Рабочая программа по географии 6 класс для детей ОВЗ
рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа по географии 6 класс для детей ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_geografiya_viii_vid.docx47.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»

Кулундинского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

методическим советом школы

протокол от ___________201___ г. №___

 УТВЕРЖДЕНО 

приказом директора школы

от ______________ 201___ г. №_______                                    

Индивидуальная рабочая программа

основного общего образования

по предмету «География» ФГОС

6 класс (VIII вид)

на 2018-2019 учебный год

           Составитель: Истомина С.А.

                                                                                    учитель биологии, географии

с. Кулунда 20118г.

       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:

    1. Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12. 2010 №1897);

2. Федерального перечня учебников на 2014 – 2015 г., утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253;

3. Основной образовательной программой основного общего образования;

4. Положения о рабочей программе, утверждённого приказом директора школы от 24.05.18 г. № 60/1 – О.

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – Сборник 1

6. Годового календарного графика на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом директора школы от 30.08.18 г

7. Проект (концепция) специальных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей и отвечает основным принципам коррекционной педагогики. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Систематическая словарная работа на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс «Естествознание» по специальной коррекционной программе VIII вида ставит своей целью- создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.

Важнейшей предпосылкой учебной деятельности умственно отсталых детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно учиться. Следовательно, гарантия полноценного развития существует только тогда, когда обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка. Деятельность и общение являются важнейшими показателями уровня психического развития ребенка. В них концентрируются и отражаются все достижения – состояние мышления, воображения, речи, памяти, внимания и воли. Программа предназначена для усиления коррекционного воздействия на личностное развитие обучающегося. Содержание программы способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, воображение, память и внимание.

Задачи:

а) Обучающие:

- привитие интереса к обучению;

- формирование знаний о предметах окружающей действительности;

- развитие навыков и умений, которые необходимы ребенку для социальной адаптации;

б) Развивающие:

- развитие мотивации к познанию окружающего мира;

- расширение кругозора для становления личности;

- повышение уровня общего и речевого развития ребенка с нарушением интеллекта;

в) Воспитывающие:

- формирование нравственных качеств;

г) Коррекционные:

- развитие мышления,  памяти, внимания, усидчивости.

Практическая значимость.

В программе прослеживается системный подход к формированию личности, стремление побудить ребенка к активному действию, к организации деятельности ребенка как личности.

Основные формы и методы преподавания предмета:

-Рассказ

-Беседа

-Работа с иллюстрациями, муляжами

-Экскурсии

-Наблюдения

Формы и способы проверки знаний учащихся:

-Устный опрос –

Самостоятельная работа

–Тест, практические работы

Место курса географии в учебном плане

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы по 2 урока в неделю. Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс — «Начальный курс физической географии» (66 ч), 7 класс — «География России» (66 ч), «География материков и океанов» (8 класс — 66 ч, 9 класс — 52 ч), «Наш край» (9 класс — 14 ч).

На изучение данного курса согласно федеральному базисному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в 6 классе отводится 17 часов (0,5 часа в неделю):

Используемый учебно-методический комплекс

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – Сборник
  2. География  6 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина – М.: Просвещение, 2018 г.
  3. Атлас  география 6 класс.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема

Кол-во часов (Адаптированная программа)

Кол-во часов

(Авторская)

Практические работы

1

Введение

1

4

1

2

Ориентирование на местности

1

5

4

3

Формы поверхности земли

1

4

3

4

Вода на Земле

3

10

2

5

План и карта

2

9

5

6

Земной шар

4

14

4

7

Карта России

5

20

2

Итого

17

66

21

Содержание тем учебного курса 6 класс

Начальный курс физической географии(66 часов)

Введение

1. География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

2-3. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.

4. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Межпредметные  связи

Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» 1-4 классы, «Природоведение» 5 класс).

Практические работы

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником.

Ориентирование на местности

5. Горизонт. Линия горизонта.6. Стороны горизонта.7. Компас и правила пользования им.8. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.9. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Межпредметные  связи

Горизонтальное и вертикальное положение (математика).Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятельность).Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).

Практические  работы

Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу

Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

План и карта

10. Рисунок и план предмета.11. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.12. План класса.13. План школьного участка.14. Условные знаки плана местности.15. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.16. Условные цвета физической карты.17. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).18. Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Межпредметные  связи

Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические  работы

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций. Изготовление топографического лото.

Формы поверхности Земли

19. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.20. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.21. Овраги, их образование.22. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Межпредметные  связи

Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).Поверхность нашей местности (развитие устной речи 5 класс).Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).Предметы и явления неживой природы (естествознание).

Практические  работы

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Вода на Земле

23. Вода на Земле.24. Родник, его образование.25. Колодец. Водопровод.26. Река, ее части. Горные и равнинные реки.27. Как люди используют реки.28. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.29. Болота, их осушение.30. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.31. Острова и полуострова.32. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Межпредметные  связи

Вода в природе (природоведение).Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание).Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная деятельность).

Практические  работы

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Проведение опытов, показывающих: а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; б) очистка воды фильтрованием. Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей. Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)

Земной шар

33. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.34. Планеты.35. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.36. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.37. Физическая карта полушарий.38. Распределение воды и суши на Земле.39. Океаны на глобусе и карте полушарий.40. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.41. Первые кругосветные путешествия.42. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).43. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.44. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.45. Природа тропического пояса.46. Природа умеренных и полярных поясов.

Межпредметные  связи

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика).Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение).Эпоха географических открытий (история).Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятельность).Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.

Практические  работы

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов. Показ с помощью теллурия смены дня и ночи. Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности. Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара. Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.

Карта России

47. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.48. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.49. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.50. Моря Тихого и Атлантического океанов.51. Острова и полуострова России.52. Работа с контурными картами.53. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.54. Работа с контурными картами.55. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.56. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).57. Работа с контурными картами.58. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.59. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.60. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.61. Реки Лена, Амур.62. Озера Ладожское, Онежское, Байкал.63. Работа с контурными картами.64. Наш край на карте России.65. Повторение начального курса физической географии.66. Контрольная работа.

Межпредметные  связи

Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение).Вода, полезные ископаемые (естествознание}.Различение цвета и его оттенков (изобразительная деятельность).

Практические  работы

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения. Путешествия (на карте) по нашей стране.

                                                                                             

Тема

Очно

Заочно

1

География - наука о природе Земли, населении, его хозяйственной деятельности.

1

2

Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды. Явления природы. Признаки времен года.

2

3

Географические сведения о вашей местности и труде населения.

1

Ориентирование на местности - 5 часов.

4

Горизонт. Линия горизонта

1

5

Стороны горизонта

1

6

Компас и правила пользования им.

1

7

Ориентирование по местным признакам природы.

1

8

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте.

1

План и карта - 9 часов.

9

Рисунок и план предмета.

1

10

План и масштаб

1

11

План класса

1

12

План школьного участка

1

13

Условные знаки плана местности

1

14

План и географическая карта.

1

15

Основные направления на карте. Масштаб карты

1

16

Условные цвета физической карты

1

17

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки)

1

18

Физическая карта России. Значение в деятельности человека.

1

19

Экскурсия. Рельеф местности

1

20

Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы.

1

21

Овраги, их образование.

1

22

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

1

Вода на Земле - 10 часов

23

Вода в природе

1

24

Родник, его образование.

1

25

Колодец, водопровод

1

26

Реки горные и равнинные, их части

1

27

Как люди используют реки.

1

28

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб. птиц.

1

29

Болота. Их осушение.

1

30

Океаны и моря

1

31

Острова и полуострова

1

32

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

1

Земной шар - 14 часов.

33

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

1

34

Планеты

1

35

Земля - планета, освоение космоса.

1

36

Глобус - модель Земного шара.

1

37

Физическая карта полушарий

1

38

Распределение воды и суши на Земле.

1

39

Океаны на глобусе и карте полушарий

1

40

Материки на глобусе и карте полушарий

1

41

Первые кругосветные путешествия

1

42

Значение Солнца для жизни на Земле. Различия в освещении и нагревании солнцем земной поверхности.

1

43

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1

44

Пояса освещенности: жаркий, умеренный, холодный.

1

45

Природа тропического пояса

1

46

Природа умеренных и полярных поясов

1

Карта России - 6 часов

47

Положение России на глобусе, карте, столица - Москва

1

48

Границы России. Сухопутные границы на Западе и Юге

1

49

Морские границы. Моря Северного Ледовитого океана

1

50

Моря Тихого и Атлантического океанов

1

51

Острова и полуострова России

1

52

Работа с контурными картами

1

53

Поверхность нашей страны: низменности, возвышенности, плоскогорья.

1

54

Работа с контурной картой

1

55

Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны

1

56

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых

1

57

Работа с контурной картой

1

58

Реки: Волга с Окой и Камой

1

59

Реки: Дон. Днепр. Урал

1

60

Реки Сибири: Обь, Енисей

1

61

Реки: Лена и Амур

1

62

Озера: Ладожское, Онежское, Байкал

1

63

Работа с контурной картой

1

64

Наш край на карте России

1

65

Повторение начального курса

1

66

Контрольная работа

1

Начальный курс физической географии(17 часов)

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)

      География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.  Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года.  Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности.  Географические сведения о своей местности и труде населения.

Межпредметные связи

      Сезонные изменения в природе, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года («Живой мир», 1—4  классы, «Природоведение», 5 класс).

Практические работы

     №1  Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1—5 классы. Знакомство с новым учебником.

ТЕМА 2. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ (1 Ч)

      Горизонт. Линия горизонта.  Стороны горизонта.  Компас и правила пользования им.  Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Межпредметные связи

      Горизонтальное и вертикальное положение (математика).
      Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятельность).
      Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).

Практические работы

      №2. Зарисовка линии, сторон горизонта.
      
№3. Схематическая зарисовка компаса.
      
№4.Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.
      
№5. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

ТЕМА 3. ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (1 Ч)

      Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.  Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Межпредметные связи

      Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).
      Поверхность нашей местности («Живой мир», 1—4 классы, «Природоведение», 5 класс).
      Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).
      Предметы и явления неживой природы (естествознание).
      Образование гор (природоведение).

Практические работы

      №6. Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
      
№7. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.).     

      №8. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.

ТЕМА 4. ВОДА НА ЗЕМЛЕ (3 Ч)

      Вода на Земле.  Родник, его образование.  Колодец. Водопровод.  Река, ее части. Горные и равнинные реки.  Использование рек.  Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение.  Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова.  Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Межпредметные связи

      Вода в природе («Природоведение», 5 класс).
      Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения («Естествознание», 6 класс).
      Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).
      Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная деятельность).

Практические работы

    №9.  Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. 

№10.   Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
      Проведение опытов:
      растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
      очистка воды фильтрованием.
      Упражнения в определении направления течения реки, различении берегов и других ее частей.
      Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).

ТЕМА 5. ПЛАН И КАРТА (2 Ч)

      Рисунок и план предмета. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.  План класса.  План школьного участка.  Условные знаки плана местности.  План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.  Условные цвета физической карты.  Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).  Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Межпредметные связи

      Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).
      Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).
      Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

      №11. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
      
№12. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).

      №13. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
      
№14. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
      
№15. Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.

ТЕМА 6. ЗЕМНОЙ ШАР (4 Ч)

      Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.  Планеты.  Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.  Физическая карта полушарий.  Распределение воды и суши на Земле.  Океаны на глобусе и карте полушарий.  Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.  Первые кругосветные путешествия.  Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).  Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.   Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса.  Природа умеренных и полярных поясов.

Межпредметные связи

      Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика).
      Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение).
      Кругосветные путешествия (история).
      Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятельность).
      Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.

Практические работы

     №16.  Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

     №17.  Оформление таблицы названий океанов и материков.
      
№18. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
      
№19. Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными).

ТЕМА 7. КАРТА РОССИИ (5 Ч)

      Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.  Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.  Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.  Моря Тихого и Атлантического океанов.  Острова и полуострова России.

Работа с контурными картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.  Работа с контурными картами.  Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.  Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.  Реки: Лена, Амур.  Озера: Ладожское, Онежское, Байкал.
      Работа с контурными картами.  Наш край на карте России.
      Повторение начального курса физической географии.
      Контрольная работа.

Межпредметные связи

      Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение, 5 класс).
      Вода, полезные ископаемые (естествознание, история, 6 класс).
      Различение цвета и его оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

№20.   Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

№21.Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по географии 6 класс

Тема урока

К – во ч

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата проведения уроков

План

Факт

Тема 1. Введение (1 час)

1/1

География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Пр/р  №1  Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1—5 классы. Знакомство с новым учебником.

1

УОНМ

География, географы, охрана природы карта. Зависимость температуры от высоты солнца, 23.09 осеннее равноденствие, 21.03 весеннее равноденствие, 22.12 самый короткий день, 22.06 самый длинный день. Познакомить с явлениями природы, выяснить причины их возникновения.

ГП  с.Бриент,  занятость людей проживающих в селе

 Знать: Г- наука о природе Земли. Она изучает материки, океаны, рельеф, природные зоны. Сутки, времена года, угол падения солнечных лучей. Явления природы: ветер, ураганы, штормы, осадки, грозы. Правила поведения на экскурсии

Вопросы со свободным ответом

Тема 2. Ориентирование на местности (1 час).

2/1

Стороны горизонта.  Компас. Ориентирование. Пр/р №2 «Зарисовка линии, сторон горизонта» Пр/р№ 3 «Схематическая зарисовка компаса» Пр/р №4.Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. Пр/р. №5. «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования)»

1

КУ

Открытый, закрытый горизонты. Правила поведения на экскурсии. Компас и правила пользования им. Выполнение упражнений по определению сторон горизонта при помощи компаса. Горизонт. Линия горизонта.  Стороны горизонта.  Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Знать: Что такое горизонт, виды горизонта  и их определение. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток их обозначение на листе бумаги (тетрадь)

Что такое компас, правила работы с данным прибором

Правила работы с компасом, знать стороны горизонта. Уметь: определять стороны горизонта по природным объектам.

Вопросы со свободным ответом

Тема 3. Формы поверхности Земли(1 час)

3/1

Рельеф и его основные формы.  Пр/р №6. Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Пр/р №7«Показ на физической карте России различных форм рельефа» Пр/р №8. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.

1

КУ

Рельеф местности, его основные формы.

Равнины (плоские и холмистые), холмы.

Овраг – вытянутое углубление (промоина) с крутыми склонами и растущей вершиной

Холм и его строение. Овраги, их образование.      

Горы – обширные возвышения над окружающей местностью Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.       

Знать: Рельеф: горы, равнины, плоскогорье, низменности и т.д. Холм и его строение, плоская равнина, холмистая равнина

Овраг и его образование, строение оврага, мероприятия по предупреждению образования оврага. Холм и его строение, плоская равнина, холмистая равнина

Строение горы, высокие, средние и низкие горы

Вопросы со свободным ответом

Тема 4. Вода на Земле(3часа)

4/1

Вода на Земле. Океаны и моря. Река и её части. Пр/р №9 «Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова» 

1

КУ

Вода в морях и океанах соленая.  Подземные воды, родник, схема образования родников. Круговорот воды в природе. Колодец роют в земле сквозь водонепроницаемый слой (почву и песок) до водоупорного слоя (глина)

Река. Устье. Реки имеют большое хозяйственное значение. По рекам сплавляют грузы, перевозят пассажиров. Воду используют для бытовых и хозяйственных нужд.

Озеро. Болото. Океаны. Море..  Вода в морях и океанах соленая. П/остров. Остров.

Описание  реки Якши-Акжар  место её протекания (рельеф), режим реки. Вода одно из важнейших условий жизни на Земле. Людям необходимо беречь и охранять воду от загрязнений.

Знать: Мировой океан, океан, море, воды суши. Подземные воды, родник, схема образования родников. Круговорот воды в природе.

Колодец его строение, водопроницаемый и водоупорный слои. Река, русло, левый, правый берега, исток, устье. Характер течения рек,  отличие равнинной реки от горной, названия рек. Водный транспорт, использование в быту, в с/х. Озеро, водохранилище,  пруд их отличие друг, как человек использует их, какую пользу и вред приносят водохранилищ. Верховое и низинное болото их образование, растительность болот. Торф. Определение океана, моря, материка

Название материков и океанов их нахождение на карте. Определение острова, п/острова. р. Якши-Акжар её исток и устье, озеро Холодное. Правила по охране вод

Вопросы со свободным ответом

5/2

Как люди используют реки. Пр/р №10.  Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

1

КУ

Вопросы со свободным ответом

6/3

Водоемы Оренбуржья. Охрана  воды от загрязнения.

1

КУ

Вопросы со свободным ответом

Тема 5. План и географическая  карта(2 часа)

7/1

Рисунок и план предмета. Масштаб.

Пр/р №11. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе. Пр/р №12. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса)

1

УОНМ

Рисунок, аэрофотосъемка, чертеж, план, отличие рисунка от плана. План – чертеж небольшого участка местности. Рисунок от плана отличается тем, что на рисунке предметы показаны как мы их видим на плане предметы изображены сверху.

«Масштаб (нем.) =мера+палка

Карта это уменьшенное изображение земной поверхности выполненное с помощью условных цветов и знаков.

Формы поверхности земли показывают при помощи цвета. Желтый – возвышенности;

Коричневый – горы;

Зеленый – равнины, низменности;

Знать: Составление простейшего плана, отличие рисунка от плана

Масштаб и его виды: именованный, численный, линейный. План, масштаб, составление плана класса. Условные знаки, масштаб, план участка. Условные знаки плана местности

План местности, географическая карта, их сходство и отличие. Обозначения городов, рек, озер, П.И. и т.д Понятие физическая карта России, что на ней изображено, условное обозначение городов, рек, озер и т.д.

Уметь:  измерять длину, ширину класса, окон, дверей и т.д. Правила работы с картой

Работа с планом  местности, устный опрос

8/2

Условные знаки плана местности. Пр/р. №13. Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Пр/р  №14. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности). Пр/р №15. Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.

1

КУ

Работа с планом  местности

Тема 6.Земной шар (4 часа).

9/1

 Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.      Планеты. Земля – планета.  Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса. Пр/р №№16.  Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

1

УОНМ

Земля имеет форму шара, вращается вокруг солнца. Луна спутник Земли вращающийся вокруг Земли.

Знать: Планета, Солнце – звезда, Луна  спутник Земли

Вопросы со свободным ответом

10/2

Физическая карта полушарий. Пр/р №17.  Оформление таблицы названий океанов и материков.
      
     

1

КУ

Физическая карта полушарий.  

Знать: Два полушария – западное и восточное. Северный и Южный полюса, экватор, материки, океаны.

Уметь: определять на карте полюса, экватор З и В полушария, С.тропик, Ю.тропик

Вопросы со свободным ответом

11/3

Распределение воды и суши на Земле. Пр/р №18. Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий. Пр/р №19. Работа с контурами материков (картонными, линолеумными, ламинированными}.

.

1

КУ

Распределение воды и суши на Земле.  

Знать: составные части М.О. Вода занимает большую часть поверхности Земли. Все океаны и моря соединены между собой и образуют единый Мировой океан.

Уметь: находить части М.О. на  Ф.карте

Вопросы со свободным ответом

12/4

Пояса освещенности. 

1

КУ

На Земле выделяют 5 поясов освещенности, границами которых являются тропики и полярные круги (Северный и Южный)

Знать: пояса освещенности: тропический, северный умеренный, южный умеренный, северный полярный, южный полярный.

Уметь: находить  на карте  пояса освещенности находить  на карте все виды климата

Вопросы со свободным ответом

Тема 7. Россия   (5 часов)

13/1

Положение России на   карте. Пр/р  №20.   Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

1

КУ

Россия – самое большое государство на земном шаре. Большая часть его находится в восточном полушарии. К западу от Уральских гор лежит европейская часть России, к востоку - азиатская

Знать: столица России Москва, Россия лежит в 2-х частях света: европейской, азиатской

Уметь: показывать и называть факторы определяющие Г.п. России. Показывать на карте границы и пограничные страны

Вопросы со свободным ответом

14/2

Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. 

1

КУ

На севере Россия омывается морями СЛО: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Все моря кроме Баренцева, большую часть года покрыты льдом.

Знать: моря СЛО

Уметь: находить и показывать их на физической карте России

Вопросы со свободным ответом

15/3

Рельеф России. Горы  Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения.  Пр/р №21. Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте. 

1

КУ

Самые высокие горы России Кавказ, Уральские горы отделяют Европу от Азии, на востоке расположены Саяны и Алтай.

Знать: горы  находящиеся на территории  России

Уметь: находить и показывать их на физической карте России 

 

Вопросы со свободным ответом

16/4

Реки и озера России.

1

КУ

Реки европейской части: Волга с притоками Окой и Камой, Дон, Днепр, Урал.

Знать: реки находящиеся на Европейской части  России

Уметь: находить и показывать их на физической карте России 

 

Вопросы со свободным ответом

17/5

Оренбуржье  на карте России.

1

КУ

Оренбуржье расположено на юге Урала.  Граничит с челябинской областью  на востоке, с Саратовской и Самарской областями на западе, с Казахстаном на юге, с  Башкортостаном на севере.

Знать: Оренбургская область  расположена в Европейской части, Урал,  Г.п. Оренбуржья

Уметь: показывать и называть факторы определяющие Г.п.  Оренбуржья . Показывать на карте границы  и с какими регионами граничит, характеризовать г.п. республики с использованием карты Оренбуржья

Вопросы со свободным ответом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6-7 класс для детей с ЛСУО автор Лифанова Т.М.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакц...

Рабочая программа по географии 8 класс для детей с ЛСУО автор Лифанова Т.М.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд

адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ  5-8 классов расчитаная на 106 часов...

Рабочая программа по географии 7 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по географии для учащихся 7 класса (у/о)...

Рабочая программа по географии 6 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа программа по географии для учащихся 6 класса (у/о)...

Рабочая программа по географии 8 класс (для детей с у/о)

Рабочая программа по географии для учащихся 8 класса (у/о)...