Рельеф и полезные ископаемые Африки.
план-конспект урока по географии (7 класс)

Терещенкова Светлана Николаевна
  1. Развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации.
  • Развитие коммуникативной культуры
  • Развитие творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relef_i_poleznye_iskopaemye_afriki_7_klass.docx27.12 КБ
Файл relef_i_pol_isk_af_7kl.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

"Рельеф и полезные ископаемые Африки»

Цель: познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим  строением и полезными ископаемыми;  

Задачи:

  1. Создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановку проблемы в виде эвристической беседы.
  2. Развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации.
  • Развитие коммуникативной культуры
  • Развитие творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал
  • Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.
  1. Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.
  2. Воспитание гуманистического отношения к  другим;  бережное отношение  к природе

Оборудование: 

-учебники географии 7 класс «География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А Щенев;

-атласы 7 класса по географии;

- листы ватмана- 3шт.;

- клей 1., фломастеры, маркеры;

- конверты с заданиями;

-дополнительный  материал

-схемы выполнения  заданий

- выставка книг.

 

Парты расставлены на 4 группы.

Ход урока:

1.Организационный момент. 

Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места( на столах должны лежать: учебники, атласы, ручки, карандаши, фломастеры. Клей,  конверт с заданием, папка с иллюстрациями и дополнительной информацией, ватман, , анкеты,

у 4 группы – жюри – таблицы с оценочными материалом).

Учащиеся распределяются на 4 группы.

  1. Тема урока не сообщается, учащиеся должны сами выйти на нее в конце урока.

Создание игровой проблемной ситуации.

- Здравствуйте, ребята! Я хочу сегодня начать урок с такого вопроса. Посмотрите  на экран и скажите,  знаете  ли вы этих людей?  (Слайд 1)

 Кто они?  (Слайд 2)

 (русские путешественники и учёные) ?   Я предлагаю вам создать научно-исследовательские экспедиции и отправиться  в путешествие. Какими качествами характера должен обладать путешественник?( Внимательный – правильно, это пригодится для изучения материала; аккуратный – для аккуратного оформления информации; спокойный – для умения сосредоточиться, умный  и т. д.).

- У нас 3 научно-исследовательские экспедиции.

Каждая  команда выбирает начальника экспедиции.

У каждой экспедиции на столе – пакет с секретным заданием и ценными указаниями  по его решению, а  также на  столах  все необходимое для  того чтобы  оформить в  виде  проекта итог  вашего путешествия. Вы отправляетесь на неизвестную территорию для её исследования  и сбора информации.

После возвращения, вам надо отчитаться о выполнении задания перед «Научно-исследовательским центром». Это наше  жюри в составе Кочневой  Ангелины   и  Суворовой Полины          ( жюри – 2 человека- 4 команда).

Они оценят вас по следующим критериям:

- правильность изложения материала;

- полнота ответа;

- логичность ответа;

- наглядность проекта;

- уважение к другой команде;

- время.

- зададут каждой  команде  дополнительные  вопросы

Работать начинаем   одновременно , в  течении 10-12 минут вы  должны  добыть информацию и оформить её на  ватмане. Затем каждая  команда защищает свой  проект в  течение 2-х  минут.

     -Ребята! 7б класс, совершая  путешествие по Индийскому  океану, обнаружил в  его водах бутылки с какими-то бумагами. Давайте откроем и посмотрим, что там написано. Наверное это записи других путешественников,   но они изрядно пострадали и часть информации стёрлась . Ваш задача, изучая  территорию, восстановить эти записи.

И так, в  добрый  путь, на  неизвестную территорию! (Звучит музыка «Миссия не выполнима» в ходе выполнения всего задания).

Учитель подходит к командам , консультирует.

( Слайд 5)

1 команда.

На столе- ватман с контуром АФРИКИ

Задание в конверте: «Найти материал о тектоническом развитии Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём».

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

 ( интересные сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки),  раскрасить разными цветами  платформы, складчатости разных возрастов

4. Восстановить  текст  из бутылки :

В основании лежит______________

На севере  материка расположилась __________________________-

Под ней , на юго-западе, крайнем юге и п-ве Сомали находится___________________

На востоке материка имеются великие ________________________________________

5. Подготовить рассказ по схеме о  тектоническом строении Африки

2 команда.

На столе - ватман с контуром  Африки

Задание: «Найти материал о рельефе  Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём.»

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

( интересные сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). раскрасить разными цветами  разные формы рельефа и подписать их

 4. Восстановить  текст  из бутылки :

В Африке преобладают __________________________

По высотам Африка  делится на ______________ и _______________ менее 1000метров, _______________ и _______________ более 1000метров

В Восточной Африке  находится_______________, где расположены  великие_______________

В Восточной Африке находятся вулканы _____________. ______________

К северу  от Восточно-Африканского плоскогорья расположилось ____________________________

На северо-западе  ____________________________

На востоке южной  части Африки ________________________

На самом юге _______________

5.Подготовить рассказ по схеме  о рельефе Африки

3 команда.

 На столе- ватман с контуром Африки.

Задание: «Отобрать  материал – определить наличие  полезных ископаемых на территории Африки. Оформить проект на ватмане и рассказать об этом.

Ценные указания:

1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80

2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе

( интересные сведения , приготовленные учителем).

3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). Приклеить условные знаки полезных ископаемых в нужных местах

4. Восстановить  текст  из бутылки :

По происхождении полезные ископаемые делятся на _______________,______________,_______________.

В складчатостях образуются  полез ископ. ____________________ происхождения.

На  платформах - _______________ происхождения

В Африке преобладают ________________ горные породы

 Г. Атлас ___________________________

Восточно-Африканское нагорье -_______________________________

Драконовые горы______________________________

Юг богат ______________________________

В Северной Африке и на  побережье Гвинейского залива _________________________

4. Приклеить  условные знаки полезных ископаемых

5. Приготовить рассказ о расположении полезных ископаемых

4 команда – «Научно-исследовательский цент» или жюри.

Задание: 

1. Прочитать текст –. параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80

2. Прочитать дополнительный текст ( такой же как для команды).

3. Придумать дополнительные вопросы для команд( по 2 для каждой).

4. После выступления каждой команды – заполнять таблицу «Карта  результативности» (Приложение 1).

5. После выступления всех команд подвести итоги и кратко прокомментировать оценку.

За две минуты до окончания срока – предупредить команды о том, что время заканчивается.

(Звучат  «фанфары»)

- Внимание! Время закончилось.

 Вызывается 1 команда исследователей  для отчета в «Научно-исследовательский  центр»»

 ( включается музыка «Африканские мелодии»).

-Прочитайте ваше задание для остальных команд. Слушаем, какую информацию вы собрали.

Ответ команды по проекту, (Слайд  6,7,8,10,11,12)

- Спасибо, садитесь!

- Вызывается 2 команда «исследователей»( звучит  музыка «Этномелодии  Африки). Слушаем ваше задание.

Ответ команды по тому же плану. (Слайд 6,9,11-13,15)

- Спасибо, садитесь

- В «Научно-исследовательский  цент» вызывается следующая 3 команда «исследователей».  звучит  музыка «Этномелодии  Африки).

- Прочитайте задание. Ответы команды. ( Слайды  14-17)

- Спасибо, командам!

- Сейчас возьмите анкеты на столах( они лежали лицевой стороной вниз) и ответьте на вопросы в течение  2 минут, а «Научно-исследовательский  цент» подведет итоги.

- Время закончилось! (Звучит музыка «Фанфары»).Сдайте анкеты . Жюри проверяет.  Заполняет  Приложение 1. Слово – жюри.

Жюри объявляет итоги.

Подводят итоги и начальники экспедиции

Учитель: «Мне кажется, что сегодня хорошо поработали все команды. Каждая принесла ценную информацию в «Научно-исследовательский  центр». Если бы не было работы какой- либо из команд, то мы не получили бы целостную картину по теме урока. Вы, молодцы, сумели собрать информацию в единое целое.

-А теперь, давайте подведем итоги.

- На каком материке мы побывали?(Африка)

-О чем вы рассказывали? (О рельефе о полезных ископаемых)

- Значит тема нашего урока называется …( «Рельеф и полезные  ископаемые Африки»)

-Молодцы, но это еще не все. Обратите ваше внимание на стенку с книгами.

Я рекомендую прочитать  интересные статьи из детской  энциклопедии о загадках природы, о крупных вулканах и горных цепях Африки, о великой пустыне Сахара.

-В качестве домашнего задания -  отметить на контурных картах основные формы  рельефа Африки и полезные ископаемые.

Спасибо за работу!

Человеческая  деятельность очень отрицательно влияет на  природу  Африки . Пустыни наступают на юг очень быстро. Вытаптывание почвы скотом выжигание и вырубание кустарниковой и древесной растительности по границе пустыни, добыча  полезных ископаемых способствуют разрушению почвенного покрова, развеванию песков и высыханию водоемов.  Сахара продвигается на юг со скоростью примерно 1 км в год.

В Африке создаются заповедники, заказники и национальные парки.  

Национальный парк Серенгети  один из крупнейших заповедников мира.

Человеческая  деятельность очень отрицательно влияет на  природу  Африки . Пустыни наступают на юг очень быстро. Вытаптывание почвы скотом выжигание и вырубание кустарниковой и древесной растительности по границе пустыни, добыча  полезных ископаемых способствуют разрушению почвенного покрова, развеванию песков и высыханию водоемов.  Сахара продвигается на юг со скоростью примерно 1 км в год.

В Африке создаются заповедники, заказники и национальные парки.  

Национальный парк Серенгети  один из крупнейших заповедников мира.

  1. В пределах какой  литосферной плиты расположена  Африка?
  2. В какой  части Африки  чаще  всего происходят землетрясения и извержение  вулканов?

Ответы ;

1.В пределах Африкано-Аравийской плиты

2.В восточной  части Африки  на  Восточно-Африканском плоскогорье.

  1. Почему большую часть Африки занимают равнины?
  2. Почему на Восточно-Африканском плоскогорье, а ведь это равнина,  расположились вулканы

Ответы

1.В основании лежит древняя платформа

2.Так как  там  расположены великие африканские разломы с которыми связаны  вулканы

Ответы

  1. Почему  в Африке много  полезных ископаемых магматического происхождения?
  2. По запасам какого полезного ископаемого Африка занимает первое место?

1.Фундамент платформ и древних складчатостей выступают  на  поверхность

2. По запасам  алмазов

Приложение1

РЕЗУЛЬТАТЫ  РАБОТЫ  ЭКСПЕДИЦИЙ.

критерии

1 экспедиция

2 экспедиция

3 экспедиция

правильность изложения материала;

 полнота ответа;

логичность

наглядность проекта

уважение к другой команде;

время

ответы  на  вопросы

анкета

ИТОГ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рельеф и полезные ископаемые африки Урок географии, 7 класс

Слайд 2

Цели и задачи : Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Африки – их составе, строении, расположении. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.

Слайд 3

Повторение пройденного материала. Какое место по площади занимает Африка? (Второе в мире) В скольких полушариях расположена Африка? (В четырех) Чем является Альмади ? (Мысом) Какой мыс является крайней южной точкой Африки? (Игольный) Какой материк ближайший к Африке? (Евразия) Какой пролив отделяет Африку от Европы? (Гибралтарский) Северный мыс Африки. м. Альмади м. Игольный Гибралтарский пролив ( Бен-Секка ) м. Бен-Секка

Слайд 4

Повторение пройденного материала. Укажите имя путешественника Этот португальский мореплаватель открыл морской путь в Индию, обогнув Южную Африку, прошёл вдоль восточного побережья материка, пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана. Васко да Гама

Слайд 5

Анализ карты: «Строение земной коры». На скольких литосферных плитах находится Африка? Есть ли районы столкновения с другими плитами? Если ли есть, то где, и какие процессы происходят при столкновении? Как называется плита и платформа, на которых расположен материк? Горы какого возраста расположены на материке? В каком направлении и с какой скоростью движется плита? ( Африканская плита, Африканская платформа ) ( На одной литосферной плите ) ( Сталкиваются Африканская и Евразийская плиты .) ( Древние горы: Капские и Драконовы; молодые горы: Атлас) (Плита движется на северо-восток)

Слайд 6

Сравнение тектонической и физической карт. Что такое рельеф? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка? Вспомните изученные формы рельефа суши. ( Совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту, называют рельефом) ( Равнины располагаются на платформах, а горы – в районах складчатостей.)

Слайд 7

восточно-африканские разломы Какие формы рельефа преобладают в Африке? В чем причины разнообразия рельефа? В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря

Слайд 8

Рельеф Где находятся молодые горы? Как они называются? Могли ли молодые горы образоваться в центре Сахары? Где находятся низменности? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка?

Слайд 9

РЕЛЬЕФ Равнины занимают большую часть Африки. По преобладающим высотам материк можно разделить на Низкую Африку и Высокую Африку. Определите по карте преобладающие высоты Низкой и Высокой Африки.

Слайд 10

Работа с физической картой Африки. п / п Название формы рельефа Название высшей точки Абсолютная высота точки, м 1 г.Тубкаль 4165 2 Нагорье Аххагар г. Тахат 3 Эфиопское нагорье 4 5895 5 Плато Дарфур 6 Нагорье Тибести 3415 По физической карте Африке занесите в таблицу недостающие данные.

Слайд 11

Атласские горы На северо-западе материка находятся горы Атлас, северные молодые хребты которых располагаются на стыке двух литосферных плит.

Слайд 12

тубкаль Самая высокая вершина Атлас гора Тубкаль (4165 м), излюбленное место отдыха поклонников горнолыжного туризма.

Слайд 13

Вулкан килиманджаро Килиманджаро – один из крупнейших потухших вулканов в мире, самая высокая гора в Африке.

Слайд 14

Эфиопское нагорье Эфиопское нагорье – огромный горный массив с цепями высоких гор и множеством отдельных потухших вулканов.

Слайд 15

Драконовы горы Драконовы горы похожи на уступ, один склон которого пологий, а другой крутой, причем крутой склон короче пологого в два раза.

Слайд 16

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ . Какая часть Африки богата рудными полезными ископаемыми магматического происхождения, а какая – полезными ископаемыми осадочного происхождения? С чем связаны различия в размещении месторождений полезных ископаемых разного происхождения?

Слайд 17

вывод Полезные ископаемые осадочного происхождения, соответствуют равнинам, а это северная, западная и центральная части материка. Полезные ископаемые магматического происхождения, соответствуют горному рельефу, а это восточная и юго-восточная части материка. Следовательно, между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми существует определенная связь, а именно: платформам соответствуют равнины и залежи осадочных полезных ископаемых. Полезные ископаемые магматического происхождения встречаются на равнинах, где кристаллический фундамент платформы подходит близко к земной поверхности, а также по линии разломов земной коры. Складчатым областям соответствуют горы и полезные ископаемые магматического происхождения. Осадочные полезные ископаемые встречаются в горах, образование которых происходило на месте древнего моря.

Слайд 18

Тест 1. Располагаются на стыке двух литосферных плит 1)Драконовы горы; 2) Капские горы; 3) Атласские горы; 2. Наивысшая точка Африки 1)вулкан Килиманджаро; 2)вулкан Кения; 3)вулкан Камерун. 3. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные запасы 1)медных руд; 2)алмазов; 3)нефти. 4. Нагорье на востоке Африки 1) Ахаггар ; 2) Эфиопское; 3) Тибести . 5. Горы на юго-востоке Африки 1)Драконовы горы; 2)Капские горы; 3) Атласские горы; 1.3; 2.1; 3.3; 4.2; 5.1.

Слайд 19

Домашнее задание § 19 Обозначьте на контурной карте крупные форм рельефа и месторождения полезных ископаемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Открытый  урок  потгеографии в  7 классе  по теме  "Рельеф и полезные  ископаемые Африки"  Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...

Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

Презентация к уроку по теме "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Презентация к уроку географии (7 класс) по теме: "Рельеф и полезные ископаемые Африки"...

Урок географии 7 класс "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

На уроке ребята познакомятся с геологическое историей развития рельефа Африки, образованием полезных ископаемых, особенностях материка....

Рельеф и полезные ископаемые Африки

Образовательные задачи: называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Африки; определять географическое положение природных объектов; объяснить причины размещения мест...

"Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Презентация к уроку на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки", 7 класс...