Проектная деятельность , как один из видов интеграции в учебном процессе современной школы.
статья по технологии по теме

Баранова Наталья Алексеевна

 

Ведущее место среди  новых принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода и субъективности в обучении , занимает метод проектной деятельности.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov-_odin_iz_vidov_integracii.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, как один из видов интеграции в учебном процессе современной школы.

В современной школе пробивают себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении и эти методы потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе нужны такие методы обучения, которые:

-формировали бы активную. самостоятельную позицию учащихся в учении;

-развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные,

-формировали не просто умения, а компетенции, т.е.умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

-были бы приоритетно нацелены  на развитие познавательного интереса учащихся;

-реализовывали бы принципы связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в  арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

  На долю учителя остаётся трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Принципиально новая философия построения образовательного процесса берет своё начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский учёный сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые ещё предстоит приобрести.

  На рубеже 1910-20-х годов метод проектов входит в практику отечественной школы. Метод проектов предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решать проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Родившись из идеи свободного воспитания , метод проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом разработанной и структурированной системой образования. Но суть остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другим словом ,от теории к практике.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов- это из области дидактик, частных методик ,если он используется в рамках определенного предмета. Метод- дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организаций процесса познания. В основу метода проектов положена идея, с оставляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат , который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

   Начиная с 2002 года, на уроках технологии начала применять метод проектной деятельности.    Проектная деятельность открыла широкие возможности для сотрудничества: развивает интерес, помогает «разбудить» воображение и активизировать познавательную деятельность, учит вырабатывать идеи и воплощать их в жизнь и, что очень важно,  учит коммуникативному общению и ответственности за общее дело.

Метод проектов помогает реализовать основные педагогические функции: образовательную, развивающую и воспитательную.

  Любой проект обязательно выполняется под моим руководством и с моей помощью. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

  На первом занятии по теме “Проектная деятельность” объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов данного предмета и охватить другие предметы, а также  учесть интересы учащихся. Часто выбираем тему проекта в зависимости от объявленного президентом года. В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды.

   На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.

Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта.

  Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях и в порядке консультаций. На уроке вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий, а во время консультаций даю рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам.

   При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков.

    Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению .Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.

     При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.

   Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.

     Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У  учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов как один из видов развивающего обучения в процессе преподавания спецпредметов."

В данной презентации вы найдете все, что надо знать об образовательных проектах....

«Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций педагогов» (из опыта работы)

В статье дан анализ организации образовательно-воспитательного процесса в современных условиях в учреждении дополнительного образования детей...

Роль уроков технологии в учебном процессе современной школы для учащихся с ОВЗ

Активное развитие у человечества такого инструмента как современная вычислительная техника и появление сети интернет привело к резкому ускорению развития многих отраслей науки и техники, к росту потре...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО по теме «Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы» (из опыта работы)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМОпо теме«Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы»(из опыта работы)...

Интеграция в учебном процессе

Статья на тему "Интеграция в учебном процессе". Рассматриваются вопросы о видах интеграции, интегрироаннном уроке....