Проблемное обучение как метод активизация умственной деятельности учащихся на уроках географии
учебно-методический материал по географии

Проблемное обучение

как метод активизация умственной деятельности учащихся

на уроках географии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемное обучение

как метод активизация умственной деятельности учащихся

на уроках географии ".

Организация учебного процесса в школе предполагает взаимодействие различных видов познавательно деятельности: репродуктивный, репродуктивно-образовательный и продуктивной при ведущей роли. Формирование познавательной деятельности возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний. Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделал его  развивающим.

Важной составной системы развивающего обучения является необходимость:

    1)осознание учащихся процесса обучения;

    2)учитель должен организовать деятельность своих учеников так, чтобы они   стали активными субъектами познавательного процесса.

С целью активации учебного процесса в школе я  применяю проблемное обучение.

 Проблемное обучение — это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности ученика.

Сущность проблемного обучения составляют два понятия:

1. Проблемная ситуация — это состояние интеллектуального затруднения явно или смутно осознанного человеком, пути преодоления которых требуют поиска новых знаний, новых способов действия.

2. Проблема — это тот элемент проблемной ситуации, который вызывает затруднение и принимается человеком для решения.

Форма выражения проблемы:

а) проблемный вопрос (задача);

б) проблемное задание.

Проблемное обучение — это дидактический подход, основой которого являются:

  1. создание проблемных ситуаций,
  2. организация учащихся на их анализ,
  3. обучение учащихся решению проблем,
  4. формирование умения видеть и формулировать проблему.

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся — характерный признак проблемного подхода. При этом степень самостоятельности учащихся бывает различной, в зависимости от применяемых методов обучения.

Методы проблемного обучения: I) проблемное изложение,

II) частично-поисковый (эвристическая беседа),

III) исследовательский метод.

I) Проблемное изложение — его цель — показать образец решения проблемы.

Тема: Особенности природы Урала.

Проблема: формирования природы территории как результат взаимодействия:

а) внутренних и внешних процессов,

б)  зональных и  азональных факторов,

в) антропогенных факторов.

Излагаю материал так, чтобы доказать, что современная природа Урала — результат сложного взаимодействия многообразных факторов, зачастую действующих в противоположных направлениях.

Тема: Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России.

Проблема: Какие города лучше для жизни людей большие или малые?

В процессе изложения последовательно показываю:

  1. преимущества и недостатки каждого из типов городов с точки зрения: развития производства, занятости населения, образования и культуры.
  2. Сопоставляю ситуацию в области: экологии, транспорта, социальной среды и т.д.

Вывод в конце проблемного изложения: невозможно однозначное решение проблемы, т.к. каждый из видов городов имеет недостатки и достоинства.

Проблемное изложение даётся учащимся нелегко, поэтому целесообразно в конце урока воспроизвести систему доказательств учителя в целом или по отдельным смысловым блокам.

II) Частично- поисковый метод (эвристическая беседа) — этот метод постепенно приобщает учащихся к творческой деятельности.

С помощью чего это достигается?

  1. с помощью проблемных (или творческих заданий):

учитель — а) конструирует задание,

                    б) сообщает его учащимся,

                    в) расчленяет задание на несколько задач и вопросов,

                    г) выразительная форма этого метода — эвристическая беседа.

Учащиеся — осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, а под руководством учителя.

Тема: «Почва России».

Проблемное задание: «Объясните, как повлияло древнее оледенение на почвы?»

Подвопросы:

  1.  В чём заключается деятельность ледника в северной части Русской равнины?
  2. Где почвы моложе — на севере или на юге Русской равнины?
  3. Какие почвы имеют большую мощность — более молодые или более старые?
  4.  Чем объясняется малая мощность и каменистость почв Кольского полуострова и Карелии?

В заключении опять повторяю вопрос: «Как повлияло древнее оледенение на почвы?»

Делается обобщение и вывод.

III) Исследовательский метод — приобщает школьников  к творческой деятельности.

Этот путь, по сравнению с другими, предполагает самостоятельное выполнение творческого задания.

Долговременные творческие задания:

выполняются в краеведческой работе.

1.Проект «Календарь природы Подмосковья»

2. Исследовательская работа «Погода и климат Подмосковья»

Кратковременные творческие задание:

требуют переосмысления ранее усвоенных знаний и работы с разными источниками (картами).

Виды проблемных заданий по географии.

  1. Задания, проблемный  характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи.

Знают: широта ниже — тепла больше, и наоборот.

Проблемное задание (анализ карт атласа):

«Почему же в Африке средние температуры в тропических широтах выше, чем в экваториальных?»

  1. Задания на установление многозначных примерно следственных связей:

«Какие изменения наступают в природе средней полосы России после рубки леса?»

«Какие факторы способствовали тому, что США стали ведущей державой мира?»

  1. Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими (ситуация антиномий — противоположных суждений, рассуждение по типу «и то и другое одновременно»).

10 класс. «Увеличилось или уменьшилось в период НТР влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?»

9 класс. «Выгодно или нет ЭГП России?»

«Используя знание по географии России, объясните, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны. Благоприятствует или затрудняет это развитие хозяйства?»

8 класс. «Какое воздействие оказывают текучие воды (реки) на рельеф разрушают или созидают?»

7 класс. «Единство и борьба противоположностей». Этот философский закон применим к работе внутренних и внешних факторов влияющих на рельеф. Как вы это понимаете?»

  1. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, о происхождении вечной мерзлоты, образовании лёссовых плато, изменения климатов Земли.
  2. Задания-парадоксы. (Парадокс — это неожиданность, идущая вразрез с привычным представлением).

8 класс. «Реки, текущие по европейской части России и Сибири разливаются один раз в год, а реки Средней Азии — Сырдарья, Амударья и Зеравшан — имеют два паводка — весной и летом. Как это можно объяснить?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся

Чтобы соответствовать современным требовани­ям, выпускник школы должен глубоко усвоить ос­новные идеи современной физики, овладеть систе­мой научных понятий, уметь ориентироваться в на­учно-техн...

Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...

Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии

Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить»....

Влияние « Метода проекта» на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Реализация метода проектов перспективна при изучении географии; работа в указанных формах вызывает у учащихся интерес и является более результативной, чем на традиционных уроках....