Из опыта применения эффективных методик в исследовательской практике по краеведению
статья по географии (8 класс)

Филипенко Светлана Витальевна

Описание основных направлений в работе с краеведческим материалом во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта применения  эффективных методик  в исследовательской работе по краеведению

Филипенко С.В. учитель географии МБОУ Школы № 166 Советского района г.о. Самара

Роль краеведческой работы в общей системе народного образования и в практике учебно-воспитательной работы современной школы позволяет рассматривать мне школьное краеведение, как систему, в которой может развиваться несколько направлений: географическое, историческое, литературное, экологическое и другие.

Все эти направления представляют собой части целого, являются структурными основными элементами общешкольного краеведения, тесно связанные между собой, как по содержанию, так и по форме организации.

На мой взгляд, краеведческая направленность в исследовательской деятельности обучающихся занимает особое место, на это есть ряд причин:

- потребность во всестороннем и пристальном переосмыслении исторических событий прошедшего тысячелетия;

- необходимость изучения культурного и природного наследия территорий;

 - тяга людей, в том числе и молодежи, к исследованию истории родного края, своей семьи, мест, связанных со своей родословной.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Но цель будет иметь много общего!

Цель краеведческого образования:

 -способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.

Задачи:

  • показать обучающимся, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  • воспитывать уважение к культуре других народов, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
  • пробуждать в обучающихся эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  • пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям.

 Принципы краеведения, на которых строится  моя работа по изучению, применению и пропаганде знаний о крае:

1)Научность – предполагает точность наблюдений и описания явлений, их систематизацию и обоснованность обобщений и выводов.

2)Системность и последовательность – явления должны рассматриваться не изолировано друг от друга, а во взаимной связи, в развитии. Системность и последовательность предполагают длительное, регулярное изучение края для выявления закономерностей, характерных для данной территории.

3)Комплексность – необходимость рассматривать все стороны природы и жизни края.

4)Региональность – учет конкретных индивидуальных особенностей края, что позволяет дифференцированно подходить к планированию и реализации хозяйственных, культурных, социальных мероприятий и рационально использовать ресурсы.

В краеведческой работе я применяю все основные методы краеведческого исследования:

1)Литературный. Изучение литературных краеведческих источников осуществляется на первом этапе краеведческих исследований для получения предварительных сведений. Источники краеведческой информации:

-Учебники  и учебные пособия, статистические справочники. В этом учебном году большой удачей для школ нашей области явилось выход учебного пособия «История Самарского края». Благодаря этому пособию обучающийся свободно ориентируется в истории развития нашего края, наиболее интересные темы пособия являются отправной точкой для исследовательских работ.

-Справочно-библиографические обзоры по вопросам туризма и краеведения.

-Сборники «Вопросы географии» (с 1930 г вышло более 120 выпусков).

-Журналы «Преподавание истории в школе», «Преподавание географии в школе», «Юный натуралист» и др.

-Газетные материалы. Предварительно  намечаю подлежащие просмотру издания, выявляю его информативную направленность и определяю хронологические рамки. Внимание обращаю на те разделы, которые соответствуют тематике.

Полученная информация должна быть занесена на карточку. Выписка должна иметь фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, точную ссылку на наименование издания с указанием года, числа и страницы газеты или журнала. Считаю очень важным в своей работе научить ребёнка работать с литературой, ведь в огромном потоке информации сегодняшнего дня можно просто не увидеть важности происходящего.

2)Картографический. Направлен на выяснение пространственного размещении природных, хозяйственных, исторических, археологических и др. объектов и явлений на изучаемой территории. Все краеведческие исследования начинаются с составления карты или плана изучаемой местности. Карты-основы служат для нанесения на них результатов исследования.

Мы не выбираем большие темы для исследования. Темы бывают узкие, но понятные нашим ребятам: «Зелёные насаждения на карте города», «Достопримечательности Советского района г.о.Самара», «Азбука достопримечательностей Самары», «Парки города», «От Каменной чаши до Подгор»  и др. Итогом таких исследований является карта с нанесёнными на неё изученными объектами.

3)Статистический.  Основан на отборе и анализе количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм. Этот метод широко применяю при изучении  погоды, климата, хозяйства, населения и экономических связей своего края с другими территориями. Без статистики не обходится ни одно исследование. Считаю, что очень важно привить интерес именно к изучению статистики при написании работ. В этом случае исследования обучающихся становятся понятным многим школьникам и виден конкретный результат работы. Это прослеживается в таких темах как: «Хочу стать врачом», «Станет ли Самарская область пустыней», «Влияние изменения климата на уровень грунтовых вод Самарской области», «Влияние хозяйственной деятельности человека на Волгу» и др.

4)Анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, Этот метод ярче других помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений. Чаще всего респондентами являются местные жителей того района, где нами ведётся исследование. Местные краеведы села или посёлка знают историю края по событиям в своей жизни. Именно они чаще всего раскрывают тайны топонимов или хронологических событий. Иногда знакомят нас с ценными экспонатами из семейных архивов: «Анализ Молоканского движения в Поволжье», «Уничтоженные памятники города», «О чём мы тоскуем, когда тоскуем о прошлом».

5)Полевых исследований. Основными методами полевых исследований являются стационарный и экспедиционный. Первый метод заключается в наблюдениях исследователя на месте постоянного жительства или длительного местопребывания. Второй метод – во время кратковременного пребывания во время путешествий или похода. Наиболее доступными методами во время путешествия являются наблюдения. Сущность этих исследований заключается как в анализе отдельных природных компонентов, так и в выявлении и характеристике природно-территориальных комплексов.

В моей работе чаще всего используется второй метод. Он наименее затратный по времени и позволяет использовать знания родственников обучающихся по изучаемой территории. Вместе с ними ребята раскрывают интересные темы: «Защитить истоки малых рек в наших силах», «История появления села на карте Самарской области», «История завода в истории страны».

6) Зарисовка, фотографирование и видеосъемка – неразрывные краеведческие исследования. Результаты фотографирования типичных объектов могут дать материал для экспозиции краеведческого уголка в школе и использоваться как наглядный материал.

Каждый ребёнок открывает нашу область и город заново. Именно детский взгляд на знакомые вещи позволяет нам увидеть свою Родину в новом свете. Составляя газету или коллаж, не перестаёшь удивляться уже знакомым образам и вещам: «Пройдя по старым улочкам», «Побеждая железо и асфальт», «Утро на Волге».

7)Исследовательский метод – один из ведущих способов организации поисковой деятельности  обучающихся в краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Он предполагает постановку перед обучающимися конкретного задания и его планирования: организация наблюдений или изучение фактов и явлений, подведение итогов и использование полученных данных в раскрытии географических понятий и конкретизации собранного материала.

Исследовательская работа подразумевает творческую работу обучающегося направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно- исследовательская работа - это не только теоретическая, а в большей степени практическая часть.

Исследовательская работа в краеведении строится на четком понимании исследователем, что необходимо найти, узнать, сопоставить. Для научно- исследовательской работы определяются формы, которые наиболее подходят в каждом отдельном исследовании. Важным аспектом исследовательской работы является формирование воспитательной функции. Не секрет, что изучение истории родного края переплетается с историей каждого живущего, с историей родного города, семьи, окружающих людей. Необходимо показать исследователю как переплетается история родного края с историей страны. Это задача учителя, который в исследовании является  направляющей стороной, соисследователем, соавтором.

Научно - исследовательская работа тогда считается законченной, когда становится достоянием общественности. Это может быть выступление на конференциях различного типа, печать в периодических изданиях, доклады на уроках и занятиях, презентации и т.д. с последующей оценкой, разбором ситуаций, критикой со стороны общественности. Все это делает исследование - продуктивным, заинтересовывает обучающегося в дальнейшем продолжении работы, активизирует познавательную деятельность, развивает креативное мышление, интерес к краеведческой работе.

Все эти методы взаимосвязаны и практически используются в различных сочетаниях.

Любое исследование для ребёнка не проходит бесследно: он входит в мир науки, растёт и развивается. Ну а сами  работы могут быть интересны обучающимся, которые в дальнейшем будут заниматься исследовательской деятельностью, как в школе, так и в высшем учебном заведении. Именно такая работа ребят способствует формированию социально-активной жизненной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектной методики в работе студенческого научно-исследовательского кружка

Данная работа освещает вопрос использования проектной методики в организации внеклассной работы по предмету....

Из опыта применения методики Шаталова на уроках биологии и географии

В виде мультимедийной презентации представлен  многолетний опыт применения методики Шаталова на уроках биологии и географии, главными компонентами которой являются опорные сигналы и опорные консп...

Из опыта применения методики Шаталова на уроках биологии и географии

В виде мультимедийной презентации представлен многолетний опыт применения методики Шаталова на уроках биологии и географии, где главными компонентами являются опорные сигналы и опорные конспекты. Опор...

Методика проведения исследовательской работы по физике для 9 и 10 классов "Прогнозирование результатов прыжков в длину и проверка прогноза на опыте"

Учебный материал о движении тела, брошенного под углом к горизонту, является одним из наиболее сложных и, в то же время, важных в разделе «Механика» курса физики общеобразовательной школы. Как по...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)

Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....

Доклад "Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии" Педагогическая конференция "Повышение качества образования:интересные идеи,эффективные методики"г. Певек. 2019г.

Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессио...