Главные вкладки

    Нефтяная и газовая промышленность России.
    план-конспект урока по географии (9 класс)

    Абрамова Елена Ивановна

    Комбинированный урок с   использованием элементов технологии критического мышления. Осносвная цель учителя  состоит в том , чтобы способствовать  формированию  представления учащихся об особенностях  нефтяной и газовой промышленности  Росии, ее географии, проблемах  и перспективах развития. Создать условия для формирования умений   анализировать  различные источники информации, делать  выводы. предлогать пути решения. Урок оформлен в виде технологической карты. с допонительными материалами  к тематике урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Нефтяная  и газовая промышленность  России

    9 класс

    Учитель: Абрамова  Елена Ивановна

    Тип урока

    Комбинированный, с  использованием элементов  технологии критического мышления

    Цель деятельности учителя

    Способствовать формированию представлению об особенностях нефтяной и газовой промышленности России, ее географии, проблемах и перспективах  развития отраслей. Создавать условия для формирования умений анализировать  различные источники географической информации, делать выводы,предлогать пути решения.

    Образовательные ресурсы

    Учебник, карты атласа, уроки « Кирилла и Мифодия», презентация

    План урока

    1.Значение нефтяной и газовой промышленности   В ТЭБ страны

    2.География отраслей  нефтяной и газовой промышленности России.

    3.Проблемы  отраслей промышленности, перспективы развития, пути решения.

    Методы и формы обучения

    Методы: наглядный, частично-поисковый,практический,контроля

    Основные понятия

    ТЭ ресурсы, нефтяная база, НПЗ,альтернативные источники энергии

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные УУД

    ЛичностныеУУД

    Научатся характеризовать  отрасли промышленности по плану

    Получат возможность научиться анализировать  разные источники  информации и делать выводы, составлять прогнозы

    Познавательные:

    Развивают способности к  самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

    Коммуникативные: Участуют в коллективном объсуждении проблем, проявляют активность  во взоимодействии   для решения задач

    Регулятивные:

    Планируют свои действия в соответствии с  поставленной задачей

    Управляют своей познавательной деятельностью. Огсознают необходимость  использовать географические знания в повседневно жизни для сохранения окружающей среды.

    Организационная структура  урока

    Этап урока

    Обучающие и развивающие компоненты

    Деятельность  учителя

    Деятельность учащихся

    Формы организации взаимодействия на уроке

    Формы контроля

    Мотивация

    Объявление темы урока и совместная постановка целей и задач

    Создает условия для возникновения у обучающихся потребности  включиться в работу

    Слушают и обсуждают тему и цели урока

    Фронтальная работа

    Актуализация

    Виды  ресурсов для получения энергии.География крупнейших бассейнов нефтегазовых и угольных

    Организует работу с картой атласа

    Аргументированно отвечают на вопросы, показывают  географические объекты на карте

    Фронтальная работа

    Устная

    Творческий компонент

    Представление презентации об истории становления  нефтяной промышленности в России

    Организует  класс на просмотр и обсуждение презентации

    Просматривают  и обсуждают презентацию, подготовленную уч-ся, задают вопросы

    Групповаяю и  фронтальная  работа

    Устная

    Изучение нового материала

    Определить место России в мире по запасам  и добычи нефти.

    Работа с текстом учебника (с,28) и стат. таблицами ( Приложение 1, табл.5)

    Выявление географии нефтяной промышленности . Рис. Учебника 18 (с.28), картам  атласа.

    Составление  устной характеристики главных  нефтяных баз страны

    Работа со стат. материалами  учебника (с.32 рис.20) выявление  газодобывающих баз, системы газопроводов

    Учитель организует работу в группах, комментирует  новую  информацию

    Работают с текстом  учебника, статистическим материалом  учебника, картами  атласа и картосхемами, составляют  характеристику отрасли по плану

    Обсуждают  проблемы исчерпаемости  топливно –энергетических ресурсов, целесообразности  разведки и  разработки  новых месторождений

    Групповая работа

    Устные ответы и записи в тетрадях

    Первичное осмысление и закрепление изученного

    На основе  анализа текста, статистических данных , дополнительных  источников географической информации  заполнить  схему  «Проблемы и пути решения нефтяной промышленности России»

    Организует самостоятельную работу, организует контроль

    Выполняют задание в тетрадях

    Индивидуальная работа

    Проверка выполнения заданий

    Итоги урока. Рефлексия

    Обобщение, полученных на уроке сведений

    Организует ответы на вопросы на с.32 ( 1,2,3)

    Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональной состояни на уроке

    Фронтальная работа

    Оценивание работы учащихся на уроке

    Домашне задание

    Стр. 28-32

    Выполнить задание по контурной кате

    Конкретизирует дом. задание

    Записывает  домашнее задание

    Индивидуальная работа

    Приложение 1

    Задание 1

    Заполнить таблицу, используя текст и статистические материалы и другие источники информации.

    Название базы

    Доля в общероссийской добыче в %

    Степень извлеченности

    Крупнейшие месторождения

    Примечание

    Задание 2

    На сколько лет хватит нефти России, если  ее уровень  добычи  не будет снижаться?

    Какие данные нужно использовать , чтобы ответить  на этот вопрос?

    годы

    добыча

    1988

    570 млн.т.

     2007

    490 млн.т

     2012

    512 млнт.

    Запасы разведанные

    20 млрд т.

    Экспорт нефти 2018 г.- сырая 31,5%

                                             Нефтепродукты-23,5%

    Задание 3.

    Используя , текст учебника, выпишите в тетрадь  проблемы нефтяной промышленности России.

    Задание 4

    Заполните  схему:

                                   Причина            Причина        Причина

    Проблемы

    нефтяной    _____________________________________________ВЫВОД

    промышл.

                                    Факты               Факты            Факты

    Дополнительная информация к уроку

    Причины снижения эффективности :                

    • удаленность от потребителя
    • глубина залегания
    • высокая доля примеси
    • плохая организация
    • изношенность оборудования

    Экология:

    • тепловое загрязнение
    • оседание земных пород
    • выбрасы вредных в-в при транспортировке

    Приложение 2

    Презентация к уроку « Из истории развития нефтяной промышленности России»



    Предварительный просмотр:

    Тема: Нефтяная  и газовая промышленность  России

    9 класс

    Учитель: Абрамова  Елена Ивановна

    Тип урока

    Комбинированный, с  использованием элементов  технологии критического мышления

    Цель деятельности учителя

    Способствовать формированию представлению об особенностях нефтяной и газовой промышленности России, ее географии, проблемах и перспективах  развития отраслей. Создавать условия для формирования умений анализировать  различные источники географической информации, делать выводы,предлогать пути решения.

    Образовательные ресурсы

    Учебник, карты атласа, уроки « Кирилла и Мифодия», презентация

    План урока

    1.Значение нефтяной и газовой промышленности   В ТЭБ страны

    2.География отраслей  нефтяной и газовой промышленности России.

    3.Проблемы  отраслей промышленности, перспективы развития, пути решения.

    Методы и формы обучения

    Методы: наглядный, частично-поисковый,практический,контроля

    Основные понятия

    ТЭ ресурсы, нефтяная база, НПЗ,альтернативные источники энергии

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные УУД

    ЛичностныеУУД

    Научатся характеризовать  отрасли промышленности по плану

    Получат возможность научиться анализировать  разные источники  информации и делать выводы, составлять прогнозы

    Познавательные:

    Развивают способности к  самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

    Коммуникативные: Участуют в коллективном объсуждении проблем, проявляют активность  во взоимодействии   для решения задач

    Регулятивные:

    Планируют свои действия в соответствии с  поставленной задачей

    Управляют своей познавательной деятельностью. Огсознают необходимость  использовать географические знания в повседневно жизни для сохранения окружающей среды.

    Организационная структура  урока

    Этап урока

    Обучающие и развивающие компоненты

    Деятельность  учителя

    Деятельность учащихся

    Формы организации взаимодействия на уроке

    Формы контроля

    Мотивация

    Объявление темы урока и совместная постановка целей и задач

    Создает условия для возникновения у обучающихся потребности  включиться в работу

    Слушают и обсуждают тему и цели урока

    Фронтальная работа

    Актуализация

    Виды  ресурсов для получения энергии.География крупнейших бассейнов нефтегазовых и угольных

    Организует работу с картой атласа

    Аргументированно отвечают на вопросы, показывают  географические объекты на карте

    Фронтальная работа

    Устная

    Творческий компонент

    Представление презентации об истории становления  нефтяной промышленности в России

    Организует  класс на просмотр и обсуждение презентации

    Просматривают  и обсуждают презентацию, подготовленную уч-ся, задают вопросы

    Групповаяю и  фронтальная  работа

    Устная

    Изучение нового материала

    Определить место России в мире по запасам  и добычи нефти.

    Работа с текстом учебника (с,28) и стат. таблицами ( Приложение 1, табл.5)

    Выявление географии нефтяной промышленности . Рис. Учебника 18 (с.28), картам  атласа.

    Составление  устной характеристики главных  нефтяных баз страны

    Работа со стат. материалами  учебника (с.32 рис.20) выявление  газодобывающих баз, системы газопроводов

    Учитель организует работу в группах, комментирует  новую  информацию

    Работают с текстом  учебника, статистическим материалом  учебника, картами  атласа и картосхемами, составляют  характеристику отрасли по плану

    Обсуждают  проблемы исчерпаемости  топливно –энергетических ресурсов, целесообразности  разведки и  разработки  новых месторождений

    Групповая работа

    Устные ответы и записи в тетрадях

    Первичное осмысление и закрепление изученного

    На основе  анализа текста, статистических данных , дополнительных  источников географической информации  заполнить  схему  «Проблемы и пути решения нефтяной промышленности России»

    Организует самостоятельную работу, организует контроль

    Выполняют задание в тетрадях

    Индивидуальная работа

    Проверка выполнения заданий

    Итоги урока. Рефлексия

    Обобщение, полученных на уроке сведений

    Организует ответы на вопросы на с.32 ( 1,2,3)

    Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональной состояни на уроке

    Фронтальная работа

    Оценивание работы учащихся на уроке

    Домашне задание

    Стр. 28-32

    Выполнить задание по контурной кате

    Конкретизирует дом. задание

    Записывает  домашнее задание

    Индивидуальная работа

    Приложение 1

    Задание 1

    Заполнить таблицу, используя текст и статистические материалы и другие источники информации.

    Название базы

    Доля в общероссийской добыче в %

    Степень извлеченности

    Крупнейшие месторождения

    Примечание

    Задание 2

    На сколько лет хватит нефти России, если  ее уровень  добычи  не будет снижаться?

    Какие данные нужно использовать , чтобы ответить  на этот вопрос?

    годы

    добыча

    1988

    570 млн.т.

     2007

    490 млн.т

     2012

    512 млнт.

    Запасы разведанные

    20 млрд т.

    Экспорт нефти 2018 г.- сырая 31,5%

                                             Нефтепродукты-23,5%

    Задание 3.

    Используя , текст учебника, выпишите в тетрадь  проблемы нефтяной промышленности России.

    Задание 4

    Заполните  схему:

                                   Причина            Причина        Причина

    Проблемы

    нефтяной    _____________________________________________ВЫВОД

    промышл.

                                    Факты               Факты            Факты

    Дополнительная информация к уроку

    Причины снижения эффективности :                

    • удаленность от потребителя
    • глубина залегания
    • высокая доля примеси
    • плохая организация
    • изношенность оборудования

    Экология:

    • тепловое загрязнение
    • оседание земных пород
    • выбрасы вредных в-в при транспортировке

    Приложение 2

    Презентация к уроку « Из истории развития нефтяной промышленности России»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

    Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

    Завод «Красные Баррикады» – флагман судостроения в нефтяной и газовой промышленности в бассейне Каспийского моря»

    Урок показывает роль градообразующего предприятия в жизни поселка и его жителей...

    Интегрированный урок по теме "Нефтяная и газовая промышленность мира"

    Это обобщающий урок., где  систематизируются и расширяются  знания учащихся по строению и применеию углеродов  в современной жизни. Даётся оценка обеспеченности этим видом сырья мировог...

    Модульный урок №1 по теме «Топливно-энергетический комплекс". Нефтяная и газовая промышленность.

    Урок по теме "Топливно- энергетический комплекс", разработанный с использованием модульной технологии....

    Нефтяная и газовая промышленность

    информация может быть полезна на уроказ 8 и 9 класса...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 21.02.01 РАЗРАБОТКА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

    Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» разработана в соответствии с ФГОС (федеральным компонентом государственного образовательного стандарта) среднего (полного) общего образования (п...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 21.02.02 БУРЕНИЕ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН

    Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» разработана в соответствии с ФГОС (федеральным компонентом государственного образовательного стандарта) среднего (полного) общего образования (п...