Главные вкладки

    Урок географии 7 класс "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
    план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

    Карпова Татьяна Николаевна

    На уроке ребята познакомятся с геологическое историей развития рельефа Африки, образованием полезных ископаемых, особенностях материка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konkursnyy_urok.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Основная общеобразовательная школа № 18

    ГЕОГРАФИЯ

    Тема:  «Рельеф и полезные ископаемые

    Африки»

            

    Учитель 1 квалификационной категории

    Карпова Татьяна Николаевна

    Ковров, 2013

    Тема урока:

    «Рельеф и полезные ископаемые Африки»

    Цели и задачи:

    Обучающие:

    • Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;
    • Вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия;
    • Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка, их составе, строении, расположении;
    • Познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки.

    Развивающие:

    • Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.

    Воспитательные:

    • Формирование чувства сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;
    • Формирование коммуникативного взаимодействия учеников с учителем;

    Учебно-наглядный комплекс:

    • Физическая карта Африки
    • Картины
    • Слайды

    Термины и понятия

    • Рельеф. Платформа.
    • Разлом. Столовая гора.

    Географические объекты:

    Горы: Атлас. Капские. Драконовы.

    ВЛК: Килиманджаро. Кения.

    Нагорья: Эфиопское, Ахаггар, Тибести

    Плоскогорья: Восточно-Африканское

    Разлом: Великий Африканский.


    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    • Здравствуйте, ребята!

    Сегодня я, вместе с вами представляю на суд жюри конкурсный урок

    «Учитель года – 2007»

        - Это очень ответственно! Давайте с вами соберемся на эту работу!

    • Сейчас я хочу показать вам небольшой фокус, который поможет еще лучше сосредоточиться.

    Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.

    Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света, распространяющиеся в различных направлениях.

    А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе и в одном и том же направлении.

     Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ и МОЩНЫЙ ЛУЧ.

    Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любом предмете.

    Ну что? Начинаем?

    На прошлом уроке географии у вас прошло 1-ое знакомство с материком «Африка»

    Сегодня мы продолжим

    Африка изучать

    Прошу Вас, сегодня,

    Хорошо отвечать!

    1. Проверка домашнего задания.
    • Сейчас мы с вами поиграем («Снежный ком»)

    Я назову один географически объект, связанный с материком Африка и передам этот предмет (БАНКА ИЗ-ПОД КОФЕ) 1-ой парте. Ребята повторяют мое слово  + называют свое тоже связанное с Африкой и передают эстафетную палочку 2-ой парте, те повторяют уже 2 слова и называют свое и т.д. от парты к парте слов будет больше, запоминать их нужно быстро «банку» тоже надо передавать быстро, пока она не обойдет все парты и не вернется вновь ко мне.

            - Итак! Начали! Мыс Игольный…

    Молодцы! Вспомнили много слов. Я теперь знаю, что с Африкой вы действительно немного познакомились.

    - Ребята! А вы обратили внимание, что служило нам «эстафетной палочкой».

    - Банка из-под кофе. На которой написано КАФФА.

     Кто может предположить, почему именно такая банка?

    Ответы учащихся:

            - Родина кофе провинция «Каффа» в Эфиопии, на Эфиопском нагорье.

            - Эфиопское нагорье?

             - А что это? – форма рельефа.

             - А где это место находится? – работа с картой атласа «Африка физическая карта».

            - Ну, вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока.

             – Кто может предположить или уже догадаться

             - Какая тема сегодняшнего урока?

            - Посмотрите на доску, подумайте

             - О чем мы должны сегодня говорить.

    Тема урока на доске закрыта.

    После ответов учеников открываем тем урока

    Записанную на доске.

            Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

             - Сегодня на уроке мы должны:

    • Вспомнить историю развития Земли и появление материка Африка.
    • Познакомиться с особенностями рельефа материка и полезными ископаемыми.
    • Узнать о формах рельефа Африки и их названии.

    - Что мы понимаем под словом «рельеф»?

    - Как на физических картах изображается рельеф?

    - Как по карте можно определить высоту места?

    • А теперь посмотрите на доску! На ней карточки со словами.

            

    • Задание: Расположите эти слова в правильном порядке и объясните: «Почему вы так решили?»

    - Кто пойдет к доске? (выстраивают цепочку и объясняют ее)

    А теперь давайте представим Африканские ландшафты, и поможет нам в этом подборка слайдов.

            Зрительная память у нас лучше, поэтому смотрите, запоминайте: лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать.

    • Посмотрите на физическую карту Африки.
    • Какие формы рельефа есть в Африке? (низменность, плоскогорья, горы)
    • Какие из этих форм преобладают? (равнины, плоскогорья)
    • Определите по карте высоту равнины в разных частях материка.
    • На севере и западе < 1000м
    • На востоке и юге > 1000м
    • Ребята! Какой вывод можно сделать о рельефе Африки? (рельеф равнинный, т.к. в основании – платформа, низменностей мало – по побережьям океанов и рек, преобладают плоскогорья разных высот).
    • Хорошо! Правильно!
    • Ребята! А попробуйте изобразить эти формы рельефа?

    На фоне музыки: «Если долго-долго по дорожке»

    1 ряд – низменности

    2 ряд – возвышенности

    3 ряд – горы

    • Молодцы! Всем спасибо!

    • Вы уже сказали и показали, что горы в Африке есть.
    • А теперь посмотрите слайды и послушайте меня.

    Слайд № 3 –Восточная Африка.

    • На севере материка находятся молодые складчатые Атласские горы

    Слайд № 4 - гористая местность Северо-западной Африки.

    • На востоке – разрушающиеся глыбовые Драконовы и Капские горы

    • А сейчас ребята. Давайте заполним схему «Особенности рельефа Африки»

    Слайд № 5 деление Африки на низкую – северо-западную

                                          высокую – юго-восточную

    Особенности рельефа Африки

    Северо-западная                                                                        Юго-восточная

    Средняя высота < 1000м                                                средняя высота > 1000м

    Формы рельефа

    Г. Атлас – г.Тубкаль                                                Восточно-африканское плоскогорье

    Нагорья Ахаггар                                                Эфиопское нагорье

              Тибести                                                Драконовые горы

                                                                    Капские горы

                                                                    Вяк Килиманджаро - 5895


    • Еще раз ребята обратите внимание на абсолютные высоты.

    Назовите самую высокую точку Африки – вяк Килиманджаро – 5895м.

    Показ слайда № 2 вяк Килиманджаро

    • А вот несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации об этом писали и сообщали … о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., остались без крова.

     - Ребята! К вам вопрос!

    - В какой части северной Африки следует искать этот город и чем объясняется трагедия!

    • Можно посмотреть в атлас «Строение  земной коры»

    Г. Атлас – стык 2-х литосферных плит

    • А сейчас

    Слушайте внимательно

    Объяснение мое

    Было бы желательно

    Чтоб вы запомнили все

    Слайд № 12 – «Столовая игра»

    - Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми горами.

    - Интересное описание этих гор имеется в романе И.Гончапрва «Фрегат «Паллада»

    - Достаньте из папки текст с описанием. И я буду читать вслух, а вы следите.

    Еще раз найдите их на карте и назовите  - Капские Драконовы

    Покажите у карты.

    • Теперь открываем учебник §25, ср. 114.

    Какие процессы влияют на разрушении гор?

    • Посмотрите на рисунок и прочитайте про себя 2-ой абзац.
    • (под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, другие – опускались →возникли высокие плоскогорья и котловины Чад, Калахари, Конго).

    Слайд № 7 – схема африканских разломов.

    • Ребята, а сейчас мы проведем

    Брейн сторминг  - вы все вместе обсудите.

    Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения происходящие в зоне разломов Восточной Африки будут усиливаться?

    Кто-то один будет отвечать. А чтобы было удобнее подойдите все к этой парте и думайте как ответить.

    Время обсуждения 1 мин.

    Время пошло…

    Кто отвечает. Спасибо! Все хорошо.

    Слайд № 21 – Добыча полезных ископаемых.

    Ребята! А сейчас о чем пойдет речь?

    • Африка – богатейший материк  по разнообразным полезным ископаемым.

    Какого происхождения полезные ископаемые вы знаете?

    Магматические и Осадочные.

    Посмотрите на карту и приведите примеры этих полезных ископаемых.

    • Нефть                                        
    • Газ
    • Уголь                                        к доске прикрепляются значки
    • Железная руда                        полезных ископаемых
    • Медная руда
    • Золото
    • Алмазы

    •    Вот и к концу подходит урок

       Нам пора подводить итог!

    • Возьмите из папки листочки с текстом «Рельеф Африки». В тексте, вместо пропущенных слов вставьте нужные из справочника.

    Время выполнения – 2 минуты

    Берем в руки ручки и начали.

    • А теперь проверяем!

    Критерий оценки внизу листка.

    Кто допустил:

            1-2 ошибки

            3-4 ошибки

    Молодцы! Хорошо! Всем спасибо.

    • У кого есть вопросы по сегодняшнему уроку?
    • А у меня к вам есть!

    Что понравилось?

    Что нет?

    Интересно было?

    Не смотря на то, как меня оценит компетентное жюри.

    Мне понравилось. Спасибо, что вы помогли мне, я познакомилась с интересными ребятами!

    Но вернемся к целям урока:

    1. об этом мы вспомнили.
    2. с этим познакомились.
    3. об этом узнали.

    Ребята! Я думаю, что не менее интересным будет и домашнее задание.

    Откроем дневники:

    1. § 25
    2. В папке – таблица «Полезные ископаемые», ее тоже нужно будет заполнить.
    3. И на память о сегодняшнем уроке я дарю вам закладки в учебник географии, а на оборотной стороне вам нужно подписать «Сравнительные высоты гор Африки», а на следующим уроке вошла Наталья Егоровна проверит ваши работы и оценит их.

    А сейчас сюрприз

    На фоне слайда «Килиманджаро», танец «Килиманджаро»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

    Открытый  урок  потгеографии в  7 классе  по теме  "Рельеф и полезные  ископаемые Африки"  Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...

    Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

    Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

    Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

    Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

    Урок географии по теме "Полезные ископаемые" 6 класс

    В 6 классе по программе Домогацких Е.М. выделен 1 урок на тему "Поелзные ископаемые". Он проводится после урока "Горные породы". Эта тема вызывает у ребят большой интерес и ее хорошо сочетать с практи...

    Урок географии «Рельеф и полезные ископаемые Евразии»

    Урок географии "Рельеф и полезные ископаемые Евразии" разарботан в соответствии с требованиями технологии модульного обучения  и предназначен для учащихся 7 классов....

    Урок географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

    Урок географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"...