Рабочая программа по географии для 10 класса
рабочая программа по географии (10 класс)

Гребенева Светлана Владимировна

Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного образовательного стандарта  среднего общего образования (2004 г.)  и  авторской  программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, автор Е.М. Домогацких (М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2012 г.).

             Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

             Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_geografiya_10_kl._na_2019-2020_u.g.doc504.5 КБ

Предварительный просмотр:

ustilim3                                        ШКОЛА МИРА МИРОВ ___________________________________________________________________________         ___

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

 отдельных предметов № 13 имени академика М.К.Янгеля»

(МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля»)

Карла Маркса улица, дом 45, город Усть-Илимск, Иркутская область, Российская Федерация, 666686

Тел. 8(395-35)3-69-66    факс 8(395-35)3-8385    e-mail  miramirov@bk.ru    сайт miramirov@ru  

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № 1

от «28» августа 2019 г.

Руководитель МО

__________________

Л.С. Куприенко

Согласовано

на НМС

Протокол № 1

от «29»  августа  2019 г.

Зам. директора _____________________

Т.Н. Суворова

Утверждено

приказом  № 279-од

от «30» августа 2019 г.

Директор

__________________

З.А. Мисикова

        

                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 «География»

10 КЛАСС

2019-2020 учебный год

   

                                                                         

 

  Составила  Гребенева Светлана Владимировна,

учитель географии                                                                                       

                                                                               

                                                                                 

                                                                                       

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного образовательного стандарта  среднего общего образования (2004 г.)  и  авторской  программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, автор Е.М. Домогацких (М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2012 г.).

             Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

             Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

       Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном  и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах  глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразие его объектов и процессов;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальные подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;

- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

               Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений  и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне к ним относятся:

- работа с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа в том числе в геоинформационных системах;

- обоснование суждений, доказательств, объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

- владение основными видами публичных выступлений, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

                     

       В результате изучения географии на базовом уровне выпускник получит возможность

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять географические карты любой тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, Геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 10 классе отводится 68 часов, в неделю – 2 часа.

Содержание программы

Часть 1. Общая характеристика мира

Современная география  (1 час)

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Основные понятия: геоинформационные системы.

Тема 1. Страны современного мира (2 часа)

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

Тема 2. Политическая карта мира (2 часа)

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

 Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.

Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.

Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.

Практическая работа: 1.Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.

Тема 3. География населения мира (5 часов)

 Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.  Этно-религиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация  как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Практические работы: 1. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. 2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. 3. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных. 4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. 5. Составление списка стран, в котрых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий. 6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.

Тема 4. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов)

 Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале  и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.  Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы.  Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана.  Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

 Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Практическая работа: 1.Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Тема 5. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран  мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Практическая работа: 1.Определение стран экспортеров основных видов сырья,  промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.

Тема 6. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов)

   Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

 Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.  

Основные понятия:  «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Часть 2. Региональный обзор мира

Тема 7. Зарубежная Европа (5 часов)

Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский.  Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.

Особенности европейских субрегионов.

Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.

Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности.  Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.

Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.

Практические работы: 1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.

Тема 8. Зарубежная Азия (8 часов)

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.  Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения,  национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо.  Объекты Всемирного наследия.

 Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.

Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя  Япония. Особая роль острова Хоккайдо.

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства  и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.

 Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как  растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.

 Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.

 Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.

 Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Республика Индия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.

Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы.  Природные предпосылки для развития сельского хозяйства.  Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.

 Международные экономические связи.

 Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.

 Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.

Практические работы: 1.Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.

Тема 9. Северная Америка (3 часа)

Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй.

Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения.  Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.

Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.

Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Основные понятия: Англо-Америка,  Латинская Америка.

Практическая работа: 1.Заполнение таблицы «Экономические районы США».  

Тема 10. Латинская Америка (4 часа)

Состав и  общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.  

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в  мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.

Особенности землевладения: латифундии и минифундии.  Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы.  Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.

Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.

Практические работы: 1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.

Тема 11. Африка  (4 часа)

Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы  размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.  Объекты Всемирного наследия.

Международные экономические связи.

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) –  единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей  отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».

Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.

Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.

Практические работы: 1.Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа. 2. Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.

Тема 12. Австралия и Океания (2 часа)

Австралия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Богатство природных  ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

 Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.

 Место в мировом хозяйстве характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Практическая работа: 1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Океания. Краткая

Тема 13. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем  человечества.

Основные понятия:  глобальные проблемы, глобализация.

Практическая работа: 1.Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».

Тема 14. Россия в современном мире (2 часа)

Экономико-географическая история России. Роль России в  мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира.  Отрасли международной специализации России. Международные связи России.

Практическая работа: 1.Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

        Практические работы в курсе изучения «Географии мира» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

№1 Практическая работа: (оценочная) «Государственный строй стран мира»

1

2

№2. Практическая работа: (учебно-тренировочная) «Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени»

1

3

№3  Практическая работа: (учебно-тренировочная) «Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин различий»

1

4

№4.Практическаяработа:(учебно-тренировочная)  мононациональные и многонациональные страны, мировые религии

1

5

№5.Практическая работа(учебно-тренировочная)  объяснение причин миграционных процессов в Европе

1

6

№6.Практическая работа (оценочная) «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов»

1

7

№7. Практическая работа (учебно-тренировочная)

«Выявление районов острых геоэкологической ситуацией»

1

8

№8.  Практическая работа:(оценочная) «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов»

1

9

№9.  Практическая работа:( оценочная ) ««Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил»

1

10

№10.  Практическая работа: (оценочная)  Составление экономико-географической  характеристики отрасли

1

11

№11 Практическая работа: (учебно-тренировочная) ««Определение стран – экспортёров сельскохозяйственной продукции»

1

12

№12. Практическая работа (учебно-тренировочная) «Определение стран – экспортёров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции»

1

13

№13. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем» (учебно-тренировочная)

1

14

№14. Практическая работа: (оценочная ) «Классификация крупнейших государств мира»  

1

15

П.Р.№15 (учебно-тренировочная) «Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы»

1

16

П.Р.№ 16«Разработка маршрута поездки по странам Европы»

(учебно-тренировочная)

1

17

П.Р.№17.(учебно-тренировочная) «Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии»

1

18

П.Р.№18. (учебно–тренировочная)  «Сравнительная характеристика ЭГП дух стран Азии»

1

18

П.Р.№ 19:  (оценочная) заполнение таблицы «Экономические районы США»

1

20

П.Р.№20.Составление пакета заданий (учебно-тренировочная) «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки»,

1

21

П.Р.№21.Оценка ресурсного потенциала одной  страны Африки по картам атласа оценочная)

1

22

П.Р.№22: подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в дном из субрегионов Африки (учебно–тренировочная)

1

23

П.Р.№23 (оценочная) «Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского союза»

1

24

П.Р.№24(учебно-тренировочная) Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.

1

Итого 24 часа

Критерии и нормы устного и письменного ответа по географии.

Отметка

Устный ответ

Тестовое задание

Практическая работа

«5»

Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного
материала, правильным использованием географических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров.
Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов.
Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою
точку зрения с приведением аргументов.

91-100%

Ученик сам предлагает определенный практический опыт для доказательства

теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план работы, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради

«4»

Полный развёрнутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием географических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров

71-90%

Практическая работа проведена по предложенной учителем технологии. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради.

«3»

При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного  материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании географических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя

50-70%

Работа проведена верно, но имеются некоторые     недочеты (результаты работы объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление работы в тетради небрежное        то

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал

Менее 50%

Не соблюдаются последовательность выполнения работы. Ученик не может объяснить результат. Оформление работы в тетради небрежное

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

А) основная литература:

1.Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. - М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2012.

2.примерная программа по географии в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (2004 г.);

Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2ч.Ч1 Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.-4-е изд.испр.-М.:ООО «Русское слово-РС», 2016.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2ч.Ч2 Региональный обзор мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.-4-е изд.испр.-М.:ООО «Русское слово-РС», 2016.

УМК:

1.Географический атлас.10 класс. Экономическая и социальная география мира-Росскартография, с контурными картами, 2016г.

2.Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевского «География. Экономическая и социальная география мира» 10-11 классы: в 2 ч.Ч.2/Е.М.Домогацких, Е.Е.Домогацких.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2016.-96с.

б) дополнительная литература, методическая литература:

Бургасова Н.Е. , Матвеева А.В.

Методические рекомендации к учебнику  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2ч.

М.:  «Русское слово-учебник»,

2016

Смирнова М.С.

Уроки географии в 10кл:метод.пособие

М.:Дрофа

2006

Кузнецов А.П.

География Население и хозяйство мира метод.пособие

Дрофа

2000

Смирнова В.М.

Дидактические материалы по экономической и социальной географии мира

Просвещение

1996

И.А.Кугут

Уроки географии с использованием информационных технологий 10-11 кл

М.:Глобус

2009

Баранчиков Е.В.

Тесты по географии

Экзамен

2009

Ануфриева О.И.

Экономическая и социальная география мира поурочные разработки

Волгоград Учитель

2007

Поташник М.М.

Как подготовить и провести открытый урок

М.: Педагогическое сообществоРоссии

2005

Агеева И.Д.

Весёлая география на уроках и праздниках

Сфера

2004

Чернова В.Г.

География в схемах и таблицах

СПБ Полиграф услуги

2006

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Мультимедиа-курс для 10 класса 1С Образовательная коллекция

энциклопедия Кирилла и Мефодия-уроки географии 10 класс.

http://www.edu.ru- Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.ege.edu.ru - Портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен»

www.festival.1september.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Географические карты, раздаточный дидактический материал (смотри паспорт кабинета)

Календарно-тематическое планирование по курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 кл)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

Интеграция

предметов

(+интегрированный модуль)

ИКТ, используемые  ЭОР

Виды и формы контроля

1

«Введение. Современная география»

03.09

https://infourok.ru/videouroki/561

http://www.fipi.ru/

Фронтальная устная беседа

Тема 1. «Страны современного мира» (3 ч)

2

Этапы формирования политической карты мира

06.09

История

https://infourok.ru/videouroki/561

http://www.fipi.ru/

3

Типы стран современного мира

10.09

Математика, информатика

История

Практическая работа 1: «Государственный строй стран мира» (о)

Тема 2. Политическая карта мира (2 часа)

4

Развитые и развивающиеся страны

13.09

История

Частично-поисковая беседа, анализ и сопоставление карт атласа П.Р.2 «Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени»

5

Регионы мира и международные организации

17.09

https://infourok.ru/videouroki/561

Практическая работа. Классификация крупнейших государств мира  (о)

Тема 3. География населения мира(5 ч)

6

Численность и динамика населения мира

20.09

Экономика, Математика.

Информатика

http://www.fipi.ru/

https://infourok.ru/videouroki/561

Географический диктант, Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы.

7

Расовый и половозрастной состав населения.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

24.09

Биология

П.Р.3 «Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин различий»

8

Этнический и религиозный состав населения

27.09

Экология,

Биология

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, П.Р4.Мононациональные и многонациональные страны, мировые религии

9

Размещение населения и его миграции

01.10

Экономика

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, П.Р 5. Объяснение причин миграционных процессов в Европе.

10

Сельское и городское население

04.10

П.Р 6. Обозначение на контурной карте  крупнейших агломераций и мегаполисов Тематический контроль

Тема 4. Взаимоотношение природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы(12 ч)

11

История взаимоотношений между природой и обществом

08.10

Обществознание

http://www.fipi.ru/

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

12

Природопользование и экологические проблемы

11.10

Экология,

Экономика, Математика

Учебное исследование по картам. П.Р.7 «Выявление районов острых геоэкологической ситуацией»

13

Природные ресурсы

15.10

Экономика, Математика

Учебное исследование по картам, работа по заполнению контурных карт П.Р.8 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран природными ресурсами».

Тематический контроль

14

Минеральные ресурсы

18.10

Экономика Экология

Химия

Работа с картами

15

Рудные и нерудные полезные ископаемые

21.10

Экономика Экология

Химия

Тестирование, работа с картами 

16

Земельные ресурсы

25.10

Экономика

Эвристическая беседа с использованием карт атласа 

17

Лесные ресурсы

05.11

Экономика Экология

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

18

Водные ресурсы

08.11

Экономика Экология

Составление таблицы 

19

Ресурсы Мирового океана

12.11

Экономика Экология

Учебное исследование по картам

20

Другие виды природных ресурсов

15.11

Экономика Экология

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

21

Загрязнение окружающей среды

19.11

Экономика Экология

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы

22

Пути решения экологических проблем

22.11

Экология

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы

23

Обобщающий урок по теме

26.11

Тематический контроль

Тема 5. Мировое хозяйство и научно-техническая революция(2ч)

24

Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство

29.11

Экономика

Эвристическая беседа с использованием карт атласа и сопоставлением карт

25

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство

03.12

Информатика

Учебное исследование по картам 

Тематический контроль

Тема 6. Общая характеристика современного мирового хозяйства(10ч)

26

Топливно-энергетическая промышленность.

06.12

Химия

http://www.fipi.ru/

Исследование по картам. Работа по заполнению контурных карт.

27

Металлургия

10.12

Химия

П.Р.9 «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил»

28

Машиностроение

13.12

Химия, физика

П.Р.10 Составление экономико-географической  характеристики отрасли

29

Химическая, лесная и лёгкая промышленность

17.12

Химия, биология

работа с картами

30

Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство

20.12

Биология

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

31

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран

24.12

П.Р.11 «Определение стран –экспортёров сельскохозяйственной продукции» учебное исследование по картам Тематический контроль

32

Виды транспорта

27.12

Экономика

Работа с картами, заполнение таблицы

33

Транспорт и мировое хозяйство

14.01

Экономика

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, тестирование.

34

Международные экономические отношения

17.01

Экономика

П.Р.12 «Определение стран –экспортёров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции»

35

Обобщающее повторение

21.01

Тестирование Тематический контроль

Тема 7. Зарубежная Европа (5ч)  

36

Состав и географическое положение

24.01

История

https://infourok.ru/videouroki/561

http://www.fipi.ru/

П.Р№ 15. «Обозначение на к.к. границ субрегионов Европы»

37

Природа и люди

27.01

Составление Карто-схемы: «Проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы

38

Хозяйство и внутренние различия

31.01

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа.

39

Федеративная республика Германия

04.02

История

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

40

Республика Польша

07.02

История

П.Р.№16 «Разработка маршрута поездки по странам Европы»

Тема 8. Зарубежная Азия (8ч)

41

Географическое положение и ресурсы

11.02

История

https://infourok.ru/videouroki/561

http://www.fipi.ru/

Практическая работа № 17: обозначить на контурной карте границы субрегионов  Азии;

42

Население и хозяйство

14.02

43

Япония. Географическое положение, ресурсы, население

18.02

История

Работа с картами, тестирование

44

Хозяйство Японии

21.02

45

Китайская Народная Республика

25.02

История

Индивидуальный и фронтальный опрос, П.Р.№18 «Сравнительная характеристика ЭГП дух стран Азии»

46

Хозяйство Китая

28.02

Составление карто-схемы

47

Республика Индия. Географическое положение, ресурсы и население

03.03

История

Индивидуальный опрос по карточкам

48

Хозяйство и внутренние различия Индии

06.03

Тестовый контроль, работа с картами

Тема 9.  Северная Америка (3 ч)

49

США. Географическое положение, ресурсы, население

10.03

История

https://infourok.ru/videouroki/561

http://www.fipi.ru/

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

50

Хозяйство США. Внутренние различия

13.03

Практическая работа № 19: заполнение таблицы «Экономические районы»

51

Канада

17.03

Тема 10. ЛатинскаяАмерика (4ч)

52

Латинская Америка. Географическое положение, ресурсы, население

20.03

История

https://infourok.ru/videouroki/561

http://www.fipi.ru/

П.Р. 20 Составление пакета заданий «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки», работа с картой

53

Хозяйство и внутренние различия

03.04

Составление картосхемы, работа с картами

54

Федеративная республика  Бразилия

07.04

История

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

55

Обобщающее повторение

10.04

Географический диктант, индивидуальный опрос по карточкам

Тема 11.  Африка (4ч)

56

Африка. Визитная карточка региона. Географическое положение, природные ресурсы,

14.04

История

https://infourok.ru/videouroki/561

http://www.fipi.ru/

П.Р№.21 Оценка ресурсного потенциала одной  страны по картам атласа-таблица

57

Население и хозяйство

17.04

Практическая работа №22: подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в дном из субрегионов Африки.

58

ЮАР .

21.04

История

59

Республика Кения

24.04

История

Индивидуальный и фронтальный опрос,

 работа с картами

Тема 12. Австралия и Океания(2ч)

60

Комплексная характеристика региона

27.04

История

https://infourok.ru/videouroki/561

http://www.fipi.ru/

П.Р.23 «Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского союза»

61

Обобщающее повторение

05.05

Тестирование, работа с картами

Тема 13. Глобальные проблема современности и их взаимосвязь(1 час)

62

Глобальные проблема современности и их взаимосвязь

08.05

Экология

Составление схемы П.Р. 13«Взаимные связи глобальных проблем». Эвристическая беседа с использованием подготовленных презентаций 

Тема 14. Россия в современном мире (2 ч)

63

ЭГП России

12.05

https://infourok.ru/videouroki/561

http://www.fipi.ru/

Работа в группе, работа с картами,стат. материалом

64

Россия в мировом хозяйстве, в международном разделении труда

15.05

 

П.Р. № 24.Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.

Контрольно-измерительные материалы

Итоговая контрольная работа по географии 10 класса

I вариант.

  1. На каком материке находится точка, лежащая на 20º южнее экватора и на 120º восточнее нулевого меридиана?
    а) Африка;        б) Антарктида;        в) Австралия;                г) Южная Америка.

  1. Какая линия на фрагменте карты Южной Америки показывает направление на север?
    а) А,         б) В,         в) С,         г) D.
  2. Какое из перечисленных государств расположено в Африке?
    а) Парагвай;                б) Камерун;        

        в) Таиланд;                г) Ливан.

  1. Какую из перечисленных стран пересекает экватор?
    а) Бразилия;                б) Аргентина;        в) Боливия;                г) Парагвай.        
  2. Разница между количеством иммигрантов и эмигрантов – это:
    а) естественный прирост;
    б) темп прироста населения;
    в) механический прирост;
    г) кривая дожития.
  3. В какой из перечисленных стран доля детей в возрастной структуре населения наибольшая:
    а) Польша;                б) Канада;                в) Норвегия;                г) Эфиопия.
  4. К беднейшим странам, по классификации ООН, относится:
    а) Индия;                        в) Бурунди;
    б) Северная Корея;                г) Чили.
  5. В мире насчитывается живых языков около:
    а) 1,5 тыс.        б) 2 тыс.;        в) 3 тыс.        г) 4 тыс.        
  6. Наибольшая доля пожилых людей (старше 65 лет) отмечается в структуре населения:
    а) Азии;        б) Африки;        в) Северной Америки;        г) Латинской Америки.
  7. Постиндустриальная экономика характерна в настоящее время для:
    а) всех стран мира;
    б) большинства стран мира, кроме наиболее отсталых;
    в) некоторых развивающихся стран мира;
    г) наиболее развитых страна мира.
  8. Для отраслевой структуры хозяйства развитых стран характерна:
    а) высокая доля обрабатывающих отраслей;
    б) высокая доля аграрного сектора;
    в) высокая доля добывающей промышленности;
    г) высокая доля непроизводственного сектора.
  9. В структуре ВВП стран Африки наиболее высока доля:
    а) сферы услуг;
    б) горнодобывающей промышленности;
    в) машиностроения;
    г) химической промышленности.
  10. Выберите характеристику, НЕ относящуюся к развивающимся странам:
    а) высокие темпы роста населения;
    б) высокие показатели ВВП на душу населения;
    в) преимущественный экспорт сырья, импорт продукции обрабатывающей промышленности и продовольствия;
    г) многоукладная экономика с ареалами современных производств и натурального хозяйства.
  11. Выберите три страны, в которых последователи буддизма составляют большинство населения:
    а) Иран;                в) Россия;                д) Монголия;
    б) Тайланд;                г) Китай;                е) Саудовская Аравия.
  12. Выберите две страны с максимальными в мире ВНД на душу населения:
    а) Россия;                в) Бразилия;                д) Люксембург.
    б) Япония;                г) Чили;
  13. Установите соответствие между экономико-географическим типом и страной, которая к нему относится:
    А. Экономически высокоразвитая страна;                1. ФРГ;
    Б. Развивающаяся страна;                                        2. Чехия;
    В. Страна с переходной экономикой.                        3. Нигерия.
  14. Установите соответствие между страной и ее столицей.

Страна                        Столица
А. Сомали;                         1) Могадишо;
Б. Ливия;                        2) Хартум;
В. Египет;                        3) Каир;
                                4) Триполи.

  1. Используя приведенные в таблице данные, определите страну, в которой наблюдается наименьший естественный прирост населения (на 1000 жителей). Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные. Объясните, почему в этой стране доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше. Укажите две причины.

Страна

Численность населения, млн чел.

Рождаемость, на 1000 жит.

Смертность, на 1000 жит.

Cредняя продолжительность жизни, лет

Сальдо миграции (на 1000 жит.)

А

35,4

15

10

68

+0,4

Б

39,7

10

7

78

+4

В

41,5

28

15

59

-0,3

II вариант.

  1. Точка В на карте Европы имеет координаты:
    а) 4ºз.д., 45ºс.ш.,             б) 4ºв.д., 45ºс.ш.,

        в) 4ºв.д., 35ºс.ш.,         г) 4ºз.д., 35ºс.ш.

  1. Какой буквой на фрагменте карты России изображено направление на северо-запад?
    а) А,                 в) С,         
    б) В,                г) D.
  2. Какое из перечисленных государств расположено в Южной Америке?
    а) Руанда;                б) Уганда;        
    в) Суринам;                г) Сирия.
  3. Укажите самое большое по площади государство мира, не имеющее выхода к Мировому океану:
    а) Монголия;                б) Боливия;        
    в) Казахстан;                г) Афганистан.
  4. Выберите верное утверждение:
    а) демографическая политика проводится только в развивающихся странах;
    б) демографическая политика в развивающихся странах направлена на снижение рождаемости;
    в) демографическая политика в развивающихся странах не проводится;
    г) главная цель демографической политики – воздействие на смертность.
  5. В какой из перечисленных стран доля детей в возрастной структуре населения наибольшая:
    а) Австрия;                в) Бахрейн;
    б) Австралия;        г) Украина.
  6. Наибольший ВНД на душу населения из данного перечня стран в:
    а) России;                в) Франции;
    б) Норвегии;                г) Польше.        
  7. Религия, имеющая наибольшее число последователей:
    а) буддизм;                б) христианство;        в) ислам;                г) индуизм.
  8. В какой из перечисленных стран показатель смертности наибольший:
    а) Кувейт;                б) Венесуэла;                в) Канада;                г) ДР Конго.
  9. Доля какой страны в мировом ВВП в конце ХХ века была максимальной?
    а) США;                б) Германии;                в) Китая;                г) Великобритании.
  10. Центром мирового хозяйства до середины XIX века была:
    а) Европа;                б) Америка;                в) Австралия;                г) Япония.
  11. Какая из перечисленных стран имеет постиндустриальную структуру хозяйства?
    а) Бельгия;                б) Алжир;                в) ДР Конго;                г) Бахрейн.
  12. Вы берите характеристику, относящуюся к развитым странам:
    а) высокие темпы роста населения;
    б) экспорт сырья, импорт продукции обрабатывающей промышленности и продовольствия;
    в) преобладание в структуре ВВП сельского хозяйства;
    г) низкие коэффициенты рождаемости и смертности.
  13. Выберите три самых распространенных (по числу говорящих) языка мира:
    а) китайский;                в) греческий;                д) английский;
    б) немецкий;                г) французский;        е) испанский.
  14. Выберите две страны, относящиеся по классификации ООН к категории наименее развитых:
    а) Сингапур;                в) Испания;                д) Гаити.
    б) Мальдивы;                г) Мальта;
  15. Установите соответствие между экономико-географическим типом и страной, которая к нему относится:
    А. Экономически высокоразвитая страна;                1. Афганистан;
    Б. Развивающаяся страна;                                        2. Израиль;
    В. Страна с переходной экономикой.                        3. Польша.
  16. Установите соответствие между страной и ее столицей.

Страна                        Столица
А. Эквадор;                        1. Гавана;
Б. Афганистан;                2. Кабул;
В. Куба;                        3. Асунсьон;
                                4. Кито.

  1. Используя приведенные в таблице данные, определите страну, в которой наблюдается наибольший естественный прирост населения (на 1000 жителей). Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные. Объясните, почему в этой стране доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения ниже. Укажите две причины.

Показатели

Страна А

Страна Б

Общая численность населения, млн чел.

19,8

38,8

Численность населения в возрасте до 15 лет, млн. чел.

4,0

10,4

Численность населения в возрасте от 15 до 65 лет

13,2

24,6

Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн. чел.

2,6

3,8

Рождаемость, на 1000 жит.

12,6

18,5

Смертность, на 1000 жит.

7,3

7,5

Сальдо миграции, на 1000 жит.

+4,0

+0,6

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

80,1

75,5

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочной работы по географии за курс 10 класса

        

1. Назначение проверочной работы – оценка профильной подготовки по географии учащихся 10Б класса в рамках итоговой аттестации.

2. Документы, определяющие содержание проверочной работы:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.

Рабочей программы по географии для 10-11 классов (профильный уровень) (Рабочие программы по географии. 10-11 классы (линии учебников издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост.Н.В.Болотникова.- 2-е изд., испр., доп. –М.: Издательтво «Глобус». 2009. – 110 с.- (Образовательный стандарт).

3. Структура проверочной работы.

Работа состоит из 18 вопросов. I часть (задания 1-13) – простые вопросы с выбором одного правильного ответа из четырех. II часть (задания 14-17) включает вопросы средней сложности. В 14м задании нужно выбрать три правильных ответа из 6, в 15м – два из 5, в 16м и 17м  – соотнести страны с их экономическим типом, столицы со странами. III часть включает одно сложное задание на проверке логики рассуждения и знание формул для расчета географических показателей.

Распределение заданий проверочной работы по частям работы.

№ п/п

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий.

1

Часть I

13 простых

13

Выбор одного правильного ответа из 4.

2

Часть II

4 средней сложности

8

Выбор двух правильных ответов из 5.

Выбор трех правильных ответов из 6.

Соотнести страны с экономическим типом, к которому они относятся.

Соотнести страны с их столицами.

3

Часть III

1 сложное

2

Определить страну, имеющую спрашиваемые показатели и выявить причины данного явления.

4. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.

Содержание проверочной работы можно разделить на 6 блоков обязательного минимума содержания образования.

Первый блок включает задания №1,2, по теме «География в современном мире. Математическая основа карт». Второй – задания №3,4,17 по теме «Политическая карта мира». Третий – задания №5,6,8,9,14,18 по теме «Население и культура». Четвертый – задания №7,10,11,12,13,15,16 по теме «Богатство и бедность: типы стран».

Проверочная работа предусматривает разные виды учебной деятельности. Задания I части позволяют проверить освоение наиболее значимого содержания: знание фактов и закономерностей по данным темам, элементарных причинно-следственных связей, сформированность простейших географических умений и пространственных представлений.  Во II части представлены задания, в которых необходимо сделать множественный выбор. Они предполагают более глубокое знание фактов и сформированность пространственных представлений о конкретных территориях. Сложное задание III части требует полного, развернутого ответа, направлено на проверку умения устанавливать причинно-следственные, межкомпонентные и пространственные связи.

Распределение заданий по содержанию

и видам учебной деятельности.

Содержание

Воспроизведение знаний

Применение знаний в знакомой ситуации

Применение знаний в измененной ситуации

Итого

География в современном мире. Математическая основа карт.

1(№2)

1(№1)

-

2

Политическая карта мира.

1(№3)

2(№4,17)

-

3

Население и культура.

2(№5,8)

3(№6,9,14)

1(№18)

6

Богатство и бедность: типы стран.

4(№7,10,11,13)

3(№12,15,16)

-

7

5. Распределние заданий проверочной работы по уровню сложности.

Работа включает в себя 72% простых заданий, 22% средней сложности и 6% сложных.

6. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 45 мину.

7. Число вариантов в работе. Подготовлено два варианта, в которых даны однотипные задания на проверку одинаковых знаний, умений и тем курса.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. За каждый правильный ответ первой части (№1-13) ставится 1 балл. За правильное выполнение заданий II части (№14-17) – 2 балла. За правильное название каждой причины в 18 вопросе (III часть) – 1 балл, всего 2 балла. Максимальный балл за работу – 23 балла. «3» получает работа с 7-11, «4» - с 12-17, «5» - с 18-23 баллами.

Перечень проверяемых требований стандарта

№ задания

Проверяемое требование

Тип задания

Количество ответов

Время выполнения задания.

1

Выявлять элементы градусной сетки

Выбор

4

2 мин.

2

Выявлять элементы градусной сетки

Выбор

4

1 мин.

3

Определять географическое положение стран мира

Выбор

4

1 мин.

4

Определять географическое положение стран мира

Выбор

4

2 мин.

5

Выявлять черты основных понятия по курсу

Выбор

4

1 мин.

6

Выявлять особенности структуры населения в странах разного экономического типа

Выбор

4

2 мин.

7

Знание классификаций стран мира

Выбор

4

2 мин.

8

Знание этнического состава населения

Выбор

4

1 мин.

9

Выявлять особенности структуры населения в странах разного экономического типа

Выбор

4

2 мин.

10

Выявление комплекса показателей, типичных для развитых и развивающихся стран.

Выбор

4

2 мин.

11

Выявление комплекса показателей, типичных для развитых и развивающихся стран.

Выбор

4

2 мин.

12

Выявление комплекса показателей, типичных для развитых и развивающихся стран.

Выбор

4

2 мин.

13

Выявление комплекса показателей, типичных для развитых и развивающихся стран.

Выбор

4

2 мин.

14

Выявление культурных различий стран

Выбор

6

3 мин.

15

Выявление комплекса показателей, типичных для развитых и развивающихся стран.

Выбор

5

3 мин.

16

Определение стран различных социально-экономических типов

Соотнести

-

4 мин.

17

Знание столиц стран мира

Соотнести

-

4 мин.

18

Оценка стадии демографического перехода

Объяснить

-

7 мин.

9. Ответы.

I вариант

1в, 2а, 3б, 4а, 5в, 6г, 7в, 8в, 9в, 10г, 11г, 12б, 13б, 14б, г, д, 15б, д, 16 А1, Б3, В2, 17 А1, Б4, В3, 18

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) В стране Б наименьший естественны прирост (вычисления 10-7=3)

2) В стране Б наименьшая рождаемость

3) В стране Б наибольшая средняя продолжительность жизни

Ответ включает все три названных выше элемента

2

Ответ включает два любых из названных выше элементов

1

Все ответы, которые не соответствуют вышеперечисленным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла

0

Максимальный балл

2

II вариант

1в, 2а, 3в, 4в, 5б, 6в, 7б, 8б, 9г, 10а, 11а, 12а, 13г, 14а, д, е, 15б, д, 16 А2, Б1, В3, 17 А4, Б2, В1.

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) В стране Б наибольший естественны прирост (вычисления 18,5-7,5=11)

2) В стране Б наибольшая рождаемость

3) В стране Б наименьшая средняя продолжительность жизни

Ответ включает все три названных выше элемента

2

Ответ включает два любых из названных выше элементов

1

Все ответы, которые не соответствуют вышеперечисленным критериям выставления оценок в 1 и 2 балла

0

Максимальный балл

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...

Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.

Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...