Большое путешествие по Гилее.
план-конспект урока по географии (7 класс)

Татьяна Ивановна Халенева

Урок-путешествие по Гилее- влажным экваториальным лесам Африки

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

«Большое путешествие по Гилее»

Урок в 7 классе

               

                                                                                                   

                                   

                                     

Тип урока: комбинированный, проблемный.

Цели: 1) создать образное представление о зоне влажных экваториальных лесов и                

                 объяснить закономерность размещения природных зон и зависимость

                 изменения природных зон под воздействием человеческой

                 деятельности;

            2) развитие познавательного интереса;

            3)  воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи: 1) актуализировать знания предыдущих уроков;

               2) содействовать дальнейшему сплочению учащихся и дальнейшему развитию

                   интереса к географии;

               3) закрепить умение использовать различные источники географической

                  информации;

               4) закрепить и углубить знания об основном законе географии- широтной

                   зональности посредством информационных технологий, наглядности, игровых

                   моментов, межпредметных связей, самостоятельной работы учащихся с

                   различными источниками географической информации

Оборудование: карта «Природные зоны Африки»,  самодельные таблицы для проверки домашнего задания, раздаточный материал (таблицы для комплексной характеристики

                             природных зон), мультимедийный комплекс, атласы, учебники.

  1. Организационный момент.

Назвать цели и задачи, обратить внимание на новые термины и понятия!

II. Проверка домашнего задания. («Знакомство с Васей Перепутовым и Таней Знайкиной)

-  Сегодня к нам на урок пришли гости- ученики 7 класса –Таня Знайкина и Вася Перепутов. Они будут принимать вместе с нами участие в нашем большом путешествии по Африке.

1) Индивидуальный опрос:

А) Работа на контурной карте на доске – «Записки капитана Врунгеля»

- Сегодня утром я получила следующие послание, но где же оно?

Я очень торопилась и, наверное, его потеряла…

«Где-то под руками близко

Капитана Врунгеля записки,

Он себя считает знатоком-

Африканский мир ему знаком»

- Ах, вот они- у Васи Перепутова.

Ребята, кто поможет Васе разобраться в записках капитана Врунгеля?

(Вызывается ученик, получает «записку» такого содержания:

«Подпишите , пожалуйста, на контурной карте, расположенной на доске, следующие географические объекты:

1. реку Нил.

2. полуостров Сомали.

3. остров Мадагаскар.

4. Красное море.

5. мыс Игольный.

6. Гвинейский залив.

7. озеро Танганьика.

8. Гибралтарский пролив.»

Б) Задание климатолога.

- А вот с вашей метеорологической станции пришло задание- выяснить, а какие климатические условия в экваториальном поясе Африки?

(Вызывается 1 ученик для заполнения первой строчки таблицы (таблица на ватмане) «Характеристика климатических поясов Африки»

Климатический

пояс

Воздушные

массы

летом/зимой

Движение

воздуха

Средняя  t

воздуха

января, июля

Кол-во

осадков

Когда

выпадают

экваториальный

субэкваториальный

тропический

субтропический

 

Климатический

пояс

Воздушные

массы

летом/зимой

Движение

воздуха

Средняя  t

воздуха

января, июля

Кол-во

осадков

Когда

выпадают

Климатический

пояс

Воздушные

массы

летом/зимой

Движение

воздуха

Средняя  t

воздуха

января, июля

Кол-во

осадков, мм

Когда

выпадают

экваториальный

Э. В. М.

+ 24 С

2000-3000

круглый год

субэкваториальный

тропический

субтропический

В) гора «Эрудит»

 

   - Теперь наш путь лежит

     Через гору Эрудит

     Смелые впереди.

     Доказать они должны

     В поединке благородном,

     Что достойны, что умны.

- Ребята, кто поможет Тане Знайкиной совершить восхождение на гору Эрудит?

(Вызываются ученик.  который должен «покорить» гору Эрудит).

 

Сегодня в качестве горы Эрудит у нас- гора Килиманджаро.

- Пока будет происходить покорение горы, ученики 1 ряда будут наблюдать за этим и, по мере необходимости, помогать, а остальные будут работать с тестовыми заданиями.

Вопросы для «покорения горы».  (на «рюкзачках», которые ученик постепенно отделяет от изображения горы)

1. Назовите «цветную» реку Африки. (Оранжевая)

2. Назовите фамилию английского учёного, посвятившего свою жизнь изучению Африки.    (Д. Ливингстон)

3. Какая река и почему на протяжении веков была загадкой для жителей Африки? Какое научное объяснение имеет эта загадка? (Нил, Истоки реки находятся в экваториальном поясе)

4. Почему бессточное озеро Чад, хотя и расположено в условиях тропической пустыни, имеет пресную воду? (Объясняется наличием подземного питания грунтовыми водами, позволяющими компенсировать воду, потерянную котловиной в результате испарения. По той же причине вода озера отличается слабой минерализации).

5. Когда солнце находится в зените над экватором и Южным тропиком, средняя температура воздуха достигает + 24 С. Однако над Северным тропиком при аналогичном положении солнца средняя температура + 32 С. Чем это можно объяснить? (Температура воздуха определяется не только высотой солнца над горизонтом, но также зависит от близости океанов, движения воздушных масс, характера растительности. Юг материка- узкая часть, и океаны не позволяют суше сильно прогреваться. Север – самая широкая часть материка. Во внутренних районах выпадает мало осадков, располагаются пустыни. Тепло расходуется в основном на нагревание поверхности, которая отдаёт его воздуху. Этим и объясняется высокая средняя температура июля).

 

- Напоминаю, что в качестве горы Эрудит у нас был вулкан Килиманджаро- самая высокая точка Африки. Я немного расскажу о нём:

«Высокий, гордый, со сверкающими снежными вершинами на фоне яркой, сочной растительности, он выглядит совершеннейшим чудом природы.

Рассказывают, что когда-то жители восточноафриканского побережья, незнакомые со снегом и льдом, думали, что вершина Килиманджаро, серебрящаяся на солнце, действительно состоит из драгоценного металла, и даже снаряжали экспедиции для его добычи.

- Хотя задание и было с подвохом,

Справились вы с ни с ним неплохо.

- Итак, нам нужно   запомнить, что экваториальный климатический пояс характеризуется обилием тепла и влаги.

(Выставление оценок)

  1. Изучение нового материала. («Большое путешествие по Гилее»).

1). Актуализация знаний.

- Вспомните, что такое «природная зона». (крупный ПК, обладающий общностью t условий, увлажнения, почв, растительности и животного мира)

2). Работа с картой «Природные зоны Африки».

-Откроем карту «Природные зоны Африки»

- С помощью карты определите, какие природные зоны есть в Африке? (влажные экваториальные леса, саванны и редколесья, пустыни и полупустыни, жестколистные вечнозелёные леса и кустарники)

- Каковы особенности размещения природных зон Африки?

(размещаются поширотно)

3.) Работа по заполнению таблицы.

(Таблица заполняется в процессе работы с климатической картой Африки, почвенной картой мира, рассказом учителя с применением картин)

- Перед вами находятся напечатанные таблицы, в процессе нашей совместной работы вы должны будете заполнить пока только первую строчку.

а). работа с картой «Природные зоны Африки»

- Итак, начинается наше большое путешествие.

- Сегодня на уроке мы будем рассматривать зону влажных экваториальных лесов, или ещё её называют Гилея (от греческого «хиле» - «лес»)

- Давайте определим особенности её расположения на материке.

(в Западной Африке влажные экваториальные леса тянутся полосой по побережью Гвинейского залива и занимают большую часть бассейна реки Конго, доходя на востоке до озера Виктория)

б) работа с климатической картой:

-В пределах какого климатического пояса находится зона влажных экваториальных лесов? (экваториального)

- Запишем особенности климата экваториального климатического пояса, о которых мы вспоминали в самом начале урока в наши таблицы

в) работа с «Почвенной картой мира»:

- А сейчас откроем «Почвенную карту мира».

- Наука о почвах – почвоведение - зародилась в России. Основателем почвоведения является великий русский учёный В. В. Докучаев.

Образование и особенности почв зависят от взаимодействия рельефа, горных пород, на которых возникла почва, от климата, растительности и животного мира.

-Теперь с помощью почвенной карты определите, какие почвы соответствуют зоне влажных экваториальных лесов? (красно-жёлтые ферраллитные почвы).

- Запишем название почв в таблицу.

- Почвы влажных экваториальных лесов удивительно неплодородны.

- Как вы думаете почему? (хоть растительность чрезвычайна богата, но образующиеся питательные вещества вымываются на глубину сильнейшими ливнями).

Рассказ учителя:

- А стоит вырубить деревья – и земля на оголённых участках быстро высыхает, дожди, не встречая сопротивления, смывают в реки поверхностный, толщиной 2-3 см. плодородный пласт почвы. Солнце поджаривает землю наподобие сухой корки, на которой уже не сможет приняться никакая растительность.

- Входя в лес средней полосы, человек обычно испытывает ощущение прохлады и свежести. Совсем другие охватывают его в затхлой и сумрачной чаще влажного экваториального леса. Гниение опавшей листвы приводит к тому, что люди жалуются на нехватку кислорода. Высокая температура и влажность воздуха, отсутствие ветра служат причиной густых приземных туманов, плотных, словно ватная стена.

- В экваториальном лесу на одном гектаре можно встретить десятки, а то и сотни видов деревьев. Трудно встретить дерево, подобное данному.  Гилея буквально «набита» стволами, ветками, листьями, цветами. Самые высокие деревья уходят вверх на 50-60 метров. Это сейба.  Их стволы похожи на колонны; они разветвляются только там, где светло. Ветви и листья этих деревьев страдают от недостатка воды (её не так просто доставить на высоту 20-ти этажного дома). Поэтому листья эти небольшие, жёсткие, с толстой кожицей. Они хорошо выдерживают удары дождевых капель и испаряют мало влаги. Чтобы удержаться на рыхлой, переувлажнённой почве, дерево в нижней части выбрасывает во все стороны дополнительные корни (так называемое досковидное расширение ствола)

На нижних ярусах листва у растений становится крупнее и нежнее. Главное здесь – наиболее эффективно использовать остатки солнечного света. Поскольку он практически не доходит до земли, то кустарников в экваториальном лесу нет. Нет на поверхности почвы и травянистых растений.

Но зато гигантские лианы обвивают древесные стволы, взбираются по ним удивительными извивами, тянутся, как снасти парусного корабля, от одной кроны к другой.

В гилеях широко распространены и растения-эпифиты (от греческого «эпи» - «на», «при»; «фитон» - «растение»), не имеющие связи с почвой. Они селятся на стволах и ветвях деревьев, а питательные вещества улавливают прямо из воздуха. Растут эпифиты очень медленно: бывает, что изящному цветку столько же лет, сколько стоящему рядом могучему дереву. К эпифитам относятся, например, различные орхидеи.

Различные пальмы, например, масличная, составляют средний ярус влажного экваториального леса.

В нижнем ярусе растёт пальма рафия, к которой африканцы относятся особенно трогательно. Секрет такого отношения в 10-12 метровых листьях. Местные жители покрывают ими свои хижины, из их волокон плетут ткани, шляпы, корзины, гибкие, особо прочные верёвки.

Также в нижнем ярусе растут фикусы, бананы. Это многолетняя трава вырастает в высоту 7-8 метров всего за 8-10 месяцев.

Самое же характерное для экваториального леса – это то, что в нём можно наблюдать одновременно все стадии жизни растений. Вот стоит наполовину оголённое дерево, тут же другое, совершенно лишённое листьев, рядом третье – в полном цвету, а четвёртое уже осыпано зрелыми плодами.

- Исходя из того, что вы узнали о гилее, как же в данном случае будут приспособлены животные к жизни в таких условиях?

(предположения учащихся)

- Животные здесь тоже распределяются по высотным ярусам. В кронах деревьев летают и ползают яркие насекомые, снуют древесные лягушки и мелкие змеи, гомонят птицы, а к резким крикам попугаев примешиваются голоса обезьян.

Жизнь кипит и на поверхности почвы. На земле господствуют насекомые (особенно много муравьёв) и черви.

- Мне бы хотелось представить вам рекорды среди животных влажного экваториально леса:

Лягушка – голиаф, например, - самая крупная лягушка в мире. Её длина достигает 35 см., а вес 3, 5 кг.

Жук – голиаф – самый тяжёлый жук в мире. Его вес достигает 100 г., а дина 13 см.

Ахатина – самая крупная улитка, длина её достигает 38 см., а вес 900г.

Горилла – самая крупная человекообразная обезьяна, достигающая роста 175 см. и весящая 200 кг.

4). Работа с текстом учебника.

- А теперь давайте поработаем с учебником, стр. 124- 125  и ответим на вопрос, какие ещё животные, кроме перечисленных представлены во влажных экваториальных лесах

(мартышки, шимпанзе, кистеухие свиньи, африканский оленек, карликовые бегемоты, родственники жирафа – окапи, леопард, термиты, муха цеце)

5) Работа с картинами в презентации и на доске.

- Обратите внимание на представленные здесь картины, где изображены животные.

-  Итак, какие же данные мы занесём в наши таблицы?

(Растительность разнообразная, многоярусная, вечнозелёная, можно одновременно видеть все стадии развития растений; представители: сейба, масличная пальма, рафия, фикусы, бананы, лианы, эпифиты.

Животные тоже располагаются по ярусам Множество насекомых. Представители: обезьяны, кистеухие свиньи, окапи, попугаи, леопард и др.)

- В чём же проявляется приспособленность растений и животных к условиям обитания?

IV.Дневник туриста (Закрепление изученного).

- Каковы же особенности зоны влажных экваториальных лесов? (разнообразие растительного и животного мира, многоярусность, присутствуют все стадии жизни растений)

  1. Итоги урока. Домашнее задание.

1)  - Итак, сегодня на уроке мы подробно рассмотрели влажные экваториальные леса Африки.

В результате мы с вами должны знать, что такое гилея, красно-жёлтые ферраллитные почвы, эпифиты, характерные особенности влажных экваториальных лесов;

должны уметь показывать зону влажных экваториальных лесов на карте; подбирать различные источники информации для характеристики этой зоны;

должны объяснять взаимосвязь компонентов в данной природной зоне.

Вот и к концу подошёл урок,

Подводить пора итог.

Спасибо за работу, детки,

А я поставлю вам отметки.

(Выставление оценок)

2) Домашнее задание:

(1)стр. 123- 125

(2) Творческое задание- составить кроссворд на тему: «Растения и животные влажных экваториальных лесов».

                Литература:

 

  • «Рекорды животного мира Гилеи» - Г. Н. Элькин «География материков и океанов. Поурочное планирование. 7 кл. Санкт-Петербург, «Паритет», 2001 г.
  • «Описание Гилеи» -  Энциклопедия для детей. Том 3. География.  Москва, «Аванта», 2003 г.
  • «Описание Гилеи» - О. В. Крылова «Уроки географии. Из опыта работы.» Москва, «Просвещение», !990 г.
  • «Покорение горы Эрудит»- В. Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы.» Москва, «Дрофа», 1997 г.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Большое путешествие в страну знаний"

Классный час-знакомство с 5 классом...

Урок-игра "Большое космическое путешествие" 5 класс

Урок-игра "Большое космическое путешествие" в форме познавательной игры позволяет закрепить и обощить знания по теме "Вселенная" в курсе Природоведения в 5 классе....

. «Большое путешествие»

Занимательная игра по математике для 5 класса (презентация) по итогам четверти...

Квест "Большое путешествие в Германию"

Квест как метод обучения является достаточно эффективным приемом для закрепления и отработки изученного материала. Данный квест был разработан в рамках проекта традиционного гимназического проект...

Большое путешествие в Югру

Цель: сформировать представление об территории ХМАО, ее богатствах и особенностях коренного населения.Задачи:1.     Сформировать знания об природных богатствах ХМАО...