Влияние « Метода проекта» на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках географии
статья по географии

Ярболдиева Сайбат Эрежеповна

Реализация метода проектов перспективна при изучении географии; работа в указанных формах вызывает у учащихся интерес и является более результативной, чем на традиционных уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние « Метода проекта» на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках географии»

Активизация познавательной деятельности учащихся одна из многих проблем, направленных на повышение эффективности и качества обучения, развитие познавательного интереса. В Законе РК «Об образовании» 2007 года, выдвигается задача: способствовать самовоспитанию личности, широко используя разнообразные оптимальные формы и методы, прививать каждому учащемуся устойчивое желание и умение систематически учиться, самостоятельно пополнять и углублять свои знания. «Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы» ориентирует педагогов на формирование у школьников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности.

В соответствии с требованиями  Государственного стандарта - моя задача как учителя передать ученикам научные знания по предмету, показать научно-практическое и познавательное значение знаний учебного материала.  

Причиной низкого качества знаний учащихся по географии во многих школах является главным образом нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся сводится лишь к восприятию излагаемых учителем готовых знаний и не остаётся времени на осмысление, запоминание, применение и проверку результатов. А ведь главное, чтобы все перечисленные выше этапы усвоения знаний, умений выполнялись лично каждым школьником, его умственным трудом, но под руководством учителя.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не о внешней активности (переписывании), а о внутренней мыслительной активности ученика, о творческом мышлении.

Под активизацией деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности. Действия учителя, побуждающие школьника к учебной работе и знаниям, и есть средство активизации. Активизация это процесс, направленный на достижение активности личности и сохранение этого состояния. Конечно, степень познавательной активности учеников зависит от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий. Ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса.

          Проблема, поставленная в данном исследовании, заключается в том, что у подростков структура деятельности развивается неравномерно за счёт преимущественного развития операционной стороны по сравнению с мотивационно - целевой стороны познавательной деятельности.

Решение  этой  проблемы  и  составляет  цель  проекта:  разработать и экспериментально апробировать метод проекта по географии в 6 классе, как средство развития мотивационно- целевой стороны познавательной деятельности.

Для современной педагогики характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс, строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Перемены, происходящие в современной педагогике, не могли коснуться форм и методов обучения. В этой связи интерес представляет «Метод Проектов».

После внедрения «Метода проекта» в учебно-воспитательный процесс в экспериментальном классе:

1.Повысилась степень обученности и успеваемости учащихся по разделу «Атмосфера»  

2.Повысилось качество знаний учащихся на 52%.  

3.У учащихся проявился выраженный познавательный интерес к предмету.

4.В ходе эксперимента было выявлена положительная динамика:

а) увеличилось количество учащихся с ярко выраженным  познавательным интересом.  

б) у ребят в экспериментальной выборке в целом повысился уровень мотивации к дисциплине география.

5.Внедрение «Метода проектов» позволило развить у учащихся такие обще учебные умения и навыки как: построение графиков, диаграмм, математическая обработка статистических данных.

6.Ребята получили навыки исследовательской работы.

7. «Метод проектов» дал  толчок творческой мысли учащихся, что привело к расширению возможностей учащихся в конструировании моделей метеорологических приборов, созданию новых наглядно-демонстрационных пособий, в частности «Звезды облачности»

Умение работать в коллективе и коммуникативные навыки как нельзя лучше можно сформировать, используя метод проектов. Этот метод ориентирован на групповую самостоятельную деятельность учащихся под руководством учителя. Метод проектов позволяет развивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Этот метод дает возможность учителю выявить учеников, желающих и способных заниматься серьезной научно-исследовательской работой.    

«Метод проектов» решает задачу управления познавательной деятельностью, поскольку содержит в себе не только алгоритмические предписания и ориентировочную основу деятельности, но и позволяет получать сведения о ходе управляемого процесса через обратную связь.

Применение «Метода проекта» при организации учебно-воспитательного процесса  на уроках географии оказало развивающее влияние на повышение степени обученности и активизации познавательной деятельности учащихся.

        Организация и проведение эксперимента характеризуется некоторыми элементами новизны: в ходе эксперимента было рассмотрено, как «Метод проектов» влияет на развитие познавательной деятельности детей, которая  оценивалась в следующих параметрах:

1. Интенсивность познавательных интересов.

2.Обученность по показателям: качество знаний, умений, навыков и успеваемость.

В ходе исследования была изучена технология планирования, организации и осуществления «Метода проекта».

           В сотрудничестве с учащимися, в системе учебных и вне учебных занятий,  был разработан и реализован проект – «Создание метеорологической карты поселка Актас».

Был осуществлён подбор диагностических методов для оценки мотивационно – целевой стороны познавательной деятельности и разработаны тесты достижений.

Проведена психолого-педагогическая диагностика процессуальной стороны познавательной деятельности и степени обученности учащихся.

  Реализация метода проектов перспективна при изучении географии; работа в указанных формах вызывает у учащихся интерес и является более результативной, чем на традиционных уроках.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что уроки с использованием новых технологий, а именно технологии проектов, школьникам очень нравятся. На них ученики учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках  географии, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять  географические знания на практике.

    Для учителя результат такой работы также немаловажен: его ученики самостоятельно добывают новые знания, учатся анализу нестандартных ситуаций, систематизируют поиск решений, закрепляют знания, полученные от учителя, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации. На таких уроках происходит единение учителя и учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии

В данной статье я рассказываю о том, какие современные образовательные технологии, методы и приёмы  использую для активизации познавательной деятельности  учащихсяна уроках географии...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии

Рабртая по проблеме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии" я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением чтобы трудный материал стал более поня...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке географии в коррекционной школе 8 вида.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углу...

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии

Давайте представим себе механизм, например, часовой. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он начал работать? Завести его ключом.            П...

«Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики» выступление на педсовете

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет боль...