Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»
методическая разработка по химии по теме

Зенина Елена Васильевна


Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_opytno-eksperimentalnoy_raboty.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Шелеховского муниципального района

МБОУ Шелеховского района  «Шелеховский лицей»

Программа опытно-экспериментальной работы

(локальный эксперимент)

«Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»

Участники эксперимента:

Зенина Е.В.

Тутаева О.В.

г. Шелехов

2012г.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………….……………………………………..…3

  1. Тематическое планирование …………………………………………..…...5

      3.   Содержание программы….……… ……………………………………..…8

  1. Методические рекомендации….………….…………………………….….9

  1. Ожидаемые результаты…………………… ….……………..…….............9

  1. Формы контроля и критерии оценки……………………………………11

  1. Список литературы ………………………………………………………..12

  1.  Приложение…………………………………………………………………13

 


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта.  

Исполнителями эксперимента  является творческая группа педагогов МБОУ «Шелеховский лицей» в составе учителей химии и русского языка: Зениной Е.В., Тутаевой О.В.

Нормативно-правовое обеспечение эксперимента.

Приказ МБОУ ШР «Шелеховский лицей».

Положение МБОУ «Шелеховский лицей» о дистанционном обучении через сетевое взаимодействие

Актуальность данной программы заключается в том, что дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов, можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Технология применения дистанционного обучения является новой технологией, но тем не менее применяется педагогами- энтузиастами различных школ страны.

Новизна данного эксперимента: применение дистанционного обучения в лицее.  

Гипотеза. Творческая группа  предполагает, что внедрение проекта: «Дистанционное обучение через сетевое взаимодействие как условие повышения качества образования»

 будет способствовать:

  1. Повышению интереса обучающихся к изучаемому предмету.
  2. Мотивации обучающихся к самостоятельной учебной деятельности.
  3. Повышению качества обучения.
  4. Автоматизации деятельности учителя.
  5. Повышению информационной компетентности учителя и учеников.

Кроме перечисленного данный проект будет способствовать гуманизации и демократизации процесса обучения, так как в рамках данной системы обучающемуся предоставляется возможность интерактивного сотрудничества с педагогом, участия в прогнозировании собственных результатов учебной деятельности.

Возможные риски:

  1. Настороженность педагогов других дисциплин к внедрению данной технологии в образовательный процесс (консервативность педагогов, нежелание что-то менять, применять ИКТ в образовательном процессе).
  2. Нежелание  обучающихся получать информацию самостоятельно, организовывать своё личное время в рамках дистанционного курса.

Технология внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс

  1. Формирование творческой группы (группы единомышленников).
  2. Погружение участников эксперимента в тему (изучение теоретической основы системы).
  3. Разработка программы дистанционного спецкурса по химии, русскому языку (Приложение 1).
  4. Определение контрольных и экспериментальных групп обучающихся.
  5. Создание дистанционного курса на электронном ресурсе ИГЛУ в рамках договора о сотрудничестве.
  6. Издание приказа по лицею (утверждение контрольных групп).
  7. Апробация системы в контрольных группах:
  • регистрация на электронном ресурсе участников эксперимента;
  • изучение теоретического материала по теме;
  • выполнение практических заданий;
  • выполнение зачётной работы;
  • участие в форуме;
  • выдача сертификатов после прохождения данного курса.
  1. Обмен мнениями.
  2. Мониторинг результатов: сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп.
  3. Анкетирование обучающихся на вопрос повышения интереса, мотивации к обучению, качества полученных знаний по курсу. Рефлексия.

Объект исследования: обучающиеся контрольных и экспериментальных  групп 9-х классов гуманитарного и естественного профилей.

Предмет исследования: интерес и мотивация обучающихся к изучению предмета, качество знаний обучающихся.

Цель программы экспериментальной работы заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельной учебной деятельности:

В процессе реализации поставленной цели предстоит решить ряд конкретных задач: 

  1. Разработка дистанционного курса по предметам русский язык и химия.
  2. Создание условий  для  альтернативного обучения по предметам.
  3. Апробация технологии дистанционного обучения.
  4. Мониторинг результатов.
  5. Популяризация системы: вовлечение педагогов других дисциплин в процесс внедрения дистанционного обучения.

II. Тематическое планирование

Циклограмма опытно-экспериментальной работы

Этап

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

I

1

Знакомство с опытом работы учителей, применяющих дистанционное обучение через сетевое взаимодействие.

Май 2012г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В.

2

Изучение профессиональных возможностей членов творческой группы.

Май 2012г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В.

3

Оценка МТБ для организации эксперимента.

Май 2012г.

Лисовая А.В.

4

Анализ общих проблем по предметам у обучающихся 9-х классов.

Май 2012г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В.

II

1

Разработка проекта дистанционного обучения через сетевое взаимодействие.

Май 2012г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В.

2

Разработка программ по предметам «русский язык», «химия» для курса дистанционного обучения.

Июнь – август 2012г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

3

Формирование контрольных и экспериментальных групп обучающихся для апробации дистанционного обучения через сетевое взаимодействие.

Сентябрь  2012г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

4

Разработка программы опытно-экспериментальной работы по данному направлению.

Май 2012г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

III

1

Ознакомление обучающихся, родителей  с системой дистанционного обучения.

Сентябрь

2012г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

2

Апробация технологии дистанционного обучения в экспериментальных группах.

Сентябрь

2012г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

3

Издание приказа по лицею (утверждение экспериментальных и контрольных групп).

Сентябрь

2012г.

Меновщикова О. А.

4

Корректировка и регулирование системы внедрения.

Сентябрь-Май 2011-2012 уч.г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

5

Анкетирование участников эксперимента.

Декабрь 2012 г., май 2013 г., декабрь 2013 г., март 2014 г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

6

Систематический мониторинг качества знаний участников эксперимента: контрольных и экспериментальных групп обучающихся лицея.

Октябрь, ноябрь 2012г., март, июнь 2013г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

7

Систематический мониторинг качества знаний участников эксперимента:  обучающихся школ Шелеховского района.

Октябрь 2013 г., март, июнь  2014 г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

8

Обсуждение хода эксперимента на кафедрах естественных и гуманитарных наук.

Декабрь 2012г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

9

Организация групп дистанционного обучения для обучающихся Шелеховского района.

Май  2013г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

10

Регистрация групп обучающихся Шелеховского района, желающих пройти обучение на курсах дистанционного обучения;

Сентябрь, октябрь 2013 г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

11

Внедрение технологии  дистанционного обучения для обучающихся лицея и школ Шелеховского района.

Сентябрь 2013 г. – май 2014 г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

IV

1

Проведение круглого стола с педагогами-участниками эксперимента.

Декабрь 2012г., март 2013 г., январь 2014 г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

2

Анкетирование участников эксперимента после ГИА по предметам.

Июнь   2013г., июнь 2014 г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

3

Систематический мониторинг качества знаний обучающихся экспериментальных и  контрольных групп.

2012-2014г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

V

1

Обобщение и оценка результатов членами творческой группы по внедрению дистанционного обучения через сетевое взаимодействие.

Июнь 2014г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

2

Обсуждение хода эксперимента с сотрудниками предметных кафедр.

Январь 2013 г., июнь 2014г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

3

Представление опыта работы педагогическому сообществу Шелеховского района на районных методических объединениях.

Январь 2013 г., июнь 2014г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

4

Подготовка методических материалов, рекомендаций педагогам, желающим внедрять технологию дистанционного обучения. Публикации.

Май – июнь 2014г.

Зенина Е.В.

Тутаева О.В

III. содержание программы

Начало экспериментальной работы:  май 2012 года.

1 этап - аналитический (май 2012 года):

  • анализ общих проблем по предметам у обучающихся 9-х классов;
  • изучение профессиональных возможностей членов творческой группы и материально-методической базы;
  • знакомство с опытом работы учителей, применяющих данную систему.

                               

II этап - прогностический (май – сентябрь 2012 года):

  • разработка проекта дистанционного обучения через сетевое взаимодействие;
  • разработка программ по предметам «русский язык», «химия» для курса дистанционного обучения;
  •  формирование контрольных и экспериментальных групп обучающихся для апробации дистанционного обучения через сетевое взаимодействие;
  • разработка программы опытно-экспериментальной работы по данному направлению.

III этап – организационный (сентябрь 2012 года – май 2014 года):

  • ознакомление обучающихся, родителей  с системой дистанционного обучения через сетевое взаимодействие;
  • апробация технологии дистанционного обучения в экспериментальных группах;
  • корректировка и регулирование  системы внедрения дистанционного обучения;
  • организация групп дистанционного обучения для обучающихся Шелеховского района;
  • регистрация групп обучающихся Шелеховского района, желающих пройти обучение на курсах дистанционного обучения;
  • внедрение технологии  дистанционного обучения для обучающихся лицея и школ Шелеховского района.

 IV этап - диагностический (декабрь 2012 г., май 2013г., декабрь 2013 г., март 2014г., май 2014 г.):

  • проведение круглого стола с педагогами-участниками эксперимента;
  • анкетирование обучающихся – участников эксперимента;
  • систематический мониторинг качества знаний обучающихся экспериментальных и  контрольных групп.                       

V этап - обобщающий (январь 2013 – май 2014г.):

  • обобщение и оценка результатов членами творческой группы по внедрению дистанционного обучения через сетевое взаимодействие;
  • обсуждение хода эксперимента с сотрудниками предметных кафедр;
  • представление опыта работы педагогическому сообществу Шелеховского района;
  • подготовка методических материалов (программ дистанционного обучения, методических рекомендаций для педагогов),  проведение мастер-классов, презентаций опыта внедрения дистанционного обучения через сетевое взаимодействие, определение перспектив и конкретизация задач экспериментальной работы на новый учебный год, набор групп обучающихся Шелеховского района на курс дистанционного обучения.

IV. методические рекомендации

Методологическим и теоретическим инструментом данного эксперимента является совокупность процедур системного, информационного и деятельностного подходов, обеспечивающих анализ и моделирование нововведений с учётом социально-экономических условий и тенденций развития образования в России, требующих формирования личности человека с новым уровнем сознания.

   Технологический уровень проведения эксперимента обеспечивается:

  • методами теории традиционного обучения и компетентностного подхода, адаптированными для управленческо-педагогического исследования;
  • методами теории корпоративного управления;
  • методами и формами формальной и диалектической логики: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, доказательства и опровержения;
  • методами и техниками социологических исследований: изучение научно-методической литературы, нормативно-правовых документов, лицейской документации, анкетирование, социологический опрос, наблюдение.

V. Ожидаемые результаты

Внедрение технологии дистанционного обучения через сетевое взаимодействие обеспечит:

  • Повышение качества  знаний обучающихся.
  • Повышение интереса, самостоятельности,  мотивации к обучению обучающихся.
  • Развитие самоанализа, самодиагностики предметной компетентности обучающихся.
  • Развитие  информационной компетентности педагогов.

Критерии и показатели эффективной  деятельности по внедрению технологии  дистанционного обучения через сетевое взаимодействие

№ п/п

Критерии эффективности

Показатели

1

Обученность учащихся

 

1.  Качество   предметной   подготовки обучающихся.

2. Положительная динамика учебных и творческих достижений обучающихся по предметам.

2

Мотивация обучающихся к самостоятельной деятельности

Положительная динамика (результаты анкетирования).

3

Интерес к предмету

Положительная динамика (результаты анкетирования)

4

Объективность оценивания

Положительная динамика (результаты анкетирования)

5

Профессиональная и информационная     компетентность педагогов

1.Создание   профессиональной   среды   для   обмена опытом.

2.Наличие эффективной внутрилицейской системы повышения квалификации педагогов.

3.Количество педагогов, успешно осваивающих технологию дистанционного обучения через сетевое взаимодействие.

6

Качество   управления инновационными процессами

1. Наличие    необходимых    организационно-педагогических и материально-технических условий.

2. Статус образовательного учреждения в социуме.

3. Освоение   инновационных   видов   и   технологий управления качеством.

               В целом реализация программы экспериментальной работы соответствует авторской целям образования и требованиям, изложенным в федеральных образовательных государственных стандартах и даст возможность обеспечить обучающемуся:

  • развитие качеств личности, отвечающих требованиям становления российского гражданского общества, инновационной экономики;
  • формирование образовательных и духовно-нравственных основ личности,  создание необходимых условий для ее самореализации;
  • развитие способности самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов учебной и внеучебной деятельности, использования разнообразных   форм обучения, включая учебно-исследовательскую  и проектную деятельность с учетом  индивидуальных образовательных потребностей (особенно одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • оптимизацию учебной нагрузки;
  • раскрытие собственных возможностей, подготовку к жизни в современных условиях;
  •  обеспечение условий для развития творческих способностей и возникновения устойчивой потребности в самостоятельных занятиях;
  • формирование индивидуальной учебной траектории на ступени старшей школы и своей профессиональной ориентации;
  • сохранение и укрепление здоровья.

VI. Формы контроля и критерии оценки

  1. Контроль прохождения разделов дистанционного курса.
  2. Выполнение тестовых заданий  дистанционного курса.
  3. Обсуждение проблемных вопросов на форуме дистанционного курса.
  4. Практическая работа в урочной деятельности.
  5. Анкетирование.
  6. Собеседование.

Критерии оценивания работ:

Оценка «5»  (отлично) выставляется за 100 - 89 % верно выполненной работы.

Оценка «4»  (хорошо) выставляется за 88 - 69 % верно выполненной работы.

Оценка «3»  (удовлетворительно) выставляется за 68 - 49 % верно выполненной работы.

Оценка «2»  (неудовлетворительно) выставляется в случае, если верно выполнено менее 49 % работы. 


VII. Список литературы

Андрианова Г.А. Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении / Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2001.- С.149-154.

Андрианова Г.А. Результаты педагогического эксперимента по организации творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении // Материалы научно-практической конференции молодых ученых "Проблемы перехода к 12-летней системе обучения". - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 225-228.

Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения

Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006

М.:МГОУ, 2006. – 167 с.

Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.

URL. http://www.it-n.ru/

URL.www.eidos.ru/project/eidos-class/


VIII. Приложение

Проект дистанционного спецкурса Зениной Е.В.

Тема курса

Окислительно-восстановительные процессы.

Автор курса

Зенина Елена Васильевна.

Целевая аудитория

Обучающиеся 9-х классов.

Основные вопросы курса

Окислительно-восстановительные реакции. Ряд напряжений металлов. Электролиз.

Цель курса

Подготовить обучающихся к выполнению заданий базового и повышенного уровня сложности в рамках темы «Окислительно-восстановительные процессы».

Задачи курса

Сформировать умения: определять степень окисления, валентность химических элементов, окислитель, восстановитель, состав продуктов электролиза; характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе представлений об окислительно-восстановительных реакциях; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций и уравнения электролиза расплава и растворов солей, щелочей, кислот; объяснять сущность окислительно-восстановительных реакций на основе электронного баланса и метода ионного баланса, сущность электролиза в свете представлений об  окислительно-восстановительных реакциях.

Входные требования к слушателям

Знание базовых понятий: валентность, степень окисления, электрохимический ряд напряжения металлов, окислитель, восстановитель.

Результаты обучения

Сформированы умения: определять степень окисления, валентность химических элементов, окислитель, восстановитель; характеризовать общие свойства химических элементов и их соединений на основе представлений об окислительно-восстановительных реакциях; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций и уравнения электролиза расплава и растворов солей, щелочей, кислот; объяснять сущность окислительно-восстановительных реакций на основе электронного баланса, сущность электролиза в свете представлений об  окислительно-восстановительных реакциях.

Кол-во часов

17

Кол-во модулей

3

Основные термины глоссария курса

Окислительно-восстановительные реакции, электролиз, восстановитель, окислитель, степень окисления, валентность, электронный баланс, ряд напряжений металлов.

Предполагаемые ресурсы для раздела «Хрестоматия»

Таблицы, алгоритмы по темам.

Описание модулей 

№ 1.

Название модуля

Окислительно-восстановительные реакции.

Цель модуля

Научить составлять окислительно-восстановительные реакции на основе электронного баланса.

Результаты изучения модуля (ЗУН)

Умение составлять окислительно-восстановительные реакции на основе электронного баланса, определять окислитель и восстановитель.

Кол-во тем модуля

2

Типы заданий к темам

Выбор ответа из четырёх предложенных, краткий ответ (установление соответствия позиций в двух множествах, множественный выбор), развёрнутый ответ.

Формы

Самоконтроль, тестирование, форум.

Наличие форума и темы для обсуждений

Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии.

№ 2

Название модуля

Ряд напряжений металлов.

Цель модуля

Научить пользоваться электрохимическим рядом активности металлов.

Результаты изучения модуля

Умение применять знания по данной теме в написании уравнений химических реакций, подтверждающих химические свойства металлов, солей и кислот.

Кол-во тем модуля

1

Типы заданий к темам (множественный выбор, соответствие, эссе, числовой ответ)

Выбор ответа из четырёх предложенных, краткий ответ (установление соответствия позиций в двух множествах, множественный выбор), развёрнутый ответ.

Формы контроля (внешний контроль преподавателя, самоконтроль, асинхронный форум, синхронный чат, тестирование)

Самоконтроль, тестирование, e-mail.

Наличие форума и темы для обсуждений

Взаимное положение некоторых металлов в ряду напряжений и в периодической системе на первый взгляд не соответствует друг другу. Почему?

№ 3

Название модуля

Электролиз.

Цель модуля

Научить определять продукты электролиза и объяснять сущность электролиза расплавов и растворов солей, кислот и щелочей в свете представлений об  окислительно-восстановительных процессах.

Результаты изучения модуля

Умение определять продукты электролиза и объяснять сущность электролиза расплавов и растворов солей, кислот и щелочей в свете представлений об  окислительно-восстановительных процессах.

Кол-во тем модуля

2

Типы заданий к темам

Выбор ответа из четырёх предложенных, краткий ответ (установление соответствия позиций в двух множествах, множественный выбор), развёрнутый ответ.

Формы контроля

Самоконтроль, тестирование, форум.

Наличие форума и темы для обсуждений

Электролитическое выделение металла из раствора называется электроэкстракцией. Какие металлы получают этим методом?


Проект дистанционного спецкурса по русскому языку Тутаевой О. В.

Тема курса

«Практический курс русского языка для девятиклассников: повторяем фонетику, лексику, морфемику, грамматику, синтаксис».

Автор курса

Тутаева О. В.

Целевая аудитория

Учащиеся 9 класса

Основные вопросы курса

Совершенствование лингвистической компетенции обучающихся.

Цель курса

Совершенствование образовательной, лингвистической, компетенции обучающихся (подготовка обучающихся лицея к сдаче ГИА по русскому языку), а также развитие креативной компетенции, социальной.

Задачи курса

1) систематизировать знания учащихся по основным разделам лингвистки; 2) овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими); 3) проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ словосочетания и предложения.

Входные требования к слушателям

Уметь различать части речи, знать строение предложения  (члены предложения); знать все разделы языка и его основные единицы; знать все виды разборов; знать основные принципы орфографии.

Результаты обучения

Применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни

Количество часов

17

Количество модулей

3

Основные термины глоссария курса

ФО (фразеологизм), ПП (простое предложение),СП (сложное предложение) ОЧ (однородные члены), ВВ (вводные слова и предложения).

Предполагаемые ресурсы для раздела «Хрестоматия»

Таблицы  и алгоритмы по темам.

Сетевой ресурс: www. gramota. ru, личная страница учителя на сайте лицея liceum.sheledu.ru

Описание модулей   

№1                      

Название модуля

«Система языка»

Цель модуля

Систематизировать знания  учащихся по основным разделам языка: «Фонетика», «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование».

Результаты изучения модуля

Определять звуки речи, не смешивать звуки и буквы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, подбирать синонимы, антонимы, толковать фразеологизмы; правильно выделять морфемы, определять способ образовании слова.

Количество тем модуля

3

Типы заданий к темам

Множественный выбор, соответствие. Эссе (решение лингвистических задач учениками гуманитарной группы).

Формы контроля

Внешний контроль преподавателя, самоконтроль, асинхронный форум.

Наличие форума и темы для обсуждений

Вопросы преподавателю по сложным  темам разделов.

№2

Название модуля

«Грамматика», «Орфография».

Цель модуля

Систематизировать знания учащихся по разделам грамматики (морфологии, синтаксиса простого предложения).

Результаты изучения модуля

Знать классификацию слов по частям речи. Определять принадлежность слова к части речи. Находить грамматическую основу предложения, определять ее строение.

Количество тем модуля

4

Типы заданий к темам

Множественный выбор, числовой ответ.

Формы контроля

Внешний контроль преподавателя, самоконтроль, асинхронный форум, тестирование.

Наличие форума и темы для обсуждений

Вопросы преподавателю по сложным темам грамматики и орфографии.

                           

№ 3

Название модуля

«Пунктуация».

Цель модуля

Систематизировать знания учащихся по пунктуации

Результаты изучения модуля

Находить  в предложениях изученные пунктограммы и, обосновав свой выбор, правильно расставлять знаки препинания.

Количество тем модуля

3

Типы заданий к темам

Множественный выбор, соответствие. Эссе (решение лингвистических задач).

Формы контроля

Внешний контроль преподавателя, самоконтроль, асинхронный форум.

Наличие форума и темы для обсуждений

Вопросы преподавателю по сложным темам пунктуации.


Тест по теме «ФОНЕТИКА»  

  1. Укажите неверное утверждение:

А) фонема – смыслоразличительная единица;

Б) открытый слог – слог, оканчивающийся на гласный;

В) количество звуков в слове равно количеству букв в нем;

Г) деление на слоги и правила переноса – различные правила;

Д) безударная позиция гласных является слабой.

  1. Найдите слова, в которых есть мягкие согласные:

А) жир; б) шоссе; в) плащ; г) цех; д) вопрос; е) съезд.

  1. Укажите слова с ударением на последнем слоге:

А) прибыл; б) удобнее; в) позвонит;

Г) создана; д) начал; е) мельком.

  1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

А) июль; б) праздник; в) каменный;

Г) бульон; д) поём; е) ельник.

  1. Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных:

А) гараж; б) записка; в) выставка;

Г) лепёшка; д) сделать; е) молотьба.

  1. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова ЗДЕСЬ:

А)[з’д’е с’];     б)[з т’э с’];    в)[с’д’е с’];

Г)[з’д’э c’ ];     д)[с’д’э с’];   е)[c т’е с’].

  1. Расположите слова по алфавиту:

а) ракета, б) радио, в) район, г) работа.

  1. Запишите название выделенных букв: а) пилить, б) весна.
  2. Затранскрибируйте предложение. По краям дорожек цвели красные и белые астры.
  3. Сделайте фонетический разбор слова всплесками.

Тест по теме «Лексика»

1. В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?

1) После долгой дискуссии на Учёном совете была сформулирована ЕДИНАЯ позиция по обсуждаемому вопросу.

2) Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки — ни бугров, ни впадин.

3) М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.

4) Почему-то ночью нам представляется, будто ёлки в лесу держат ЕДИНУЮ правильную форму.

2. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ можно употребить БУДНИЙ?

1)  Однажды утром в БУДНИЧНЫЙ день я с дедом разгребал во дворе снег.

2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Значительное место художник отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.

4) «Вот мы и дома», — уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.

3.  Соедините слова с их синонимами и синонимичными выражениями

1) Локальный

А. поучительный

2) Малодушный

Б. строгий в выполнении мелочных формальных требований

3) Назидательный

В. повседневный

4) Обиходный

Г. почтенный, достойный

5) Педантичный

Д. местный, не выходящий за определённые пределы

6) Респектабельный

Е. нерешительный, слабовольный, трусливый

4. Какое из слов или сочетаний является синонимом данному

1. Абстрактный

а) отвлечённый б) конкретный  в) непонятный  г) странный

2. Дерзновенный

а)  грубый, наглый б) вызывающе смелый, отважный   в)  способный к неожиданным поступкам

г)  решительный

5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов

1. а)  красноречиво   б)  ярко   в)  выразительно      г)    многозначительно  

2. а) победный   б) триумфальный  в) торжествующий  г) грандиозный

3. а)   серьёзный б)    вдумчивый в)    важный    г)       сосредоточенный

4. а) отметка     б)              символ в)       эмблема г)        знак

6. Укажите, какие слова имеют омонимы

1.а) дополнение  б)  прилагательное  в) сказуемое  г) существительное

2. а)  искренний б) чистосердечный в) прямодушный г) сердобольный

3. а) деление б) умножение в) вычитание г) сложение

7. Укажите предложение с фразеологизмом

1. а) Тебе пора взяться за ум.

    б) Возьмёмся за руки, друзья.

    в) Все вместе возьмитесь руками за канат и начинайте тянуть его в свою сторону.

    г) Да и есть ли у него ум?

2. а) У неё были красивые большие глаза.

    б) Что ты сделала со своими глазами?

    в) Сейчас можно сделать любой цвет глаз.

    г)   Не делай большие глаза!

3  а)  Надену светлый костюм.

    б) Голова его возвышалась над толпой.

    в)  Ты умен, у тебя светлая голова.

    г) Светлые волосы чаще встречаются у северян.

Теория к модулю № 2.

Тема: Химическая активность металлов.

При погружении металлической пластины (электрода) в раствор соли данного металла могут происходить процессы:

1. Ме - активный восстановитель: Ме0     Меn+ + nе-

в результате процесса окисления металлическая платинка заряжается отрицательно, а катионы металла притягиваются к ней, и поэтому прилегающий к пластине слой раствора заряжается положительно.

2. Ме - является слабым восстановителем, его ионы, которые содержатся в растворе соли, являются сильными окислителями. часть этих ионов подходит к пластине и восстанавливается за счёт имеющихся в ней свободных электронов:  Меn+ + nе-     Ме0  

Разность потенциалов, возникающая в двойном электрическом слое на границе металл – раствор, называется электродным потенциалом.

Металлы, расположенные в порядке возрастания алгебраического значения их стандартного электродного потенциала, составляют электрохимический ряд напряжений (ряд стандартных электродных потенциалов):

Li  K  Ba  Sr  Ca  Na  Mg  Al  Mn  Zn  Cr  Fe  Cd  Ni  Sn  Pb  (H) Cu Hg  Ag   Pt  Au

Электродные потенциалы щелочных и щелочно-земельных металлов рассчитываются теоретически, так как они взаимодействуют с водой.

Металлы, стоящие в начале ряда, легко отдают электроны и превращаются, а положительно заряженные ионы; металлы, стоящие в конце ряда, с трудом отдают электроны. Окислительная способность катионов металлов в ряду увеличивается.

Электрохимический ряд напряжений характеризует свойства металлов в водных растворах:

1)      чем меньше электродный потенциал металла, тем легче он окисляется и труднее восстанавливается из своих ионов;

2)      металлы, имеющие отрицательные электродные потенциалы, т.е. стоящие в ряду напряжений левее водорода, способны вытеснять его из разбавленных кислот;

3)      каждый металл способен вытеснять (восстанавливать) из растворов солей те металлы, которые имеют более высокий электродный потенциал;

4)      металлы, имеющие очень низкие значения стандартного электродного потенциала, т.е. являющиеся сильными восстановителями (от лития до натрия), в любых водных растворах взаимодействуют, прежде всего, с водой.

Задания к теме № 2.

1. Что характеризует электрохимический ряд напряжений металлов?

2. Выберите из следующего ряда наиболее активный металл: Са, Cu, Na, Ag, Zn, Fe?

3. Ионы какого металла обладают наибольшими окислительными свойствами: Ag+, Ba2+, Mn2+, Co2+?

4. Какие продукты получатся в результате реакции металлического цинка с водным раствором сульфата никеля (II)?

5. Почему положение металлов в электрохимическом ряду напряжений не вполне соответствует их положению в периодической системе? Прошу Вас высказать свою точку зрения по вопросу на форуме.

Теория к модулю № 3. Электролиз.

Электролиз протекает только в тех средах, которые проводят электрический ток. Способностью проводить ток обладают также водные растворы оснований и солей. Безводные кислоты очень плохие проводники, но водные растворы кислот хорошо проводят ток. Растворы кислот, оснований и солей в других жидкостях в большинстве случаев тока не проводят, но и осмотическое давление таких растворов оказывается нормальным, точно так же не проводят тока водные растворы сахара, спирта, глицерина и другие растворы с нормальным осмотическим давлением. Различные отношения веществ к электрическому току можно иллюстрировать следующим опытом. Соединим провода идущие от осветительной сети, с двумя угольными электродами. В один из проводов включим электрическую лампу, позволяющую грубо судить о наличии тока в цепи. Погрузим теперь свободные концы электродов в сухую поваренную соль или безводную серную кислоту. Лампа не загорается, т.к. эти вещества не проводят тока и цепь остается не замкнутой. То же самое происходит, если погрузить электроды в стакан с чистой дистиллированной водой. Но стоит только растворить в воде немного соли или прибавить к ней какой-нибудь кислоты или основания, как лампа тотчас же начинает ярко светиться. Свечение прекращается если опустить электроды в раствор сахара или глицерина и т.п. Таким образом, среди растворов способностью проводить ток обладают преимущественно водные растворы кислот, оснований и солей. Сухие соли, безводные кислоты и основания (в твердом виде) тока не проводят; почти не проводит тока чистая вода, очевидно, что при растворении в воде кислоты основания или соли подвергаются каким-то глубоким изменениям, которые и обуславливают электропроводность получаемых растворов. Электрический ток, проходя через растворы, вызывает в них, так же как и в расплавах, химические изменения, выражающиеся в том, что из растворов выделяются продукты разложения растворенного вещества или растворителя. Вещества, растворы которые проводят электрический ток, получили названия электролитов. Электролитами являются кислоты, основания и соли.

Химический процесс, происходящий при пропускании тока через раствор электролита, называется электролизом. Исследуя продукта, выделяющиеся у электрода, при электролизе кислот, оснований и солей, установили, что у катодов всегда выделяются металлы и водород, а у анода кислотные остатки или гидроксильные группы, которые затем подвергаются дальнейшим изменениям. Таким образом, первичными продуктами электролиза оказываются те же части кислот, оснований и солей, которые при реакциях обмена, не изменяются, переходят из одного вещества в другое. Теперь, рассмотрим процесс электролиза подробнее. 

Если в раствор или расплав электролита опустить электроды и пропустить постоянный электрический ток, то ионы электролита будут двигаться к электродам:

                                   катионы – к катоду (отрицательно заряженному электроду)

                                   анионы – к аноду (положительно заряженному электроду).

На катоде катионы принимают электроны и восстанавливаются. 

На аноде анионы отдают электроны и окисляются.

            Электролиз расплава электролитов.

                          NaCl ↔ Na+ + Cl-

Катод (-)                                                       Анод (+)

Na+ + е- = Na0                                      2Cl- - 2е- = Cl2         

            Суммарное молекулярное уравнение электролиза:          

                                  электролиз

                          2NaCl    =    2Na0 + Cl2↑  

В результате электролиза расплава на катоде выделяется натрий, на аноде – газообразный хлор.

Эта реакция является окислительно-восстановительной.

На катоде всегда идёт процесс восстановления, на аноде всегда идёт процесс окисления.

Электролизом называется окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах при прохождении электрического тока через расплав или раствор электролита.

Сущность электролиза состоит в том, что за счёт электрической энергии осуществляется химическая реакция, которая не может протекать самопроизвольно.

Электролиз расплавов и растворов отличается друг от друга. В растворе соли кроме ионов металла и кислотного остатка присутствуют молекулы воды и ионы водорода (Н+) и гидроксид-ионы (ОН-) – продукты диссоциации воды.

Поэтому при рассмотрении реакций на электродах необходимо учитывать возможность участия молекул воды в процессе электролиза.

Дополнительно о реакциях электролиза

В том случае, когда металл расположен в средней части ряда напряжения (от цинка до водорода) на катоде одновременно протекают два процесса: восстановление катиона металла и восстановление молекул воды. Рассмотрим электролиз водного раствора сульфата никеля с инертными электродами.

В растворе: NiSO4 = Ni2+ + SO42–;

На катоде:

K(-)   Ni2+ + 2ē  = Ni

         2H2O + 2ē = H2 + 2OH

Эти реакции никак не связаны между собой и суммировать их нельзя! Никакого простого соотношения между количеством никеля и водорода нет, оно зависит от концентрации, температуры, материала катода и прочих факторов.

На аноде:

А(+) (SO42– – не окисляются )

      2H2O – 4ē = O2 + 4H+

Общих уравнений (катод + анод) в этом случае тоже будет два. Чтобы получить общее уравнение основной реакции, мы должны сложить уравнение основного процесса на катоде и уравнение анодного процесса, с учетом коэффициентов электронного баланса:

K(-)   Ni2+ + 2ē = Ni           |2

А(+)  2H2O – 4ē = O2 + 4H+|1

--------------------------------------------------------

2Ni2+ + 2H2O = 2Ni + O2 + 4H+ – ионное,

2NiSO4 + 2H2O = 2Ni + O2 + 2H2SO4 – молекулярное уравнение основной реакции.

 

Аналогично получаем общее уравнение побочной реакции:

K(-)   2H2O + 2ē = H2 + 2OH|2

А(+)  2H2O – 4ē = O2 + 4H+|1

--------------------------------------------------------

6H2O = 2H2 + 4OH + O2 + 4H+ 

2H2O = 2H2 + O2 

 

Опять же, суммировать общие уравнения основной и побочной реакций нельзя! (а это встречается в некоторых пособиях).

В заданиях ЕГЭ вряд ли потребуется составлять общие уравнения реакций для таких случаев, как правило, требуется только написать уравнения отдельных процессов на электродах. Остальное скорее пригодится на олимпиадах.

Немного о расчетах. Если в некоторой задаче дано количество вещества никеля, полученного при электролизе, можно рассчитать, сколько соли подверглось электролизу, сколько серной кислоты образовалось. Нельзя рассчитать, сколько всего выделилось кислорода (он образуется и во второй реакции!). Или этой реакцией придется пренебречь. Тем более (без дополнительных данных), нельзя рассчитать, сколько выделилось водорода.

Если сказано, сколько выделилось кислорода – нельзя рассчитать ничего, кроме общего количества вступившей в реакцию воды.

Вот если сказано, сколько выделилось никеля и сколько кислорода – тогда можно рассчитать все.

Задания по теме «Электролиз»

№ 1.

 1. Напишите уравнения электролиза водных растворов йодида калия, сульфата кальция с инетрными электродами.

2. Какое вещество выделяется на катоде при электролизе водного раствора серной кислоты? А на аноде?

3. Рассчитайте, какое количество кислорода получится при электролизе водного раствора карбоната калия, если при этом на катоде выделилось 10 л газа. Какой это газ?

4. Водород не может быть получен электролизом водного раствора:

                    а) KI        б) CuSO4   в) H2SO4     г) NaOH

  1. Кислород может быть получен электролизом водного раствора:

             а) KI        б) CuSO4   в) H2S     г) С2Н5 OH

6. При наименьшем напряжении в водном растворе будет разряжаться катион:

а) Fe2+        б) Cu2+   в) Cr3+    г) Ni2+

№ 2

1.      Какие процессы происходят на электродах при электролизе расплава хлорида кальция?

2.      Какое вещество выделяется на катоде при электролизе расплава бромида калия?

3.      Какая масса натрия выделится на катоде при электролизе расплава иодида натрия, если на аноде выделился йод массой 762 г?  (138 г).

4.      При электролизе расплава хлорида калия на катоде получили калий массой 7,8 г. Определите объём хлора, который выделился на аноде. Объём рассчитайте при нормальных условиях.  (2,24 л)

5*. Электролиз расплава оксида алюминия в криолите проводится при температуре около 10000С. Какя химическая реакция происходит при этом на графитовом аноде? Что на самом деле образуется?

6**. При пропускании постоянного тока силой 6,4 А в течение 30 минут через расплав хлорида неизвестного металла на катоде выделилось 1,07 г металла. определите состав соли, которую подвергли электролизу.

 

В целом проект стандарта даст возможность обеспечить обучающемуся:

  • развитие качеств личности, отвечающих требованиям становления российского гражданского общества, инновационной экономики;
  • формирование образовательных и духовно-нравственных основ личности,  создание необходимых условий для ее самореализации;
  • развитие способности самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов учебной и внеучебной деятельности, использования разнообразных   форм обучения, включая учебно-исследовательскую  и проектную деятельность с учетом  индивидуальных образовательных потребностей (особенно одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • оптимизацию учебной нагрузки;
  • раскрытие собственных возможностей, подготовку
    к жизни в современных условиях;
  •  обеспечение условий для развития творческих способностей и возникновения устойчивой потребности в самостоятельных занятиях;
  • формирование индивидуальной учебной траектории на ступени старшей школы и своей профессиональной ориентации;
  • сохранение и укрепление здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества образования

Сложное экономическое  положение,  новые  рыночные отношения  поставили  перед  школой  задачу: в  короткий  срок  воспитать  и  вооружить...

Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"

Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....

Использование информационных технологий в образовательном процессе как средство повышения качества образования

Компьютерные технологии все больше входят  в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние школьники гораздо больше времени проводя...

Инновационные технологии в образовательном процессе как средство повышения качества образования по информатике в условиях ФГОС.

Данное выступление на педагогичческом совете раскрывает основные инновационные технологии в образовательном процессе в условиях ФГОС....