Рабочая программа по географии для 5-6 классов
рабочая программа по географии (5 класс)

Петухова Людмила Павловна

Рабочая программа учебного предмета география для 5-6 классов составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897; примерных программ по учебным предметам география 5-9 классы (авторы А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).  Данная программа обеспечивается линией учебно-методических комплектов по географии выпускаемым издательством «Вентана – Граф». Цель изучения предмета: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geografiya_5_-6_klass.docx927.33 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\аттестация\с почты\Титульные листы\5-6.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
  2. Примерных программ по учебным предметам. География 5-9 классы: издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г. Авторы – составители: А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.
  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУСОШ п.Зеленоборск (приказ от 05.09.2017 г. №367)

Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развивать познавательный интерес учащихся  к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

На изучение учебного предмета «Начального курса географии» отводится в соответствии с учебным планом следующее количество часов:

 5 класс -   34 часов  (1 час  в неделю);

 6 класс - 34 часов  (1 час в неделю);

 

В 5 классе есть обучающиеся с ОВЗ. При организации обучения данной категории детей используются следующие методы и приемы:

•        индивидуальный подход;

•        активизация познавательной деятельности;

•        проявление педагогического такта;

•        выделение в каждой теме базового материала;

•        дифференцирование заданий в зависимости от коррекционных задач;

•        структурирование материала;

•        смена видов деятельности;

•        чередование умственной и практической деятельности;

•        использование опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения здания.

 

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные,  метапредметные,  предметные результаты

Личностные результаты:

Личностными  результатами  обучения географии является формирование всестороннее  образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости  ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные  результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

         - формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,  корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметные результаты:

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

-  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

-  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Раздел II. Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета в 5 классе (34 ч.)

Введение.

Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Раздел «Земля как планета Солнечной системы»

Планета Земля Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Раздел «Геосферы Земли»

Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники —  источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Атмосфера.Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Биосфера. Биосфера,её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Содержание учебного предмета в 6 классе (34 ч.)

Введение. Географическое познание нашей планеты.

География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию. Географические достижения в Китае и на арабском Востоке. Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание

Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии

Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение

Изображение земной поверхности.

План местности.

Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли.

Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами.

Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака.

Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности

Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова

Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы)

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности.

Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса

Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе

Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин

Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами

Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации.

Геосферы Земли.

Литосфера.

Минералы и их свойства.

Ильменский минералогический заповедник.

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность.

Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира.

Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира.

Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.

Атмосфера.

Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха.

Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды.

Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер — движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны.

Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года.

Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели.

Гидросфера.

Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения.

Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота.

Биосфера и почвенный покров.

Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв.

Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах.

Географическая оболочка Земли.

Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле.

Образование рас в разных природных условиях.

Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5 класс

Раздел курса

Количество часов

Количество практических работ

1

Введение

3

1

2

Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы

4

2

3

Раздел 2. Геосферы Земли

4

Литосфера

9

2

5

Атмосфера

4

1

6

Водная оболочка Земли

7

2

7

Биосфера

6

Итоговая контрольная работа

1

Итого:

34 часов

8

6 класс

Раздел курса

Количество часов

Количество практических работ

1

Введение. Географическое познание нашей планеты

7

3

2

Изображение земной поверхности.

12

5

3

Геосферы Земли

14

6

4

Географическая оболочка Земли

1

Итого:

34 часов

14

Лист внесения изменений

Дата

внесения

изменений

Раздел, тема

Содержание

изменений

Подпись

Согласовано с зам. директора

по УВР

Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы учебного предмета.

  1. Учебник:  География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин; под общ. Ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2013г.
  2. Летягин А.А. География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование в 5 классе.  34 часов (1 час в неделю)

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт

Введение

3

1

География — одна  из наук о планете Земля

1

2

Зарождение географии

Практическая работа № 1

  «Создание модели, показывающей шарообразность Земли».  

1

3

Наблюдения — метод географической науки.

1

Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы

4

4

Земля среди других планет Солнечной системы.  

1

5

Практическая работа № 2

 «Глобус- модель Земли».

1

6

Движение Земли по околосолнечной орбите

1

7

Суточное вращение Земли.

Практическая работа № 3

« Изучение модели - Земля- Луна- Солнце».

1

Раздел 2. Геосферы Земли

25

Литосфера

9

8

Слои «твёрдой» Земли

1

9

 Вулканы Земли

1

10

Из чего состоит земная кора.  

1

11

Практическая работа №4  «Изучение горных  пород»

1

12

Строение земной коры. Землетрясения

1

13

Рельеф земной поверхности

1

14

Относительная и абсолютная высота

1

15

Человек и литосфера.

Практическая работа №5  «Работа с топонимическим словарём».

1

16

Обобщение по теме: «Литосфера».

1

Атмосфера

4

17

Воздушная оболочка Земли

1

18

 Погода и метеорологические наблюдения.

1

19

Практическая работа № 6 Определение атмосферного давления

1

20

Человек и атмосфера

1

Водная оболочка Земли

7

21

Вода на Земле. Практическая работа № 7  «Изучение свойств воды».

1

22

Мировой океан — главная часть гидросферы.

1

23

 Практическая работа № 8  «Нанесение на контурную кату объектов гидросферы».

1

24

Воды суши. Реки

1

25

Озёра. Вода в «земных кладовых».  

1

26

Человек и гидросфера.  

1

27

Обобщение по теме:  «Гидросфера»

1

Биосфера

5

28

Оболочка жизни.

1

29

Жизнь в тропическом поясе.

1

30

Растительный и животный мир умеренных поясов

1

31

 Жизнь в полярных поясах и в океане

1

32

Природная среда. Охрана природы.  

1

33

Промежуточная контрольная работа

1

34

Повторение и обобщение курса «География. Начальный курс»

1

        

Календарно - тематическое планирование в 6 класс. 34 часов (1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

дата

по плану

по факту

Введение.

Географическое познание нашей планеты

7

1

Введение.

1

2

Входящая контрольная работа.

3

Начало географического познания Земли.

Пр. №1 «Построение модели гномона и определение высоты Солнца над горизонтом»

1

4

География в Средние века (Европа).

1

5

География в Средние века (Азия).Пр. №2 «Определение сторон горизонта по компасу»

1

6

Великие географические открытия

1

7

Географические открытия и исследования в хvi-хiх вв. Пр №3 «Подготовка научной экспедиции по изучению природы нашей местности»

1

Изображение земной поверхности.

12

8

Изображение земной поверхности.

1

9

Ориентирование на местности. Пр. №4 «Проводить ориентирование на объекты, расположенные на пришкольном участке»

1

10

Топографический план и топографическая карта.

1

11

Как составляют топографические планы и карты Пр.№5 «Составление плана «Мой путь из дома в школу»

1

12

Изображение рельефа на топографических планах и картах

1

13

Виды планов и их использование

1

Глобус и географическая карта - модели земной поверхности.

14

Глобус - модель Земли

1

15

Географические координаты. Широта. Пр. №6 «Определение географической широты точки»

1

16

Географические координаты. Долгота. Пр. №7 «Определение географической долготы»

1

17

Определение расстояний и высот по глобусу Пр. №8 «Измерение расстояния по глобусу»

1

18

Географическая карта

1

19

Географические карты и навигация в жизни человека

1

Геосферы Земли

14

Литосфера

20

Минералы Пр. №9 «Описание свойств минерала, определение его твердости»

1

21

Выветривание и перемещение горных пород

1

22

Рельеф земной поверхности. Горы суши Пр. №10 «Описание географического положения Анд на основе плана»

1

23

Равнины и плоскогорья суши.  Пр. №11 «Составить план описания Великой Китайской равнины на основе текста учебника»

1

Атмосфера

24

Как нагревается атмосферный воздух.  Пр. №12 «Определение суточной амплитуды температуры воздуха»

1

25

Атмосферное давление

1

26

Движение воздуха

1

27

Вода в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность.

1

28

Вода в атмосфере. Виды осадков.

1

29

Климат Пр. №13 «Анализ основных климатических показателей своей местности»

1

Гидросфера

30

Воды Мирового океана Пр. №14 Составить карту «Глобальный океанический конвейер»

1

31

Воды суши. Пр. №15 «Описать ГП реки Нил по физической карте»

1

Биосфера и почвенный покров

32

Биологический круговорот. Почва.

1

33

Промежуточная контрольная работа  по курсу  «География. Начальный курс»

1

Географическая оболочка Земли

34

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка

1

Приложение 2

Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «География»

Итоговая  контрольная работа по географии. 5 класс.

Вариант 1.

1.Слово «география» в переводе с греческого языка означает:                                                        

  а) земледелие   б) землеописание     в)  землеведени

2. К числу  объектов, созданных человеком относится:                                                                

  а) холм   б) бассейн   в) болото   г) остров

3. Выберите географические следствия движения Земли вокруг Солнца?

а) происходит смена времён года  б) происходит смена дня и ночи

4. Какая часть относится к землетрясению?

   А) жерло;    б) магма;   в) очаг;   г) кратер.

5. Как называется место в земной коре, где происходит смещение и разрыв горных пород?

   А) эпицентр;    б) магма;     в) очаг;     г) кратер.

6. Образование цунами связано  с ………………..

  А) вулканами;  б) землетрясением;   в) медленными колебаниями;  г) рельефом

7. Какой газ в атмосфере, обеспечивает процессы горения?

   А) углекислый   Б) азот   В) кислород   Г) гелий

8. В каком слое происходит изменения погоды?

   А) в озоновом   Б) в тропосфере   В) в мезосфере   Г) в термосфере

9.Установите соответствие элемента погоды и прибора измерения:

1.температура                    А.гигрометр

2.осадки                              Б.флюгер    

3.ветра  сила                       В.барометр  

4.влажность                        Г.термометр  

5.атмосферное давление    Д. осадкомер  

10. Заполни пропуски.

На гидросферу приходится _____ % поверхности Земли, а _____ %  на сушу.

11. Самым солёным озером Мирового океана является

А) Мёртвое;                        Б) Байкал;

В) Каспийское;                 Г) Эйр-Норт.

12. Укажи три свойства воды, которых она не имеет:   1…….       2……       3…….

13. Расставь океаны в порядке  увеличения   площади:                                                            

 А) Индийский;           Б) Тихий;        В) Северный Ледовитый;      Г) Атлантический.

14. Для таёжных лесов не характерно: а) берёза   б) сосна   в) ель    г) лиственница.

15.В саваннах обитают: а) жираф;    б) лось;    в) бегемот;      г) горилла.

16. Напиши определение следующих понятий: А)  биосфера   Б) погода                          

17. С какой целью человек  создаёт особо охраняемые природные территории?

Вариант 2.

1.  Какая наука изучает географические объекты, процессы и явления в географической оболочке нашей планеты?

 а) геология     б) география    в) биология

2. К числу природных объектов относится:                                                                            

 а)футбольное поле    б) бассейн    в) болото    г) детская площадка

3.  Выберите  географические следствия  вращения Земли вокруг своей оси?

а) происходит смена времён года  б) происходит смена дня и ночи

4. Что такое литосфера?

   А) земная кора и верхняя часть мантии;  В) воздушная оболочка.

   Б) водная оболочка Земли;  г) водная оболочка Земли.

5. Укажите лишнее с точки зрения происхождения вулкана?

   А) жерло;   б) лава;    В) кратер;    г) эпицентр.

6. Как называется место в земной коре, где происходит смещение и разрыв горных пород?      

   А) эпицентр;    б) магма;   в) очаг;   г) кратер.

7. Какой газ преобладает в атмосфере?

   А) кислород    Б)водород    В) азот    г) углекислый.

8. Какой слой атмосферы защищает поверхность Земли от разрушительного действия?      

 А) тропосфера    Б) стратосфера    В) термосфера    Г) озоновый

   9.Установите соответствие элемента погоды и прибора измерения:

1.температура                    А.гигрометр

2.осадки                              Б.флюгер    

3.ветра  сила                       В.барометр  

4. влажность                        Г.термометр  

5.атмосферное давление    Д. осадкомер  

10. Заполни пропуски.

На солёные воды гидросферы приходится _____ %, а _____ % составляют пресные

11. Среди перечисленных озёр наиболее глубоким  является

А) Эйр-Норт;         Б) Байкал;     В) Виктория;             Г) Верхнее.

12. Укажи три состояния воды в природе:   1…….        2……         3…….

13.Расставь океаны в порядке уменьшения площади:                                            

   А)Индийский;        Б)Тихий;      В)Северный Ледовитый;      Г)Атлантический

14. Для степей  не характерно: а)тюльпан  б)ковыль  в)папоротник   г)ирисы.

15.В тайге обитают: а) жираф;     б) лось;     в) бегемот;       г) летяга.

  16. Напиши определение следующих понятий:   А)  тропосфера   Б) град                   

   17. С какой целью человек  создаёт биосферный заповедник?

        Итоговая контрольная работа по географии 6 класс

1 вариант

1. Какие три моря пересёк Афанасий Никитин, чтобы оказаться в Индии? Кто совершил первое кругосветное плавание?

2. В 1820 году на судах «Восток» и «Мирный» был открыт загадочный Южный материк. Что это за материк  и назовите его первооткрывателей.

3. Чем топографическая карта отличается от физической карты?

4. Географические координаты. По физической карте полушарий (стр. 14-15) определи,  для какого географического объекта соответствуют следующие координаты: 25̊ с.ш. и 90̊ з.д.

5. Запишите географические координаты для города Москва.

6. Каким цветом на карте обозначаются горы? Назови горы мира (3-4 примера). Как по карте определить: молодые или старые горы?

7. Что такое рельеф Земли? Как ты думаешь, движение литосферных сил создают рельеф или разрушают его?

 Задание по топографической карте:

  1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до дома лесника. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

  1. Определите по карте, в каком направлении от родника находится дом лесника.

  1. Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

2 вариант

  1. Что вело испанских и португальских мореплавателей в Индию? Кому из них удалось открыть морской путь в Азию?
  2. Кто первым достиг Южного полюса?

3. Что значит «ориентироваться»? Какие способы ориентирования ты знаешь?

4. Географические координаты. По физической карте полушарий (стр.14-15) определи,  для какого географического объекта соответствуют следующие координаты: 12̊ с.ш. и 85̊ в.д.

5. Запишите географические координаты для города Санкт-Петербург.

6. Каким цветом на карте обозначаются равнины и низменности? Приведи примеры низменностей и равнин мира. Что такое плоскогорья? Приведи пример.

7. Что такое рельеф Земли? Как ты думаешь, движение литосферных плит создают рельеф или разрушают его?

 Задание по топографической карте.

8.  Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки В до башни. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

9. Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.

10. Школьники выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2, и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 7 го класса.

Рабочая программа по учебнику География материков и океанов...

рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс

Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....