Влияние географических особенностей на жилища народов мира
проект по географии (9 класс)

Бурдакова Елена Михайловна

Проект ученицы девятого класса Вероники Бурдаковой имеет познавательную значимость и может быть использован на уроках географии или истории для обучающихся нашей школы и школ района.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_burdakova_v.-9_klass.docx717.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ   ПРОЕКТА

п/п

Наименование пункта

Описание

1.

Название проекта

«Влияние географических особенностей на жилища народов мира»

2.

Автор проекта

Бурдакова Вероника

3.

Руководитель проекта

Бурдакова Елена Михайловна,

учитель географии МБОУ Кузинская ООШ

4.

Проблема, на решение которой направлен проект

Как влияют географические особенности на жилища?

5.

Целевая аудитория

Обучающиеся ОУ (9 класс)

6.

Цель проекта

Выявить влияние географических особенностей на жилища народов

7.

Задачи проекта

1)    Изучить предназначение жилища.

2)    Узнать, как влияют географические особенности на жилища.

 3)     Сделать выводы по результатам исследования.

8.

Сроки реализации

Долгосрочный

9.

Поэтапный план работы над проектом

1. Подготовка: определение темы и целей проекта, его исходного положения.

2. Планирование:

а) определение источников необходимой информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов.

3. Исследование:

а) сбор и уточнение информации;

б) выявление и обсуждение с руководителем альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;

в) выбор оптимального варианта хода проекта;

г) поэтапное выполнение исследовательских задач.

4. Выводы:

а) анализ собранной информации;

б) формулирование выводов.

5. Защита проекта: устный отчет с демонстрацией мультимедийной презентации.

10.

Ожидаемые результаты

 Данный проект имеет познавательную значимость и может быть использован на уроках географии или истории для обучающихся нашей школы и школ района.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кузинская основная общеобразовательная школа»

Проектно – исследовательская работа

по географии

«Влияние географических особенностей

на жилища народов мира»

 Выполнила:        Бурдакова Вероника,

                              обучающаяся 9 класса

                                 

                                         Руководитель:    Бурдакова Е.М.,

                                                                                  учитель географии        

 

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение………………………………………………………………………3-4

2. Влияние климатических поясов на жилища…………………………………5

2.1 Арктический и Антарктический климатический пояс…………………...6-7

2.2 Умеренный климатический пояс…………………………………………..8-9

2.3 Тропический климатический пояс…………... ……………………………10

2.4 Экваториальный климатический  пояс……………………………………..11

3. Заключение…………………………………………………………………….12

4. Литература……………………………………………………………………13

        

1. Введение

Главное предназначение жилища — укрытие с целью защиты человека от пагубных климатических и атмосферных явлений: дождя, ветра, холода, сырости почвы и воздуха. Поэтому первобытный человек при благоприятных обстоятельствах, в особенности днем, своим жилищем не пользовался, предпочитая оставаться под открытым небом. В отдельных случаях жилище служит также защитой, как от хищных животных, так и от досадливых насекомых. Теснейшим образом связано жилище в своём возникновении с защитой не только человека, а и его постоянного в раннюю пору первобытности спутника — костра, в свою очередь нуждающегося в защите от ветра и дождя.

Таким образом, зародилось жилище. Оно первоначально было скорее жилищем огня, а не человека. Сверху оставалось, конечно, отверстие для прохода дыма. Так, в конце концов, сложилась постройка в роде нашей курной избы. Отсюда дальше развивается дом с необходимою своей принадлежностью, очагом. Может показаться странным, отчего человек старался устроить дом сначала для огня, а потом уже для себя. Но это совершенно понятно, потому что сначала человек не нуждался ни в каком жилище и, если находил иногда убежище от дождя под ветками дерева, то этого еще нельзя назвать настоящим жилищем.

Одним словом, жилище появляется только тогда, когда человек проникает в более холодные страны.

Между тем, огонь, необходимый и в теплых землях, естественно, заставлял подумать о том, как его сохранять. Впрочем, и в теплых странах человек довольно рано стал строить себе из ветвей нечто вроде дома. Но дом этот, или, вернее, шалаш, был недолговечен, и люди меняли его на новый довольно легко. Словом, и этот дом далеко не то, что мы теперь разумеем под этим именем.

Я уже говорила, что человек укрывался от непогоды и холода не только в постройках из дерева, но мог прятаться и в пещерах, которые сама природа давала ему готовыми. При раскопках в таких пещерах находят несомненные признаки присутствия человека: его кости и рядом утварь. Конечно, природных, естественных пещер было довольно мало, и человеку приходилось позаботиться о том, чтобы при помощи своих орудий выкопать такую же искусственную пещеру. При этом человек, конечно, стал эту пещеру приспособлять для своего удобства более, чем это было возможно в естественной пещере.

Жилище необходимо человеку для защиты от неблагоприятных условий, которые определяются прежде всего климатом, а также сменой времен года и погодой. Поначалу первобытные люди жили в пещерах, но пещер на всех не могло хватить, тогда они начали строить себе жилища из тех материалов, которые были в наличии в местах для проживания. Прочность жилищ, защита в них от холода и дождя как раз и определялись климатом конкретной местности. Поэтому в настоящее время мы имеем очень большое разнообразие различных жилищ у народов мира в разных климатических зонах.

Цель исследования:Проследить влияние географических климатических особенностей на жилища народов мира.

Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:

•        Изучить историю возникновения человеческого жилища.

•        Узнать, как влияет климат на архитектуру и выбор материалов для постройки жилья.

•        Сделать выводы по результатам исследования.

Гипотеза:предполагаю, что на облик жилище народов всего мира в первую очередь влияют климатические особенности местности.

2. Влияние климатических поясов на жилища

На Земле принято выделять несколько основных климатических поясов: арктический и антарктический, умеренный, тропический, экваториальный.http://cdn01.ru/files/users/images/65/81/6581218f7256dd76687dcfaed33279d4.jpg

Народы севера, где суровый и холодный климат, где нет леса, строят свои жилища из шкур животных или из снега и льда (чумы, яранги и иглу).

В умеренном климате, где холодную зиму сменяет теплое лето, и есть леса, для жилья строят небольшие дома из дерева, кирпича и камня. Деревянные дома хорошо держат тепло в зимнее время, и летом долго сохраняют прохладу.

В тропическом поясе климат отличается жарким летом и теплой или умеренной зимой. Для тропиков характерны большие перепады дневной и ночной температуры, часто сильные ветры и небольшое количество осадков. Здесь есть не только леса, но и полупустыни и даже пустыни. Чтобы защититься от жары, жилища строятся с толстыми стенами, из дерева, глины, камня, или просто вырубаются в скалах.

Климат экваториальной зоны влажный и знойный. При строительстве жилья здесь требуется защита от дождя, солнца и ядовитых змей и насекомых. Поэтому дома строят приподнятыми над землей, в виде навесов, шатров и шалашей, из глины, бамбука, пальмы. Крышу покрывают травой, ветками или листьями деревьев и кустарника.

2.1 Арктический и Антарктический пояс

Жилища народов Севера появились в глубокой древности, но существуют и сейчас.

Чум — это конический шалаш из жердей. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Словом, когда-то чум был распространен по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части — от 3 до 8 метров. Остов жилища состоит из 30—50 шестов, устанавливаемых наклонно, чтобы образовался конус. Зимой он накрывался шкурами оленя, изюбра или лося, сшитыми в полотнища. Летом — вываренной берестой или корой, иногда парусиной или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом — грубой тканью.Картинки по запросу чум

Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7—8 метров. Используется как переносное жилище чукчей, коряков, эвенов, юкагиров и других кочевых народов северо-востока Сибири.Картинки по запросу яранга

Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей прочности иглу с внешней стороны поливают водой, образуя ледяную корку.Несмотря на кажущуюся простоту постройки, на самом деле, чтобы возвести иглу своими руками, надо иметь определенные знания и навыки. Первые полярники-путешественники долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1—2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из плит, отличающихся не только по форме, но и по структуре снега.Похожее изображение

2.2 Умеренный пояс

Так как умеренный климатический пояс богат лесами, преобладали жилища из дерева.

Изба. Первоначально в традиционной терминологии избой называлась постройка или камера большого дома-комплекса в пределах четырех стен, отапливаемая варочной печью. В этом последнем изба отличалась от горницы, в которой находилась отопительная печь и от бани. Изб в доме могло быть несколько (до восьми в известных больших домах-комплексах Заонежья).Картинки по запросу изба

Классическая изба имеет разборную конструкцию и может перевозиться на значительные расстояния в виде бревен, или сплавляться по рекам в виде плотов, хотя в настоящее время это практикуется редко.

На рубеже XIX–XX вв. в связи с распространением в крестьянском домостроительстве новых типов планировок и отказом от традиционного зонирования жилой части дома, термин стал употребляться всё реже и его первоначальное значение постепенно забывалось.

В настоящее время термин изба применяется к деревянному дому в целом, что глубоко неверно, т. к. дом, как правило, включает в себя кроме избы ещё и сени, а также, возможно, горницу, крытый двор и прочее.

Земля́нка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.

Один из древнейших и повсюду распространённых видов утеплённого жилья; известна с эпохи неолита (Волосовская и Нарвская культура). Внутри обычно находился очаг, а вдоль стен — нары. В славянских землях полуземлянки (землянки с бревенчатым срубом, бо́льшая часть которого возвышается над землёй) сохранялись до позднего средневековья XIII—XIV веков. Славянские землянки Пражской культуры имели квадратное основание и углублялись в землю до 1 м. Имелись ступени. В северо-западном углу располагался открытый очаг, сложенный из камней. Наклонная крыша держалась на вкопанных шестах.Картинки по запросу землянка

2.3 Тропический пояс

Над материками тропического пояса  ярко выражены сезонные изменения температуры. Господствующими ветрами являются пассаты – постоянные ветры восточного направления. Поэтому дома делают прочными влагоустойчивыми.

Минка – это традиционный японский дом. «Скелет» дома и крыши, стены и опоры сделаны из дерева.Картинки по запросу минка

При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились, а вместо них использовались скользящие перегородки

Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также – в первую очередь – защищать дом от попадания влаги, ведь климат на Японских островах влажный.

Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, поэтому крыша была «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.

         Основной материал и каркас дома изготовлен из дерева.

      Стены домов минка представляют из себя по сути лёгкий каркас. Между установленными вертикально стволами деревьев или брусками пространство заполняется весьма условно. Глухие стены занимают лишь незначительную их поверхность. Они часто заполнены сплетёнными ветками, камышом, бамбуком, травой и обмазаны глиной.

2.4 Экваториальный  пояс

Дома здесь возводятся в виде шалашей, шатров и навесов, они обязательно приподняты над землей.Строительным материалом служат ветки низких кустарников, бамбук, пальмы, глина. В зависимости от климатической зоны жилища покрывают листьями фикуса, банана и других трав. Соединительным материалом всегда выступает глина, песок.

         Фелидж – так называется этот шатёр. Такое жилище успешно противостоит воздействию иссушающих ветров и песка. Даже такие ветры, как жгучий самум или сирокко, не страшны кочевникам, укрывшимся в шатрах.Картинки по запросу фелидж

Каркас из длинных переплетённых друг с другом жердей накрывают тканью, сотканной из верблюжьей, козьей или овечьей шерсти. Эта ткань настолько плотная, что не пропускает дождь. Днём тент поднимают, чтобы жилище проветрилось, а ночью или в сильный ветер – опускают. Фелиджподелён на мужскую и женскую половины занавеской из узорчатой ткани. В каждой половине – свой очаг. Пол застилают циновками.


3. Заключение.

Подводя итог работы, я могу сделать вывод, о том, что моя гипотеза нашла свое подтверждение, что  на облик жилище народов всего мира в первую очередь влияют климатические особенности той местности, где они строятся.

По ходу написания работы, выполнены следующие задачи:

  • Изучена историю возникновения человеческого жилища;
  • Узнала, как влияет климат на архитектуру и выбор материалов для постройки жилья.

Жилище необходимо человеку для защиты от неблагоприятных условий, которые определяются, прежде всего, климатом, а также сменой времен года и погодой. Поначалу первобытные люди жили в пещерах, но пещер на всех не могло хватить, тогда они начали строить себе жилища из тех материалов, которые были в наличии в местах для проживания. Прочность жилищ, защита в них от холода и дождя как раз и определялись климатом конкретной местности. Поэтому в настоящее время мы имеем очень большое разнообразие различных жилищ у народов мира в разных климатических зонах.

Все основные жилища климатических поясов я рассмотрела в этой работе.

     Я считаю, что данная работа актуализирует познавательную деятельность не только в области географии, но и истории, экономики.

4. Литература

1. Большая школьная энциклопедия. Т. 2. География. 2000 год.

2. Страны и народы мира. Детская энциклопедия. 2008 год.

3. Энциклопедический словарь юного географа – краеведа. 1999 год.

4. Энциклопедия для детей. Т. 3 География. 2010 год.

5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. География. 2012 год.

Использованы материалы сайтов:

https://ethnomir.ru › posetitelyam › zhilishha-narodov-mira

https://www.gazeta.ru › realty › 2015/07

https://www.labirint.ru › reviews › goods

https://moluch.ru › young › archive

C:\Users\user\Desktop\альманах.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ 5 класс "Жилище человека, особенности жизнеобеспеченеия жилища"

Урок позволяет изучить опасные места в квартире (доме) и выстраивать варианты действий в той или иной ситуации. ...

Практическая работа «Оценка географических особенностей топливно-энергетического комплекса мира»

Данная практическая работа предназначена для обучающихся, изучающих курс "Экономическая и социальная география мира"...

Исследовательский проект по географии на тему «Географические особенности в геральдике стран мира и Смоленской области» 3 класс-10класс.

Данное мероприятие гармонично вписывается в большой раздел уроков, посвященный роли декоративного искусства в жизни древнего общества и может быть использовано для изучения и закрепления знаний по тем...

Реферат " Жилища народов мира"

В работе дана подборка материала о жилищах народов мира. Рассказывается о проблемах людей разных материков, связанных с жилищем....

Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища»

Данный урок рассчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развива...

Самоанализ открытого урока ОБЖ в 5 классе Тема урока: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища».

Вашему вниманию  предложен самоанализ открытого урока Основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе по теме: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища&raq...

Публикация проекта. Жилища народов мира. Жилища кочевников

Проект на тему: "Жилища народов мира. Жилища кочевников...