Доклад по географии: «Нестандартные методы при работе с картой на уроках географии».
статья по географии

Костюченков Артур Анатольевич

У каждой школьной дисциплины есть свои сложности, которые остаются неизменными при любых корректировках программ и учебников. Для географии это – научить школьников свободно владеть «языком» географической карты.

К сожалению, в решении этой задачи в последнее время наметились сложности. Не секрет, что те, кто окончил школу несколько поколений назад, знают карту лучше, чем большинство нынешних выпускников.

Как учителю помочь школьникам «полюбить» карту?  Чем чаще вы будете обращаться на уроке к карте и чем разнообразнее будут работа с ней, тем охотнее дети без напоминания начнут использовать географическую карту в познавательных и практических целях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_geografii.docx116.89 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по географии: «Нестандартные методы при работе с картой на уроках географии».

У каждой школьной дисциплины есть свои сложности, которые остаются неизменными при любых корректировках программ и учебников. Для географии это – научить школьников свободно владеть «языком» географической карты.

К сожалению, в решении этой задачи в последнее время наметились сложности. Не секрет, что те, кто окончил школу несколько поколений назад, знают карту лучше, чем большинство нынешних выпускников.

Как учителю помочь школьникам «полюбить» карту?  Чем чаще вы будете обращаться на уроке к карте и чем разнообразнее будут работа с ней, тем охотнее дети без напоминания начнут использовать географическую карту в познавательных и практических целях.

1. «Наглядность – наше всё!»

На первом же уроке географии в 6 классе, когда дети особенно восприимчивы ко всему новому, предложите им записать эти слова в рабочей тетради первыми. Пусть это станет эпиграфом ко всему учебному процессу. Дети должны запомнить, что карта — это именно то, что будет отличать уроки географии от занятий по другим предметам.

В дальнейшем следуйте этому правилу: любой названный на уроке впервые географический объект должен быть показан на карте. Придерживайтесь этого принципа сами и требуйте того же от детей. Во время устных сообщений, докладов, они должны продумывать, что будут показывать на карте, иначе оценка снижается. Постоянное соблюдение этого правила постепенно приведёт к нужному результату – ваши ученики привыкнут постоянно обращаться к карте, а их географический кругозор станет шире!

2.  Соревнование.

Не полагайтесь на то, что дети будут в одиночку изучать карту на само-        подготовке, лучше отводите больше времени на работу с ней на уроке. Поощряйте стремление учащихся к состязательности.

  • Пусть они соревнуются в знании карты: кто на время назовёт и покажет больше географических объектов по теме, больше морей, рек, стран, столиц.
  • Если остаётся несколько минут до конца урока, отводите их на блиц-опрос по карте. Пусть один из учеников выйдет к ней, а другие по очереди называют ранее изученные объекты, которые он должен показать. Так все учащиеся будут задействованы в процессе. Со временем изученных объектов будет больше, а спонтанный блиц-опрос станет интереснее. Выделите в журнале отдельную колонку для оценок за знание карты: учащиеся будут знать, что такого опроса не миновать.
  • Проводите географические диктанты: учитель показывает на карте крупным планом какой-либо географический объект, даёт его краткую словесную характеристику, но не называет. Например, «Эта самая длинная река Африки, она начинается недалеко от озера Виктория и течёт на север, впадая в Средиземное море». За то время, что учитель показывает и характеризует объект, учащиеся должны записать его название. При небольшом числе учащихся можно использовать игровые формы. Для этого стоит заранее подготовить карточки с названиями изученных объектов или игровое поле по типу «Бинго».

3. Интерактивные карты

Активно включайте в учебный процесс на уроке  работу с интерактивными контурными картами. Они не уступают по учебному результату традиционным печатным контурным картам, но экономят время, а главное – привлекательнее для современных школьников. Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом каждая тема может и должна иметь картографическое обеспечение – обязательный набор карт,  среди которых имеет место и контурная карта.

Контурные карты – это основа географических карт. Они могут применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний.

Работа с такими картами может быть одним из видов самостоятельного получения знаний. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя, из учебника, но и пытаются самостоятельно и  творчески их применять.

Наибольший интерес у ребят вызывают работы с составными контурными картами. Это обыкновенные контурные карты, разделённые на части. Задача учащихся заключается в том, чтобы скорее восстановить из разделённых и перемешанных частей карту в прежнем виде. Для того чтобы быстро составить контурную карту из отдельных частей, нужно хорошо её знать. Такие работы увлекательны. Кроме проверки ранее изученного материала, они способствуют закреплению знаний, учащиеся будут лучше знать географическую карту, как в целом, так и отдельные её части.

4. Игра в «живую» карту

Несмотря на некоторую сложность воплощения, эта игра всегда вызывает бурю эмоций и эффективна в развитии пространственного мышления учащихся.

  • Каждый из детей получает карточку с названием географического объекта.
  • Потом участники игры встают так, чтобы показать взаимное расположение выданных им объектов в пространстве.
  • В итоге получается «живая» карта, отображающая определённый участок земной поверхности.

Игра подходит, например, для изучения политической карты отдельных регионов мира. В этом случае учащиеся должны взяться за руки, если показывают страны, которые граничат друг с другом.

Упрощённый вариант  – сначала занимают свои места учащиеся, в руках которых карточки с названиями материков (океанов), а затем к ним присоединяются остальные ученики в соответствии с тем, на каком материке (в каком океане) находится объект, который отмечен на их карточке.

5. «Дежурная» карта (стенд)

Это карта, на которой учащимися отмечаются наиболее важные или интересные события, происходящие в данный момент времени в мире и в России. Такая карта может быть интерактивной или ее можно оформить на стенде в кабинете географии. На ней указывается точка, в которой произошло событие, и его краткое описание. Важно регулярно обновлять «дежурную» карту. Для этого можно закрепить за отдельными классами или группами учащихся регионы мира или тематику событий для отслеживания, например, в течение четверти.

«Дежурная» карта развивает общий кругозор школьников, ориентирует на практическое применение географических знаний, прочно связывая в сознании учащихся актуальные события, происходящие в мире, с их местом на карте и с географической картиной мира в целом.

6.Кроссворды

Работа с картой - это неотъемлемая часть уроков географии. Повысить интерес к этому виду работы можно при помощи игровых видов деятельности - решение картографических кроссвордов. Кроссворд составлен по географии для учащихся 6 классов коррекционной школы, по теме "План и карта".
Цель: Обобщить знания учащихся по теме "План и карта".
Задачи:
1.Систематизировать знания учащихся об изученных географических понятиях.
2.Развивать познавательную активность детей.
3.Учить анализировать, делать выводы.

http://ya-uchitel.ru/_ld/75/s32453651.jpg

 http://ya-uchitel.ru/_ld/75/s73390767.jpg


7.Найдите ошибки.

Урок-игра с предоставлением неверных географических данных.

8.Игра  «Казаки – разбойники»

Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды.» Разбойники прячутся на географической карте, а «Казаки» по сообщениям (координатам) определяют места укрытия «разбойников» Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание

Применение данных методов способствует более качественному и полному усвоению изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по самообразованию: «Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе».

Выступление на педагогическом совете из опыта работы с картой на уроках географии...

Работа с картой на уроке географии

Приемы работы с картой на уроке географии...

Работа с картой на уроках географии

В статье описываюбтся приемы обучения учащихся по работе с кортами, выполнению плана местности....

Для родителей. Методические рекомендации по работе с картами на уроках географии

Методические рекомендации по работе с картами на уроках географии...

Работа с картой на уроках географии

quot;Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. ...

Статья "Приемы работы с картой на уроках географии в 5 - 9 классах"

СтатьяПриемы работы с картой на уроках географии...

Формы и методы работы с картой на уроке географии как эффективное условие повышения качества образования.

Географическая карта является особым средством познания действительности мира, источником, накопителем и хранитеем знаний....