Тематическое планирование по географии
рабочая программа по географии (6 класс)

Тематическое планирование. География 6 класс. УМК "Полярная звезда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тематическое планирование28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

6 класс (1 час в неделю)

Поурочное планирование

Содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности

Примечание

Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (10 часов)

Урок 1

Состав и строение гидросферы

Гидросфера — водная оболочка Земли.

Части гидросферы, их соотношение.

Свойства воды. Мировой круговорот воды в природе

Сравнивать соотношение отдельных частей

гидросферы. Выявлять взаимосвязи между

составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе»

Урок 2

Мировой океан, его части

Мировой океан, его части. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в Океане

Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы,

острова и полуострова. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте.

Урок 3

Острова и полуострова. Типы островов.

Рельеф дна Мирового океана

Острова и полуострова. Типы островов.

Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического

положения и описания морей, океанов.

Практическая работа: «Описание океана и моря на основе анализа географических карт».

Урок 4

Решение практических задач по карте

Выполнение проектного задания.

Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы.

Урок 5

Воды Океана

Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Волны.

Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения

опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности

Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности воды в Океане. Определять по карте крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления

господствующих ветров.

Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице

Урок 6

Реки Земли

Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система,

речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мира

и России

Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карт. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части реки. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста.

Урок 7

Режим реки

Режим реки, его зависимость от климата.

Изменения в жизни рек. Речная долина.

Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения

рек.

Практическая работа: «Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам».

Урок 8

Озёра

Озёра, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр.

Крупнейшие пресные и солёные озёра мира и нашей страны. Сточные и бессточные озёра. Пруды и водохранилища. Обра-зование болот, их хозяйственное значение и использование. Описание озера по карте.

Практическая работа: «Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану».

Определять по карте географическое положение крупнейших озёр мира и России. Составлять описание озёр по плану на основе анализа карт. Описывать по карте районы распространения ледников

Урок 9

Подземные воды и ледники

Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды

на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники

Урок 10

Гидросфера и человек

Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы

Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека.

Выявлять значение ресурсов Океана для человека

Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли  (11 ч)

Урок 11

Состав и строение атмосферы

Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Атмосферные явления.

Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера —кухня погоды»

Урок 12

Тепло в атмосфере

Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой.

Температура воздуха. Термометр. Средняя

суточная температура, её определение.

Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха.

Практическая работа: «Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха в зависимости от географического положения объектов».

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры воздуха в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды.

Вычислять средние суточные температуры и

суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам.

Урок 13

Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом.

Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам.

Урок 14

Атмосферное давление.

Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря.

Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой

Измерять атмосферное давление с помощью

барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды

Урок 15

Ветер

Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.

Практическая работа: «Построение

розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды».

Урок 16

Влага в атмосфере

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облака и их виды.

Практическая работа: «Определение по статистическим данным тенденций изменения количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов.

Решать задачи по расчёту относительной влажности воздуха на основе имеющихся данных.

Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику

Урок 17

Облачность. Атмосферные осадки

Облачность и её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли

Урок 18

Погода и климат

Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличие климата от погоды.

Климатообразующие факторы.

Устанавливать причинно-следственные связи

между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами

Урок 19

Решение практических задач с использованием информации о погоде.

Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью метеоприборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды.

Практическая работа: «Организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов».

Наблюдать за погодой и выявлять её особенности. Выявлять взаимосвязи между элементами погоды. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды

 количественные и качественные показа-

тели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата

Урок 20

Атмосфера и человек.

Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на

здоровье и быт людей. Стихийные явления

в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Выявлять значение атмосферы для человека.

Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений.

Урок 21

Повторение и обобщение знаний по теме: «Атмосфера».

Закрепить, и систематизировать полученные знания по данной теме

Тема 3. Биосфера – живая оболочка земли (5ч)

Урок 22, 23

Биосфера – земная оболочка.

Биосфера. Состав и роль биосферы, связь

с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере.

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей

биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги (климата).Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

Урок 24

Биосфера – сфера жизни.

Круговорот веществ в биосфере. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане.

Урок 25

Почва как особое природное образование

Почва — особый природный слой. Плодородие — важнейшее свойство почвы.

В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Типы почв.

Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

Урок 26

Биосфера и человек

Расы и народы мира, их отличительные особенности. Человек – часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу.

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Высказывать мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды. Описывать меры, направленные на охрану биосферы.

Тема 4. Географическая оболочка (5ч)

Урок 27

Географическая оболочка. Свойства и закономерности географической оболочки.

Географическая оболочка: состав, границы

и взаимосвязи между её составными частями. Понятие «природный комплекс».

Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая

человека среда. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азо-

нальные природные комплексы. Понятие «природная зона». Природные зоны —

зональные природные комплексы. Смена

природных зон от экватора к полюсам

Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. Сравнивать между собой различные природные зоны. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов. Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на ландшафт. Приводить примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу.

Урок 28

Природные зоны Земли.

Природные зоны Земли. Карта природных зон.

Урок 29

Понятие «культурный ландшафт» Основные виды культурных ландшафтов.

Понятие «культурный ландшафт» Основные виды культурных ландшафтов.

Урок 30

Природное и культурное наследие. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Природное и культурное наследие. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Практическая работа: «Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности».

Урок 31

Повторение и обобщение пройденного по теме: «Географическая оболочка»

Практическая работа: «Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности».

Урок 32-34

Обобщающее повторение по курсу. Контроль

Темы: «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», «Географическая оболочка».

Выполняют проверочную работу. Повторяют, обобщают пройденное по курсу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...

календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе

Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа)

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа) Программа по географии для 6-11 классов для общеобразов...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина

Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...

ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...