программа 6 кл овз география
рабочая программа по географии (6 класс)

Косыгина Елена Петровна

рабочая программа по географии 6 класс овз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_kl_ovz.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Чернава

Измалковского муниципального района Липецкой области»

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 29.08.2019 г.

Утверждено

Приказ № 208

от 29.08.2019 г.

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«География»

для 6 класса

на 2019-2020 учебный год

(обучение на дому)

Пояснительная  записка

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019 г. – Сб. 1;

  Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека.

Программа составлена  с  учетом  психофизических  особенностей  учащихся  с ограниченными возможностями здоровья.   Познание  мира  предполагает изучение  системы  взаимосвязанных  дисциплин,  обеспечивающих преемственность  содержания.  Курс  географии  имеет  много  смежных  тем  с естествознанием,  историей,  русским  языком,  чтением,  математикой, изобразительной  деятельностью,  черчением,  социально-бытовой ориентировкой  и  другими  предметами,  а  также  предусматривает  опору  на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами  и  явлениями  окружающей  действительности»  и «Природоведение».   Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы,  программа  и  методика  преподавания  географии  предусматривают повторяемость  материала  (в  разных  формах  и  объеме).  Ряд  тем  постепенно усложняется  и  расширяется  от  6  к  9  классу,  что  способствует  более полноценному усвоению учащимися элементарных географических знаний.  В программе  учебный  материал  расположен  по  годам  обучения:  6  класс  -  «Начальный курс физической географии». 

Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

        География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся.

Задачи:  Образовательные: Дать  элементарные  научные    и  систематические  сведения  о  природе, населении, хозяйстве  России, зарубежных стран, своего края. Показать  особенности  взаимодействия  человека  и  природы,  познакомить  с культурой и бытом разных народов. Помочь усвоить правила поведения в природе. Воспитательные: Содействовать    патриотическому,  эстетическому,  экологическому воспитанию. Содействовать  профессиональной  ориентации,  путём  знакомства  с  миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Корреционно - развивающие: Учить  анализировать,  сравнивать  изучаемые  объекты  и  явления,  понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
  • развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  • формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал. 

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.  Учащиеся должны знать:  Что изучает география; Горизонт, линию и стороны горизонта;   Основные формы земной поверхности; Виды водоемов, их различия;   Меры по охране воды от загрязнения;   Правила поведения в природе;  Отличие плана от рисунка и географической карты;   Масштаб, его обозначения;   Основные направления на плане, географической карте;   Условные цвета и знаки географической карты;   Расположение воды и суши на Земле;   Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;   Солнце  как  ближайшую  к  Земле  звезду  и  его  значение  для  жизни  на Земле;   Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;   Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;   Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;   Основные типы климатов;   Географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий. Учащиеся должны уметь:   Определять стороны горизонта, ориентироваться по  Солнцу,  компасу, местным признакам;   Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;   Делать  схематические  зарисовки,  простейшие  модели  и  макеты изучаемых форм земной поверхности;   Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);   Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;   Читать географическую карту;   Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;   Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.

 Учебно-методическое обеспечение учебного курса: 6 класс  

  • Учебно-дидактический материал для учащихся Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2019

        Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами.

        Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, данная рабочая программа предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недель (34часа, по 1 часу в неделю в соответствии с расписанием)

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:

6 класс

  1. Введение – 1 час
  2. Ориентирование на местности – 5 часов
  3. Формы поверхности Земли – 4 часа
  4. Вода на Земле – 10 часов
  5. План и карта – 5 часов
  6. Земной шар – 5 часов
  7. Карта России – 4 часа

Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

Учебно-дидактический материал для учащихся

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2019

Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2019

Атлас 6 класс

На реализацию национально-регионального компонента в соответствии с требованиями ОБУП отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.

Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.

В календарно-тематическом планировании представлены поурочные темы реализации НРК.

Распределение НРК по крупным темам:

6 класс

Темы программы

Количество часов НРК

1. Введение

1

2. Ориентирование на местности

1

3. План и карта

1

4. Формы поверхности Земли

4

5. Вода на Земле

5

6. Земной шар

2

7. Карта России

6

ИТОГО

22

Планирование коррекционной работы

по географии в 6 классе

Основные темы программы

Коррекционная работа

1

Введение

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

2

Ориентирование на местности

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

3

План и карта

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Развитие пространственного восприятия.

4

Формы поверхности Земли

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция восприятия времени.

5

Вода на Земле

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

6

Земной шар

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

7

Карта России

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Основное содержание предмета, практические работы

6 класс

        Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.

Практические работы:

Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте.

        Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

        Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.

        Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).

        Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

        Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

        Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).

        Изготовление топографического лото.

        Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

        Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

        Проведение опытов, доказывающих:

  1. растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
  2. очистка воды фильтрованием.

Упражнение в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов, первых кругосветных путешествий.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого – образец из коллекции – его название – основные месторождения.

Путешествия (на карте) по нашей стране.

Требования к уровню подготовки учащихся

(предметные результаты)

6 класс

Учащиеся должны знать:

Что изучает география;

Горизонт, линию и стороны горизонта;

Основные формы земной поверхности;

Виды водоемов, их различия;

Меры по охране воды от загрязнения;

Правила поведения в природе;

Отличие плана от рисунка и географической карты;

Масштаб, его обозначения;

Основные направления на плане, географической карте;

Условные цвета и знаки географической карты;

Расположение воды и суши на Земле;

Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;

Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

Основные типы климатов;

Географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;

Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

Читать географическую карту;

Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.

Контрольно-измерительные материалы

Контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 7 класса базовый уровень,  Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория

Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...

Программа курса по географии "Занимательная география" 6 класс.

Программа курса по географии " Занимательная география" 6 класс....