Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в мир географии»
рабочая программа по географии (6 класс)

Дорогинская Антонина Михайловна

Программа "Путешествие в мир географии" реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий. Составлена на основе учебника география,  начальный курс издательства Дрофа. Программа составлена из расчета 36 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_geografii_19_god.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение

«Брянский региональный центр обработки информации»

Принята на заседании                                          Утверждаю:

педагогического совета                                        директор ГАУ БРЦОИ

от «___» _________  2019      г                                -----------------------Мисникова Е.Е.

Протокол № _______                                            «-----»----------------- 2019г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в мир географии  »

Возраст обучающихся: 14 лет

Срок реализации: 1 год

                                                          Дорогинской А.М.

Брянск, 2019

Пояснительная записка

        Программа «Путешествие в мир географии» реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий.

        Программа составлена из расчета 36 часов в год.  Курс  предполагает индивидуальные занятия по адаптированной (модифицированной) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по  географии в режиме он-лайн.

        Этот курс помогает обучающимся систематизировать, обобщить и углубить знания по географии, расширять кругозор, развивать творческие способности, поможет им  заниматься проектной деятельностью, разобраться в темах, которые чаще всего вызывают затруднения. В процессе проектной деятельности  у обучающихся   формируются навыки работы с информацией (поиск, систематизация, анализ). В учебном курсе « Путешествие в мир географии » много практических заданий, материала для размышления, интересных географических фактов, которые  формируют познавательный интерес у обучающихся.

         Работа на курсе ориентирована на базовые знания по географии и связана с другими учебными курсами.

Программа курса нацелена на то, чтобы каждый обучающийся смог эффективно и безопасно использовать современные информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.

    Цель программы: обобщение и углубление знаний по географии, повышение интереса к естественным наукам на основе расширения географического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; формирование положительной мотивации к изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру и Родине

         Задачи:

1) развить умение обучающихся  работать в глобальной сети Интернет, воспитывать информационную культуру личности посредством  дистанционного обмена информацией (работа в программе Skype, с электронной почтой, в форумах, на сайтах и пр.);

2) помочь обучающимся выделять свой круг проблем в освоении географических знаний и сосредоточить усилия на их решении;

3) заинтересовать учащихся учебным курсом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия

    Настоящая программа рассчитана на обучающихся 14 лет, занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия 45 минут. Срок реализации программы 1 год.

Общее количество часов для реализации программы: 70

Общее количество часов в год — 34

Число часов в неделю — 1.

Формы и методы обучения

        Методы обучения материала курса « Путешествие в мир географии» основываются на  совместной деятельности педагога и обучающегося, в ходе которой осуществляется формирование знаний основ географической науки, развитие знаний, умений и навыков ведения исследовательской и проектной деятельности в сочетании с умениями работать в глобальной сети Интернет. Сочетание различных форм деятельности позволяет сформировать дистанционную образовательную среду, эффективно решающую поставленные педагогические задачи.

        Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может быть тестирование, практическая работа или творческий проект в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

Во время учебного года для повышения мотивации и общего развития обучающиеся могут  привлекаться к участию  в мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, предметных неделях и т.п.), поэтому индивидуальный учебный план может корректироваться в течение учебного года. Часы на подготовку будут выделяться за счет объединения некоторых тем (резервное время отсутствует).

 Значительная корректировка возможна в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий и т.п.).

 В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов/тем.

Планируемые результаты изучения программы (УУД).

Личностные результаты

     -возможности ИКТ- ресурсов по географии;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

опытом участия в социально значимом труде;

 осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

пониманием ценности здорового образа жизни; основами экологической культуры.

Метапредметные результаты

Обучащюийся должен уметь: 

ставить учебную задачу под руководством учителя;

 планировать свою деятельность под руководством учителя;

 работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

 работать в соответствии с предложенным планом;

участвовать в совместной деятельности;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

оценивать работу одноклассников;

выделять главное, существенные признаки понятий;

определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

классифицировать информацию по заданным признакам;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

 классифицировать информацию;

создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

Предметные результаты

Обчающийся должен знать и  уметь: 

называть методы изучения Земли;

называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

приводить примеры географических следствий движения Земли.

объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; читать план местности и карту;

определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

производить простейшую съемку местности; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

называть и показывать основные географические объекты;

работать с контурной картой;

называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану; описывать погоду и климат своей местности; называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

называть меры по охране природы.

рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

составлять описание природного комплекса; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях

 Содержание программы « Путешествие в мир географии »

для обучающихся 14 лет

2-й год обучения 6 класс  

3. Cодержание учебного предмета, курса.

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как

человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь

 называть методы изучения Земли;

называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

приводить примеры географических следствий движения Земли.

Виды изображений поверхности Земли (9 ч)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикумы. 1. Изображение здания школы в масштабе. 2. Определение направлений и азимутов по плану местности. 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин. Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Предметные результаты обучения

Обучающийся должен уметь

объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; читать план местности и карту;

определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

производить простейшую съемку местности; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)

ЛИТОСФЕРА (5 ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. 

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах. 

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.

ГИДРОСФЕРА (6 ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек. Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища. Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.

АТМОСФЕРА (7 ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека. 

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу. 

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва.  Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

Предметные результаты обучения

обучающийся должен уметь

объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

называть и показывать основные географические объекты;

работать с контурной картой;

называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану; описывать погоду и климат своей местности; называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

называть меры по охране природы.

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)

Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. 

Предметные результаты обучения

Обучающийся должен уметь

рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

составлять описание природного комплекса; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Дата

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

План

Факт

Введение – 1 час

1

1

1.Открытие, изучение и преобразование Земли.  Земля —  планета Солнечной системы.

Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли – 9 часов

9

План местности - 4 часа

4

2

1.Понятие о плане местности. Масштаб.П/ р № 1. «Изображение здания школы в масштабе»

1

3

2.Стороны горизонта. Ориентирование. П /р № 2 «Определение направлений и азимутов по плану местности»

1

4

3.Изображение на плане неровностей земной поверхности.

1

5

4.Составление простейших планов местности.  П/р № 3. «Составление плана местности методом маршрутной съемки»

1

Географическая карта – 5 часов

5

6

1.Форма и размеры Земли. Географическая карта.

1

7

2.Градусная сеть на глобусе и картах.

1

8

3.Географическая широта, долгота, координаты.П/р № 4. «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам»

1

9

4.Изображение на физических картах высот и глубин.

1

10

5.Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». К/р № 1.

1

Раздел 2.  Строение Земли. Земные оболочки -  22 часа

22

Литосфера – 5 часов

5

11

1.Земля и ее внутреннее строение.

1

12

2.Движения земной коры. Вулканизм.

1

13

3.Рельеф суши. Горы.

1

14

4.Равнины суши. П/р № 5. «Составление описания форм рельефа»

1

15

5.Рельеф дна Мирового океана. К/ р № 2.

1

Гидросфера – 6 часов

6

16

1.Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.

1

17

2.Движение воды в океане.

1

18

3.Подземные воды.

1

19

4.Реки.

1

20

5.Озера.П/р № 6. «Составление описания внутренних вод»

1

21

6.Ледники. К/ № 3.

1

Атмосфера – 7 часов

7

22

1.Атмосфера: строение, значение, изучение.

1

23

2.Температура воздуха.  П/р № 7. «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры»

1

24

3.Атмосферное давление. Ветер. П/р № 8. «Построение розы ветров»

1

25

4.Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. П /р № 9. «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным»

1

26

5.Погода.

1

27

6.Климат

1

28

7.Причины, влияющие на климат.

1

Биосфера и географическая оболочка – 4 часа

4

29

1.Разнообразие и распространение организмов на Земле.

1

30

2.Распространение организмов в Мировом океане

1

31

3.Природный комплекс.Практическая работа № 10. «Составление характеристики природного  комплекса»

1

32

4.Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

1

Раздел 3. Население Земли - 3 часа

3

33

1.Население Земли.

1

34

2.Человек и природа.

1

35

3.Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли». Контрольная работа № 4.

1

          Интернет-ресурсы

http://iclass.home-edu.ru/  Центр образования «Технологии обучения».

http://interneturok.ru/ru/school/chemistry/ Интернет-урок.

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=31 Цифровые образовательные ресурсы.http://www.fcior.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов.

         http://ege.sdamgia.ru/  Образовательный портал для подготовки к   экзаменам

Интернет-ресурсы:

 http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.

http://geographer.ru – Географический портал.

http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.

http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.

http://www. для подготовки к ЕГЭ.

http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.

fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Данная программа направлена на обучение коммуникативным навыкам (говорение, письмо, чтение аудирование ) на английском языке , расширение английского словарного запаса с учётом возможностей и пот...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...