ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО по теме «Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы» (из опыта работы)
материал

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО

по теме

«Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы»

(из опыта работы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gmo_uchiteley_tehnologiy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО

по теме

«Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы»

(из опыта работы)

                                                                                                                                       

                                                                                                                                             Подготовил учитель технологии

                                                                                    Беспоместных Г.Ф.

2018 г.

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

         Одним из важнейших требований в современных условиях,  предъявляемых к организации учебного процесса в школе является использование методов, способствующих формированию у учащихся умения самостоятельного выбора жизненного пути и их готовности самостоятельно решать различные жизненные проблемы. Большими возможностями в решении этих задач, обладает проектная деятельность учащихся.

        Руководство проектной деятельностью школьников для учителя технологии дело, в общем-то, не новое. Каждый человек в своей практической деятельности постоянно решает различные проблемные задачи, т.е. выполняет своего рода проекты. Учитель технологии на своих уроках во многих случаях, может быть даже и, не осознавая того, руководит именно проектной деятельностью учащихся. Это происходит тогда, когда они под его руководством решают всевозможные конструкторские, конструкторско-технологические задачи, связанные с изготовлением объектов труда. Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по конструированию, технологическому планированию, изготовлению изделия. В задачу проектирования входит экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты этой проектной деятельности поэтапно материализуются, т.е фиксируются в виде описания и обоснования выбора цели деятельности, ее экономической, экологической и социальной целесообразности, изготовления эскизов и чертежей, технологических карт. В творческих проектах учащиеся осуществляют свою деятельность по направлениям:  выбор темы проекта; план действий; планирование и организация работы; собирают необходимую информацию по объекту труда; разрабатывают идеи; выбирают материалы, инструменты и приспособления. После анализа всех идей выбирается лучшая и воплощается в практической работе.

        Использование метода проектов в обучении позволяет не на словах, а на деле реализовать деятельностный подход, способствовать применению знаний и умений, полученных при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом. Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватывать  более широкий круг вопросов школьной программы обучения, актуальной для практической жизни, требующей привлечения знаний учащихся из разных областей, с целью развития творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать свои знания.

        Выбор темы проекта рекомендую осуществлять задолго до начала его выполнения. Учитель должен помочь учащимся осознать насущные нужды и потребности  школы, семьи и  свои собственные, сформулировать их в виде проблем и предложений по их решению. На этой основе учащиеся составляют перечень возможных проектов. Если при этом возникают существенные трудности, предлагаю воспользоваться «Банком проектов», разработанным мною для 5-8 классов по параллелям, где представлены возможные задания по различным сферам деятельности, таким как: инструменты и приспособления; игры и игрушки; оборудование для дома и семьи; декоративно-прикладные изделия; элементы интерьера и т.д.

        Таким образом, учащиеся при выборе проектов могут воспользоваться следующими вариантами: предложить собственный проект; выбрать проект, используя «Банк проектов»; выбрать проект с помощью учителя. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от  зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.

Проектный метод познавательной деятельности по технологии позволяет учащимся получить версии (разной степени наполнения)ответа на вопрос: как и почему появляются новые вещи в предметном мире? Проектирование  позволяет  достигать  повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного  общения.

Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой и взрослыми,
при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, и не только достигается запланированный результат, но и происходит
развитие внутреннего мира растущего человека. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы  проведения занятий. Для выполнения проектов учащимися необходима определенная теоретическая подготовка в области конструирования и решения конструкторских задач. Для этой цели рекомендую использовать систему вопросов и заданий для 5-8 классов по основным темам программы. Система вопросов и заданий построена на 4-х основных направлениях формообразования:

1) Функции изделия. Как называется? Каково его назначение?

 2) Конструкция. Как можно изменить размеры и конфигурацию изделия?

 3) Технология. Какие технологические операции, инструменты и приспособления необходимы для изготовления деталей данного изделия?

4) Эстетика. Эстетическое оформление. Какой вид отделки можно использовать для оформления данного изделия?

Работа над творческим проектом выполняется в четыре этапа:

1 этап – подготовительный (выбор темы, план работы, работа с литературой, обоснование причины выбора, степень значимости, определение посильности изготовления, экономическая целесообразность), все эти сведения носят описательный характер.

2 этап – конструкторский (разработка технико-технологической документации, оформление эскизов, чертежей, рисунков, подготовка инструментов, материалов для работы над проектом, разработка различных вариантов изделия).

3 этап – технологический (выполнение решения конструкторско-технологических и иных задач , направленных на реализацию проекта), результатом этой работы являются технологические карты по изготовлению деталей объекта и их сборки. На технологическом этапе учащиеся выполняют трудовые операции, предусмотренные технологическим процессом самостоятельно корректируя свою деятельность.

4 этап – защита проекта (на заключительном этапе осуществляется окончательный контроль и испытания спроектированного и изготовленного изделия).

Для   того   чтобы   активизировать   учащихся   на   самостоятельную творческую работу  наравне с практической работой выполняется и теоретическая часть.

Для учащихся 5- 6 кл. теоретическая часть заключается в выполнении технического рисунка, технологической карты и правил безопасности.

Для учащихся 7-8 кл. предлагается наравне с практической работой
выполняется блок теоретических вопросов, оформив все на листах формата
А-4 (в виде реферата): 1-й лист - титульный, 2-й лист - оглавление
(все основные вопросы проекта), и далее раскрываются вопросы в
следующей последовательности: Обоснование выбора объекта труда, расчет стоимости материалов, расчет стоимости изделия, эскиз, чертеж, технический рисунок изделия, технические требования (условия) к изделию, технологическая карта на изготовление изделия, правила безопасности при выполнении работ. Особое внимание в творческих проектах обращаю внимание на технические требования к изделию. Учащимся предлагается ответить письменно на ряд вопросов: определить допуски по размерам, требования к исходному материалу, требования к конструкции, в каких условиях будет эксплуатироваться объект труда, какой способ поверхностной отделки выбран и почему, что нужно сделать чтобы объект был практичным и эстетичным. Предъявляя технические требования к изделию учащиеся приходят к выводу, что изделие должно быть надежным, прочным, экономичным и эстетичным.

Вопросам безопасности в проектной деятельности уделяется повышенное внимание, поэтому вопросы безопасности учащиеся отражают в своей пояснительной записке.

Проектный метод обучения позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с «непослушными инструментами» и «неподатливыми материалами», «умными конструкциями», «технологическими системами» и др. Как показала практика, проектный метод обучения дает свои положительные результаты.

Мои воспитанники неоднократно занимают первые и призовые места в городской олимпиаде по технологии. В результате проектной деятельности на уроках технологии полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи модернизации экономики.

        Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность , как один из видов интеграции в учебном процессе современной школы.

Ведущее место среди  новых принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода и субъективности в обучении , занимает метод проектной деятельности.В основу метода прое...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время в связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков в сжатые сроки появляются новые методы обучения иностранным языкам, которые можно объединить общим названием – интенсив...

Современные педагогические технологии: "Применение метода проектов в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности" - обобщение опыта работы

В статье представлен теоретический материал по изученной современной педагогической технологии -  метод учебных проектов. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способс...

Использование инновационных технологий, методов и форм на уроке музыки в современной школе. Обобщение опыта работы.

В методической работе Хабаровой В.И. представлен опыт работы, педагогические технологии, формы и методы, применяемые  на уроках музыки в школе....

Роль уроков технологии в учебном процессе современной школы для учащихся с ОВЗ

Активное развитие у человечества такого инструмента как современная вычислительная техника и появление сети интернет привело к резкому ускорению развития многих отраслей науки и техники, к росту потре...