Проблемное обучение как метод активизация умственной деятельности учащихся на уроках географии
учебно-методический материал по географии
Проблемное обучение
как метод активизация умственной деятельности учащихся
на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемное обучение
как метод активизация умственной деятельности учащихся
на уроках географии ".
Организация учебного процесса в школе предполагает взаимодействие различных видов познавательно деятельности: репродуктивный, репродуктивно-образовательный и продуктивной при ведущей роли. Формирование познавательной деятельности возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний. Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделал его развивающим.
Важной составной системы развивающего обучения является необходимость:
1)осознание учащихся процесса обучения;
2)учитель должен организовать деятельность своих учеников так, чтобы они стали активными субъектами познавательного процесса.
С целью активации учебного процесса в школе я применяю проблемное обучение.
Проблемное обучение — это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности ученика.
Сущность проблемного обучения составляют два понятия:
1. Проблемная ситуация — это состояние интеллектуального затруднения явно или смутно осознанного человеком, пути преодоления которых требуют поиска новых знаний, новых способов действия. | 2. Проблема — это тот элемент проблемной ситуации, который вызывает затруднение и принимается человеком для решения. Форма выражения проблемы: а) проблемный вопрос (задача); б) проблемное задание. |
Проблемное обучение — это дидактический подход, основой которого являются:
- создание проблемных ситуаций,
- организация учащихся на их анализ,
- обучение учащихся решению проблем,
- формирование умения видеть и формулировать проблему.
Самостоятельная познавательная деятельность учащихся — характерный признак проблемного подхода. При этом степень самостоятельности учащихся бывает различной, в зависимости от применяемых методов обучения.
Методы проблемного обучения: I) проблемное изложение,
II) частично-поисковый (эвристическая беседа),
III) исследовательский метод.
I) Проблемное изложение — его цель — показать образец решения проблемы.
Тема: Особенности природы Урала.
Проблема: формирования природы территории как результат взаимодействия:
а) внутренних и внешних процессов,
б) зональных и азональных факторов,
в) антропогенных факторов.
Излагаю материал так, чтобы доказать, что современная природа Урала — результат сложного взаимодействия многообразных факторов, зачастую действующих в противоположных направлениях.
Тема: Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России.
Проблема: Какие города лучше для жизни людей большие или малые?
В процессе изложения последовательно показываю:
- преимущества и недостатки каждого из типов городов с точки зрения: развития производства, занятости населения, образования и культуры.
- Сопоставляю ситуацию в области: экологии, транспорта, социальной среды и т.д.
Вывод в конце проблемного изложения: невозможно однозначное решение проблемы, т.к. каждый из видов городов имеет недостатки и достоинства.
Проблемное изложение даётся учащимся нелегко, поэтому целесообразно в конце урока воспроизвести систему доказательств учителя в целом или по отдельным смысловым блокам.
II) Частично- поисковый метод (эвристическая беседа) — этот метод постепенно приобщает учащихся к творческой деятельности.
С помощью чего это достигается?
- с помощью проблемных (или творческих заданий):
учитель — а) конструирует задание,
б) сообщает его учащимся,
в) расчленяет задание на несколько задач и вопросов,
г) выразительная форма этого метода — эвристическая беседа.
Учащиеся — осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, а под руководством учителя.
Тема: «Почва России».
Проблемное задание: «Объясните, как повлияло древнее оледенение на почвы?»
Подвопросы:
- В чём заключается деятельность ледника в северной части Русской равнины?
- Где почвы моложе — на севере или на юге Русской равнины?
- Какие почвы имеют большую мощность — более молодые или более старые?
- Чем объясняется малая мощность и каменистость почв Кольского полуострова и Карелии?
В заключении опять повторяю вопрос: «Как повлияло древнее оледенение на почвы?»
Делается обобщение и вывод.
III) Исследовательский метод — приобщает школьников к творческой деятельности.
Этот путь, по сравнению с другими, предполагает самостоятельное выполнение творческого задания.
Долговременные творческие задания: выполняются в краеведческой работе. 1.Проект «Календарь природы Подмосковья» 2. Исследовательская работа «Погода и климат Подмосковья» | Кратковременные творческие задание: требуют переосмысления ранее усвоенных знаний и работы с разными источниками (картами). |
Виды проблемных заданий по географии.
- Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи.
Знают: широта ниже — тепла больше, и наоборот.
Проблемное задание (анализ карт атласа):
«Почему же в Африке средние температуры в тропических широтах выше, чем в экваториальных?»
- Задания на установление многозначных примерно следственных связей:
«Какие изменения наступают в природе средней полосы России после рубки леса?»
«Какие факторы способствовали тому, что США стали ведущей державой мира?»
- Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими (ситуация антиномий — противоположных суждений, рассуждение по типу «и то и другое одновременно»).
10 класс. «Увеличилось или уменьшилось в период НТР влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?»
9 класс. «Выгодно или нет ЭГП России?»
«Используя знание по географии России, объясните, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны. Благоприятствует или затрудняет это развитие хозяйства?»
8 класс. «Какое воздействие оказывают текучие воды (реки) на рельеф разрушают или созидают?»
7 класс. «Единство и борьба противоположностей». Этот философский закон применим к работе внутренних и внешних факторов влияющих на рельеф. Как вы это понимаете?»
- Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, о происхождении вечной мерзлоты, образовании лёссовых плато, изменения климатов Земли.
- Задания-парадоксы. (Парадокс — это неожиданность, идущая вразрез с привычным представлением).
8 класс. «Реки, текущие по европейской части России и Сибири разливаются один раз в год, а реки Средней Азии — Сырдарья, Амударья и Зеравшан — имеют два паводка — весной и летом. Как это можно объяснить?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как метод активизации мыслительной деятельности и развития товорческих способностей учащихся на уроках физики"
Содержание статьи раскрывает способы постановки проблемы и её разрешения....
Проблемное обучение как метод активизации познавательной деятельности учащихся
Чтобы соответствовать современным требованиям, выпускник школы должен глубоко усвоить основные идеи современной физики, овладеть системой научных понятий, уметь ориентироваться в научно-техн...
«Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности учащихся»
Материал для учителей математики....
Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...
Проблемное обучение как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии
Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить»....
«Технология проблемного обучения как способ активизации познавательной деятельности учащихся»
Материал для выступления на методическом объединении...
Влияние « Метода проекта» на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках географии
Реализация метода проектов перспективна при изучении географии; работа в указанных формах вызывает у учащихся интерес и является более результативной, чем на традиционных уроках....