Программа внеурочной деятельности "Юный эколог" 5 класс
элективный курс по экологии (5 класс)

Спецкурс "Юный эколог" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ekolog.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Пояснительная записка

Актуальность программы:

Ухудшающаяся с каждым днем экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство. Немалую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть школа, учащиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и даже организации экологического мониторинга при создании соответствующей материально-технической базы.

Новизна программы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом для средней школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования  младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся.

Авторская дополнительная общеобразовательная программа « Юный эколог» по экологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего  общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность». 

Эта программа формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (двор, сад, степь) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Программа «юный эколог » представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников.  Она предназначена для 5 классов средней  школы и рассчитана на 1 год (33 часа):  1 занятие в неделю по 40 минут. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии. 
Программа составлена по двум направлениям
:  познавательно-экологическое и  исследовательско-экологическое.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры.

Формы учёта знаний, умений: фронтальные, индивидуальные, практические.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа, практические работы обучающихся, экскурсии.

 Целостность системы обеспечивается единством учебных и воспитательных требований, преемственностью содержания экологического образования на каждом из этапов, а также единством методических подходов. Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей учащихся

 Цель программы:  

развитие самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их, через углубленное изучение природы родного края, её ресурсов.

Задачи программы:

1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;

2. Развитие интереса к изучению природы родного края.

3. Формирование простейших экологических понятий у обучающихся;

4.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.

                            Учебный план  программы  « Юный эколог»

        Название раздела

Форма проведения

Кол-во часов

теоретических

Кол-во часов

практических

 I          Введение (1ч)

1

Знакомство: Что такое экология

Беседа

1

II

Природа и человек ( 7ч)

2

Для чего нужно охранять природу

презентация

1

3

Заповедник « Черные Земли»

презентация

3

Экскурсия  в заповедник «Черные Земли»

1

4

Мы рисуем  заповедник

Конкурс рисунков

2

III

Тайны природы( 10ч)

5

Осенние явления в природе

экскурсия

1

6

Классный вестник

Выпуск газеты

3

7

Туя- хвойное растение

беседа

3

Сбор семян

групповая

1

Посадка семян

групповая

1

Наблюдение за семенами

Ведение дневников наблюдения

1

IV

Дом, в котором я живу( 8)

8

Пернатые друзья

беседа

2

Покорми птиц зимой

экскурсия

1

9

Проект « Зеленый класс»

Посадка комнатных растений

2

10

Зеленые Айболиты

Викторина, беседа

3

VI

Друзья природы(7)

11

День добрых услуг

Групповая работа

2

12

Защитники природы

Выпуск газеты

3

13

Весенние явления в природе

экскурсия

1

14

Итоговое занятие

Проект  «Мы –экологи»

1

Итого

33ч

10

23

              Учебно-тематический план программы «Разведчики природы»

Введение

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. Зачем человек изучает природу,  и чем мы можем ей помочь.

                                                   Природа и человек

Знакомство с охраняемыми природными территориями. Для чего они  создаются.

Экскурсия в биосферный заповедник «Черные Земли», посещение музея заповедника.

Какие животные и растения особенно понравились и участие в конкурсе рисунков редких и исчезающих их видов.

                                                      Тайны природы

Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая.

Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных

от условий среды обитания и образа жизни. Какие изменения происходят осенью в природе. Сбор семян, листьев для гербария. Как правильно сажать семена туи, какие изменения происходят в ходе роста семян. Какие нужны условия для выращивания растений.

                                      Дом, в котором я живу.

Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Как мы можем помочь зимой птицам. Из чего можно сделать кормушки. Как озеленить свой класс.

                                           Друзья природы

Что такое добрые дела. Какое ты можешь сделать доброе дело. Как дети могут защитить природу. Весенние явления в природе. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях .

И самое главное правило: не навреди природе!

Планируемый  результат:

-интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой информации, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);

 -творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

 -коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение излагать свою мысль);

-методологические (умение работать в библиотеках, на компьютерах, в телекоммуникационных сетях).    

 Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.

Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности ч

                             Календарный учебный  график

Наименование разделов

Всего часов

Дата

1четверть

характеристика деятельности обучающихся

формирование умений  универсальных учебных действий

1

Введение

1

Восприятие информации по ТБ и знакомство с программой на год.

Формирование знаний техники безопасности на занятиях

1

Знакомство. Что такое экология?

1

Восприятие рассказа учителя

Формирование знаний качеств, необходимых юному экологу

II

Природа и человек

2

Для чего нужно охранять природу.

1

Восприятие рассказа учителя

Расширение знаний об охране природы

3

Заповедник «Черные Земли»

3

Просмотр презентации о заповеднике

Формирование знаний о мире заповедника

Экскурсия в заповедник « Черные Земли»

Восприятие рассказа сотрудника музея об историческом прошлом кочевников, посещение музея заповедника

Соблюдение правил поведения в общественном месте

4

Мы рисуем заповедник

2

Обсуждение  музея заповедника ,

Выбор темы

Составление  перечня животных и растений , которые они выбрали для рисования

Ш

Тайны природы

Восприятие рассказа учителя

Формирование знаний об интересных фактах о природе

5

Осенние явления в природе

1

Наблюдение за осенними явлениями в школьном дворе

Составление  примет осени и изменений в поведении животных

6

Классный вестник

3

2 четверть

Распределение заданий по группам

Выпуск коллажа по теме « Осень»

7

Туя- хвойное растение

3

Составление плана наблюдения за выбранным объектом

Посещение школьного туйника, ведение дневника наблюдений

Сбор семян

1

Нахождение растений с семенами, выбор созревших семян

Применение правил сбора семян их сортировка

Посадка семян

1

Восприятие рассказа учителя

Соблюдение правил безопасности

Наблюдение за семенами

1

3 четверть

Наблюдение за растениями

Ведение дневника наблюдения

IV

Дом, в котором я живу

8

Пернатые друзья

2

Обсуждение с учителем каким птицам нужна помощь

Выполнение правил поведения  узнавание интересных фактов о птицах

Покорми птиц зимой

1

Составления списка кормов для птиц

Применение знаний для изготовления кормушек

9

Проект «Зеленый класс»

2

Разделение по группам в зависимости от задания

Выполнение поручения в группах

10

Зеленые айболиты

3

4 четверть

Нахождение  повреждений у комнатных растений

Применение знаний для помощи комнатным растениям

V

Друзья природы

11

День добрых дел

2

Восприятие рассказа учителя

Уборка территории школьного двора, туйника

12

Защитники природы

3

Подготовка к проекту «Мы- экологи»

Составление плана проекта

13

Весенние явления в природе

1

Наблюдения за изменениями в растительном и животном мире

Перечисление

 изменений в природе с наступлением весны

14

Итоговое занятие

1

Распределение заданий по

 группам

Составление проекта «Мы- экологи»

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС

Программа внеурочной детельности  5 класс НОУ ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология и Я"

Программа разработана для учеников 5-7 класса. Срок реализации 1 год. 68 часов....

Программа внеурочной деятельности "Экология музыкального вкуса"

В помощь учителям музыки по внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности "Экология души"

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Экология души" адресована обучающимся 8х классов и рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю (68 часов)...