли (6 ч)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных

Знать причины обеднения видового разнообразия животных. Проводить наблюдения за домашними животными. Совершенствовать навыки проектной деятельности

Проектная деятельность. Породы животных.  

Коллективный просмотр и обсуждение  одного из фильмов: «Белый Бим - Черное ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Белый пудель».

Организация фотовыставки «Мои домашние животные»

6

Тема 6. Окружающая среда и здоровье человека (6 ч)

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

 «Круглый стол» на темы повышения экологической культуры и мотивации участия населения в раздельном накоплении твердых коммунальных отходов (с приглашением представителей коммунальных предприятий).

Практическая работа "Состав табака и сигарет, влияние на организм человека".

Проектная деятельность "В здоровом теле - здоровый дух!"

7

Тема 7. Практическая экология (5 часов)

Знакомство с агротехническими приемами возделывания овощных и цветочных культур. Создание проекта пришкольного участка, цветочной клумбы

Практическая работа "Выращивание рассады цветочных и овощных культур".

Проектная деятельность «Наш пришкольный участок». Проектная деятельность «Моя цветочная клумба»

3. Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

Ауди-торные

Внеауди-торные

Тема 1. Экология: раздел науки и учебный предмет  

3

1

2

1

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет, прикладное значение экологии

1

1

2

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. Знакомство с простейшими исследовательскими методиками (участие в конкурсе «Гербарий как искусство»)

1

1

3

Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. Знакомство с простейшими исследовательскими методиками (участие в конкурсе «Гербарий как искусство»)

1

1

Тема 2. Жизненные формы растений

4

2

2

4 – 5  

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности (практическая работа)

1

2

6

Проведение урока «Лесомания» в 8-9 классах по материалам сайта Ecoklass.me (выполнение онлайн-заданий на сайте)

1

1

7

Подготовка к выступлению на линейке «Сдай макулатуру – сохрани дерево!»  

1

1

Тема 3. Охрана растительного мира

6

4

2

8

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории.

1

1

9

Редкие и охраняемые растения своей местности (практическая работа). Викторина

1

1

10 – 11

Практическая работа  «Мир без мусора»

1

2

12

Проведение урока  «Мир без мусора» из серии «Разделяй с нами»! по материалам сайта Ecoklass.me

1

1

13

Составление календаря экологических дат на 2020 год. Подготовка тематического выступления на общешкольной  линейке «Зеленая была…»

1

1

Тема 4. Условия существования животных

4

2

2

14

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.

1

1

15 – 16

Экскурсия  «Условия обитания животных»

2

2

17

Организация фотовыставки «Животные зимой». Подготовка тематического выступления на общешкольной  линейке «Покормите птиц зимой»

1

1

Тема 5. Изменения в животном мире Земли

6

4

2

18

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных

1

1

19

Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории

1

1

20

Красная книга. Редкие и охраняемые животные нашей местности

1

1

21

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных

1

1

22

Коллективный просмотр и обсуждение  одного из фильмов: «Белый Бим - Черное ухо», «Ко мне, Мухтар!», «Белый пудель»

1

1

23

Организация фотовыставки «Мои домашние животные»

1

1

Тема 6. Окружающая среда и здоровье человека

6

3

3

24

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

«Круглый стол» на темы повышения экологической культуры и мотивации участия населения в раздельном накоплении твердых коммунальных отходов (с приглашением представителей коммунальных предприятий)

1

1

25

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни

1

1

26

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой

1

1

27

Климат и здоровье. Биометеорология. Проектная деятельность. Оценка состояния физического здоровья

1

1

28

Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация

1

1

29

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ

1

1

Тема 7. Практическая экология

5

5

30

Знакомство с агротехническими приемами возделывания овощных и цветочных культур

1

1

31

Знакомство с агротехническими приемами возделывания овощных и цветочных культур

1

1

32

Проектная деятельность «Наш пришкольный участок»

1

1

33

Проектная деятельность «Моя цветочная клумба»

1

1

34

Закладка цветочной клумбы

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог для 1 класса

Даннаяй программа  для первого года обучения в школе.Она знакомит ребят с окружащим миром и дает первые понятия по кологии...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Юный Эколог"

Внеурочная деятельность "Юный эколог" 5-9 классы( рабочая программа)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс.

Материал можно использовать для организации внеурочной деятельности по экологии....

Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог"

Данная программа направлена на изучение экологии обучающимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осу...