Зеленая жемчужина Калининграда. История старинного парка
проект по географии (10 класс)

Проект ученицы 10А класса Шулуповой Юлии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАУКОДО «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа №25 с УИОП им.Грачева

Зеленая жемчужина Калининграда. История старинного парка.

Автор: Шулупова Юлия Сергеевна

Ученица  10 класса 

Руководители: Крутий Ирина Ивановна,

педагог дополнительного образования

ГАУКО ДО КОДЮЦЭКТ

Шулупова Ольга Анатольевна,

Учитель географии,

МАОУ СОШ №25 с УИОП

 Калининград

2020

Содержание работы

  1. Введение…………………………………………………………….3 стр.
  2. Актуальность темы…………………………………………………5 стр.
  3. Цель и задачи исследования………………………………………………………..5 стр.
  4. Методы исследования, практическая значимость проекта……...6 стр.
  5. История ботанического сада университета «Альбертина» до Великой Отечественной войны ………………………………………………7 стр.

 Послевоенные годы в истории сада

  1.  «Альбертина»  ………………………………………………                                   .. стр
  2. Интервью с сотрудниками ГАУКОДО«Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма»…..15 стр.
  3. Анализ полученной информации………………………………….. стр..
  4. Выводы………………………………………………………………17стр.
  5. Список литературных источников…………………………………19стр.
  6. Приложения …………………………………………………………20стр.

Введение

История Кенигсберга-Калининграда началась в 1255 году с корчевания дикого леса, когда магистр фон Остерн основал здесь крепость. С тех пор каждый владелец этой земли старался владеть ею с пользой и украшать свою собственность. Сады и парки являются порождением своего времени. Изучая историю садово-паркового искусства разных эпох и народов, мы судим об их культуре. Калининград – самый западный  город России с многовековой европейской культурой, наследует ее традиции.

Сегодня на территории Калининградской области насчитывается около 200 довоенных усадеб и парков. Немецкие землевладельцы были любителями природных красот, почти каждый из них хотел удивить соседей собственным оригинальным садом вокруг своего имения. Их владельцами, как правило, были известные политические деятели или немецкое высшее дворянство.

     В XVIII веке эти сады стали передаваться в дар Кёнигсбергу. Так собственностью города стали: Королевский сад (площадь в районе ул. Университетской), Народный сад (сад Экоцентра), Мюнц-платц (южная оконечность Нижнего пруда), восточный участок променада Замкового (Нижнего) пруда. В предместьях: парк Луизенваль, Вальтер Симон-платц (стадион «Балтика») и зоопарк.

     Существенным же образом на облик Кёнигсберга повлияло создание в 1875 году Союза по озеленению города, идейным вдохновителем которого стал врач Фридрих Кессель. Активисты этого союза облагораживали старые запущенные парки и высаживали новые деревья на улицах города, предварительно проведя учет всех зеленых насаждений. Превращению Кёнигсберга в город-сад поспособствовало и изменение характера градостроительства в это время: старый оборонительный пояс потерял свое фортификационное значение, а расширение города позволило планировать новые парки, аллеи, пруды, скверы, клумбы и придомовые садовые участки.

     Сегодня к памятникам природы местного значения относится около 69 ботанических объектов. Все они в данный момент находятся в различном состоянии. Одним из них является дендрарий Калининградского областного детско - юношеского цента экологии, краеведения и туризма - памятник природы местного значения.

    Это одна из главных и самых скромных достопримечательностей города: Ландшафтный парк и первый ботанический сад Кенигсберга. Он считался одним из красивейших ботанических садов Германии и западной Европы.

        История сада началась вместе с возрождением университета.

     В 1965 году парк был объявлен памятником природы, он представляет большую научную и историческую ценность. Сейчас его площадь составляет 3 га. Это дендропарк ландшафтного стиля с прудом в центре. Общее число видов около 50.

Сады, скверы и парки имеют долгую и трудную историю, такую же, как и сам город, жители которого, проявляли немало усилий, чтобы росли и множились зеленые насаждения.

Нам необходимо понять, что кроме нас нашу Природу никто по-настоящему любить не может, а потому и не сохранит. Мы обязаны не дать их разрушить. Именно это - наш долг. Жизненно необходимым представляется внедрение в массовое сознание мировоззрения экологического патриотизма. Знания о своем городе должны быть у каждого человека. Чтобы построить будущее – надо соединить прошое и настоящее.

Объект исследования: памятник природы - парк экоцентра – настоящее произведение садово-паркового искусства, сохранившееся до наших дней.

Актуальность работы

     Актуальность работы заключается, прежде всего, в необходимости сохранить парк, рассказать об этом месте людям. В последнее время уничтожается большое количество деревьев, это нужно исправить. На плечи наших школьников в ближайшем будущем ляжет тяжелый груз забот и проблем, связанных с необходимостью сохранения естественных природных комплексов.

      Изучение истории родного края, охрана памятников природы – важнейшие задачи на пути развития   самосознания и формирования    гражданской    позиции.

Цель исследовательской работы

 Изучить  историю создания парка экоцентра, пробудить интерес и бережное отношение общественности к культурно-историческому и природному наследию, вернуть историческую память об усадебных местах и проживавших в них людях.

Задачи

- изучить литературу по данной теме;

- изучить историю возникновения парка экоцентра.

- раскрыть уникальность парка экоцентра.

- объяснить о необходимости охраны природы парка.

-узнать дальнейшие изменения реконструкции парка.

Методы исследования

- подбор и изучение материала по теме;

- беседы с сотрудниками центра;

- обработка материала: анализ, систематизация материала;

- создание видеоролика «Зеленая жемчужина Калининграда. История старинного парка».

Практическая значимость

     Результаты исследования могут быть использованы при проведении внеклассных мероприятий и уроков обществознания, окружающего мира, при проведении классных часов и викторин, а так же при проведении экскурсий в парк. Получение  в результате работы информации, которая будет полезной в разработке перспективных проектных рекомендаций.

Гипотеза

      Я думаю, что в настоящее время парк экоцентра, может стать любимым местом отдыха горожан, туристов и ценителей русской истории.

Продукт проекта

     материалы исследовательской работы, видеоролик «Зеленая жемчужина Калининграда. История старинного парка».

История ботанического сада университета «Альбертина»

Дендрарий Калининградского областного детского Центра экологического образования и туризма был заложен в 1805 году как парадный парк виллы, принадлежащей заслуженному общественному деятелю и поэту Пруссии Йоганну Георгу Шеффнеру, у которого в 1806 году  прусский король Фридрих Вильгельм-III покупает эту землю и дарит кафедре ботаники Кенигсбергского университета Альбертины  для разбивки и сооружения Ботанического сада. 

   Йоганн Георг Шеффнер - немецкий поэт (1736—1820). Купил усадьбу в 1795 году (в конце 18 века).

Напечатал: "Die Wissenschaften, besungen von Joh. George S." (1758); "Jugendliche Gedichte" (Кенигсберг, 1761); "Campagnen-Gedichte zum Zeitvertreib im Lager" (Дрезден, 1761); "Freundschaftliche Poesien eines Soldaten" (Берлин, 1764; 2 изд., 1798); "Gedichte im Geschmack des Grécourt" (Франкфурт и Лейпциг, 1771, 1773, 1780, 1783); "Spätlinge" (Кенигсберг, 1803); "Mein Leben, wie ich es selbst beschrieben" (Лейпциг, 1816); "Nachlieferungen zu meinem Leben" (Лейпциг, 1884).

 Сооружение  Ботанического сада и преобразование приусадебного парка в новое научно-учебное подразделение Альбертины началось уже в 1810 году под руководством его первого директора, ботаника и зоолога профессора Августа Фридриха Швейггера, получившего от руководителя департамента просвещения и культов Германии Вильгельма фон Гумбольда, - известного государственного деятеля, философа, филолога и поэта, предписание: «…создать ботанический сад самым целесообразным образом с применением всех полученных знаний и опыта и содержать его под постоянным наблюдением в строгом порядке».

В помощь ему был приглашен из Берлина специалист-садовод .

 Как директор сада Швайггер стремился иметь как можно больше видов растений. В списке в 1812 года их было уже 2367, в последующие годы это число росло в геометрической прогрессии. Благодаря колоссальному трудолюбию Швайггер сумел присоединить к саду еще небольшие по площади территории, и его площадь составила более трех гектаров. Но кенигсбергский сад оставался самым малым по площади среди прусских ботанических садов. В коллекции сада была представлена растительность шести климатических зон Земли, по числу которых были построены шесть специальных закрытых помещений [].

        С 1819г. А.Ф.Швайггер не раз совершал научные поездки и посетил Швецию, Данию, Англию, Францию, Италию. В середине 1819г. А.Ф. Швайггер отправился в длительную экспедицию на юг Европы, намереваясь, в частности посетить Грецию и Сицилию. Эта поездка закончилась для него трагически: в июне 1821г. он был убит на Сицилии своим проводником. Его коллеги по университету установили в ботаническом саду памятную стелу. Часть стелы с латинской надписью: «Памяти. Август Фридрих Швайггер, основателя садов, имевшего особые заслуги, посвящается друзьями 1824г.» - сохранилась доныне (приложение 2  рисунок 2)

        С 1826 г. по 1858 г. Должность директора ботанического сада занял молодой геттингенский приват-доцент Э.Г.Ф.Майер. Ему удалось расширить площадь сада, изменить планировку сада и состав насаждений. Майер глубоко занимался историей ботаники и написал четырехтомный труд на эту тему.

В 1858г. директором ботанического сада стал уроженец Кенигсберга профессор ботаники Роберт Каспари (1818-1887г.). Особое внимание он уделял местной прусской флоре. Ему удалось установить около 70 новых видов растений Пруссии. Р. Каспари довел площадь сада до четырех гектаров. Он построил большую оранжерею со стеклянными стенами и кровлей на дне впадины, где ныне находится пруд (приложение 3  рисунок 3) Это помещение предназначалось для тропических водорослей. В 1889г. оно было снесено, так же как и часть построений Р. Каспари - теплицы южнее главного входа [].

        Роберт Каспари организовал в 1867 году  Ботаническое общество, при нем на территории сада был построен в 1881году Ботанический институт, занимавшийся исследованием строения и физиологии растений, их болезней, ботаникой лесных культур ().

Наклонную территорию на севере ботанического института Р. Каспари начал засаживать иноземными хвойными деревьями, возможно в это время были высажены 2 экземпляра сосны чёрной [].

На смену Каспари в 1888 г. пришел профессор Х.Люерссен. Вскоре он распорядился вырыть пруд с фонтаном на месте оранжереи для водорослей. При нем были снесены теплицы, построенные еще Швейггером, и возведена одна небольшого размера. Территория сада в тот период несколько уменьшилась, потому что часть площади от него отторглась для расширения фармацевтической лаборатории, переехавшей из Кнайпхофа в 1888 г. Потеснили сад и на южной границе: там построили изолятор глазной клиники с операционным залом для лечения заразной глазной болезни – трахомы.

После Люерссена на пост директора пришел К.Мец, эрудированный и деятельный специалист. При нем в саду появилась искусственная дюна, южнее пруда в низине было образовано болото. Восточному склону у пруда был придан характер горной местности с соответствующей растительностью из Средней Европы и Америки, а склон на юго-востоке от памятника Швейггеру стал местностью известнякового типа с подобранной растительностью.

С 1935 года пост директора ботанического сада занимал К.Мотес, занимавший эту должность до последних дней существования Кенигсбергского университета.

        Природные условия Кенигсберга были приемлемы для многих видов растений, включая и экзотические.  Людям не раз приходилось преодолевать последствия экстремальных погодных явлений, таких как ливневые дожди, ранние осенние или поздние весенние заморозки, ураганные ветры. Но стараниями прусских ученых и садовников сад не терял своей привлекательности, его коллекция постоянно пополнялась . 

       Ботанический сад Кенигсбергского университета явился одним из первых институтов естественнонаучного направления, основанных на пути обновления Альбертины в начале 19 века .

      Во время войны и в первые послевоенные годы сад очень пострадал: погибло много растений, были разрушены специальные и служебные здания, дезорганизован водный режим почв, погибли очень многие древесные растения .   Потеряно 80 % великолепия. Сегодня по крупицам сотрудники восстанавливают и бережно охраняют экспонаты, например реликтовые деревья гинкго. И приучают к этому маленьких калининградцев.

 

Послевоенные годы в истории сада

     Долгое время, после войны, здесь были просто огороды и руины.                        На основании распоряжения Совета Министерства РСФСР от 11августа 18951г. №4260-р и решения исполнительного комитета Калининградского Областного Совета Депутатов трудящихся от 28 ноября 1951г. № 1084 приказом Отдела Народного Образования Калининградской области с 1 ноября 1951г. было организовано внешкольное учреждение - областная станция юных натуралистов.

      Сам сад 1951года сохранил не более 200 видов и форм растений [8]. Восстановление сада началось в 1951году, когда бывший  ботанический сад Кенигсбергского университета был передан областному отделу народного образования для организации станции юных натуралистов. Благодаря труду педагогов и детей, некоторые   редкие растения,  из занесённых в Красные книги:  планеты, отдельных регионов и страны,  сохранились до наших дней.

         Первые опыты, первое знакомство с удивительным миром растений многих юных калининградцев начались именно здесь, на территории старого сада университета Альбертины].

    Пятидесятые годы характеризуется созданием учебно-материальной базы, становлением Станции как учреждения внешкольного образования. Появился живой уголок, расцвели цветы, подрастали деревца и кустарники, посаженные ребячьими руками, посажен плодовый сад, проведена первая инвентаризация коллекции растений. Инвентаризация растений – первый научный труд послевоенных лет, который сделала молодой ученый – Галина Георгиевна Кученёва.  К сожалению, материалы инвентаризации конца 1950-х- нала 1960-х годов утрачены.

   В шестидесятых семидесятых годах широко развернулась работа ученических производствен-ных бригад и школьных лесничеств. Стало традицией проведение районных и областных слетов юных друзей природы и широкомасштабных юннатских природоохранных акций: «День птиц», «Первоцветы», «Голубые и зеленые патрули» и др.

  
В восьмидесятых годах на базе учебно-опытных участков и дендрария станции впервые была сделана попытка вовлечения школьников в учебно-исследовательскую и опытническую деятельность. Это были ещё робкие шаги в данном направлении, но они дали первые положительные результаты и заложили основу учебно-исследовательской работы в последующие годы.

    В начале 1991 года областная станция юных натуралистов реорганизуется в учреждение дополнительного образования нового типа – Калининградский областной экологический центр учащихся, который, сохранив положительный опыт предшествующих лет, развивает новые направления образовательной и воспитательной деятельности по экологическому просвещению населения Калининградской области. Одно из них – профессиональная подготовка учителей естественнонаучного цикла в сфере экологизации естественнонаучного процесса на всех уровнях образования: дошкольного, школьного, профессионального, послевузовского.

В 1991 году была сделана новая инвентаризация флоры сада Ниной Владимировной Лысовой, кандидатом биологических наук. Полный списочный состав растений парка по результатам этой инвентаризации не сохранился. Но сохранились справочные обобщенные результаты.

Данные инвентаризации за 1991 год показали, что в экспозиции дендрария были представлены 74 интродуцента, 53 местных вида, принадлежащих к 38 семействам, 96 родам [8].

В 2001 году экологический Центр учащихся реорганизован в Областной Детский Центр экологического образования и туризма. Открылись новые перспективы и возможности реализации концептуальный основ, целей, задач и принципов экологического образования, развития детско-юношеского туризма и краеведения как основы воспитания экологической культуры, гражданственности и патриотизма. Сегодня наш Центр, накопив за последние годы огромный опыт учебно-исследовательской деятельности учащихся, реализует новые подходы к организации образовательного процесса в контексте педагогики развития, освоения инновационных технологий, направленных на изменение характера дополнительного образования от суммы знаний, умений и навыков к поисковому, мотивирующему самоопределению учащихся.

    В 2003-2004 годах сотрудниками Центра было проведено уточнение списочного состава древесных растений парка и составлен новый список растений, но только иноземных видов с указанием регионов их происхождения.

В сентябре 2004 года в университете на факультете биоэкологии проводилась международная научно-практическая конференция «Роль ботанических садов в сохранении и обогащении биологического разнообразия видов». Центр и дендрарий были одной из площадок проведения конференции. Учёные ботаники Белоруссии, Литвы, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов дали высокую оценку научно-просветительской деятельности Центра и состояния ботанической коллекции сада. Но это событие на территории сада было уже относительно давно [8].

Мини-зоопарк "Соседи по планете"

11 августа 2012 года в Центре при стечении огромного количества гостей был  открыт контактный мини-зоопарка "Соседи по планете"! В комплексе появились новые аквариумы с экзотическими рыбками, экзотариум с тропическими животными, а также живой уголок с пушистыми питомцами. Проект был реализован при финансовой поддержке ОАО "ЛУКОЙЛ". В помещении зооуголка были установлены стеллажи, новые вольеры для птиц, приобретены новые комфортабельные клетки для старых и новых обитателей. Закуплено самое современное оборудование для террариумов, приобретены экзотические тропические рептилии. На базе мини-зоопарка работает  кружок "Юный зоолог" на базе мини-зоопарка. Среди посетителей и люди с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники детских садов и интернатов.

      В настоящее время Центр располагает уникальной учебной базой для проведения занятий по биологии, экологии, географии, природоведению и другими дисциплинами. Конечно, это - парк, с   уникальной коллекцией    растений, что позволяет проводить экскурсии для разных возрастных и социальных групп от детей детских садов до ученых.

Ежегодно экскурсионные маршруты парка: «Остров зелёных чудес», Живые ископаемые, реликты в парке», «Патриархи нашего парка, деревья – долгожители», «Растения, штурмующие высоту», «Наши первоцветы - торопыги», «Горожане Вселенной», «Разнообразие красок и оттенков на клумбах», «Растения которые лечат», «Их все меньше на планете»- посещают более 5 тысячи  школьников  города и области.

 Центр, продолжая традиции ботанического сада, поддерживает сотрудничество с БФУ имени Иммануила Канта.

Дендропарк составляет основу учебно-материальной базы. Зарегистрирован как Памятник Природы, истории и культуры местного значения. Коллекционный фонд дендропарка насчитывает более 350   видов, форм и сортов растений. 183 таксона – растения древесных и кустарниковых пород, из них 84 вида реликтовые и охраняемые растения: гингко двулопастной, багряник японский, аралия манчьжурская, сосна Веймутова, дуб скальный, магнолия и другие. Травянистые растения открытого грунта представлены 195 таксонами. Оранжерейных растений насчитывается около 90 видов. 

Интервью с сотрудниками ГАУКОДО «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма»

Директор ГАУКОДО «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» Каплуцевич Инна Францевна: Наш Центр работает, как организация для  дополнительного образования детей и взрослых. Парк работает для горожан. В настоящее время разрабатывается концепция, согласно, которой планируется открытие новых зон на территории парка (туристические площадки, площадки для активного отдыха). Проводится обследование парка, фитоанализ растений, инвентаризация (подсчет ценных пород деревьев и утраченных). Прогулочные зоны должны отвечать современным требованиям, предназначены также для людей с ограниченными возможностями. С Центром сотрудничает инициативная группа архитекторов, туристический центр.  Проводятся туристические конференции - Воркшоп. В планах новое строение со стороны ул.Галицкого – главный вход в Экологический Центр. Также в оранжерее планируется разместить не только растения, но и животные из зооуголка. Планируется частичная переделка забора. Историческая часть будет вписана в дизайн. Забор играет защитную функцию и историческую.

Волошина Маргарита Ивановна, методист Центра

Благодаря выигранной заявки проекта при поддержке фонда президентских грантов Российской Федерации, был осуществлен проект

2019 году  «Дети за охрану природы». Высажено 30 древесных кустарниковых растений.

Хронологическая  справка.

  1. На основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 11 августа 1951 года № 4260-р  и решения Калининградского облисполкома от 28 ноября 1951 года №1084 было организовано государственное учреждение дополнительного образования детей «Областная станция юных натуралистов».
  2. С 1 января 1992 года Областная станция юных натуралистов преобразована в государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Калининградский областной эколого-биологический центр учащихся» (Приказ Управления народного образования облисполкома от 29 декабря 1991 года №860 и приказ по областной станции юных натуралистов от 03 января 1992 года №1)
  3. С 10 августа 2001 года Калининградский областной эколого-биологический центр учащихся реорганизован в государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Калининградскийобластной детский центр экологического образования и туризма» (Приказ Управления образования администрации Калининградской области от 08.08.2001 года  № 971 и приказ по  областному эколого-биологическому центру учащихся от 03 сентября 2001 года № 44)
  4. С 21 декабря 2009 года  ГОУ ДОД Калининградский  областной детский центр экологического образования и туризма преобразовано путём изменения типа в государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» (Постановление Правительства  Калининградской  области от 09 июня 2009 года № 355 и приказ  по Центру от 21 декабря №119)
  5. С 31 декабря 2013 года  ГАОУ ДОД «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма»  переименовано в  государственное автономное учреждение  Калининградской области дополнительного образования«Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма»(ПриказМинистерства образования  Калининградской области от 31 декабря 2013 года №1290/1 и приказ по Центру №56/1 от 05 марта 2014 года).

Анализ полученной информации:

  1. Динамика видов древесных растений особо ценных для парка   выражена по имеющимся данным списочного состава  в период с 1983 по 2004 года.   За этот период количество иноземных видов и декоративных форм возросло с 47 до 85. Но эта динамика представлена  только по имеющимся  спискам растений, поэтому  является формальной.  На самом деле в 1983 году видов ценных в разных категориях (возрастных, декоративных, редких, реликтовых и др.) древесных растений было значительно больше, чем указанно в Конспекте дендрофлоры Калининградской области (1983). О чем свидетельствуют имеющиеся в парке старовозрастные деревья (возраст около 100 лет), которых нет в списке. Для точного анализа динамики разнообразия видов необходима новая научная инвентаризация дендрофлоры парка.
  2. В ходе  исследования было выявлено 27 экземпляров из 19 видов деревьев в возрасте от 280 лет до 80 лет. К  старожилам парка в возрасте более 200 лет относятся: бук лесной, дуб крупнопыльниковый, орех маньчжурский, дуб красный; в возрасте более ста лет: бук лесной форма краснолистная, гинкго билоба, сосна черная, бархат амурский, багряник японский,орех черный, дуб скальный.
  3.  Жизненное состояние 28 старовозрастных деревьев оценено как: - 5  ослабленное, 1- сухостой прошлых лет, 12 – имеют незначительные признаки ослабления, 10 – здоровые.  Деревья с 3 и 4 категорией жизненности  являются опасными для посетителей парка. Для принятия мер необходимы дополнительные более детальные исследования специалистов.
  4. Все старовозрастные деревья имеют большую ценность как природно-культурное наследие. А также они являются не только украшением парков, но и средой обитания для многих видов птиц и насекомых, необходимой составляющей городской среды. Для разработки конкретных рекомендаций по уходу за старыми деревьями парка необходимы консультации специалистов и дополнительные исследования.

Характеристика коллекции древесных растений парка ГАУКОДО КОДЮЦЭКТ по данным 2004 года

Основные данные о видовом составе древесных растений парка Центра описаны в тезисах Е.П. Федюниной, педагога дополнительного образования, опубликованных  в сборнике тезисов докладов Международной научной конференции, посвящённой 100-летию Ботанического сада КГУ Калининграда «Роль ботанических садов в сохранении и обогащении биологического разнообразия видов».

В тезисах указывается, что коллекционный фонд растений парка богатый и насчитывает более 200 таксонов (видов, подвидов, форм, сортов). В том числе деревья и кустарники из Европы составляют 25% от общего числа видов древесной флоры, Северной Америки – 19%, Юго-восточной Азии – 16%, Евразии – 8%, Крыма, Кавказа, Балкан – 8%, а также культивары,  гибриды, формы – 24%[8].

Наибольшую степень акклиматизации в паре показали такие старовозрастные древесные интродуценты: орех маньчжурский, багряник японский,  бархат амурский, гинкго билоба, дуб красный, клён гинала, клён сахаристый [1]. Эти виды плодоносят с определенной периодичностью для видов в условиях Калининградской области, семена многих видов обладают высокой всхожестью (багряник японский, орех маньчжурский, дуб красный, клён сахаристый, клён ясенелистный и другие).

Все эти виды древесной флоры парка включают старовозрастные деревья с возрастом более ста лет.

В последние годы в Калининградской области и Польше проводятся исследования учёными, специалистами муниципальных служб, общественниками и школьниками  по изучению состояния старовозрастных деревьев произрастающих в различных ландшафтах, включая городские.

В период с июня по октябрь  2016 года были исследованы 19 видов, 31 экземпляр  старовозрастных деревьев по высоте, диаметру ствола, жизненному состоянию и эстетическим данным. Результаты представлены в таблице 8 «Исследуемые параметры состояния старовозрастных деревьев  дендрария ГАУКОДО КОДЮЦЭКТ», (приложение 7, таблица 8).

В 2017 году проводился сравнительный анализ данных по имеющимся литературным источникам состава дендрофлоры прошлых лет с нашими наблюдениями.

Результаты сравнительных данных списочного состава по 1983, 2004 и 2017 годам описания представлены в приложении 8 таблица 9.

За основу в сравнении данных видового состава древесных растений был взят списочный состав 1983 и 2004 года, так как описания списочного состава растений других лет не сохранилось.


Вывод

В послевоенной истории наш город пережил  сложный период, в который утратил целый ряд историко-культурных ценностей, в том числе некоторые ландшафтно-архитектурные памятники, в частности садово-паркового искусства. Значительные перемены XI века негативно отразились на состоянии зеленых пространств, ухудшилось экологическое состояние насаждений и почвенного покрова. Необходимо осознать, что количество и качество городских парков и других озелененных территорий, их обустроенность для отдыха и эстетическая привлекательность зависит от самих горожан.

    Старые парки с уникальными коллекциями растений всегда являются украшением городов, частных усадеб, поселков. Парки Калининградской области, расположенной на части территории Восточной Пруссии, особенно интересны как природно-культурное и научное наследие успешной интродукции древесных растений, практически со всех континентов Земли.

Парк Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма – один из них. Современное состояние, по нашему мнению,  требует разработки долголетнего плана по его сохранению и развитию.

Данная работа позволила мне узнать историю создания Рогожского парка. Работая с литературой, удалось определить, что Рогожский парк относится к биологическому памятнику природы, а значит растительный мир парка и его обитатели уникальны.
Удалось выяснить, что в нашем парке произрастают ценные, реликтовые, редкие и исчезающие виды растений.
На территории памятника природы отмечены как редкие виды насекомых, так и редкие виды позвоночных животных, занесенные в Красную книгу Нижегородской области.
Я уверен, что моя работа разовьет интерес к истории Рогожского памятника, воспитает бережное отношение к природе, заставит задуматься о необходимости охраны природы парка.
Хочется, чтобы в селе Рогожка был не просто кусочек дикой природы, а настоящий парк, ухоженный и красивый, которым мы могли бы гордиться. Надо, чтобы все жители села принимали участие в благоустройстве парка.
Наш парк стал памятником природы регионального значения "Рогожский (Карамзинский) парк и система прудов близ с. Большой Макателем". Это богатство, которое мы должны сохранить и сберечь.

Список литературных источников

  1. Д.Я. Беренбейм. «Очерки природы» - Калининград: Янтарный сказ, 1999-189с.
  2. Бице М.А., Кнапе Д.А., Кученева Г.Г. и др. Отв. Ред. Р.Е. Циновскис. Конспект дендрофлоры Калининградской области/ М.А. Бице, Д.А. Кнапе, Г.Г. Кученева и др. - Рига: Зинатне, 1983, 162 с.).
  3. Т. Буруковская. «Занимательное краеведение» - Калининград: Калининградское книжное изд-во, 1989-216с.
  4. К. Лавринович «Альбертина: Очерки истории  Калининградского университета»/ Калининград. гос.ун-т – Калининград: Кн. из-во,1995 – 416с.
  5. В.М. Литвин, Г.Н. Ельцина, В.П. Дедков. «Калининградская область. Природные ресурсы»- Калининград: Янтарный сказ, 1999-189с.
  6. В. Медведев. «Памятники природы и  другие особо охраняемые территории Калининградской области» - Калининград 1985г.
  7. Методические рекомендации по описанию деревьев/социально –экологический проект «Лесные богатства России. Деревья – живые памятники природы»- Смоленск: ООО «НПМ-принт», 2015- 22с.
  8. Роль ботанических садов в сохранении и обогащении биологического разнообразия видов/ тезисы докладов Международной научной конференции, посвященной 100 – летию Ботанического сада Калининградского государственного университета- Калининград: изд-во  КГУ, 2004-288с.
  9. Сайт ГАУКОДО КОДЮЦЭКТ/ раздел: сведения об образовательной организации - www.ecocentr39.ru.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткая история города Калининграда, бывшего Кёнигсберга

Интересные, редкие картины старого города...

История старинной открытки

На уроках литературы часто использую материалы и экспонаты музея "Русская старина". Изучая творчество Л.Н.Толстого, рассказываю об издательстве "Гранберг", которое выпускало открытки с изображением ру...

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

Сценарий праздника, посвященного Всероссийскому дню заповедников и национальных парков "Жемчужины природы"

В заповедниках лес и трава, И животные бродят свободно. Это зоны, где вечно живаНаша Родина, наша природа. Цель: познакомить обучающихся с историей празднования «Всерос...

Проект по географии «Жемчужина города Сафоново – парк сельца Дворянского»

Живя в такой огромной стране как наша, имея немыслимое количество памятников природы и творений рук человеческих, малая родина кажется ничем не примечательной.  Но, если разобраться, то даже у са...

Уникальный "Зеленый пояс Кенигсберга - Калининграда" - его прошлое и настоящее

Автор проекта Федосеев ГерманРуководители- Крутий И.И.; Шулупова О.А....

Технологическая карта внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра: «Старину мы помним, старину мы чтим (история народа)»

Интеллектуальная игра «Старину мы помним, старину мы чтим" способствует развитию интереса обучающихся к истории русского народа, его обычаям и традициям; расширяет кругозор; формирует стрем...