Некоторые особенности применения критериального оценивания в учебном процессе в целом и в работе при изучении географии
статья по географии

Земич Елена Валерьевна

Мы знаем, что в разных системах оценивания можно выделить свои преимущества и свои недостатки. Недостатки – это, конечно, то, от чего хотелось бы уйти вовсе или минимизировать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые особенности применения критериального оценивания в учебном процессе в целом и в работе со слабоуспевающими учащимися

Земич Елена Валерьевна, учитель географии ГБОУ № 72, методист ГБУ ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга

2020 г.

Идеальная дидактика — это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет — он будет читать при свечах.

Идеальное управление — когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам.

Гин, А. А., Приемы педагогической техники: Свобода выбора.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ?

Это оценивание по определенным критериям для достижения успешности учащихся. Мало того, что учитель оценивает справедливо. Надо, чтобы и ученик был с ним согласен. Достичь этого не сложно.

Мы знаем, что в разных системах оценивания можно выделить свои преимущества и свои недостатки. Недостатки – это, конечно, то, от чего хотелось бы уйти вовсе или минимизировать их. Какие это могут быть недостатки?

– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

– определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;

– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.

Среди основных задач критериального оценивания можно выделить следующие задачи:

– определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

– мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;

– дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

– обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.

Одна из проблем: грамотная организация-процесса оценивания с целью формирования у учащихся учебно-познавательной мотивации и стимулирования учебных достижений. В принципе критерий оценивания должен рассматриваться как некоторый эталон, показатель уровня владения учебным материалом, имеющий значение стимула для повышения учебных достижений учащихся.

Должны быть четкие критерии в выборе отметки, которые будет понятны и ученикам, и родителям!!!

В зависимости от темы занятия, от уровня работы учеников, для каждого задания (письменной или устной работы) заранее оговариваются соответствующие баллы, имеется также шкала перевода баллов в оценки.

Примеры применения критериального оценивания на уроках географии:

  • Устный ответ: 7+7+7

7 предложений по предложенному вопросу;

7 опорных слов в тетради (не более семи слов);

7 географических названий на 7 предложений с обязательным показом на карте.

Всего 14 баллов за ответ.

Оценка: соответственно –

5 – более 90%

4 – более 70 %

3 – более 50%

В зависимости от места задания в рамках изучения темы могут быть разные варианты использования этого задания.

  • Оценка письменных работ учащихся:

Продумать количество баллов за выполнение каждого задания, сообщить учащимся критерии;

Перевод в пятибалльную систему:

5 – более 90%

4 – более 70 (75)%

3 – более 50%

  • Оценка практических работ на контурных картах:

Соблюдение правил оформления контурной карты (критерии прописаны в рабочей программе учителя географии, размещены на предметном сайте учителя, в кабинете географии и т. д.)

% выполнения задания по теме.

  • Критерии оценки творческой работы:

1)        Содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов – от 0 до 2 баллов.

2)        Умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая ее – от 0 до 2 баллов.

3)        Присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность суждений – от 0 до 2 баллов.

4)        Умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля – от 0 до 2 баллов.

5)        Правильность оформления работы (структурирование текста по пунктам и подпунктам, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.д.) – от 0 до 2 баллов.

6)        Наличие сопроводительных материалов, в том числе авторских (иллюстрации, схемы, чертежи, карты, таблицы и т.д.) – от 0 до 4 баллов.

7)        Поощрительный балл (общее впечатление) – 1 балл.

            Максимальное количество баллов – 15.

Итог:

В данной методике можно отметить следующие основные преимущества технологии критериального оценивания:

1. Это методика очень прозрачная и соответствует учебным целям предмета;

2. Знания учеников оценивается объективно в соответствии с составленными критериями оценок, заранее знакомыми всем ученикам;

3. При данной методике оценивания знаний учеников со стороны учеников, родителей, учителей не может быть никаких претензий;

4. В образовательном процессе методика преподавания дисциплины, оценка по данной дисциплине идет по заранее подготовленному стратегическому плану технологии критериального оценивания;

5. Данная методика позволяет ученикам заранее подготовиться и способствует развитию навыков самооценивания, также приучает к самостоятельной подготовке по данному предмету;

6. Зная критерии оценивания, учащийся может оценить и выбрать объем учебного материала для достижения конкретных учебных задач

Человеку нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать. Сделайте восхождение по ступеням познания успешным — и перед вами будут благодарные ученики….

Из книги А. Гина

Источники:

  • Гин, А. А., Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. — 13-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
  • Международный журнал экспериментального образования. 2016 г. - № 2: https://www.expeducation.ru/ru
  • Образовательный портал Инфоурок: Критериальное оценивание. Виды оценивания. Цвингер Г.М.: https://infourok.ru/kriterialnoe_ocenivanie._vidy_ocenivaniya-516794.htm
  • Электронное образование в Республике Татарстан: https://edu.tatar.ru/aznakaevo/azn/sch9/page1533521.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Методические особенности применения мультимедийных изданий в учебном процессе

Выступление на межрайонной научно-практической конференции работников образования в с.Каракулино. Дана краткая характеристика электронных изданий. Представлены методические возможности использования э...

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС...

«Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения»

Что же стоит за отметками учеников? Всегда ли должны радовать «5» и огорчать «3»?...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО по теме «Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы» (из опыта работы)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМОпо теме«Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы»(из опыта работы)...