Урок географии 7 класс "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Карпова Татьяна Николаевна

На уроке ребята познакомятся с геологическое историей развития рельефа Африки, образованием полезных ископаемых, особенностях материка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 18

ГЕОГРАФИЯ

Тема:  «Рельеф и полезные ископаемые

Африки»

        

Учитель 1 квалификационной категории

Карпова Татьяна Николаевна

Ковров, 2013

Тема урока:

«Рельеф и полезные ископаемые Африки»

Цели и задачи:

Обучающие:

  • Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;
  • Вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия;
  • Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка, их составе, строении, расположении;
  • Познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.

Воспитательные:

  • Формирование чувства сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;
  • Формирование коммуникативного взаимодействия учеников с учителем;

Учебно-наглядный комплекс:

  • Физическая карта Африки
  • Картины
  • Слайды

Термины и понятия

  • Рельеф. Платформа.
  • Разлом. Столовая гора.

Географические объекты:

Горы: Атлас. Капские. Драконовы.

ВЛК: Килиманджаро. Кения.

Нагорья: Эфиопское, Ахаггар, Тибести

Плоскогорья: Восточно-Африканское

Разлом: Великий Африканский.


Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • Здравствуйте, ребята!

Сегодня я, вместе с вами представляю на суд жюри конкурсный урок

«Учитель года – 2007»

    - Это очень ответственно! Давайте с вами соберемся на эту работу!

  • Сейчас я хочу показать вам небольшой фокус, который поможет еще лучше сосредоточиться.

Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.

Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света, распространяющиеся в различных направлениях.

А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе и в одном и том же направлении.

 Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ и МОЩНЫЙ ЛУЧ.

Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любом предмете.

Ну что? Начинаем?

На прошлом уроке географии у вас прошло 1-ое знакомство с материком «Африка»

Сегодня мы продолжим

Африка изучать

Прошу Вас, сегодня,

Хорошо отвечать!

  1. Проверка домашнего задания.
  • Сейчас мы с вами поиграем («Снежный ком»)

Я назову один географически объект, связанный с материком Африка и передам этот предмет (БАНКА ИЗ-ПОД КОФЕ) 1-ой парте. Ребята повторяют мое слово  + называют свое тоже связанное с Африкой и передают эстафетную палочку 2-ой парте, те повторяют уже 2 слова и называют свое и т.д. от парты к парте слов будет больше, запоминать их нужно быстро «банку» тоже надо передавать быстро, пока она не обойдет все парты и не вернется вновь ко мне.

        - Итак! Начали! Мыс Игольный…

Молодцы! Вспомнили много слов. Я теперь знаю, что с Африкой вы действительно немного познакомились.

- Ребята! А вы обратили внимание, что служило нам «эстафетной палочкой».

- Банка из-под кофе. На которой написано КАФФА.

 Кто может предположить, почему именно такая банка?

Ответы учащихся:

        - Родина кофе провинция «Каффа» в Эфиопии, на Эфиопском нагорье.

        - Эфиопское нагорье?

         - А что это? – форма рельефа.

         - А где это место находится? – работа с картой атласа «Африка физическая карта».

        - Ну, вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока.

         – Кто может предположить или уже догадаться

         - Какая тема сегодняшнего урока?

        - Посмотрите на доску, подумайте

         - О чем мы должны сегодня говорить.

Тема урока на доске закрыта.

После ответов учеников открываем тем урока

Записанную на доске.

        Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

         - Сегодня на уроке мы должны:

  • Вспомнить историю развития Земли и появление материка Африка.
  • Познакомиться с особенностями рельефа материка и полезными ископаемыми.
  • Узнать о формах рельефа Африки и их названии.

- Что мы понимаем под словом «рельеф»?

- Как на физических картах изображается рельеф?

- Как по карте можно определить высоту места?

  • А теперь посмотрите на доску! На ней карточки со словами.

        

  • Задание: Расположите эти слова в правильном порядке и объясните: «Почему вы так решили?»

- Кто пойдет к доске? (выстраивают цепочку и объясняют ее)

А теперь давайте представим Африканские ландшафты, и поможет нам в этом подборка слайдов.

        Зрительная память у нас лучше, поэтому смотрите, запоминайте: лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать.

  • Посмотрите на физическую карту Африки.
  • Какие формы рельефа есть в Африке? (низменность, плоскогорья, горы)
  • Какие из этих форм преобладают? (равнины, плоскогорья)
  • Определите по карте высоту равнины в разных частях материка.
  • На севере и западе < 1000м
  • На востоке и юге > 1000м
  • Ребята! Какой вывод можно сделать о рельефе Африки? (рельеф равнинный, т.к. в основании – платформа, низменностей мало – по побережьям океанов и рек, преобладают плоскогорья разных высот).
  • Хорошо! Правильно!
  • Ребята! А попробуйте изобразить эти формы рельефа?

На фоне музыки: «Если долго-долго по дорожке»

1 ряд – низменности

2 ряд – возвышенности

3 ряд – горы

  • Молодцы! Всем спасибо!

  • Вы уже сказали и показали, что горы в Африке есть.
  • А теперь посмотрите слайды и послушайте меня.

Слайд № 3 –Восточная Африка.

  • На севере материка находятся молодые складчатые Атласские горы

Слайд № 4 - гористая местность Северо-западной Африки.

  • На востоке – разрушающиеся глыбовые Драконовы и Капские горы

  • А сейчас ребята. Давайте заполним схему «Особенности рельефа Африки»

Слайд № 5 деление Африки на низкую – северо-западную

                                      высокую – юго-восточную

Особенности рельефа Африки

Северо-западная                                                                        Юго-восточная

Средняя высота < 1000м                                                средняя высота > 1000м

Формы рельефа

Г. Атлас – г.Тубкаль                                                Восточно-африканское плоскогорье

Нагорья Ахаггар                                                Эфиопское нагорье

          Тибести                                                Драконовые горы

                                                                Капские горы

                                                                Вяк Килиманджаро - 5895


  • Еще раз ребята обратите внимание на абсолютные высоты.

Назовите самую высокую точку Африки – вяк Килиманджаро – 5895м.

Показ слайда № 2 вяк Килиманджаро

  • А вот несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации об этом писали и сообщали … о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., остались без крова.

 - Ребята! К вам вопрос!

- В какой части северной Африки следует искать этот город и чем объясняется трагедия!

  • Можно посмотреть в атлас «Строение  земной коры»

Г. Атлас – стык 2-х литосферных плит

  • А сейчас

Слушайте внимательно

Объяснение мое

Было бы желательно

Чтоб вы запомнили все

Слайд № 12 – «Столовая игра»

- Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми горами.

- Интересное описание этих гор имеется в романе И.Гончапрва «Фрегат «Паллада»

- Достаньте из папки текст с описанием. И я буду читать вслух, а вы следите.

Еще раз найдите их на карте и назовите  - Капские Драконовы

Покажите у карты.

  • Теперь открываем учебник §25, ср. 114.

Какие процессы влияют на разрушении гор?

  • Посмотрите на рисунок и прочитайте про себя 2-ой абзац.
  • (под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, другие – опускались →возникли высокие плоскогорья и котловины Чад, Калахари, Конго).

Слайд № 7 – схема африканских разломов.

  • Ребята, а сейчас мы проведем

Брейн сторминг  - вы все вместе обсудите.

Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения происходящие в зоне разломов Восточной Африки будут усиливаться?

Кто-то один будет отвечать. А чтобы было удобнее подойдите все к этой парте и думайте как ответить.

Время обсуждения 1 мин.

Время пошло…

Кто отвечает. Спасибо! Все хорошо.

Слайд № 21 – Добыча полезных ископаемых.

Ребята! А сейчас о чем пойдет речь?

  • Африка – богатейший материк  по разнообразным полезным ископаемым.

Какого происхождения полезные ископаемые вы знаете?

Магматические и Осадочные.

Посмотрите на карту и приведите примеры этих полезных ископаемых.

  • Нефть                                        
  • Газ
  • Уголь                                        к доске прикрепляются значки
  • Железная руда                        полезных ископаемых
  • Медная руда
  • Золото
  • Алмазы

  •    Вот и к концу подходит урок

   Нам пора подводить итог!

  • Возьмите из папки листочки с текстом «Рельеф Африки». В тексте, вместо пропущенных слов вставьте нужные из справочника.

Время выполнения – 2 минуты

Берем в руки ручки и начали.

  • А теперь проверяем!

Критерий оценки внизу листка.

Кто допустил:

        1-2 ошибки

        3-4 ошибки

Молодцы! Хорошо! Всем спасибо.

  • У кого есть вопросы по сегодняшнему уроку?
  • А у меня к вам есть!

Что понравилось?

Что нет?

Интересно было?

Не смотря на то, как меня оценит компетентное жюри.

Мне понравилось. Спасибо, что вы помогли мне, я познакомилась с интересными ребятами!

Но вернемся к целям урока:

  1. об этом мы вспомнили.
  2. с этим познакомились.
  3. об этом узнали.

Ребята! Я думаю, что не менее интересным будет и домашнее задание.

Откроем дневники:

  1. § 25
  2. В папке – таблица «Полезные ископаемые», ее тоже нужно будет заполнить.
  3. И на память о сегодняшнем уроке я дарю вам закладки в учебник географии, а на оборотной стороне вам нужно подписать «Сравнительные высоты гор Африки», а на следующим уроке вошла Наталья Егоровна проверит ваши работы и оценит их.

А сейчас сюрприз

На фоне слайда «Килиманджаро», танец «Килиманджаро»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Открытый  урок  потгеографии в  7 классе  по теме  "Рельеф и полезные  ископаемые Африки"  Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...

Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

Урок географии по теме "Полезные ископаемые" 6 класс

В 6 классе по программе Домогацких Е.М. выделен 1 урок на тему "Поелзные ископаемые". Он проводится после урока "Горные породы". Эта тема вызывает у ребят большой интерес и ее хорошо сочетать с практи...

Урок географии «Рельеф и полезные ископаемые Евразии»

Урок географии "Рельеф и полезные ископаемые Евразии" разарботан в соответствии с требованиями технологии модульного обучения  и предназначен для учащихся 7 классов....

Урок географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Урок географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"...