АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья по английскому языку

Неклюдова Елена Владимировна

Коммуникация на иностранном языке нуждается в мотивации.  Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости - одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. При её решении необходимо учитывать и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса. В статье приводятся примеры активных форм работы на уроках для преодоления языкового барьераи создания позитивной мотивации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неклюдова Е.В.

г. Липецк, МБОУ гимназия №1

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК

УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения, благодаря всеобщей компьютеризации, необходимо, чтобы человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, обладал умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке.

Таким образом, развитие коммуникативных способностей у обучаемых занимает самое важное место. Коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.  Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребёнок захотел говорить, захотел не для получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать и естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости - одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. При её решении необходимо учитывать и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса.

Однако дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднения в языковом самовыражении. Для преодоления этих трудностей и создания позитивной мотивации я использую на уроках языковые игры, элементы театрализации, инсценирования, обобщающие уроки провожу в форме конкурса, путешествия, викторины. Они активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс интересным. Атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую им свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворённости.

Часто дети сами подсказывают тему игры. Фразу «Let's play» они ждут с нетерпением. Их весёлый смех, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлечённости. В своей работе использую различные виды игр, такие как, подвижные игры, игры-соревнования, игры с мячом, ролевые игры. В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Такие игры могут стать грамматическими, орфографические. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную грамматическую структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка. В качестве примера использования игр в учебной деятельности предлагаю такую игру. Глагол to have хорошо усваивается в игре «Button». Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладёт пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: Button, button! Have you got a button? –No, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.

Без «реальных» ситуаций общения невозможно научить ребят общаться с носителями языка. Созданию таких ситуаций во многом способствует ролевая игра. Она позволяет формировать у обучаемых коммуникативные умения, что делает её неотъемлемой частью и оптимальным средством обучения английскому языку. Например, по окончании темы «Покупки» учащимся предлагается разыграть диалоги «В супермаркете» в различных его отделах.

Одна из главных задач на уроке - обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет групповая форма работы.  Работа в малых группах отличается от парной работы не только количеством учащихся, но и характером задач общения. Обычно один из собеседников выполняет роль объективного свидетеля, его назначение - вводить в ситуацию, делать выводы, обобщать. Поэтому в малых группах принимают участие репортёры, корреспонденты, социологи. Деление класса на команды рассчитано на выполнение коммуникативных задач в виде конкурсов, соревнований, викторин. Большой популярностью пользуются уроки - викторины.

Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных методов и приемов, способствующих развитию коммуникативных способностей учащихся: создание на каждом уроке реальной возможности коммуникации; проведение компьютерных уроков; создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду; применение личностно-ориентированного подхода, где ученик - в центре учебного процесса; включение учащихся в игровую деятельность, что приводит к естественному желанию говорить на языке; сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной, самостоятельный поиск учащимися нужной информации; развитие творчества, умения работать и различными источниками информации.

На своих уроках я стараюсь создать естественные условия для общения, насколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток – всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал.

Мною применяются разные формы работы в классе: индивидуальные, парные, групповые как способы подготовки к условиям реального общения. Проектные работы  выполняются с большим желанием младшими школьниками.  Так дети изготавливают матрешку-подарок иностранному другу в парах; ведут диалог знакомство.

Включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления. Часто формой моих уроков бывает - игра-путешествие. Данная технология является основой моей системы работы в младших классах. Именно она обеспечивает эмоциональное воздействие на учащихся, способствует актуализации опорных знаний, облегчает овладение речевыми навыками. Игровым фоном урока может быть выбран главный диснеевский герой Микки Маус или  выдуманные персонажи урока.

Доступность и посильность изучаемого материала по содержанию и объему отбираются с учетом возрастных особенностей школьников. Следуя программе, строю уроки английского языка так, чтобы они затрагивали темы, близкие интересам учеников. Если на уроке говорится о семье, то дети с гордостью рассказывают о своих родственниках, приносят фотографии, рисунки, узнают об увлечениях и интересах близких людей, задумываются о своем отношении к ним.

Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку проявляется в использовании в разумных пределах лингвострановедческие сведений и фактов, название страны изучаемого языка. Это содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», повышает их познавательную, творческую, коммуникативную активность на уроках. Урок должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном, технологическом уровне. Особое внимание уделяю тематике, связанной с нашей страной. Стараюсь привить любовь к своей стране посредством английского языка. Например, урок по теме: «Английский - как международный язык», провожу беседу «Английские слова в русском языке». При изучении темы «Еда» мы выясняем, что некоторые слова не переводятся в английский язык, являются неизменными: blihi, borshch.

Преобладание аутентичного материала происходит за счет отбора языкового материала. С самого начала обучения я начинаю знакомство с песенками на английском языке. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании. На каждый праздник, случай, тему мы разучиваем подходящую песенку. Подбираю несложные в языковом исполнении песни по темам, чтобы их было легко понять.

Уроки с применением ИКТ - ярче, эмоциональнее, интереснее для детей.  Так, в УМК “ENJOY ENGLISH” входит обучающая программа “Enjoy listening and playing”, которая  оказывает неоценимую помощь, как учителю, так и ученику. Использование этой программы на каждом уроке благотворно сказывается на аудировании, чтении, и практике устной речи. В своей работе также применяю видео программы для учащихся.

Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными являются такие формы общения, как драматизация и ролевая игра.

Учащиеся начальных классов не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Учитывая потребности в движении учащихся начального звена, на своих уроках я провожу две физкультминутки: для развития мышечной активности и зрительную гимнастику, стараюсь во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы). Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.

Уроки иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. Говоря о детях младшего школьного возраста, при выборе технологии их обучения нужно учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников, что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Учить языку - это искусство, малышей – искусство искусств.

От умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

"Использование групповой формы работы на уроках английского языка как средство повышения качества образования".

Раздел содержит материалы по методике преподавания английского языка из опыта работы....

презентация. Интегрированный урок английского языка, как средство повышения качества образования.

Сегодня очевидно, чно новое качество образование невозможно решить устаревшими методами. Требуются новые стратегии школы, новые технологии образования. Задача школы , состоит в том, чтобы дать ученику...

презентация. Интегрированный урок английского языка, как средство повышения качества образования.

Сегодня очевидно, чно новое качество образование невозможно решить устаревшими методами. Требуются новые стратегии школы, новые технологии образования. Задача школы , состоит в том, чтобы дать ученику...

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье говорится о формах работы на уроках английского языка, которые повышают мотивацию учащихся....

Использование Интерактивной доски Promethean на уроках английского языка как средство повышения качества образования

Использование ИД Promethean на уроках английского языка можно рассматривать как одну из форм интерактивного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения,  возможности свести воедино и о...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...