Формы и методы работы с картой на уроке географии как эффективное условие повышения качества образования.
методическая разработка по географии (5 класс)

Чайникова Елена Васильевна

Географическая карта является особым средством познания действительности мира, источником, накопителем и хранитеем знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx70.15 КБ

Предварительный просмотр:

           

Формы и методы работы с картой на уроке географии как эффективное условие повышения качества образования.

                     

Выполнил: учитель географии Чайникова Е. В.,

МБОУ СОШ с. Сырское.  

                                                      


ВВЕДЕНИЕ.        « Карта есть альфа и омега

географии.От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит».

Н.Н. Баранский.

В условиях модернизации российского образования большое внимание уделяется компетентностному подходу в обучении. При таком подходе обязательный минимум географического содержания должен соответствовать приобретенным учащимися ключевым знаниям и умениям компетентностного подхода к окружающей действительности. Под компетентностью подразумевается уровень образованности, который характеризуется способностью решать практические задачи на базе теоретических знаний.

Одной из целей содержания географического образования является приобретение компетентности в использовании географических знаний и умений в повседневной жизни, решение практических задач, что важно с точки зрения потребностей общества. Деятельностный характер географического образования способствует широкому применению различных способов учебной , познавательной деятельности для получения учащимися ключевых компетенций . Личностно ориентированное обучение, являясь одним из исходных концептуальных основ модернизации образования, признает за каждым учеником индивидуальность, его субъективный опыт, который постоянно обогащается и углубляется. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.

Деятельностный подход в формировании географического образования учащимися осуществляется через работу с картой .Н.Н. Баранский считал географическую карту одним из основных методов и средств географического исследования .

Карта на уроках выступает в роли объекта изучения. Раскрыта ее сущность как модели географической действительности. В знаниях о ней представлена как содержательная сторона, так и операционная с соответствующими ей приемами самостоятельной работы, необходимыми для разностороннего практического использования этой модели.

Задача деятельностного подхода в обучении географии—научиться творчески работать с картой, приобретать с ее помощью новые знания.

Цель моей работы—показать формы и методы использования карт на уроках географии в условиях профилирования старшей ступени общего образования, в реализации личностно ориентированного обучения.

        2

1. КАРТА НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ .

Карта—источник знаний.

При решении разнообразных учебных и практических задач по географии а школе и в жизни главным и ничем не заменимым источником знаний была и остается географическая карта. Преимущество карты как источнике знаний заключается в том, что она содержит информацию не только о самом главном, существенном в объектах, явлениях, но и как наглядное пособие дает представление об их пространственном размещении, понятия о пространственных связях, об особенностях большой территории в целом .

По карте можно определить: во- первых , географическое положении любого пункта Земли, насколько он удален от полюсов, от экватора, в каком тепловом поясе и в какой зоне он находится, каково его отношение к морю, его связь с хозяйственными , политическими и культурными центрами. Посредством географических координат можно точно обозначить на карте то место, где на земном шаре находится какой-либо объект.

Как известно, характер той или другой местности во многом определяется географическим положением, от которого зависит солнечная радиация, климатические и почвенные особенности, хозяйственное значение и многое другое. Карта показывает размещение интересующих человека объектов на поверхности земли. Она дает представление о взаимном расположении рек, озер, морей, гор, равнин ,стран, городов. На карте не только можно взором охватить всю землю, всю страну в целом, но на ней можно разглядеть взаимосвязь и взаимозависимость элементов географических комплексов ,ландшафтов Изображая размещение по земной поверхности географических объектов, карта помогает понять их взаимодействие;

во-вторых, по карте можно изучать не только положение и взаимоотношения, но и величину, и форму географических объектов: конфигурацию частей света, океанов, морей, озер, границ стран, форм поверхности, высоты рельефа, глубины водоемов. Карта показывает размещение полезных ископаемых, климатических поясов, почвенно- растительных зон, сосредоточение человеческих поселений, особенно крупных городов, путей сообщения, сельского хозяйства, промышленных предприятий. Иногда карту сравнивают с телескопом и микроскопом, которые помогают видеть изучаемый предмет.

Но карта не только инструмент и наглядное пособие: она, как и книга, при умении ее читать, может быть источником географических знаний. Понимая, как осуществляется переход от реальной действительности

к образно-знаковому ее изображению в уменьшенном виде, вы можете «читать» карту по условным знакам.

Таким образом, карта является объектом изучения и источником географических знаний

Я остановлюсь на некоторых методах работы с картами на уроках. Я исследую картографический метод.

Под картографическим методом понимаются раздел картографии, изучающий вопросы использования карт для познания изображенных на них явлений.

В ходе работы с картами важную роль играет такой прием как описание по картам.                                                                                                       3

Описание - это традиционный и общеизвестный прием анализа карт; его цель состоит в том, чтобы выявить наличие на карте изучаемых явлений, особенности их размещения и взаимосвязи. Описание - качественный способ анализа картографического изображения, но в него могут вводиться количественные характеристики, прочитанные по карте.

Техника описания проста, но, тем не менее, подчинена некоторым обязательным требованиям. Приступая к описанию, необходимо прежде всего оценить качество самой карты, серии карт или атласа, получить представление об их современности, детальности, принципах составления, характере

искажений, вызываемых картографической проекцией. Следует изучить легенду, уделяя главное внимание принципам классификации изображаемых явлений и самим способом изображения.

Описывая какое-либо явление или территорию, очень важно соблюдать порядок от общего к частному, т.е. дать сперва характеристику основных, определяющих черт, затем детально проанализировать отдельные особенности и частности. В заключение четко формулируется выводы. Всякое научное описание должно быть логично, строго упорядочено, построено по определенному плану, причем хорошо, если этот план ясен читателю.

Основные принципы, которым должно удовлетворять научное описание, составляемое по картам:

  • логичность, упорядоченность и последовательность описания;
  • отбор и систематизация фактов;
  • введение в описание элементов сравнения, аналогии, сопоставления с использованием количественных показателей;
  • оценка описываемых явлений или процессов с точки зрения конкретных задач исследования;
  • четкая формулировка выводов и рекомендаций.

Описания по картам широко используются на предварительной стадии исследования для общего ознакомления с изучаемым объектом, планирования исследования, определения рациональной методики, выбора исходных картографических материалов. Описание совершенно необходимо и на заключительном этапе, когда требуется дать содержательную интерпретацию полученных результатов. При хорошо спланированном исследовании математические приемы сочетаются с описаниями, не подменяя и не вытесняя их. Это обеспечивает необходимое равновесие между качественными и количественными методами картографического анализа.        

к образно-знаковому ее изображению в уменьшенном виде, вы можете «читать» карту по условным знакам.

Таким образом, карта является объектом изучения и источником географических знаний

Я остановлюсь на некоторых методах работы с картами на уроках. Я исследую картографический метод.

Под картографическим методом понимаются раздел картографии, изучающий вопросы использования карт для познания изображенных на них явлений.

В ходе работы с картами важную роль играет такой прием как описание по картам.

Описание - это традиционный и общеизвестный прием анализа карт; его цель состоит в том, чтобы выявить наличие на карте изучаемых явлений, особенности их размещения и взаимосвязи. Описание - качественный способ анализа картографического изображения, но в него могут вводиться количественные характеристики, прочитанные по карте.

Техника описания проста, но, тем не менее, подчинена некоторым обязательным требованиям. Приступая к описанию, необходимо прежде всего оценить качество самой карты, серии карт или атласа, получить представление об их современности, детальности, принципах составления, характере

искажений, вызываемых картографической проекцией. Следует изучить легенду, уделяя главное внимание принципам классификации изображаемых явлений и самим способом изображения.

Описывая какое-либо явление или территорию, очень важно соблюдать порядок от общего к частному, т.е. дать сперва характеристику основных, определяющих черт, затем детально проанализировать отдельные особенности и частности. В заключение четко формулируется выводы. Всякое научное описание должно быть логично, строго упорядочено, построено по определенному плану, причем хорошо, если этот план ясен читателю.

Основные принципы, которым должно удовлетворять научное описание, составляемое по картам:

  • логичность, упорядоченность и последовательность описания;
  • отбор и систематизация фактов;
  • введение в описание элементов сравнения, аналогии, сопоставления с использованием количественных показателей;
  • оценка описываемых явлений или процессов с точки зрения конкретных задач исследования;
  • четкая формулировка выводов и рекомендаций.

Описания по картам широко используются на предварительной стадии исследования для общего ознакомления с изучаемым объектом, планирования исследования, определения рациональной методики, выбора исходных картографических материалов. Описание совершенно необходимо и на заключительном этапе, когда требуется дать содержательную интерпретацию полученных результатов. При хорошо спланированном исследовании математические приемы сочетаются с описаниями, не подменяя и не вытесняя их. Это обеспечивает необходимое равновесие между качественными и количественными методами картографического анализа.        

Кроме описания , в методике преподавания географии известны такие приемы

как

обший прием ознакомления с новым источником знаний. 1) выявить, что представляет собой источник знаний по форме; 2) способы отражения действительности, 3) что можно по нему узнать; 4) какие действия надо выполнить.

. В познании географии большое значение имеет сравнение. Прием сравнения включает сложную систему действий: 1) название объекта; 2)анализ(раздепение на части, выделение признаков сравниваемых объектов.) ;3 )выявление:а) однородных признаков; б) варьирующих признаков; 4)объяснения причин сходства и различий.

При составлении характеристики выявляются индивидуальные особенности каждого объекта. При этом характеристика подчинена общей географической логике: как правило, она начинается с определения географического положения объекта, продолжается описанием особенностей, которые в дальнейшем получают объяснение ,и завершается оценкой состояния взаимодействия— природа и  человек—общество. Каждому пункту этого плана соответствует определенная система действий, связанных с содержанием. Например, прием определения географического положения объекта включает две основные системы действий: 1)положение на Земле, которое фиксируется градусной сеткой,2) положение относительно других объектов. После определения ГП выявляются особенности, которые в значительной степени зависят от географического положения. Выполняются следующие действия:!) от условного знака—к слову;2) конкретизация общего понятия - путем определения в изображении признаков существенных и индивидуальных (особенностей количественных и качественных) ;3) создание образа.

Прием определения причин, обусловивших выявленные особенности, включает следующие действия: 1) конкретизацию известных связей, закономерностей путем выделения их признаков в изображении. В решении этой задачи и аналогичных ей роль вспомогательного приема играет прием наложения карт. Например, для выяснения зависимости климата территории от рельефа используются карты климатическая и физическая.

Не только в изучении географии, но и в повседневной жизни важную роль играет усвоение картографических представлений—образов, запечатлевшихся в зрительной памяти после целенаправленного восприятия изображений на карте. Они помогают мысленно воспроизвести ту ее часть даже при отсутствии карты, о которой услышали по радио, прочитали в книге , в периодической печати, увидели по телевидению.При этом ваши знания о территории дополняются новой информацией, пониманием ее особенностей, обусловленных географическим положением.

Картографический метод исследования предполагает и создание новых карт— методами трансформации исходных карт, разработкой типологических карт и районирования.

Внедрение картографического метода исследования в школьную географию— это один из способов перехода к исследовательским методам обучения

Н. Н.Баранский отмечал: « Значение карты для географии как науки уже предопределяет ее значение для географии как школьного предмета».

А. М. Берлянт выделяет следующие главные направления в использовании карт:

« -изучение структуры явлений, получение новых количественных        

характеристик и показателей, районирование территории, -- изучение взаимосвязи между разными явлениями, -историко-генетические исследования, предполагающие прослеживание по картам предпосылок условий развития, динамики и эволюции явлений, -исследование природных ресурсов и производительных сил,

  • изучение территории с целью ее освоения, -- прогнозные исследования,
  • исследования по охране природы и окружающей среды, направленные на разработку мероприятий по предотвращению опасных явлений, на сохранение и

|        воспроизводство природных ресурсов».

. Географическая карта все больше становится языком международного t        общения. Картографический метод в познании действительности широко

используют не только географы, но и другие специалисты. Умение понимать карты, получать с их помощью различную информацию становится частью общей культуры, поэтому так важно добиться результата в познании учащимися карты

Это возможно через систему самостоятельных заданий в форме практических работ и разнообразных упражнений.

Усложнение в работе с картой четко прослеживается от класса к классу. Например,

в 6 классе учащиеся выполняют работы по определению географических координат точки, направлений по карте и плану местности, расстояний; показывают объект и отмечают его на контурной карте, составляют описания и определяют географическое положение объекта;

в7 классе учащиеся пользуются картами различного содержания , могут читать, анализировать, сопоставлять физические и тематические карты, устанавливать связи и закономерности, объяснять особенности отдельных территорий, составлять характеристики компонентов природы и описания по типовым планам. При этом используют не один, а несколько источников информации.В старших классах учащиеся могут самостоятельно (без типового плана) работать с картами разного содержания и масштаба , выбирать карту для ответа, свободно пользоваться легендой карты, сопоставлять карты, объяснять географические связи между компонентами природы, оценивать ресурсы территории. Школьники совершенствуют умения составлять географические характеристики путем анализа различных источников информации: карт, профилей, таблиц, диаграмм. Многие задания они выполняют на высшем уровне самостоятельности, применяя полученные знания и умения в условиях новых учебных задач.

3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С КАРТОЙ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ,

Карта на уроке—обязательный атрибут обучения географии. Карты имеют громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа над картой, восприятие и комбинирование условных знаков, применение картографических приемов исследования на практике, развивает мышление и творческое воображение детей, формирует пространственное видение мира и участвует в формировании социальной личности.

Именно поэтому работу с картой я считаю важнейшей составляющей географического образования.

Использую в своей педагогической практике географические карты разного содержания как основные наглядные пособия на уроке и во внеклассной работе.

Формирую практические умения и навыки работы с картой у учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ, развивающих заданий и упражнений.

Знакомство с картой начинается с изучения курса « Физическая география» в 6 классе.

В теме « План и карта» учащиеся впервые учатся видеть местность на карте, читать условные знаки, работать с картой. А для того, чтобы работать с картой, необходимо обладать запасом как географических, так и картографических знаний, поскольку без географических знаний человек, не понимая сути анализируемого явления, не сможет использовать самую богатую по информации карту. И наоборот, имея географические знания, но не умея оценивать качество самой карты, не зная о характере искажений, специфике легенды карты, правил составления карт, нельзя правильно прочесть и понять ее содержание.

Таким образом, возникает необходимость вести работу педагога- географа по этим двум ключевым направлениям.

Подготовительный этап работы с картой начинаю с практических работ на местности. В процессе проведения этих работ я формирую и развйвают такие важные* необходимые каждому человеку умения как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение  явлений в природе, использование плана местности и самостоятельное составление плана местности.

Приступаю к выполнению глазомерной съемки только после того,как учащиеся овладеют необходимыми приемами работы и будут иметь соответствующие теоретические знания: знать сущность понятия « ориентирование» , основные и промежуточные стороны горизонта, «азимут» , умеют определять направления с помощью компаса и расстояния с помощью масштаба, использовать компас и план местности одновременно, определять азимут с помощью компаса.

Овладения такими знаниями и умениями добиваюсь с помощью различных видов деятельности: изучение наглядных пособий, использование тренировочных заданий и упражнений, выполнение творческих работ.

Топографические знаки плана местности запоминаются лучше через топографические диктанты, где я прошу заменить слова условными знаками. С удовольствием дети сами составляют такие диктанты. Полезны работы по составлению фрагментов плана местности по описанию. Кроме того, необходимы обратные задания: по заранее нарисованным фрагментам плана описать местность.

Большой интерес у учащихся вызывают предложения самим придумать план местности, допустив на нем умышленные географические ошибки или составить план местности, на которой происходит действие сказки.

Вслед за планом местности изучается географическая карта. Здесь я формирую у учащихся умения работать с физической картой и контурными картами . Дети учатся самостоятельно определять положение различных объектов , пользуясь градусной сеткой, форм рельефа, высоту гор, глубину морей и океанов, географические координаты.

Контурные карты помогают им научиться ориентироваться по карте, быстро находить нужный объект.

Работа с контурной картой учит аккуратности, точности нанесения объекта, использованию нужных карт атласа для выполнения задания.

Провожу целую серию работ по конкретизации такого понятия как « географическое положение». Вырабатываю умение не только показать географический объект на карте, но и оценить его отношение к другим объектам природы, линиям градусной сетки

Очень познавательны и интересны практические задания по определению положения своей местности, определения расстояний от данной местности до других объектов.

Высокоэффективной в работе по формированию основных понятий и умений считаю групповую работу. Учащиеся в группе легче усваивают правила определения географических координат, сторон горизонта и на этой основе—пространственные части материков или других крупных территорий: гор, морей, равнин, государств, а следовательно, взаиморасположение объектов по сторонам горизонта.

В страноведческом курсе географии 7 класса продолжаю развивать умения и навыки работы с картой, полученными в начальном курсе, путем усложнения заданий, привлечения большего количества карт и их сопоставления.

В процессе изучения курса географии материков и океанов , учащиеся работают с новыми картами: строения земной коры, почвенной, климатической, комплексной. Самостоятельное использование каждой из названных карт невозможно без выполнения целого ряда тренировочных заданий и упражнений. Учитель помогает учащимся в овладении приемами работы, которые в совокупности и составляют умения читать различные карты атласа или в общем пользоваться атласом. Карта должна стать источником разнообразной информации для семиклассника.

Этапы формирования приёмов учебной работы:

  1. введение        приема;
  2. усвоение        приема;
  3. самостоятельное        применение приема.

При введении приема работы с картой пользуюсь типовыми планами, данными в учебнике. В состав приемов входят: чтение карты, сопоставление карт, характеристика компонента природы, чтение климатодиаграммы и т. д. Иногда ,вместо типового плана, знакомлю с составом приема в ходе выполнения какого-либо задания.

Второй этап-усвоение, осознание приема—осуществляется мною через выполнение системы заданий. Причем, в своей практике, использую задания, которые обеспечивают закрепление системы действий, входящих в прием, вооружают учащихся знанием способов действий. Например: « Что надо сделать, чтобы составить характеристику климата по картам?; Какие действия и в какой последовательности надо выполнить, чтобы дать характеристику географического положения материка или какой- либо территории.?».

Самостоятельное применение приема учебной работы в условиях новых учебных задач является заключительным этапом.

Для проверки уровня владения приемами пользуюсь карточками- заданиями различного уровня сложности, что позволяет вести индивидуальную работу, осуществлять дифференцированный подход в обучении.         

        

Уровень сформированности умений и навыков работы с картой показывает подготовленность учащихся к самостоятельным и практическим работам, к выполнению разнообразных заданий творческого характера, требующих умения осуществлять самостоятельный поиск знаний, отбирать необходимые источники информации.

Много практических работ данного курса формируют умение учащихся сравнивать географические особенности отдельных территорий, материков и стран в целом. При выполнении этих работ учащиеся обобщают и анализируют факты, полученные с помощью карт, делают на основе этих фактов выводы, умозаключении, доказывают правильность своего вывода. .

При формировании знаний о природном комплексе учащиеся на конкретном материале, выполняя практические работы, убеждаются в тесной взаимосвязи и взаимодействии природных компонентов. Они выявляют влияние хозяйственной деятельности человека на природу в целом .Практические работы по составлению комплексного описания стран и другим источникам знаний, требуют от учащихся большого творчества, умения пользоваться всеми картами атласа, выявлять особенности территории и причины, обусловившие эти особенности.

Впервые у учащихся формируются умения показывать взаимосвязи, существующие между природными особенностями территории, бытом населения, хозяйственной деятельностью.

Таким образом, практические работы создают реальную основу для формирования экологической культуры учащихся.

Огромная практическая направленность в формировании и закреплении знаний по всем темам курса отводится работе на контурной карте.

Контурная карта позволяет выявлять особенности физико-географического положения материков и океанов, знать обязательный минимум географической номенклатуры, указанной в программе, формирует пространственную картину мира и его особенностей.

Особое внимание уделяю работе со стенной картой., которая присутствует на каждом уроке. Карта употребляется мною на всех стадиях урока. Картой начинаю и заканчиваю урок. Начало урока -географический диктант. Мною задействован весь класс .Ученик у карты показывает географические объекты, а остальные учащиеся определяют какие объекты нужно показать, исходя из темы домашнего задания. Стенная карта необходима и для закрепления нового материала.

При показе объектов на стенной карте требую правильного обращения с указкой, четкого показа границ местности, местоположения точек , правильного показа рек или линейных условных знаков.

В 8-9классах, при изучении курса « География России» ( « Природа и население» , « Хозяйство и географические районы» ), конкретизирую ранее полученные знания на изучении отдельных территорий нашей страны , из которых складывается целостное представление о природе, населении и хозяйственной деятельности. Формирую комплексные        

географические знания с помощью карты, учу выявлять взаимосвязи между природными особенностями территории, населением этой территории и развитием хозяйства.

Практические работы при изучении первой части курса , дают возможность показать влияние природных особенностей на жизнь населения, его хозяйственную деятельность. Например, при определении географического положения России учащиеся выявляют особенности природы и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей; выявление взаимосвязей тектонического строения, рельефа и полезных ископаемых создает основу для понимания взаимосвязей между тектоническими особенностями территории и строительством, полезными ископаемыми и отраслями промышленности; определение суммарной радиации, коэффициента увлажнения, сопоставление этих показателей для различных районов страны можно увязать с различиями в характере растительности, с особенностями сельскохозяйственного производства; определение режима реки, падения будет недостаточно без рассмотрения возможности хозяйственного использования этой реки, экологических проблем, связанных с загрязнением вод.

В практических работах по изучению населения страны ,учащиеся по картам выявляют особенности политико-административного деления ( и отражают это на контурной карте), определяют различия в национальном , религиозном составе, плотности и т .д.

Самыми трудными считаю практические работы с социально- экономическими картами по определению закономерностей в размещении отраслей промышленности, производственных связях, особенностей экономико-географических характеристик территорий, промышленных узлов и террирориально-производственных комплексов.

Обязательно к такой работе даю план-характеристику, который позволяет упорядочить ход работы и подводит к логически обоснованным выводам..

Практические и самостоятельные работы по изучению Липецкой области проводятся на более высоком уровне самостоятельной познавательной деятельности. Творчески применяя имеющиеся знания и умения, учащиеся изучают географию родного края. Успешность выполнения данной задачи зависит от обеспечения учащихся учебными пособиями, а самое главное— атласом и контурными картами. Контурные карты создаем сами, используя простейшие приспособления—трафареты области и ее районов.

В географии 8-9 класса учащиеся пользуются тематическими картами: картами природы и социально-экономическими картами. Карта незаменима при отображении пространственных соотношений формы и взаимного расположения объектов и явлений.

В своей работе стараюсь сформировать у учащихся умения отбирать нужные источники картографических знаний и использовать их в практических целях.

Не упускаю из виду такой важный фактор как занимательность, увлекательность. Наличие интереса придает учащимся дополнительный

стимул, значительно повышает качество работы. Такие формы организации работы, как деловые игры, защита проектов и рефератов, решение занимательных задач, составление кроссвордов применяю в самостоятельных и практических работах.

В завершающем курсе географии практические и самостоятельные работы закрепляют и развивают знания и умения, сформированные ранее. Обладая знаниями по многим предметам: географии, экологии, истории, экономике ,учащиеся могут дать характеристику географическому положению страны ( даже изменяющемуся во- времени), умеют оценивать весь комплекс причин, влияющих на жизнь населения страны (природных, экономических, политических), дают характеристику ресурсообеспеченности( качественную и количественную), составляют картосхемы размещения основных отраслей промышленности и производственные связи между ними, составляют экономико- географическую, сравнительную и комплексную характеристик любой страны мира. Итог таких работ—подготовка рефератов и защита их на конференциях.( Приложение 8) Карты помогают учащимся в выполнении этих работ. Учащиеся самостоятельно, подбирают карты и пользуются ими в зависимости от поставленной задачи. Старшеклассники дополнительно используют такие источники информации , как профили, таблицы, графики, диаграммы.

Уместны и даже необходимы, в условиях введения ЕГЭ, тестовые задания на воспроизведение знаний карты .

В предпрофильной подготовке учащихся, реализуя программу элективного курса « Географическая карта—модель Земли», провожу работу по формированию картографической грамотности , развитию географической культуры у школьников.

Учащиеся проводят кропотливую работу по классификации карт (по масштабу, по содержанию ,по охвату территории, по назначению, по форме отражения географического пространства модели земной поверхности. Используя карту, как математическую модель изображения земной поверхности, учениками исследуются разные виды картографических проекций и искажения при использовании проекции на карте.

При изучении свойств географической карты, закрепляю и расширяю приемы самостоятельных работ, связанных с содержанием карты. Для пользования географическими картами необходимо усвоить картометрические приемы самостоятельной работы, к числу которых относятся умения измерять и вычислять те или иные величины.

С точки зрения методики можно различать несколько видов измерений:- —измерения плановых координат объектов;

—измерения аппликат явлений, изображенных на картах, что связано с определением абсолютных и относительных высот, глубин, мощностей,т. е. вертикальных составляющих явлений;

—линейные измерения, т. е. определение длин прямых, ломаных, кривых линий и расстояний;        

~ измерение объемов различных объектов и явлений; —измерение площадей плоских поверхностей.

Условные знаки и знаковые системы рассматриваются учащимися как способы картографического изображения, которые обозначают виды объектов, их местоположение, форму, размеры, качественные и количественные характеристики (значки, ареалы, картодиаграммы и картограммы, качественный и количественный фон и т. д.) Наличие элементов дополнительной характеристики делают карту информативно емкой и позволяют получать по ней более глубокие и разнообразные выводы.

Учащимися рассматриваются сферы использования карт и применения полученных знаний на практике.

Школьники составляют географические описания по картам, решают самые разнообразные задачи, самостоятельно строят графики и профили (гипсометрические и комплексные). ( Приложение 9)

В завершение изучения курса возможно выполнение работы по составлению карты.

Прежде, чем выполнять такую работу, провожу анализ карты. Анализ карты « Естественный прирост населения по экономическим районам Российской Федерации». На основе приведенного анализа учащимся предлагается сложное задание: составить карту естественного прироста населения своего района, области или любой другой территории.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ И ЭЛЕМЕНТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ КАРТ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах - от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного положения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходимые количественные и качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики.

Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута.

В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия.

В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве карты используются как основа для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. Теперь наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в поле, а намечаются по топографическим картам в кабинетах проектных организаций.

Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустройстве, мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозией и вообще для учета и наиболее правильного, эффективного использования всех земельных фондов.

Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешкольного обучения. Они не только хранилище накопленных географических знаний, но и действенное средство для их распространения, подъема общей культуры. Без преувеличения модно сказать, что карты в той или иной степени используются во всех сферах человеческой деятельности.

Большое значение карты приобрели как средство научных исследований, особенно географических. Каждое географическое исследование так или иначе исходит из существующих карт, дает материалы для их исполнения и совершенствования.

Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только экономно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности этого размещения. В некоторых отраслях знаний карты используются как основное средство исследования.

Сфера использования карт как средства научного исследования быстро расширяется по мере общего нарастания темпов научного прогресса. В частности, этому расширению содействуют успехи в становлении информатики 8

и в разработке теории моделирования.

Исследование информатикой общих проблем сбора, хранения и передачи знаний позволяет еще полнее оценить достоинства географических карт как особой формы обработки, представления и анализа пространственной информации. Как отмечалось эти достоинства заключаются в возможности единовременного, целостного восприятия картографических изображений, в

наглядности территориальных различий и удобстве анализа пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей.

Энергичное внедрение в современную науку методов моделирования открыло в применении к картографии действительную силу карт как обобщенных и упрощенных пространственных образов реального мира, то есть его моделей, отражающих те стороны, свойства и процессы действительности, которые важны для целей конкретных исследований. Карты позволяют получать новые знания, изучать процессы развития и прогнозировать многие явления. Разработка методов использования карт как средства исследования составляет одну из главных задач современной картографии.

Значение карты в исследованиях Земли очень велико. «Карта есть начало и конец географического изучения, описания и выделения ландшафта», - писал Л.С. Берг. Развивая эту мысль можно наметить три основных пути использования карты для познания территории.

Первый путь самый простой (элементарный или пассивный). В этом случае картография не обогащается какими-либо новыми идеями или методическими приемами. Географическая карта служит лишь техническим средством или картографической основой, при помощи которой ученый излагает в графической форме свои знания о теории. Нанеся их на карту - основу, он затем делает заключение о мере правильности своих научных суждений, об изучаемом предмете.

Второй путь применения карты можно назвать научно - отраслевым. В этом случае конечным результатом для ученого становится тематическая карта, а для картографа возникают определенные, часто очень интересные предпосылки для научно - методических картографических разработок в соответствующих отраслях тематической картографии.

Третий путь применения географической карты в научных исследованиях начал формироваться относительно недавно. Своим возникновением он обязан не только практической картографии, но и тем новым задачам, которые встали перед географией в связи с решением проблем конструктивно - преобразовательного характера. Использование карты в решении этих задач можно назвать комплексным, потому что при этом создаются благоприятные условия для возникновения новых направлений в тематической картографии и научных понятий в развитии картографии.

Уже отмечалось, что одно из таких направлений - ресурсно-оценочное. Карта используется здесь для показа природных явлений не как элементов ландшафта, а как материальных объектов, необходимых для практической деятельности людей. Вышло уже немало карт, характеризующих и оценивающих

различные виды естественных ресурсов. Они получили название природно- экономических. Это, по существу, новый тип карт типологического районирования территории на основе ресурсной оценки изображаемого объекта и практические рекомендации по использованию того или иного        

территориального выдела.

Подобное огромное значение карт в современной науки и его постепенное расширение не может не сказываться на ее значении в школьном образовании, знакомящим молодого человека с этим изобретением человеческого гения.

Объектом исследования являются и элементы дополнительной характеристики тематических карт.

2.1 ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ СОДЕРЖАНИЯ

По содержанию карты распределяются на общегеографические и тематические.

Тематическими называются карты, основное содержание которых определяется отображаемой конкретной темой, специально посвящены какому- либо элементу или явлению, например, населенным пунктам, климату, почвам, транспорту, событиям истории и т.п. Они подразделяются на карты природных явлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально- экономические) и далее делятся на группы карт более узкой области картографирования, к каждой из которых уже относится ряд карт конкретной тематики. Например, к группе геологических карт относятся стратиграфические, тектонические, гидрогеологические, металлогенические, инженерно-геологические и другие карты; к группе ботанических карт относятся геоботанические, флористические карты лесов и другие. В ряде случаев эти карты относятся одновременно к двум различным областям картографирования, например, агрохимические карты могут быть отнесены к почвенным и к геохимическим картам, а сейсмические - к геологическим и к геофизическим картам. Такое «двойное подчинение» встречается и на более высоком уровне. Например, вся группа медико-географических карт (нозогеографические, медико-географического прогнозирования и др.) может быть отнесено и к картам природных явлений, и к картам общественных явлений.

Тематические карты делятся также и по ширине охвата темы - на общие, отображающие относительно более широкую тему, и частные, или отраслевые, посвященные более узкой теме. Степень широты темы может определяться на разных уровнях, например, карты промышленности по отношению к общеэкономическим являются отраслевыми, а по отношению к картам текстильной промышленности—общими.

Основные направления использования тематических карт

Карты применяются в науках о Земле для решения самых разнообразных задач. Сейчас трудно назвать какое-либо изыскание в географии, геологии, планетологии, которое обходилось бы без карт. Поэтому перечислить все направления использования карт означало бы дать полный перечень исследовательских задач решаемых в науках о Земле. Впрочем, такой перечень никогда не будет полным.        

Геологические карты. Это обширная группа, куда входят карты тектонические, структурные, стратиграфические, металогические четвертичных отложений, гидрологические, полезных ископаемых, сейсмические, неотектонические, охраны геологической среды и др. они используются для

познания глобальных.региональных и локальных особенностей строения земной коры, происходящих в ней процессов, поиска полученных ископаемых и т.д.

В последние годы отчетливо появилась тенденция совместного использования геологических карт, аэрокосмических снимков, космофотогеологических карт для познания глобальных геологических систем, особенно литосферных плит и рифтовых зон, а также для поиска полезных ископаемых, оценки современных геологических процессов и опасных явлений.

Геофизические карты. Карты магнитного, гравитационного, сейсмического, электрического, теплового и других физических полей Земли используются для изучения геодинамических явлений и процессов, протекающих в оболочках планеты и в ее ядре, для поисков и разведки полезных ископаемых. По сейсмическим картам определяют расположение качественных и количественных

характеристик землетрясений, а также сопутствующие явления.

Карты рельефа. Гипсометрические, геоморфологические, палеогеоморфологические карты используют для изучения морфологии, генезиса, возраста и динамики рельефа суши и морского дна. По картам решают следующие задачи:

  1. Изучение выраженности тектонических, неотектонических структур разного ранга и геофизических аномалий в рельефе, морфоструктурный анализ рельефа;
  2. Изучение экзогенных рельефообразующих факторов, эрозионно- аккумулятивных, дефляционных, карстовых, креагенных и других процессов;
  3. Прогноз полезных ископаемых;
  4. Инженерно -геоморфологическая оценка рельефа для обеспечения разных видов строительства и освоения территории;
  5. Изучение рельефа, как главного компонента окружающей среды, его динамики и связей с другими компонентами для планирования и проведения природоохранных мероприятий;
  6. Создание цифровых моделей рельефа, как основы банков тематической информации.

По картам рельефа составляется множество производных морфометрических карт: глубины и густоты расчленения, овражности, озерности, закарстованности территории, крутизны, длины, экспозиции и освещенности склонов, кривизны и асимметрии разного порядка, остаточного рельефа, продольных профилей речных долин и их деформаций.

Климатические карты используются, прежде всего, для анализа и прогноза климата территорий и его элементов по месяцам, сезонам, годам, климатическим периодам, эпохам. По климатическим картам получают картолитрические и математико-статические характеристики кпиматообразующих

факторов, термического режима, увлажнения, ветрового режима, атмосферных явлений.        

Одна из главных областей практического применения - оценочные исследования:

а)        условий жизни населения, воздействия климата на здоровье людей и возможностей адаптации к неблагоприятным погодно климатическим факторам;

б)        агроклиматических условий и влияния колебаний климата на урожайность сельскохозяйственных культур;

в)        условий освоения территории для гражданского, промышленного и других видов строительства;

г)        рекреационных условий местности.

Гидрологические карты применяются для изучения распределения режима, состава и свойств поверхностных вод суши, водного баланса и ресурсов территорий. Количественная оценка параметров речной и озерной сети структуры речных бассейнов выполняется с помощью хорошо разработанных приемов гидрологической картометрии и морфометрии, топологический анализ гидросети осуществляется методами математико - картографического моделирования

В числе новых направлений использования гидрологических карт следует отметить изучение малых рек и малых водосборов, динамики водных потоков и водохранилищ.

Практические народно - хозяйственные потребности ведут к разработке методики применения карт для оценки водных ресурсов, прогноза опасных гидрологических явлений, исследования руслового режима рек, изучения влияния стока на интенсивность эрозионных процессов.

Океанологические карты. Использование тематических карт для изучения мирового океана - одна из самых актуальных областей применения картографического метода исследования. Круг научных и практических задач, решаемых с широким привлечением карт, охватывает: 1) изучение состояния и динамики природы океана: структур и рельефа дна, размеров акваторий и их частей, объемов водных масс и растворенных веществ, геофизических и геохимических полей, климата, биогеографии и др.; 2) анализ взаимодействия океана с литосферой, атмосферой и биосферой, процессов массо- и энергообмена между ними; 3) освоение минеральных и биологических ресурсов моря, прежде всего, в пределах шельфа, обеспечение рыбного промысла; 4) охрану среды океана, особенно наиболее уязвимых прибрежных зон и эстуариев, мониторинг различных видов загрязнения.

Специфика исследований океанических геосистем связана с изучением пространственного распределения всех параметров и процессов не только по горизонтам, но и по вертикали, вглубь, и с большой изменчивостью этих параметров во времени. Поэтому активно разрабатываются трехмерные картографические модели (блок диаграммы и метахронные диаграммы), а также приемы сопоставления карт разных уровней.

Карты почв. Основные направления практического применения карт связаны с кадастровым учетом почвенных ресурсов, экономической оценкой почв, разработкой агрономических мероприятий и мелиорацией, борьбой с почвенной эрозией. Карты почв непосредственно используются на всех этапах сельскохозяйственного освоения территорий.

Широко практикуется изучение почвенных карт совместно с другими картами природы, населения и хозяйства.

Для практических и исследовательских целей очень важны частные почвенные карты, характеризующие отдельные свойства почв: кислотность, 12

солонцеватость, засоление, ощелачивание и т.п., а также прикладные карты.

Карты растительности. Существует 5 главных направлений использования карт растительности:

  1. Инвентаризация и оценка растительных ресурсов.
  2. Выявление связей растительности с главнейшими факторами окружающей

среды, определяющими структуру и динамику растительного покрова.

  1. Анализ возможностей сельскохозяйственного освоения территории, условий жизни населения, рекреационного потенциала.
  2. Контроль за состоянием и динамикой растительного покрова, степенью ее нарушенное™; разработка мер по охране растительного мира и всей окружающей среды.
  3. Индикация геологических структур, полезных ископаемых, четвертичных отложений и почв, гидрогеологических и мерзлотных условий, полезных ископаемых и геохимических ареалов.

Зоогеографические карты применяются для инвентаризации, изучения размещения, миграции животных, их связей со средой обитания, для разработки мер по охране и воспроизводству животного мира. В практическом плане имеет значение выявление ареалов и картометрическая оценка ресурсов промысловых животных, определение условий промысла.

Ландшафтные карты. Ландшафтным картам, так же как и картам растительного покрова, принадлежит ведущая роль в комплексных исследованиях природы и взаимодействия человека с окружающей средой.

Социально-экономические карты. В эту обширную группу входят карты населения, экономики и хозяйства, науки, образования и культуры, обслуживания и здравоохранения, истории развития общества. Увеличивается удельный все карт, синтезирующих природную и социально-экономическую тематику, что отражает усиливающее взаимодействие общества с окружающей средой. Это карты экономической оценки природных ресурсов, агроклиматические, инженерно-географические, оценки условий жизни и отдыха населения и т.д.

Социально-экономические карты используются в науках о Земле и при разработке проектов освоения ресурсов Мирового океана, для экономической оценки ресурсов, планирования мер по их охране и воспроизводству, развитию и размещению воспроизводства, добыче полезных ископаемых на шельфе и т.д. также социально-экономические карты привлекаются для реализации крупных научно-исследовательских программ и проектов.

Данная таблица показывает роль элементов дополнительной характеристики в учебном процессе.

N

Название карты

Значение их для исследователя

1

Геологические карты

Используют для познания глобальных геологических систем ( литосферных плит, рифтовых зон), а также для поиска полезных ископаемых, оценки современных геологических процессов и опасных явлений

2

Геофизические карты

Используют для изучения геодинамических явлений и процессов, для поиска и разведки

2

Геофизические карты

явлений и процессов, для поиска и разведки полезных ископаемых.

3

Карты рельефа

Используют для изучения морфологии, генезиса, возраста и динамики рельефа.

4

Климатические карты

Используют для анализа и прогноза климата территорий и его элементов.

5

Гидрологические карты

Используют для изучения распределения, режима, состава и свойств поверхностных вод суши, водного баланса и ресурсов территор

6 7

Океанологические карты Карты почв

Используют для изучения динамики природы океана, структур и рельефа дна, размеров акваторий, объемов водных масс и растворенных веществ, климата, биографии и т.д.

Используют для изучения карстовых процессов почв, экономической оценки, агрономии мелиорации, а также для освоения сельскохозяйственных территорий.

8

Карты растительности

Используют для изучения растительных ресурсов и выявления связей растительности с факторами окружающей среды, динамики растительного покрова, сельскохозяйственного освоения.

9

Зоогеографические карты

Используют для изучения размещения, миграции животных, их связей со средой обитания, для разработки мер по охране и воспроизводству животного мира.

10

Ландшафтные карты

Используются для комплексных исследований природы и взаимодействия человека с окружающей средой.

11

Социально- экономические карты

Используются при разработки проектов освоения ресурсов, планирования мер по их охране и воспроизводству, добыче полезных ископаемых, для реализации крупных научно-исследовательских программ и проектов.

Чтение карты в целом - всегда целенаправленный поиск знаков, конфигураций, восприятие знаковых комбинаций, ради получения необходимой читателю информации. Процесс чтения карты включает три этапа:

  1. Предварительный просмотр изображения и получение начальной информации, то есть «первое чтение»;
  2. Уточнение и детализация первичных восприятий знаковых комбинаций и полученной на их основе информации, что сопровождается самообучением читателя;
  3. Окончательная фиксация восприятия знаковых комбинаций и содержательная интерпретация полученной информации.

При сравнении разных карт ученик решает следующие задачи:

  • выбор начала отсчета;
  • поиск, прослеживание последовательности топологических отношений, опознавание границ;
  • подбор и сопоставление сходственных точек и контуров на разных картах.

В процессе чтения и распознавания, восприятие знаковых комбинаций человек, пользующийся картой, постоянно сортирует и отбрасывает избыточную информацию, формирует систему восприятия знаковых комбинаций,

отвечающую поставленной цели, дает ей содержательную интерпретацию.

2.2 ЭЛЕМЕНТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

К элементам дополнительной характеристики территории могут относиться Диаграммы

Диаграммы бывают весьма разные. Изложение способов диаграммирования ведется по следующей схеме, исходящей из степени сложности подлежащих диаграммированию рядов:

  1. Пространственные ряды, члены которых даны без указания структуры и без «динамики» (т.е. без изменения во времени).
  2. Пространственные ряды со структурой, но без динамики.
  3. Пространственные ряды с динамикой, но без структуры.
  4. Пространственные ряды и со структурой и с динамикой.

Самый простой случай тот, когда дело идет об изображении абсолютного ряда без структуры и без динамики, например, абсолютного количества всего населения, всего посева, всего числа рабочих на определенный год. При составлении диаграмм, не предназначенных для помещения их на карту, лучше всего для более легкого сопоставления фигур употреблять «полоски» или «столбики», т.е. прямоугольники, высоты которых пропорциональны характеризуемым величинам, а основания одинаковы.

С той целью, чтобы сделать наглядным сам счет, применяется иногда способ изображения не одной фигурой, а несколькими, из которых каждая принимается за какое-либо одно условно назначенное круглое число. В качестве таких фигур обыкновенно употребляются маленькие квадратики или точки, которые могут для упрощения счета комбинироваться в группы по пять15

или десять.

Квадраты на глаз хуже соизмеряются, чем полоски, столбики и вообще фигуры, отличаются лишь по одному измерению, а круги соизмеряются хуже, чем квадраты.

Существует несколько правил которых нужно придерживаться при построении диаграмм:

  1. Заголовок диаграммы должен быть настолько понятным и ясным, чтобы неправильное его истолкование было невозможным. В примечании следует указать по каким данным и на какой год составлена диаграмма.
  2. На самой диаграмме должно быть ясно и четко указано, какой именно показатель подвергнут диаграммированию, если этого не дано в самом заглавии или подзаголовке, то это надо дать в легенде. Обязательно должна быть оговорена и единица измерения.
  3. Цифры, которые легли в основу диаграммы, приводятся на самой диаграмме, у соответствующих диаграммных фигур, или внутри их.

В процессе составления могут быть выявлены следующие стадии:

  1. Изучение, проверка и если требуется, обработка цифрового материала.
  2. Выбор наиболее подходящей диаграммы.
  3. Вычисление размеров всех диаграммных фигур в соответствии с цифровыми показателями.
  4. Подготовка картографической «основы».
  5. Карандашный эскиз с легендой и заглавием.
  6. Окончательное оформление.

Существует несколько видов диаграмм:

Столбиковые диаграммы - это наиболее простой вид диаграмм. Их применяют для

сравнения количественных данных одного ряда, имеющих общие единицы измерения. Основные элементы столбиковой диаграммы во многом подобны элементам графика. Столбики строят на горизонтальной базисной линии. Высоту столбиков отсчитывают по вертикальной шкале. Ее разметка и расчет масштабов вполне аналогичны этим же операциям при составлении графиков. Основной графический образ создается соотношением высоты столбиков. Столбики строятся от нулевой линии, причем нельзя допускать условных сокращений их высоты, чтобы не искажать графический образ. Ширина столбиков должна быть одинаковой, также как и интервал между ними. Особое внимание обращается на штриховку и закраску столбиков. Лучше всего воспринимаются косая и вертикальная штриховка. Различают следующие виды столбиковых диаграмм:

  1. Простая столбиковая диаграмма - каждый столбик строят на базисной линии отдельно. Диаграмму применяют при иллюстрировании простого ряда количественных показателей, компоненты которого не связаны между собой. Между столбиками в этих случаях нужны небольшие интервалы.
  2. Сплошная столбиковая диаграмма - она аналогична простой, но между столбиками интервалов не делают. По построению и графическому образу сплошная столбиковая диаграмма подобна линейному графику. Ее удобно строить для сравнения показателей, одного ряда, как бы примыкающих один к другому. Примером такой сплошной столбиковой диаграммы могут быть широко применяемые диаграммы распределения осадков по месяцам года в разных местностях. Такие диаграммы широко применены в учебниках географии для 7 и 8 классов. Они обычно 16

сочетаются с графиком годового хода температуры. При это в таких диаграммах строят 2 шкалы слева температур, справа осадков.

  1. Групповая столбиковая диаграмма - ее используют для сравнения групп показателей. Она представляет собой группы сплошных столбиковых диаграмм, построенных на общей базисной линии. Групповую столбиковую диаграмму полезно применять при сравнении различных районов, месторождений полезных ископаемых, бассейнов и т. д.
  2. Столбиковая диаграмма с подразделениями (компонентная столбиковая диаграмма) - применяется для иллюстрации сложных объектов, указывает не только на изменения в целом, но и каждой из составных частей. Такие диаграммы часто используют для иллюстрации состава населения, структуры топливных ресурсов, а в физической географии - распределение осадков по сезонам и в разные годы и т. д. Иногда для большей доходчивости и наглядности столбиковые диаграммы строят на фоне соответствующих рисунков или с рисунками в столбиках.
  3. Ленточные диаграммы - в географии ленточные диаграммы применяют для сравнения длины рек, железных дорог, каналов, нефтепродуктов и др. линейных объектов. В полосовых диаграммах базисную линию строят по вертикали, а масштабную шкалу - по горизонтали. Расчет масштабов и интервалов аналогичен при построении столбиковых диаграмм.
  4. Секторные диаграммы - рекомендуются для создания наглядного представления о структуре явления или объекта. Они эффективны при иллюстрировании распределения стока рек материка по океанам, структуры населения, земельных угодий, отраслей промышленности, топливного баланса, посевных площадей и т. д., когда речь идет об изучении частей целого в их относительной значимости. Секторная диаграмма удобна лишь в том случае, если сравниваются не более 6-8 компонентов целого. Если же этих компонентов больше, их надо объединить, чтобы не измельчать секторы.

Для построения секторности диаграммы:

а)        подготавливают необходимый цифровой материал ( лучше всего в табличной форме), как и при вычерчивании графиков или столбиковых диаграмм;

б)        обрабатывают цифровой материал, так чтобы величины отдельных компонентов были выражены в градусах окружности;

в)        переводят проценты в градусные меры;

г)        вычерчивают круг необходимой величины, размеры которого определяются задачами работы;

д)        размечают по окружности точки, соответствующие величине каждого сектора.

Секторные диаграммы удобно применять также для сравнения изменений самого объекта и его структуры во времени.

В обычной секторной диаграмме площадь круга можно выбрать

произвольно. В секторных диаграммах сравнения структур площади кругов имеют важное значение. Изменения объекта в целом иллюстрируются, соответствующей площадью круга, а изменения в структуре, увеличением или уменьшением секторов.        

Выразительным средством для сопоставления ряда удельных весов или частей по отношению к какой - либо совокупности, рядом совокупностей являются концентрические круговые диаграммы. Они заменяют ряд простых круговых диаграмм, т.к. в них вокруг общего центра наращиваются в определенных масштабах окружности, создающие ряд концентрических колец.

Внутренний круг представляет собой обычную секторную диаграмму, а остальные кольца как бы усеченные секторные диаграммы. Расчеты для построения концентрических круговых диаграмм такие же, как для обычных секторных диаграмм. При создании таких диаграмм следует рассчитать радиусы окружностей и размеры секторов.

7.Структурные квадратные и прямоугольные диаграммы - используются для иллюстрации сравнительных размеров территориальных объектов а также структуры их составных частей. Их можно создавать на основе как относительных, так и абсолютных отметок. Если диаграмму строят на относительных данных удобно разбить квадрат на 10 частей (10x10),считая затем каждую клеточку квадрата за 1%.

В некоторых случаях основой структурной диаграммы может служить прямоугольник.

7. Передвижные диаграммы - изготовление диаграмм отнимает немало времени поэтому можно применять передвижные диаграммы. Простая и удобная конструкция таких диаграмм предложена в свое время О.Б.Василенко. Для изготовления передвижной диаграммы вырезают круг из тонкого картона диаметром 40-50 см и заклеивают его белой бумагой. По краю этого круга делают ободок, на него наносят 100 делений. Их обводят тушью, надписывают через каждые 5 или 10 делений цифры. Круг разрезают в одном месте по радиусу от центра до ободка. Потом вырезают еще несколько кругов, которые оклеивают цветной бумагой: один круг красной, другой - зеленой, третий - синей. В них тоже делают надрезы по радиусу от края до центра. Диаметр этих цветных кругов должен быть меньше деаметра основного белого круга на ширину ободка с делениями.

Хорошо иметь несколько передвижных секторных диаграмм. Это поможет делать нужные сопоставления. Удобно таким секторным карточным диаграммам сделать приспособления для их подвешивания.

Прорезы должны быть одинаковыми и поставлены на ровном расстоянии. Приготавливают столько двойных полосок, сколько намечено диаграмных столбиковых. Полоски вставляют в прорезы, после чего каждую полоску склеивают в виде вечной ленты, для того чтобы она передвигалась через прорезы. Двигая полоску, можно устанавливать цветные столбики на нужной высоте. Следует отметить, что передвижные диаграммы очень ценны для объяснения принципов диаграммирования, а также при проверке понимания учащимися диаграммы.

Графики

График - геометрическое изображение функциональной зависимости при помощи линии на плоскости.

Графики применяются как для наглядного изображения)

функциональных зависимостей и придания наглядности их исследованию, так и для быстрого фактического нахождения значений функций по значениям аргументов.

Виды графиков очень разнообразны и зависят от того, какая система координат на плоскости положена в их основу. Графики строят в декартовых прямоугольных координатах, также в прямоугольной системе координат, полярной системе координат. Если график является прямой линией или дугой окружности, то его можно строить с помощью линейки или циркуля по двум, соответственно трем точкам. В остальных случаях для вычерчивания графика приходится наносить на бумагу достаточно большое число принадлежащих ему точек, а затем проводить через эти точки линию графика. Часто для графического изображения зависимости между величинами пользуются диаграммами. Во многих вопросах целесообразно одновременно рассматривать графики нескольких различных функций, изображая их на одном и том же чертеже.

Фотокарты

Фотокарты - полиграфические оттиски с фотопланов, на которые нанесены картографические обозначения, горизонтали, надписи.

Фотокарты создаются в проекциях и разграфке, принятых для топографических карт. Наибольшее применение получили фотокарты масштабов от

1:5 ООО до 1:1 ООО ООО создаваемые по материалам аэросъемки и космической съемки. Выпускаются также обзорные общегеографические тематические фотокарты. Фотокарты топографического назначения характеризуются большей информативностью и объективностью, изготавливаются быстрее с меньшими затратами, чем объектные карты топографические. Топографические фотокарты создаются для использования как в комплекте с обычными картами, так и независимо от них.

Статистические таблицы статистические таблицы - способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иные массовые явления или процессы. Статистическая таблица состоит из горизонтальных делений (строк) и вертикальных делений (колонок, столбцов или граф). Строки обычно служат для записи подлежащего таблицы, а графы - для признаков, составляющих сказуемое. Пересечение горизонтальных и вертикальных линий образует клетки таблицы, в которых располагаются цифровые данные. Содержание каждой цифры раскрывается заголовками соответствующих строк и граф.

Статистические таблицы в сжатом виде содержат все необходимые сведения; заголовки таблицы точны и кратки. В статистических таблицах указываются единицы измерения, а также место и время, к которым относятся сведения.

Почвенный монолит, разрез, профиль Почвенный монолит - вертикальный образец почвы, отобранный (без нарушения ее строения) из стенки почвенного разреза. Почвенный монолит охватывает всю толщу почвы или ее основные горизонты; используется для исследования различных (главным образом физических) свойств почвы, а также в качестве наглядного пособия.

Почвенный разрез - вертикальная стенка ямы (шурфа), вскрывающая 19

почвенный профиль.

Почвенный профиль - вертикальный разрез почвенной толщи от поверхности до материнской породы. Имеет слоистое строение, образуя совокупность генетически взаимосвязанных почвенных горизонтов и подгоризонтов, сформировавшихся в процессе почвообразования и лежащих друг над другом. Мощность почвенного профиля от десятком см до нескольких метров. Исследования почвенных профилей широко применяются также при картографировании почв.

Профиль

Профиль - это географический разрез в вертикальной плоскости по заданному направлению, показывающий часть географической оболочки Земли. Он

имеет две оси и два масштаба. С помощью горизонтального масштаба измеряют расстояния по горизонтальной оси, а вертикального - расстояние по вертикальной линии под или над горизонталью. Почти все профили имеют горизонтальный масштаб более мелкий по сравнению с вертикальным.

Следует отличать (по точности информации и показу) географический профиль от профильного рисунка ( или схемы), который не имеет масштабов (изменений) и показывает обобщенные закономерности.

На профилях и схемах показано различное количество элементов природы орография - рельеф основа для всех профилей; геология и рельеф; рельеф, почвы и растительность; может быть и большее количество элементов в различном сочетании. Комплексные физико - географические профили, показывающие основные компоненты природы и их взаимосвязь и взаимообусловленность (рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, климат, почвы, растительный и животный мир).

Половозрастная пирамида

Географические различия в половом и возрастном составе населения иллюстрируют половозрастные пирамиды. При построении пирамид по оси ординат

используют относительные показатели (но можно использовать и абсолютные показатели).

Идеальной половозрастной пирамидой будет пирамида с возрастным интервалом в один год, но для составления таких пирамид требуется большая графическая работа. Кроме того, по многим развивающимся странам такие пирамиды составить невозможно из-за искажения данных о численности населения отдельных возрастных групп. Поэтому составление половозрастных пирамид с интервалами в пять, а иногда десять лет для развивающихся стран становится необходимостью.

     

2.3 ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

. Основной целью присутствия элементов

дополнительной характеристики на географических картах, является расширение возможностей получения выводов по географическим картам и дополнительного содержания их картографического изображения, а также и        20

формирование практических навыков при построении элементов дополнительной характеристики

без использования картографического изображения у учащихся; закрепление или формирование самостоятельным образом, необходимого учебного содержания в процессе этого построения; формирование у учеников умственных процедур работы с материалом, его преобразования в наиболее наглядную форму.

Выявлены подходящие для этого элементы учебного содержания при помощи следующих методов:

  1. анализ литературы;
  2. изучение современного состояния картографической передачи различной тематики на школьных картах;
  3. изучение вариантов элементов дополнительной характеристики на картах с целью их адаптации в учебном процессе;
  4. беседы с учителем и изучение школьной документации ( тематические, поурочные планы) с целью выявления влияния выбранных элементов дополнительной характеристики на учебный процесс.

Элементы дополнительной характеристики тематических карт нашли отражение:

в 9 и 10 классах - Половозрастная характеристика населения: России, отдельных экономических районов, субъектов федерации, городов: мира, регионов, стран (половозрастная пирамида), в 8 классе - Почвы России, отдельных регионов (почвенный разрез), в 7 и 8 классах - Климат, тектоника, рельеф, растительность, почвы. Обобщенные темы по природе материков, России, отдельных регионов ( комплексные и специализированные профили, графики).

Этот список нельзя считать полным, элементы дополнительной характеристики, при соответствующей подготовке, можно использовать на практических работах по очень широкому кругу вопросов, это значение особенно касается курса экономической и социальной географии, как в силу ее специфики, так и из-за большей подготовленности к такому типу работ самих учащихся.

Предлагаемые методики являются помощниками при построении тех или иных графических форм, которые применяются на практических уроках. Методики

раздаются учащимся непосредственно перед практической работой для самостоятельного разбора или разбираются всем классом, отдельно от практической работы, под руководством учителя .

Так, изучая на элективном курсе « Географическая карта—модель Земли» , я даю следующие методические рекомендации по построению профиля.

  1. Для построения профиля необходим лист бумаги с нанесенной на него сеткой, самостоятельно изготовленная сетка должна быть тонкой и учитывать последующий размер шага на линии профиля и на осях координат, то есть не должна быть не слишком частой, не слишком редкой. Чем изломаннее должна быть линия профиля и меньше шаг на осях ( что определяется плотностью показателей и уровнем их перепада относительно друг друга) тем чаще должна быть сетка.
  2. Размер листа должен быть таким, чтобы весь профиль, название,        21

легенда ( условные обозначения) поместились на его одной стороне или на развороте, соединенных вместе нескольких листов.

  1. Последовательность действий при выполнении профиля должна быть таковой: название, расчет и запись масштаба, построение оси ординат, построение линий профиля, оформление линий (если таковое требуется, к нему относится: цветовой фон, надписи, сноски, графические знаки), оформление легенды профиля.
  2. Расчет и запись масштаба производится с учетом конкретных показателей по которым будет строиться профиль. У профиля должно быть два масштаба горизонтальный и вертикальный. На первый рассчитывается исходная величина (расстояние), на второй производная (высота). Чем более равнинна профилируемая территория, тем меньше шаг вертикального ландшафта, горизонтальный масштаб, ограничивается размерами листа и необходимой четкостью профиля, то есть, чем больше в нем элементов, тем горизонтальный масштаб должен быть меньше. Оба масштаба записываются под названием профиля.

5. Расчет длины оси ординат (ОХ) берется от максимальной

высоты

(глубины) местности на линии профиля, оси абсцисс (ОУ) от выше перечисленных условий.

  1. Построение профиля идет через нанесение на межосевое пространство (координатная плоскость) точек и последующее их соединение плавной, без острых углов линией. Количество точек определяются изменчивостью профилируемого показателя, точки ставятся в тех местах где показатель меняет свою величину.
  2. Легенда размещается под профилем, в крайнем случае справа от него. Условные знаки различных объектов и разных типов не должны смешиваться.

Подобные методические рекомендации разработаны мною и для построения графика.

  1. График должен состоять из координатной сетки, осей координат с нанесенными на них длинами с указанием измеряемой величины и линии графика.
  2. Для построения графика нужны два ряда взаимосвязанных цифр (чаще всего год и связанный с ним показатель).
  3. Размеры осей координат (их шаг) определяется размером листа и крайним значением зависимого показателя, который показывается на вертикальной оси, а на горизонтальной показывается основной показатель (год). Все шаги величины на осях должны быть одинаковыми как в отношении длины, так и в отношении масштаба. Каждое деление на осях подписывается возле штриха, тип величины указывается над окончанием оси.
  4. Построение графика идет следующим образом : берется первый зависимый показатель и находится на линии оси, затем из этой точки

в сторону координатной сетки (вправо) восстанавливается перпендикуляр до тех пор пока он не пересечется с перпендикуляром восстановленным с другой оси по второму показателю пары. Место пересечения и будет искомой точкой. Затем процедура повторяется со следующей парой цифр. Образуется ряд точек, который соединяется линией без углов.

  1. При совмещении нескольких линий графиков они должны быть особым образом ( цветом) выделены.
  2. Название графика пишется или над или под ним. Условные обозначения пишутся под графиком или справа от него.

На занятиях элективного курса мы с учащимися читаем и строим половозрастные пирамиды , пользуясь следующими методическими рекомендациями.

1.Половозрастная пирамида (ПВП) состоит из координатной сетки, координатных осей: абсцисс (в обе стороны от нуля - зеркальная), ординат (только над нулем) и собственно пирамиды (нескольких рядов положенных друг на друга четырехугольников.

  1. Для построения ПВП три ряда показателей: промежутки возрастных групп, количество (в тыс. чел. или % от общего числа населения данной возрастной группы ) населения мужского и женского пола

соответственно по каждой группе.

  1. На вертикальной оси, которая имеет вид столбца, отмечают последовательно возрастные группы (обычно через каждые 5 или 10 лет), толщина оси для каждой группы произвольна (обычно 5мм ). На горизонтальной оси справа и слева от нуля зеркально отмечают тыс. чел. или % ориентируясь на масштабный показатель в одной из групп одного из полов.
  2. Построение ПВП осуществляется следующим образом: берутся показатели обоих полов самого младшего возраста и на осях (для мужчин на правой для женщин на левой) находятся соответствующие отметки, затем от них восстанавливается перпендикуляр в толщину доли вертикального столба отведенного для этой возрастной группы, после проводится линия параллельная горизонтальной оси, в результате получается вытянутый прямоугольник. После строятся прямоугольники для всех последующих возрастных групп, лежащие на более низком ряду.
  3. Название половозрастной пирамиды подписывается обычно под самой пирамидой.

4.Заключение.

В своей работе я показала важность и возможность использования карты в современных условиях, в условиях профилирования старшей ступени общего образования.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»

Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

План1.Потребность общества в качественном образовании.2.Определение качества образования. Составляющие “качественного образования”.3.Отличительные признаки и методические требования к современному уро...

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Коммуникация на иностранном языке нуждается в мотивации.  Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости - ...

«Использование современного цифрового оборудования на уроках химии как необходимое условие повышения качества образования»

В работе рассматриваются возможности применения цифровой лаборатории  для развития исследовательских навыков у учашихся. Показано, что использование на занятиях цифровой лаборатории позволяет фор...

Мотивация обучающихся на уроках биологии ,как главное условие повышения качества образования в условиях ФГОС

За  последнее  десятилетие  личность  ученика  сильно  изменилась. По мнению учёных - психологов главное  отличие  заключается  в  отсутст...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...

Сообщение «Эффективные технологии формы и методы работы на уроке как условие повышения качества образования»

Сообщение «Эффективные  технологии формы  и  методы  работы  на уроке  как условие  повышения    качества  образования»...