Главные вкладки

    Использование инновационных технологий, методов и форм на уроке музыки в современной школе. Обобщение опыта работы.
    методическая разработка по музыке ( класс) на тему

    Хабарова Валентина Ивановна

    В методической работе Хабаровой В.И. представлен опыт работы, педагогические технологии, формы и методы, применяемые  на уроках музыки в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc531.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование инновационных технологий, методов и форм на уроке музыки в современной школе

    Хабарова Валентина Ивановна

    учитель музыки

    МБОУ «Лицей №1 Зеленодольского муниципального

    района Республики Татарстан»

    Современные этапы развития образования выдвигают новые требования к выпускнику школы. В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что на первый план выходят такие профессиональные и личные качества, которые позволяют ребенку успешно адаптироваться, жить и работать в условиях нового века. Среди них выделяются мышление, высокообразованность, информационная культура, творческая активность. России нужны творчески мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения люди, которые поднимут страну на новый уровень в производстве, науке, культуре.  Таким образом, развитие личности ребёнка становится целью для школы нового типа и означает развитие различных направлений деятельности с опорой на его способности и интерес. А.Т.Шумилин утверждает, «что все качества личности, необходимые для созидания, успешно развиваются в процессе обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны самые высокие творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны педагога». Творчество – процесс сугубо индивидуальный, свободный, в котором решающие моменты принадлежат чувствам, интуиции, соображению.

    В стандарте основного общего образования сказано, что основной целью современного музыкального образования является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры».

     Задачами музыкального образования и воспитания в современной школе являются:

    - формирование музыкальной культуры учащихся;

    - вооружение школьников системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

    - обретение учащимися духовной автономии, формирование духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;

    - развитие музыкальных способностей учащихся, вокальных данных;

    - развитие эмоциональной сферы учащихся;

    - формирование у детей стремления слушать национальную музыку своего народа;

    - развитие интереса и любви к пению;

    - приобщение ребят к современной музыке (в её взаимодействии с музыкальным классическим наследием), формирование у них желания слушать её и овладевать основами современного музыкального мышления;

    - обучение детей пользоваться ИКТ, справочной и музыковедческой литературой.

    Решая эти задачи, достигая цели образования и обучения, учитель музыки в своей работе наряду  с традиционным обучением (традиционное обучение – фундамент инноваций) использует и инновационные технологии, методы и формы работы. Нельзя отвергать всё, что было создано ранее в педагогике. Необходимо использовать в своей профессиональной деятельности всё лучшее, качественное и обновлять  его в условиях нового времени, а всё прогрессивное непременно применять в своей работе.

    Нельзя не отметить положительные стороны традиционного обучения:

    - упорядоченная,  логически правильная подача учебного материала;

    - организационная    четкость;

    - оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

    Что же такое традиции и инновации?

    Термин «традиционное обучение» подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, которая является и в наше время преобладающей в школах разных стран.

     «Инноватика – это не просто новшества, некоторая новизна, а достижение принципиально новых качеств, с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер)

    Инновационные технологии  - алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на  получение положительного конечного результата.

    В данной работе  хочу рассказать об используемых мной некоторых современных технологиях, методах и формах работы на уроках музыки.

    Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично-поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность);

    Чтобы музыкальное образование стало действительно развивающим, надо добиться, чтобы деятельность школьников на уроках музыкального искусства осуществлялась как художественная по содержанию и учебная по форме. Учащиеся, слушая музыку, проникают в произведение, познают  природу музыкального творчества и знания, раскрывают его внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка предстает перед школьниками как отражение, художественное воспроизведение жизни во всех ее противоречиях.

    Проектная исследовательская деятельность.

                           

    Применяемый в моей работе метод проектов, вызывает у моих учеников желание и формируется умение самостоятельно работать и развиваться. В процессе работы над проектами у учащихся реализуется развитие художественного вкуса, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, а также способности оценивать окружающий мир по законам красоты. В целом, проектная деятельность способствует развитию личности учащихся, так как в процессе создания проекта, особенно исследовательского, формируется отношение ученика к данной проблеме, он высказывает свою точку зрения.

    Большой интерес вызывают творческие проекты у учащихся 7-го класса по теме «Современное искусство».

    В течение учебного года, работая над самостоятельно выбранной темой, ребята собирают необходимый материал, подбирают и разучивают музыкальные произведения, готовят компьютерные презентации. На уроках представляют свою работу в виде презентации, сопровождая своё выступление игрой на музыкальных инструментах (фортепиано, гитара), исполняют песни по теме выступления или подбирают музыкальный материал из своей мультимедийной библиотеки. Таким образом, используются ИКТ-технологии. Ребята подготовили яркие проекты о бардовской музыке, о любимых исполнителях современной песни, о рок – музыке и ВИА прошлых лет. Они не только исполняли песни и аккомпанировали себе, но и разучивали со всем классом новые, предварительно напечатав слова для каждого одноклассника.

    Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное образование предполагает обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы, умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д. Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества.

    В своей работе использую комплексный подход в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства в целях совершенствования музыкального воспитания. Развивая творческие способности детей, необходимо стремиться к тому, чтобы у ребят возникали различные ассоциации.

                 

    Музыкальные образы ребята переводят в зрительные – рисунки, цветовые пятна, графические изображения характера музыкального движения или в другой вид искусства – сочиняют или подбирают рассказы, стихотворения, выражают услышанное пантомимой.

         

    Музыкальные образы вызывают и двигательные реакции, при которых происходит развитие творчества в движении. Творческое начало проявляется  в импровизации  музыкально-ритмического  движения, в использовании выразительных движений при передаче образа музыкального произведения, при исполнении песен  народного творчества и детских  песен. На уроках музыки и школьных праздниках ребята начального звена   не только поют, но и выполняют ритмические движения, исходя из содержания песни, стилистических особенностей. Например песни: «Чунга – Чанга», «Смешной человечек» на слова Синявского, музыка Журбина; «Песенка Чебурашки» В.Шаинского; «Я на горку шла»,  многие новогодние и народные песни.

    Внутреннее эмоциональное состояние ребят выражает игра «Я – дирижёр», отрабатывающая навык дирижёрского жеста и развивающая творческие способности учащихся. Ребята сами дирижируют шумовым оркестром, при этом они импровизируют в выборе звучания инструментов, темпа, динамики, приёмов исполнения.

       

     Также использую следующие творческие приёмы:

    Развитие звуковысотного ряда. С помощью наглядного материала – вырезанные из бумаги листочки деревьев, снежинки, нотки, звёздочки – дети на доске «записывают» мелодический рисунок различных песен.

     

    Развитие ассоциативного мышления. Это задания на работу памяти в процессе творческого восприятия произведения.

    Развивая ассоциативное мышление детей в начальной школе, использую простые задания. Приведу в качестве примера ответы самих детей:

    f – крик, гром;

    p – журчание ручейка, шорох листьев, мыши, шёпот;

    staccato – мячик – попрыгунчик, перемещение воробья;

    legato – капелька воды стекает по стеклу, скольжение коньков;

    Мажор – солнце, свет, радость;

    Минор – дождь, грусть, слёзы, печаль.

    С ребятами  среднего звена  разбираем прослушанное произведение по плану:

    • русское произведение или зарубежное;
    • эпоха создания произведения;
    • характер произведения;
    • выразительные средства;

    Для ребят постарше предлагаю оформить в тетради «ассоциативную сеть» самостоятельно, опираясь на полученные знания. Высокий уровень развития ассоциативного мышления - после прослушивания нового музыкального произведения учащиеся по цепочке, не повторяя друг друга, называют ассоциативные слова. Приведу в качестве примера некоторые приёмы развития ассоциативного мышления.

    Ассоциативные цепочки. С их помощью ребята сами открывают новые грани искусства, выражают собственные чувства, отношения, настроения. Переходят от одного понятия к другому через 4-5 этапов, используя ассоциации.

    Работа пятиклассника: И.С.Бах – орган – строгость – многозвучие – фуга.

    Ответы ребят седьмого класса: авангардная музыка – свобода творчества – атональность – ужас – «Уцелевший из Варшавы».

    Ассоциативные гроздья. К ключевому слову подобрать несколько разноуровневых ассоциативных понятий.

    Например: оркестр – инструмент, тембр, исполнитель, симфония, композитор; шансонье – эстрада, Франция, голос, поэзия; рапсодия – вдохновение, красота, свобода, эмоции, народ, искусство  (из работ учеников).

    ИКТ-технологии.

     Учителю музыки информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую видеоинформацию и её источники, т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Используя ИКТ – технологии при подготовке домашнего задания, ребята сами создают презентации, находят необходимые термины и определения, знакомятся с биографиями композиторов и исполнителей, подбирают произведения изобразительного искусства и литературы, сценарии для проведения внеклассных мероприятий, классных часов, создают и  пополняют мультимедийную библиотеку.

    Здоровьесберегающие технологии.

    Известно, что музыка оказывает благотворное влияние на организм человека, его настроение, эмоциональное состояние. Она обладает терапевтическим эффектом, лечит неврозы, сопровождающие жизнь современного человека.

    Применение на уроках лечебной гимнастики А.Н.Стрельниковой, восстанавливает дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов. Использую упражнения «Ладошки», «Китайский болванчик», «Погончики» и др.

    Провожу на уроках музыкально – танцевальные паузы, потому что ритмические движения снимают эмоциональное напряжение.

    Игровые технологии я использую на уроках для учащихся всех возрастных звеньев.

                    

    Особый интерес вызывают Аукционы музыкальных знаний. Учащимся предлагается тема из области музыкальных знаний, необходимо назвать слова на эту тему. Побеждает тот, кто называет слово последним. Приведу примеры тем аукционов – «Зарубежные композиторы», «Музыкальные инструменты», «Русские композиторы», «Эстрадные исполнители» и др.  Также в своей работе я использую тесты, кроссворды, ребусы, загадки, криптограммы не только разных авторов, но свои.

    Большое внимание в Лицее №1 уделяется Коллективным Творческим Делам,  массовым мероприятиям, которые проводятся на параллели. Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

                   

                                         

    Традиционными в Лицее №1 стали: «Рождение звезды» - праздник для первоклассников; «Прощание с азбукой»; «Смотр строя и песни»; «Новогодние хороводы» и представления, итоговые линейки, открытие пришкольного лагеря и другие мероприятия.  Ко всем этим  праздникам ребята разучивают с учителем музыки песни, многие из них с ритмическими движениями, которые исполняют соло, целыми классами и даже всем залом при участии родителей. Также готовят музыкальные, театральные и поэтические номера.  Праздники проходят дружно и весело.

    По технологии «Коллективное Творческое Дело» работает творческая группа учителей музыки, ИЗО и технологии. Итогом работы прошлого года стало внеклассное мероприятие «Новогодние конкурсы», с защитой творческих проектов детей, с играми, песнями, викторинами, конкурсами, призами и подарками.

                   

    Развито на уроках музыки музицирование (фортепиано, балалайка, флейта, гитара). По своему желанию ребята исполняют разнообразную музыку для своих одноклассников, делятся умением  музицирования.

                       

    Теоретические знания по музыке необходимы ребятам при участии в ежегодном «Интеллектуальном марафоне» (Перемещение по станциям) на станции «Музыкальная».

    Таким образом, используя современные инновационные технологии, формы и методы  в преподавании,  каждый учитель музыки свою профессиональную деятельность и обучение учеников обогащает,  делает интереснее и радостнее. А урок музыки превращает в урок креативного развития личности.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: «Технология учебных циклов в преподавании математики в школе.» (обобщение опыта работы учителя математики)

    Идея: «Создание оптимальных условий для развития и повышения качества знаний каждого ученика»....

    Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта работы)

    Цель представляемого  материала: обобщить, проанализировать опыт работы по выбранной теме.Задачи:     -выявить, что может обеспечить нестандартную...

    Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе (из опыта работы)

    Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учит...

    Выступление на МО профильных дисциплин "Использование инновационных технологий как активной формы обучения детей с ОВЗ на уроках «Цветоводства и декоративного садоводства»

    Выступление отражает особенности использования инновационных технологий на уроках профильного труда (цветоводство)....

    Использование инновационных технологий, как активной формы обучения детей с ОВЗ на уроках профильного труда (цветоводство)

    Данная презентация дает представление об инновационных технологиях, которые можно использовать на уроках профильного труда....