Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.
план-конспект урока по географии (9 класс)

Табунова Татьяна Юрьевна

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».

Цели урока:

Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель природно-ресурсного потенциала  Северо-Западного района.           

Развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся; формировать умение работать с разными источниками географической информации; анализировать собранную информацию, логически доказывать географическое мышление школьников; формировать их картографическую грамотность.

Воспитательные: способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине; развивать коммуникативную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_urok.docx59.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

       Пречистенская средняя школа Гагаринского района

Конспект урока по географии в 9 классе

 «Географическое положение и природные ресурсы

 Северо-Западного региона»

                                           Учитель географии: Табунова Т. Ю.

                                            2019 г.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».

Цели урока:

Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель природно-ресурсного потенциала  Северо-Западного района.            

Развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся; формировать умение работать с разными источниками географической информации; анализировать собранную информацию, логически доказывать географическое мышление школьников; формировать их картографическую грамотность.

Воспитательные: способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине; развивать коммуникативную деятельность.

Тип урока:  комбинированный – урок объяснения нового материала, повторения пройденного материала, закрепление полученных ранее и приобретенных на текущем уроке знаний, умений и навыков.

 Оборудование:  карты атласа 9 кл., контурные карты, учебник, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер,  презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель:   

 Добрый день, дорогие ребята!  Я рада видеть ваши сияющие глаза, и начинаем  урок географии!

2. Проверка уровня усвоения материала прошлого урока. Тест, работа с картой.

3.  Определение темы урока, вызов:

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с  экономическими районами страны. Попробуйте угадать какой же район у нас сегодня по плану: «Он самый маленький по площади, имеет приграничное положение, Александр Невский одержал тут одну из великих побед России над захватчиками, Пётр 1 построил здесь город, который стал «окном в Европу», а сейчас это город-миллионер (в нём проживает половина населения района)». (Северо-Западный)

Учитель:   Подумайте, пожалуйста, чему бы вы сами хотели сегодня на уроке научиться, что нового узнать? (каждый ученик делает запись в тетради)     

Учитель:  предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…?». Ваша задача – ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «-».

 Задания рубрики «Верите  ли вы, что…?»

- это самый маленький по площади экономический район -  1,1% от площади России.

-   в состав  экономического района входят лишь 4 области и один из трёх городов федерального значения?  -  Ленинградская обл., Псковская обл., Новгородская обл., Калининградская обл., Санкт - Петербург

-  район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т.к. Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград.

- через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море.

- соседи района – Северный (Европейский север) и Центральный районы.

-  район имеет приграничное положение – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей.

-  ЭГП района менялось. Район был рано заселен, т.к. находился на торговом пути “Из варяг в греки”. Вначале 17 в. выход в Балтийское море был закрыт шведами и только после победы в войне со шведами выход на Балтику был возвращен России. 

-  регион не богат природными ресурсами, природные условия малопригодны для развития сельского хозяйства.

4. Осмысление:

Практическое задание (на контурной карте)

а) выделите границу России красным цветом, границу районов – черным цветом;

б) подпишите названия соседних государств, районов, субъектов РФ.

в) подпишите административные центры областей. 

Школьники выполняют работу, советуясь со своим соседом по парте, совместно приходят к определённым заключениям.

Учитель: Сделайте вывод о экономико-географическом положении района. (Северо-Западный регион имеет выгодное экономико-географическое положение).

Мультимедийная  презентация «Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения»

Учитель: дальнейшая работа  будем по группам. Первая группа определяет климатические условия. С какими картами вы будите работать? (физическая, климатическая, почвенная).  Вторая группа определяет ресурсную базу района. С какими картами  будит работать эта группа? (почвенная, физическая, растительности)

Работа в группах по инструктивным карточкам Задание 1 группе:  определить природные условия. Выполните задание в виде схемы ( кластера)

1. Местоположение на равнине_________________________________

2.  Рельеф __________________________________________________

3.  Климат: а) тип климата____________________________________

б) ср.tя ____________________, ср.tи ________________________

в) годовое количество осадков, увлажнение _____________________

г) почвы__________________________________________________

Сделать вывод:___________________________________________

                 Условия

Задание 2 группе: определить  ресурсную базу  

Природные ресурсы Северо-Западного района

Сделать вывод:_____________________________________________

Учитель: Подведем итог. Регион не богат природными ресурсами, природные условия малопригодны для развития сельского хозяйства.

 

5. Физминутка. 

6.  Викторина. 

1)Какие области входят в состав Северо-Западного района?

( Ленинградская, Псковская,  Новгородская, Калининградская).

2)Северо-Западный район имеет … положение (Приморское и пограничное).

3)Половина населения  Северо-Запада проживает в …  (Санкт-Петербурге)

4)Северо-Запад … природными ресурсами.      ( не богат)

Не глядя на карту, выберите правильный ответ:

 1) Какая область граничит с Латвией, Псковская или Новгородская?

    (Псковская).

2) Какая область находится севернее Ленинградская или Новгородская?

    (Ленинградская).

3) Какая область находится южнее Калининградская или Псковская?

    (Псковская).

4) Какая область граничит с Карелией Псковская или Ленинградская?

    (Ленинградская).

5) Дворцово-парковые ансамбли находятся в Калининграде или С.-Петербурге?

     (С.-Петербурге).

6) В какой области находится Чудское озеро?

    (Псковской).

 Географическая задача из КИМов ОГЭ.

Почему на территории Приильменской низменности Новгородской области много болот и заболоченных земель? Укажите одну причину, связанную с климатическими особенностями, и одну причину, связанную с особенностями рельефа указанной территории. Ответ: в ответе должно говориться об избыточном увлажнении и плоском рельефе. Например: Увлажнение избыточное, рельеф плоский. Поэтому на низменности образуются болота.

7. Рефлексия.

           Учитель: Сегодня на уроке вы изучили особенности географического положения и природные ресурсы  Северо-Запада. Остаётся только ответить на вопросы, поставленные нами в начале урока, отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»

8.  Домашнее задание: целесообразно предложить ребятам выполнить творческое домашнее задание, так например, они могут составить кроссворд на тему «Природа Северо-Запада», или подготовить сообщение на тему « Дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга».

Использование приёма «Знаю, хочу знать, узнал».

Список использованной литературы

  1. Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. География. 9 класс. – М. : Издательский центр «Вентана – Граф», 2015.
  2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии 9 класс – М. : «ВАКО», 2015.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://otherreferats.allbest.ru/ecology/00177648_0.html
  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/69375
  3. http://xreferat.ru/112/1770-1-zagryaznenie-pochvy.html
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к уроку географии 7 класс "Географическое положение Африки"

Презентация к уроку  "Географическое положение Африки" ...

Урок по географии 7 класс "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки"

Конспект открытого урока по теме "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки" Конспект с приложениями....

Конспект урока по географии 9 класс "Географическое положение Краснодарского края. Границы. Рельеф".

Урок для коррекционных школ. На уроке проводилась практическая раота "Обозначить на контурной карте России свою область"...

конспект урока географии в 8 классе "Географическое положение Австралии"

Тема урока: «Австралия. Географическое положение».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Продолжительность урока 40 минут.Цель: познакомить учащихся с географическим положением Австралии....

Конспект урока по географии 5 класс "Географические координаты" с применением ИКТ и ЭОР

С 2013-2014 учебного года  работаю по УМК А.А. Лобжанидзе География 5-6 класс, в состав которого входит диск. На диске в тексте каждого параграфа представлены ссылки Рисунок, Фото, Словарь, Анима...

Урок географии 7 класс "Географическое положение. История исследования Северной Америки"

Сисстемно-деятельностный подход в преподавании географии....

Урок географии 7 класс "Географическое положение и исследование материка Африка"

Цель:·         Научить определять ФГП материка, давать характеристику по плану;·         Развивать интерес к изучаемому ...