Работа с картой на уроках географии
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

"Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_kartoy_na_urokah_geografii.docx55.71 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с картой на уроках географии

Цели:

  • Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах и научить пользоваться ими в повседневной практике.
  • Формирование практических умений и навыков при работе с картой, предусмотренных учебными программами по географии.
  • Организация самостоятельной работы учащихся с географическим атласом, контурными картами.

План

Актуальность темы.

Методические приемы работы с картой.

 

Актуальность темы.

Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.

Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации.

Упор на карту» –так считал известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. Понятие «чтение карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением компьютерных технологий в различные области знаний, в том числе и в географию. Однако до сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии.

В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей.

Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.

Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты, но научить школьников работать с картами различного содержания можно лишь при осуществлении продуманной системы усложняющихся заданий.

Учащиеся впервые знакомятся с картой в начальной школе и продолжают работать с ней на протяжении всех лет обучения. Хорошо изучив особенности содержания карты, обучающиеся могут использовать её как источник приобретения знаний.

На основе анализа школьной программы выделяют три основные группы картографических знаний:

картографические представления,

 картографические понятия,

картографические умения и навыки:

                - чтение карты,

                - картографические умения и навыки,

                - картосоставительские умения и навыки.

Структура картографических знаний

Картографические представления

Картографические понятия

Картографические умения и навыки

Картографические умения и навыки

Чтение карты

Карто

составительские умения и

навыки

Картографические представления о размещении и взаиморасположении предметов и явлений на карте.

Пространственные представления о размещении и расположении предметов и явлений.

Представления о конфигурации отдельных географических объектов.

Представления о динамике изменения и движения объектов и явлений.

Общее понятие о географической карте

Понятия о различных типах карт

Понятие о масштабе

Понятие о градусной сетке

Понятие о различных способах изображения географических объектов и явлений на карте

Определение и измерение по карте расстояний, направлений

Ориентирование по карте в размещении, взаиморасположении географических объектов и явлений

Определение по карте высот и глубин

Определение направлений и географических координат на карте в градусах и километрах

Расшифровка символики карты (чтение легенды)

Распознание объектов по условным знакам

Воспроизведение названия и описание внешних признаков объектов (номенклатура)

Выявление способов изображения объектов и явлений на картах различного содержания. Их анализ

Составление описания по карте единичных географических объектов

Определение географического положения объекта на карте

Определение смены природных компонентов по меридианам и параллелям, от подножия гор к вершинам

Составление сравнительных характеристик географических объектов и явлений

Установление связей, взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными объектами и географическими явлениями

Установление основных черт компонентов природы, природных комплексов

Составление комплексной характеристики территории

Определение закономерностей размещения явлений

Составление описаний и характеристик отдельных территорий (государств, экономических районов)

Составление картосхем

Нанесение

отдельных

объектов и

явлений на контурную

карту

Составление

карт различного содержания

на основе

контурной

карты

Приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний

Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.

Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.

Рассмотрим особенности каждого приема на примерах.

Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:

  • Прочитай название карты.
  • Ознакомься с легендой карты.
  • Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
  • По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
  • Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
  • Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
  • Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.

Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.

Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.

Например, при описании гор используется такой план:

  • В какой части материка расположены горы?
  • В каком направлении вытянуты горы?
  • Какова их протяженность?
  • Какова наибольшая высота?
  • Где расположены наивысшие точки гор?
  • В чем особенности горных хребтов?
  • К какому типу гор они относятся?

Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:

Какими данными карты ты воспользуешься, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту.

По каким признакам на карте можно определить время их образования?

Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:

  • описание отдельных объектов,
  • описание отдельных территорий
  • комплексное описание ПТК
  • экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.

Чтение карты предполагает использование приема сравнения.

На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:

  • Выбери объекты для сравнения.
  • Отбери необходимые карты.
  • Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.
  • Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.
  • Объясни причины различий и сходства.

Для выполнения задания учащимся предлагают источники знаний и план последовательного извлечения информации из карт. При этом учеников знакомят со способами действий:

  • Определите, какую часть территории страны занимает каждая из экономических зон.
  • Выявите, приходящуюся на каждую из экономических зон, численность населения.
  • Определите состав и наличие природных ресурсов для каждой зоны.
  • Установите состав промышленной и сельскохозяйственной продукции и долю каждого вида продукции.

Название экономических зон

Показатели

Территория

Население

Природные ресурсы

Промышленность

Сельское хозяйство

Западная

Восточная

 

 

 

 

 

В процессе обучения географии широкое применение находит прием наложения карт. Он заключается в мысленном совмещении одной и той же территории, но разного содержания. При этом особую значимость приобретает умение использовать приемы сравнения и сопоставления различных тематических карт. Так, например, для того чтобы установить взаимосвязь между формами рельефа, тектоническими структурами и районами распространения полезных ископаемых необходимо проанализировать физическую, тектоническую карты и карты месторождений полезных ископаемых. Выявить взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми.

заполнить таблицу и сделать вывод.

Карта "Строение земной коры" (крупная тектоническая структура)

Физическая карта мира

(форма рельефа)

Наиболее распространенные полезные ископаемые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Методические приемы работы с картами, обеспечивающими усвоение новых знаний на уроках географии.

1. Определить в программе систему практических работ по картам.

Необходимо выявить:

какими путями будет осуществляться систематическая работа с картами при изучении географии

как будут подводиться учащиеся к пониманию построения карт, к пониманию "языка" карт различного содержания

какие практические работы предусматривают постепенное повторение и расширение навыков чтения карт различного содержания

какими практическими работами подготавливаются учащиеся к составлению комплексного описания природы, характеристики отдельных территорий и районов, используя прием наложения карт.

В процессе работы задания подбираются такие, которые постепенно усложняют работу с картами от класса к классу.

2. Упражнения в методических приемах первого ознакомления учащихся с картой.

Учитель должен предусмотреть при подготовке интересно продуманное объяснение значения карты и составление вопросов к чтению условных знаков карты, впервые принесенной в класс. Ознакомление с новой картой – это не простой пересказ содержания легенды, а целенаправленная работа, объединяющая непосредственное представление карты учителем и обучения учащихся пользоваться данной картой.

3. Учитель должен отобрать описательный материал к отдельным объектам природы с целью формирования, у учащихся четких единичных представлений. Задания предполагают показ на карте учащимся объекта первый раз. Учитель отбирает объект, заинтересовавший своими особенностями или значением, готовит краткое описание объекта, создающее яркий образ природы, отличный от подобных ему, например образ озера Чад (в отличие от других озер Африки).

Методы повторения и проверки знаний у учащихся в процессе различных работ с картами

Учитель должен определить:

  • какие знания и умения следует подвергнуть проверке по отдельным классам;
  • постоянно знакомиться с новыми формами проверки знаний
  • уметь правильно составлять задания для устных и письменных работ

План контрольных работ по картам

1. Подготовить задания к контрольным работам на проверку умений учащихся, читать и понимать карту.

Задания должны быть творческого характера, учитывать какие именно знания и умения подлежат проверке, на сколько задания отвечают занимательности, доступности, полезности.

2. Проверить умение производить измерительные работы на карте и глобусе.

3. Определить содержание и приемы проведения контрольных работ по контурным картам.

Учитель должен четко представлять объем номенклатуры по классам. Чтобы правильно выбрать содержание диктантов и других работ.

4. Составить задания для проверки у учащихся умений производить различные умственные действия при работе с картами.

 Изучение карты – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле». Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру, даст возможность ощутить счастье познания пространства.

В процессе своего развития природа и общество непрерывно изменяются, и поэтому созданная карта с течением времени перестаёт соответствовать действительности, устаревает.

 Требование современности – одно из основных свойств карт: все картоматериалы, положенные в её основу, должны быть современными и одновременными. В связи с этим перед учителем географии встаёт ещё одна задача – следить за всеми изменениями, которые происходят и своевременно вносить поправки, чтобы предоставлять учеников только точные факты.

Так при изучении административно-территориального устройства России, необходимо давать самые последние сведения о количестве субъектов РФ. Изучение этой темы не возможно без наличия самой новой административно-территориальной карты страны.

Самое интересное в географии — это познание многообразия нашей планеты. Каждый материк, государство, город, море, остров, река — уникальны.

Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Развивать географическую зоркость нам помогает карта. Без карт нельзя изучать географию.

Карта — построенное в картографической проекции (на плоскости) с использованием специальных условных знаков, уменьшенное и обобщенное изображение поверхности Земли, других небесных тел или небесной сферы. [1]

Учащиеся впервые знакомятся с картой в начальной школе и продолжают работать с ней на протяжении всех лет обучения. Хорошо изучив особенности содержания карты, обучающиеся могут использовать её как источник приобретения знаний.

Грамотно построенная работа с географической картой способствует умственному развитию школьников: развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления.

Карты служат наглядным пособием, объектом изучения и источником знаний. Лишь с помощью карты можно обозревать земную поверхность в целом, любую территорию или регион, можно выявлять связи и зависимости между объектами, определять местоположение объектов, их соотношение с другими, форму, величину объектов, устанавливать закономерности пространственного распределения явления, динамику и развитие явлений, давать характеристику любых объектов и территорий.

Работа с картой определяется тремя позициями: понимать, читать, знать карту.

Понимать карту — это знать, что такое карта, как изображаются объекты (условные знаки, легенда), как происходит уменьшение при изображении, что такое масштаб, чем отличается изображение земной поверхности на плоскости от изображения на глобусе, что такое градусная сетка, географические координаты, какие бывают карты в зависимости от масштаба, охвата территории, содержания.

Читать карту — это уметь определять направления, расстояния и географические координаты по карте, давать характеристику объектов, явлений, регионов, стран по карте.

Знать карту — понимать, представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем многократное упражнение в чтение карт. [2]

Карта является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью, с практикой применения знаний. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к образовательному учреждению, промышленному предприятию. [3]

Значение карт трудно переоценить. Карта — модель действительности. Она имеет большую информативность, обзорность, наглядность. Это делает ее важнейшим средством научного познания в географии и в других областях знаний о Земле и обществе.

Перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл.

Таким образом, на уроке географии учитель должен научить учащихся не только пользоваться картой, но и активно ее использовать. Деятельность ребенка на уроке должна быть направлена на создание картографического образа, необходимого для получения географических знаний.

Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. Понятие «чтение карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением компьютерных технологий в различные области знаний, в том числе и в географию. Однако до сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле». Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру, даст возможность ощутить счастье познания пространства.

В процессе своего развития природа и общество непрерывно изменяются, и поэтому созданная карта с течением времени перестаёт соответствовать действительности, устаревает. Требование современности – одно из основных свойств карт: все картоматериалы, положенные в её основу, должны быть современными и одновременными. В связи с этим перед учителем географии встаёт ещё одна задача – следить за всеми изменениями, которые происходят и своевременно вносить поправки, чтобы предоставлять учеников только точные факты.

Так при изучении административно-территориального устройства России, необходимо давать самые последние сведения о количестве субъектов РФ. Изучение этой темы не возможно без наличия самой новой административно-территориальной карты страны.

Учебник: «География России. Население и хозяйство» В. П. Дронов, В. Я. Ром

Класс: 9.

Тема: Политико-административное устройство России.

Цели:

  • Формировать знания и умение работать с политико-административной картой России.
  • Сформировать понятие «политико-административное устройство»
  • Развивать навыки самостоятельной работы.

Оборудование: политико-административная карта России, атласы, контурные карты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Организация класса на выполнение практической работы.
Россия – крупнейшее государство в СНГ. В её состав входят 83 субъекта Федерации: 21 республика, 4 автономных округа, 1 автономная область, 2 города федерального значения, 9 краёв и 46 областей.

II. Проведение практической работы 

  1. Учитель даёт минимум основных понятий о политико-административном устройстве страны, анализируя политико-административную карту.
  2. Далее ученика предлагается выполнение практической работы «Обозначение на контурной карте субъектов России»

Задание №1. Заполните таблицу: СУБЪЕКТЫ РОССИИ.

развернуть таблицу свернуть таблицу

Название субъекта (республики, края)

Столица, административный центр

 

 

развернуть таблицу свернуть таблицу

Задание №2. Используя данные таблицы, на контурную карту нанесите границы республик, автономных округов, краёв, входящих в состав России.

III. Подведение итогов практической работы

IV. Домашнее задание

Подготовить доклады на тему:

  • Формирование территории Русского государства начала 15 века.
  • Формирование территории Российского государства начала 16 века.
  • Формирование территории Российского государства конца 17 века.
  • Формирование территории Российской империи 1914 года.

Проведение данного урока требует наличие самых новых карт.
Так или иначе, география – это наука, которая тесно связана с картографией. Картография – это наука об отображении на картах объектов и явлений природы и общества, об исследовании их размещения, свойств, взаимосвязей, изменений во времени посредством карт и других картографических моделей, а также о методах их создания. Некоторые понятия и элементы картографии изучаются в 6 классе. Например, понятие «географические карты» и их классификация.

Учебник: «Начальный курс географии» Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.

Класс: 6.

Тема: Географическая карта.

Учебно-воспитательные цели: 

  • Объяснить понятие «географическая карта»
  • Описывать типы карт и их практическое использование.
  • Развивать умение добывать знания при помощи карт.

Оборудование: физическая карта полушарий; физическая карта России; политическая карта мира; экономическая карта России; глобус.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Географический диктант (дописать нужное слово или цифру)

Вопросы: 

  • Модель земного шара – …..(глобус)
  • Земля имеет форму ….(геоид)
  • Площадь поверхности нашей планеты …..(510 млн. кв. км.)
  • Расстояние от центра Земли до экватора ……(6378 км.)
  • Расстояние от центра к полюсам ……(6356 км.)
  • Земля немного сплюснута у ……(полюсов)
  • Окружность Земли ……(40 тыс.км.)
  • Нулевой меридиан проходит через город ……(Лондон)
  • На глобусе вверху находится полюс ……(Северный)

2. Сбор контурных карт с домашним заданием для проверки.

III. Изучение нового материала

1. Ответ на вопрос 4 к § 9

– Почему на школьном глобусе нельзя показать разницу между полярным и экваториальным радиусом Земли?

2. Слово учителя

Гораздо удобнее пользоваться географическими картами – это уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на поверхности при помощи условных знаков.
Запись определения в тетрадь.

3. Работа с рисунком на стр. 13  атласе.

Задание: 

  • Расскажите, как происходит перенос изображений поверхности Земли с глобуса на лист бумаги.
  • Рассмотрите, как увеличивается, в каком направлении искажения на карте.
  • Прочитайте план ознакомления с новой картой.

4. Работа с картами

Задание: 

  • Рассмотрите карты на доске, пользуясь прочитанным планом.
  • Что общего в них, чем они отличаются?
  • Подведите итог: назовите виды карт.
  • Какой вид карт мы не рассмотрели? (Контурные карты.)
  • В чём их отличие, зачем они созданы?

5. Работа с заданием в учебнике (стр. 26, §10, задание 1)

Сделайте вывод: Масштабы географических карт мелкие, то есть расстояния на них уменьшены очень сильно.

IV. Итог урока 

  1. Покажите виды карт и расскажите, что можно узнать, используя данную карту.
  2. Что в них общего?

V. Задание на дом: §10, вопрос 2 (устно), вопрос 6 (письменно)

На примере данного урока очень чётко видно, что картография является важной частью школьной географии.
В связи с возрастными особенностями восприятия школьников к картам предъявляются особые требования, в отличие от других учебных пособий. Главное требование – соответствие карты содержанию школьной программы. На карте должны иметь место все элементы действительности, которые описываются в изучаемом разделе учебника. Необходимо наличие полного соответствия между картой и учебником. Все собственные названия, встречающиеся в учебнике, должны быть на карте. Каждый крупный раздел программы должен быть обеспечен специальными картами. Изучение физической географии в 7 классе опирается на карты природы и хозяйства мира, материков и их частей.

Тема: Географическое положение. Исследования Африки.

Цели:

  • называть имена исследователей континента и результаты их работы;
  • показывать элементы береговой линии;
  • определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах;
  • прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.

Оборудование: физическая карта Африки, рисунки учебника, атласы, контурные карты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Африка – второй по площади материк. Есть основания полагать, что человечество зародилось в Африке и именно оттуда оно распространилось потом по всему миру. Развитая и во многом загадочная цивилизация сложилась в Египте, правители которого посылали экспедиции с исследовательскими и торговыми целями на юг по Нилу и вдоль африканского побережья к Красному морю.
Долгое время Африка была центром работорговли.
У самой западной точки Африки, напротив Дакара, современной столицы Сенегала, расположен остров Горе. В далёком прошлом этот остров был базой пиратов и работорговцев. Здесь «живой товар» через «ворота без возврата» выводили и грузили на парусники, шедшие в далёкую Америку. Горестный плач и кандальный звон стихли только к середине 19 века, когда было запрещено рабство во Французской Африке. Работорговля длилась с 15 века до середины 19 века и унесла миллионы человеческих жизней.

2. Работа со схемой. Изучение любого материка проводится по плану.

Задание. Что вы должны знать после изучения темы «Африка»?

img1.gif (2315 bytes)

3. Работа с физической картой Африки.

1) Знакомство с картой. Задание. Используя легенду, перечислите всё, что можно узнать по этой карте.
2) ГП Африки. Задание. По плану описать ГП материка.
3) Береговая линия. Задание. Описать изрезанность береговой линии.
5. Работа с текстом учебника. Задание. Используя текст учебника, заполните таблицу «Исследование Африки»

развернуть таблицу свернуть таблицу

Имя исследователя

Время (дата)

Результаты исследования

 

 

 

развернуть таблицу свернуть таблицу

III. Итог урока

Вопросы. 

  • Изменилась ли природа Африки и как, если бы наибольшее расстояние между западной и восточной точками было в южной его части?
  • Как бы изменилась природа Африки, если бы на северо-востоке она омывалась океаном?

IV. Домашнее задание: §24, задание в контурной карте.

Физическая география России в 8 классе опирается на карты природных явлений и объектов. Так изучение климата России требует наличие климатических карт, без которых невозможно правильное формирование представлений обо всех климатических процессов и явлений.

Учебник: «География России. Природа» И. И. Баринова

Класс: 8.

Тема: Итоговый урок – игра по теме «Климат России»

Цели:

  • Проверить уровень знаний, умений и навыков по изученной теме.
  • Развивать умение работать в команде.
  • Воспитывать чувство сплочённости.

Оборудование: атласы, письменные принадлежности, карта «Климат России», заранее приготовленные задания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс заранее делится на две команды, которые выбирают себе капитана и название команды. Капитан составляет список команды, решает, кто из членов команды будет отвечать, оценивает ответы учеников, следит за порядком и дисциплиной в команде.

II. Повторение материала

Задание №1. Климатообразующие факторы. Каждой команде вручается по «ромашке» с десятью лепестками, на которых написаны не только факторы, определяющие климат:

  1. Уровень солнечной радиации.
  2. Географическая широта местности.
  3. Выветривание.
  4. Рельеф.
  5. Состав горных пород.
  6. Близость океанов.
  7. Течения.
  8. Высота местности над уровнем моря.
  9. Эрозия почв.
  10. Антропогенное воздействие.

Задача команды – собрать «ромашку» из восьми лепестков, на которых будут только климатообразующие факторы.
Время выполнения задания 2 минуты, максимальное число баллов – 8.

Задание №2. Климат, погода. Каждой команде вручается стрелка с названием воздушной массы и листок с вопросами только для этой команды.

Команде «Ветер»

  1. Определите для территории республики Саха климатический пояс и тип климата.
  2. В зимний период времени на территории Якутии устанавливает господство кУМ, какую погоду она приносит?

Команде «Циклон»

  1. Вы собираетесь в Приморский край в Хабаровск, определите климатический пояс и тип климата этой территории.
  2. В летний период времени на территории Приморского края господствует мУМ, какая погода там устанавливается?

Время выполнения заданий 4 минуты, максимальное число баллов – 5.

Задание №3. Термин – понятие. Командам вручается конверт. В каждом конверте по 10 карточек – заданий и 30 карточек – ответов. Каждому участнику нужно взять по одной – две карточки и найти к ней правильный ответ.  Каждая команда должна дать 10 правильных ответов, при этом капитан команды оценивает каждого отвечающего, а учитель – ответ всей команды.

Команде «Ветер»

  1. Конвекция.
  2. Тёплый фронт.
  3. Циклон.
  4. Ураган.
  5. Трансформация ВМ.
  6. Суммарная солнечная радиация.
  7. Туман.
  8. Коэффициент увлажнения.
  9. Засухи.
  10. Поглощённая радиация.

Команде «Циклон»

  1. Атмосферная циркуляция.
  2. Холодный фронт.
  3. Климатообразующие факторы.
  4. Изобары.
  5. Гололёд.
  6. Испаряемость.
  7. Суховеи.
  8. Агроклиматические ресурсы.
  9. Погода.
  10. Рассеянная радиация.

Задание №4. Найти ошибки в описании климата. Каждой команде предлагаются однотипные тексты с описанием климата, содержащие ошибки.
«Резко континентальный климат Восточной Сибири сложился в условиях значительной близости к океанам, положения территории в умеренном поясе, наличие высоких гор, которые свободно пропускают морские воздушные массы с Тихого океана. Здесь круглый год преобладают морские массы воздуха. Из-за этого зима холодная и продолжительная, а лето сравнительно тёплое, в южных районах даже жаркое. Годовые амплитуды температур достигают 40-65?и более. Зимой случаются морозы до – 60° и ниже. Зимой здесь поверхность Земли медленно охлаждается. Постепенно охлаждаются, уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает устойчивый антициклон. Устанавливается ясная, малооблачная и очень холодная погода»
Время выполнения задания 3 минуты, максимальное число баллов – 4.

Задание №5. Климат и человек. Команда получает конверт, где кроме задания на 15 карточках – рисунках показано туристическое снаряжение на все времена года. Задача учащихся правильно выбрать снаряжение, чтобы зимой поездом добираться из Волгограда до Мурманска и отправиться  в поход по Кольскому полуострову.
Время выполнения задания 4 минуты, максимальное число баллов – 5.

Задание №6. Анализ графиков и диаграмм. Каждой команде даётся по три столбиковые диаграммы с графиками хода температуры воздуха и осадков в течение года. Нужно определить, какая из трёх диаграмм соответствует климату: Москвы, Владивостока.
Время выполнения задания 2 минуты, максимальное число баллов – 3.

III. Подведение итогов. Если команда набирает 33-35 баллов, она получает оценку «5», 30-32 балла – «4», 27-29 баллов – «3»

IV. Домашнее задание: ответить на вопросы стр. 73.

Содержание карты должно быть понятно ученику данного класса, вместе с тем карта не может быть простой схемой. Легенды школьных карт должны быть логичными и простыми, пояснения к знакам – понятными школьнику, для которого предназначена карта. Поэтому не стоит учителям географии использовать, например, учебные карты для начальной школы в 6 или 8 классе. Это приводит к формированию неправильного пространственного представления школьников.
Кроме настенных школьных карт, в школьной географии используются контурные карты,  предназначенные для закрепления и проверки знаний учащихся. Они имеют не меньшее значение в изучении географии.

Использование карт на уроках и факультативных занятиях в школе способствует расширению кругозора учащихся, развитию у них любознательности, фантазии и творческого отношения к предмету. Значение карты в школьной географии невозможно переоценить, так как «карта – это второй язык географии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по самообразованию: «Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе».

Выступление на педагогическом совете из опыта работы с картой на уроках географии...

Работа с картой на уроке географии

Приемы работы с картой на уроке географии...

Работа с картой на уроках географии

В статье описываюбтся приемы обучения учащихся по работе с кортами, выполнению плана местности....

Для родителей. Методические рекомендации по работе с картами на уроках географии

Методические рекомендации по работе с картами на уроках географии...

Статья "Приемы работы с картой на уроках географии в 5 - 9 классах"

СтатьяПриемы работы с картой на уроках географии...

Формы и методы работы с картой на уроке географии как эффективное условие повышения качества образования.

Географическая карта является особым средством познания действительности мира, источником, накопителем и хранитеем знаний....

Доклад по географии: «Нестандартные методы при работе с картой на уроках географии».

У каждой школьной дисциплины есть свои сложности, которые остаются неизменными при любых корректировках программ и учебников. Для географии это – научить школьников свободно владеть «языко...