Температура воздуха
план-конспект урока по географии (6 класс)

Юрьева Анастасия Анатольевна

Температура воздуха, средняя суточная, средняя месячная температура воздуха, средняя годовая температура  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperatura_vozduha_-_geografiya_6_klass.docx60.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Юрьева Анастасия Анатольевна, учитель географии

Предмет

География

Класс

6  класс

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Тема

Температура воздуха

Цель

Создание условий для формирования у школьников понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха

Основные термины, понятия

Температура воздуха, средняя суточная, средняя месячная температура воздуха, средняя годовая температура  

Планируемые  результаты

Предметные умения:

  • Сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха
  • Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха;
  • Закрепить у школьников представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток, месяца, года.
  •  Сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур
  • Сформировать у школьников умение находить среднее арифметическое чисел, действия с отрицательными и положительными числами.

 Личностные УУД:

  • установление связи между учебной деятельностью и мотивом

Регулятивные УУД:

  • учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
  • учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
  • учить работать по образцу, по алгоритму.

Познавательные УУД:

  • Работать над формированием логических умений:

- анализ синтеза;

- сравнение;

- обобщения и классификации;

- доказательства;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- построение цепочек рассуждения.

  • Чтение и работа с текстом.

  Коммуникативные УУД:

  • развивать внимание учащихся;
  • обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;
  • учить постановке вопроса.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная  и  групповая (самостоятельная работа с источниками информации, выполнение заданий в группах)

Учебник - География. Начальный курс. 6 класс./ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, карточки с заданиями, презентация.

Технология изучения

Этапы урока, время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

2 мин.

1 слайд

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

2 слайд

5 мин.

Эмоциональный настрой.

Создание условий для активизации учащихся.

Приветствует присутствующих на уроке.

Вот звенит для нас звонок.

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.

Приветствуют учителя

Прежде чем начинать изучать новую тему, необходимо проверить, как вы усвоили тему прошлого урока.

У вас на столах лежат конверты с заданиями на оценку «3», «4», «5». Выбирайте задание на соответствующую оценку.

Приложение 1

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание

Проверка по шаблону

Мотивации и целеполагания

3 слайд

5-6 мин.

Создание условий для постановки  цели и задач   урока.

Определение цели.

Артем нам сегодня подготовил доклад, давайте послушаем.

О чем нам рассказал Артем?

На какое свойство воздуха влияет солнце?

Она бывает низкой,

 Бывает и высокой,

 Нормальною бывает,

 А так же нулевой.

 Её мы замечаем

 И в школе изучаем,

 И даже измеряем,

 Когда кто-то больной.

 Ей занимался Цельсий,

 И Кельвин применял не раз.

 Ну! Кто своей догадкой

 Порадует всех нас?

Запишем тему урока: «Температура воздуха». 

Какие цели и задачи мы должны выполнить на уроке?

1. Понять, как нагреваются воздух, а так же суша и вода.

2. Раскрыть, как температура воздуха изменяется в течение суток, месяца года.

3. Узнать, от чего зависит колебания температуры воздуха в течении суток, года.

4. Научиться определять средние суточные температуры воздуха, средние месячные температуры воздуха, средние годовые температуры воздуха.

5. Узнать, каково значение солнца.

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью.

Оценивание мнения одноклассников.

 Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему,  цель и задачи урока.

Открытие нового знания

4 слайд

15  мин.

5 слайд

Физминутка

6 слайд

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Для того чтобы решить все задачи урока мы поработаем в группах.

Вспомним правила работы  в группе.

На ваших столах лежат карточки – задания. Совместно группой найдите ответы на них, используя учебник, параграф  27 (Прил. 2)        

Проводит физ. минутку.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть

По окончании работы каждая группа выступает.

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Делятся на группы, работают в группах.

Выполняют упражнения.

Применение нового знания

15

7-8 слайд

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Теперь немного практики.

Когда синоптики объявляют температуру, они называют одну цифру?

Тогда получается, что нам неточные сведения дают?

Как же узнают температуру?

- Как вы думаете?

-Может надо высчитать среднюю температуру за сутки? Как вы считаете, можно ли узнать среднюю температуру?

-А вы знаете, как высчитывается среднее арифметическое? Так же высчитывается и средняя температура воздуха.

-Вот в прогнозе и говорят «Средняя температура воздуха» …

Вот мы сейчас и попробуем это сделать

Для примера рассмотрим готовую таблицу суточного хода температур.

Определим общую сумму температур.

Разделим   полученную   сумму   температур   на   число   измерений

96 °С : 8 =  +12 °С.  Это средняя суточная температура воздуха

Работа в парах  (прил. 3)

Анализ, обсуждение, фиксация результатов.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Выполняют практическое задание в парах.

Рефлексия учебной деятельности

3-5 мин.

9 слайд

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями.

Подводит итог урока вместе с учащимися.

(что нового узнали)

Вспомнить тему урока, цели урока (достигли или нет)

Фиксирует результаты урока, успехи учащихся.

Заполняют лист самооценки (прил. 4)

Умение осознанно строить выводы.

Умение аргументировать свою позицию.

Оценивание правильности выполнения заданий. 

Домашнее задание: читать параграф 27, задание на выбор: подготовить доклад о термометре или выполнить задание 5 на стр.111


Приложение 1

КАРТОЧКА №1.

Тема  «Атмосфера, ее строение».

На оценку«3».

Выберите в каждом задании по одному правильному ответу. Сложите буквы ответов и запишите слово.

  1. Как называется воздушная оболочка Земли?

А. Литосфера

Б. Атмосфера

В. Гидросфера

Г. Биосфера

2. Сколько азота содержится в воздухе атмосферы?

О. 21%

П. 1%

Р. 78%

Е. 100%

3. В каком слое атмосферы мы живем?

А. В тропосфере

Б. В мезосфере

В. В термосфере

Г. В стратосфере

4. Сколько составляет толщина атмосферы?

А. 3 км

Б. 3 тыс. м

В. 3 тыс. км

Г. 3 м

5. От чего озон защищает Землю?

А. От метеоритов

О. От вредного ультрафиолетового излучения Солнца

П. От переохлаждения

Е. От перенагревания

Ответ: 1.Б, 2.Р, 3.А, 4.В, 5.О.

КАРТОЧКА №2. На оценку «4».

Тема «Атмосфера, ее строение».

Задание: помогите Незнайке закончить доклад. Расшифруйте цифровые обозначения.

Толщина атмосферы  - … км …1.

Воздух атмосферы состоит из газов: … 2 - 78%; … 3 - 21%; а остальных газов всего 1%.

Ученые выделяют в атмосфере несколько слоев: …4, …5 и верхние слои атмосферы.

Более 80% массы воздуха атмосферы содержится в …6.

В воздухе атмосферы сгорает  большинство …7.

Ответы: 1. 3 тыс., 2. азот, 3. кислород,4. тропосфера, 5. стратосфера, 6. тропосфере, 7. метеоритов.

КАРТОЧКА № 3. На оценку «5».

Тема: «Атмосфера, ее строение».

Объясните Незнайке, в чем различие между тропосферой и стратосферой. Назовите не менее 3-х различий между этими оболочками.

1.Находятся на различной высоте (тропосфера - от поверхности Земли - 20 км, стратосфера от 20-55 км)

2. Различная толщина (тропосфера 20 км, стратосфера 35 км)

3. Разница в количестве воздуха (80 % воздуха – тропосфера)

4. Основные климатические, погодные изменения проходят в тропосфере

Приложение 2

1 группа. Карточка – задание

Как нагревается воздух?

1. Что является источником света и тепла на Земле? (Источником света является Солнце)

2. Объясните с помощью учебника, как  нагревается воздух (от чего)?

Воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Сначала солнечные лучи нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передается воздуху. Если поверхность охлаждается, то от нее начинает охлаждаться и воздух. Таким образом, воздух тропосферы нагревается в основном от поверхности, над которой он находится. В географии ее называют подстилающей поверхностью. А на передачу тепла от нагретой поверхности воздуху требуется время. Солнечные лучи нагревают только непрозрачные объекты. Солнечные лучи беспрепятственно проходят сквозь атмосферу, но зато нагревают поверхность Земли.

Покажите стрелками.        

Солнечные лучи    --------     t земной поверхности        --------    t воздуха

(Солнечные лучи             t земной поверхности             t воздуха)

3. Как нагреваются суша и вода? (одинаково или по–разному, почему?)

Суша и вода нагреваются по-разному. В жаркий летний день на берегу реки, озера или моря песок накаляется так, что невозможно стоять, а вода прохладная. Вечером же наоборот: песок холодный, а вода теплая. Получается это потому, что вода и суша отличаются своей способностью нагреваться. Вода медленнее нагревается и медленнее отдает полученное тепло, чем суша. А суша наоборот: днем она быстро нагревается, вечером же быстро остывает.

2 группа.  Карточка – задание

Суточный ход температуры воздуха. 

1. Найдите с помощью учебника соответствие: как температура воздуха изменяется в течении суток (с. 107-108)?

1. Утром (6 часов) …

А.самая высокая t воздуха

2. в полдень (12 часов)…

Б. самая низкая t воздуха

3. в 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня)…

В. холодная

4. к вечеру…

Г. нагревается земная поверхность

5. перед восходом Солнца (4 часа) …

Д. прохладнее

(1В, 2Г, 3А, 4Д, 5 Б)

Утром холодно. В полдень земная поверхность, а от нее и воздух нагревается сильнее. В 14,15 часов (через 2-3 часа после полудня) температура самая высокая. К вечеру становится прохладнее, так как земная поверхность постепенно охлаждается. Перед восходом Солнца температура самая низкая (холодная).

Солнце встает на востоке, поднимается все выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдет за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхность меняется. А значит, меняется и нагрев этой поверхности. В свою очередь и воздух, который нагревается от поверхности Земли, получает в течение дня разное количество тепла. А ночью не получает его вовсе. Вот в чем причина суточной изменчивости.

2. Как может нарушиться правильный суточный ход температуры?

Иногда может нарушиться правильный суточный ход температуры. Такое бывает при неожиданном перемещении воздуха, например, летом, при вторжении холодных масс воздуха с Северного Ледовитого океана начинается похолодание. Воздух с Атлантического океана зимой приносит потепление.

3 группа. Карточка – задание

Зависимости температуры воздуха от угла падения солнечных лучей.

1.Объясните с помощью учебника, от чего зависят колебания температуры воздуха в течении суток?

Источником света и тепла на Земле является Солнце. Колебания температуры воздуха в течение суток зависят от величины угла падения солнечных лучей (от высоты Солнца над горизонтом): чем более отвесно падают лучи (под прямым углом в 90 градусов), тем сильнее нагревается земная поверхность, а от нее и воздух.

2.Рассмотрите рис. 70. в учебнике. Какая из площадок нагрета больше, чем другие? Почему? 

(Больше нагрета та площадка, где солнечные лучи падают отвесно, прямо, под прямым углом)

3.Как солнечные лучи нагревают разные районы Земли?

У экватора солнечные лучи падают прямо и лучше всего нагревают Землю, Это жаркий пояс.  Между линиями тропиков и полярных кругов лучи падают наклонно, поэтому здесь не так жарко. Это умеренный пояс. А вокруг полюсов Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, его лучи слабо нагревают поверхность Земли. Это холодный (полярный) пояс. В течение года Солнце над горизонтом бывает на разной высоте, самое низкое – в северном полушарии в декабре, самое высокое в июне, а в южном полушарии наоборот.

Приложение 3

  1. Рассчитайте среднюю суточную температуру воздуха

Время

00ч

03ч

06ч

09ч

12ч

15ч

18ч

21ч

Т °С

+4

+3

+2

+6

+8

+12

+9

+7

Время

00ч

03ч

06ч

09ч

12ч

15ч

18ч

21ч

Т °С

-4

-5

-6

-3

0

3

2

1

  1. Рассчитайте среднюю месячную температуру воздуха

Число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Т °С

+11

+13

+9

+13

+10

+10

+8

+6

+7

+8

+10

+12

+13

+15

+15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

+9

+8

+7

+10

+11

+12

+14

+14

+16

+10

+10

+11

+12

+12

+10

Число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Т °С

-16  

-10

-10

-10

-8

-8

-13

-12

-14

-12

-12

-14

-20

-25

-26

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

-27

-28

-28

-27

-25

-22

-20

-16

-14

-14

-12

-15

-13

-10

-8

  1. Вычислите среднегодовую температуру воздуха

Месяц

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

Т °С

-15

-13

-6

3

10

15

17

15

8

1

-6

-17

Месяц

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

Т °С

20

21

21

22

22

23

24

25

24

23

22

21

Приложение 4

Лист самооценки

Фамилия имя

Оценка

Домашнее задание

Работа в группе

Выполнение практического задания

                                                   Оценка учителяC:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\002.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Атмосфера.Температура воздуха"

Разработка урока и презентация. Урок разработан в технологии проблемного обучения...

Температура воздуха урок-презентация

урок-презентация для 6 класса по теме температура воздуха...

температура воздуха

Разработка урока по теме "Температура воздуха". Возможно графики и схемы будут искожены....

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Температура воздуха

Презентация к уроку географии по теме "Нагревание воздуха и его температура" в 6 классе...

Температура. Термометр. Лабораторная работа . «Измерение температуры воздуха и воды».

Материал презентации Ловцовой А.Ф. по теме."Температура. Термометр. Лабораторная работа . «Измерение температуры воздуха и воды»." расположен по ссылке-https://vk.com/wall5556044...