"Путешествие по миру"
рабочая программа по географии (5 класс)

Терещенкова Светлана Николаевна

Рабочая программа кружковой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_puteshestvie_po_miru.docx45.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя  школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области

«Рассмотрена»

«Принята»

«Утверждена»

протокол № 1

педагогическим советом

приказом от «30» августа 2020 г.

от «28» августа 2020г.

№ 42

Руководитель ШМО

Протокол № 1

Директор

Полуэктова Е.А. ____________

от «30» августа 2020г.

___________Силина Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 кружка

общеинтеллектуального направления

 «Путешествие по Миру»

для учащихся 5-9- классов

Составитель:

                                                 учитель географии

Терещенкова

Светлана Николаевна

«Согласована»

Заместитель директора

Морковкина Н.В. _______________

«___» августа 2020г

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного  кружка общеинтеллектуального направления  «Путешествие по Миру» для учащихся 5-9- классов  на 2020-2021 учебный год на основании

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федерального государственного образовательного стандарта  ФГОС ООО (2010г.)
  3. Основной образовательной программы  основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
  4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год.

Для реализации рабочей программы используется «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение.

Время проведения: понедельник, четверг 16.30-17.30.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

на 2020-2021уч.год

Личностные результаты:

У выпускника будут сформированы:

1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

У выпускника могут быть сформированы:

-основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные результаты 

1. Регулятивные универсальные учебные действия 

Выпускник научится:

1) овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) уметь работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Выпускник получит возможность научиться:

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• определять форму и размеры Земли;

• полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

• маршруты географических исследований и путешествий;

• части внутреннего строения Земли;

• основные формы рельефа;

• части Мирового океана;

• виды вод суши;

• географические объекты, предусмотренные программой.

текстом.

выпускник получит возможность научиться:

использовать источники географической информации для решения учебных  и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

•описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

•определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; уметь вести дискуссию, диалог;

-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Выпускник получит возможность научиться:

-определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.

Предметные результаты

Выпускник научится:

- понимать роль и место географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

 - представлять о современной географической научной картине мира и владеть основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

 - уметь работать с разными источниками географической информации;

- уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- развивать картографическую грамотность;

- владеть элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

Выпускник получит возможность научиться:

-объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

-объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы,

-приводить ---соответствующие примеры.

- уметь применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

– уметь соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Содержание учебного предмета география.

Раздел 1 План и карта (23)

 Введение. Знакомство с планом работы кружка. Видеофильм

 Как  люди определяли форму и размеры Земли. Знакомство учащихся с формой и размерами Земли. Как  ученые древности измеряли  размеры Земли

 Топографические карты и планы. Знакомство с крупномасштабными изображениями  поверхности Земли. Сходства и отличия топографических карт и планов. Практическая работа

 Модели и «выкройки» Земли. Знакомство с  различными проекциями  изображения Земли

 Адреса земных объектов. Географические координаты. Решение задач на определение  географических координат, протяженности географических объектов по параллелям и меридианам.

 Ориентирование без компаса и карты. Ориентирование на местности с помощью различных объектов.

 В каком направлении. Азимуты. Решение задач на определение азимутов.

 Измерение расстояний. Обучение детей методам  измерения расстояний с помощью рулетки, шагов, землемерного циркуля, методом «козырька», методом подобных треугольников. Знакомство с методом триангуляции. Практическая работа.

 Живые локаторы и современные дальномеры. Как ориентируются в природе живые организмы

 Измерение высот на местности и определение высот на плане. Работа со школьным нивелиром.  Определение высот на плане местности Построение профиля. Практическая работа.

 Местность на бумаге. Составление планов местности. Практическая работа.

Раздел 2 Географические открытия, исследования и исследователи, методы исследований. (10)

 Земля из космоса. Знакомство учащихся с аэрофотосъемкой, значением этого метода для различных направлений деятельности человека. ГИСЗначение географических исследований  для расширения знаний о земле. Географические  исследования. Сообщения учащихся

 Любопытные эпизоды и наблюдения знаменитых путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций. Путешественники и исследователи. Знакомство с персоналиями. Сообщения учащихся. Учащиеся читают литературу  о путешествиях и открытиях.

О чем рассказывают  географические названия. Учащиеся знакомятся с топонимикой городов и  сел Тамбовской области

Географические открытия и «закрытия». Учащиеся узнают об изменениях на географической карте (появление объектов и их исчезновение, переименование)

Раздел 3 Литосфера. (8)

Загадочные движении  земной коры. Учащиеся знакомятся с гипотезами происхождения Земли, строением литосферы (видеофильм); землетрясениями (видеофильм)

 Даровая энергия из глубин Земли. Учащиеся знакомятся с вулканами (видеофильм), гейзерами, горячими источниками.  Готовят сообщения об использовании энергии Земли (ГеоЭС)

 Сокровища земных недр. Учащиеся знакомятся с различными типами полезных ископаемых. Практическая работа  по распознаванию полезных ископаемых

В мире камней и кристаллов. Раздел Сообщения учащихся. Викторина «Зарытая скатерть-самобранка»

Раздел 4 Гидросфера (10)

 Богатство Мирового океана и его морей. Рассказ учителя о минеральных, водных, биологических и энергетических ресурсах мирового океана. Просмотр видеофильма. Викторина «Что дает нам океан?»

Тайны Мирового океана и его сокровища. Тайны пиратских кладов. Сообщения учащихся.

Любопытные исследования в гидросфере. Учащиеся знакомятся с работой ученых по изучению морских глубин,  хребтов, флоры и фауны океана

 Необычные реки. Рассмотрение питания, режима, особенностей различных рек земного шара. Значение рек. Любопытные явления в жизни рек.

Уникальные озера. Рассказ учителя о самых необычных озерах Земли. Сообщения учащихся.

Раздел 5 Атмосфера (4)

Самые холодные, самые жаркие и самые ветреные, самые сухие и самые влажные места на Земле. Сообщение учителя. Практическая работа на контурных картах.

Редкие метеорологические явления.. Ураган, смерч, торнадо, тайфун, град, гало, «огни Святого Эльма», мираж и др. Рассказ учителя. Сообщения учащихся.

Раздел 6 Биосфера (6)

 Диковины растительного мира. Знакомство учащихся с необычными представителями растительного мира  Земли. Сообщения учащихся, рассказ учителя

Приспособляемость растений к разным местным условиям. Рассказ учителя о жизни растений в разных уголках Земли (разный климат,  разный рельеф)

 Диковины животного мира. Знакомство учащихся с необычными представителями животного мира Земли. Сообщения учащихся, рассказ учителя. Просмотр видеофильма «Животный мир России»

Раздел 7 Человек на Земле (9)

 Любопытные обычаи народов разных стран. Рассказ учителя, просмотр видеофильма «Обычаи народов России»

 Достопримечательности красивейших городов мира. Рассказ учителя и сообщения учащихся о «визитных карточках» городов мира

 Знаешь ли ты свой край? Викторина.

 Итоговая географическая викторина «Счастливый случай».

 Экскурсия в парк.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Практические работы

1

.План и карта

23

3

2

 Географические открытия, исследования и исследователи, методы исследований

10

-

3

Литосфера

8

-

4

Гидросфера

10

2

5

Атмосфера

4

-

6

Биосфера

6

1

7

Человек на Земле

9

-

Итого за год                                

70

6

Календарно-тематический план


п/п

Название раздела и тема урока

Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая

Раздел 1.План и карта (23)

1-  2

Введение.

3--4

Как люди определили форму и размеры Земли

5--6--7

Топографические карты и планы.  Практическая работа «Составление плана»

8--9

Модели и «выкройки» Земли

10--11

Адреса земных объектов

12--13

Ориентирование без компаса и карты. Практическая работа «Ориентирование на местности «.

14-15

Определение в каком направлении расположена школа, дом.

16-17

Измерение расстояний.

18-19

Живые локаторы и современные дальномеры.

20-21

Измерение высот на местности и определение высот на плане. Практическая работа «Высоты и глубины на карте , их определение».

22-23

Местность на бумаге.

Географические открытия, исследования и исследователи, методы исследований (10)

24-25

Земля из космоса.

26--27

Значение географических исследований  для расширения знаний о земле.

28-29

Любопытные эпизоды и наблюдения знаменитых путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций. Проектная работа « Исследователи и путешественники».

30-31

О чем рассказывают  географические названия

32-33

Географические открытия и «закрытия»

Литосфера (8)

34-35

Загадочные движении  земной коры. Макет вулкана.

36-37

Энергия из глубин Земли

38-39

Сокровища земных недр.

40-41

В мире камней и кристаллов.

Гидросфера (10)

42-43

Богатство Мирового океана и его морей. Практическая работа «Описание ресурсов морей».

44-45

Тайны Мирового океана и его сокровища.

46-47

Любопытные исследования в гидросфере. Проектная работа «Исследования в гидросфере».

48-49

Необычные реки.

50-51

Уникальные озера. Практическая работа «Характеристика озер».

Атмосфера (4)

52-53

Самые холодные, самые жаркие и самые ветреные, самые сухие и самые влажные места на Земле

54-55

Редкие метеорологические явления. Презентации «Метеорологические явления».

Биосфера. (6)

56-57

Диковины растительного мира.

58-59

Приспособляемость  растений к разным местным условиям. Практическая работа « Адаптация растений».

60-61

Диковины животного мира.

 Человек на Земле. (9)

62-63

Любопытные обычаи народов разных стран.

64-65

Достопримечательности красивейших городов мира. Проектная работа «Города мира»

66-67

Знаешь ли ты свой край?

68-69

Итоговая географическая викторина  «Счастливый случай».

70

Экскурсия в парк.  Описание природного комплекса.

Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ»Кардымовская СШ» на 2019-2020 учебный год по кружку «Путешествие по Миру» количество учебных часов сократилось так как


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по изобразительному искусству" Путешествие в мире искусства"

Занимательные вопросы и предлагаемые ответы.Выбрать верный ответ....

Праздник Урожая (путешествие по миру)

Данная методическая разработка даёт возможность познакомить детей с традициями и обычаями празднования Дня Урожая в различных странах мира....

Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"

Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...

Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"

Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...

Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"

Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...

Путешествие по миру. Урок по проектной технологии.

Методическая разработка урока по английскому языку по теме: «Путешествие по миру» по пректной технологииН.Б.Кудаева, учитель английского языка, директор ЧОУ-СОШ «Новый путь» АннотацияУрок п...

Интегрированный урок-путешествие в мире математика по стране: «Арифметической и геометрической прогрессии»

Современные педагогические технологии  как средство решения математических задач и познания мира        Математика всегда была неотъемлемой и существенной...