Рабочая программа по географии Тувы
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс)

Долума Снежана Анатольевна

К.О. Шактаржик, А.Ч. Кылгыдай, О.С. Дамдын. География республики Тыва: Учебное пособие для 9 класса. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа с КТП 126 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

        Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
  • Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География Земли» (VI-VII классы), рекомендованная письмом МОиНРФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

        География Республики Тыва продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 8 классе, и продолжает рассматривать особенности природы своей республики и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.

        Подготовленная программа «География Республики Тыва» в своем содержании отражает основной минимум географических знаний, являющихся обязательным для изучения во всех типах общеобразовательных школ.

        Основные требования к содержанию программы: необходимость, достаточность и обязательность для всех учащихся, имеются предпосылки, ориентирующие на сознательный выбор ими жизненного пути. Такое содержание программы готовит учащихся к самообразованию, саморазвитию и самовыражению, обеспечивает единство обучения и воспитания.

Цели и задачи курса:

Главная цель курса – создание целостных научных представлений о пространственном разнообразии природы Тувы во взаимосвязи с компонентами.

Принципы определяющие отбор содержания и определения структуры курса:

- принцип гуманизации – значительное увеличение знаний из ряда наук, имеющих географическую значимость;

- принцип проблемности – связь содержания географии с животрепещущими проблемами человечества;

- принцип краеведения – расширение и углубление знаний о своей республике, населенном пункте, совей местности и опора на них в дальнейшем изучении географии.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
  • создать образные представления о разных частях республики, а также в использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
  • усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик региона, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения  политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах республики; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  • учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные описания и характеристики территории.

        Используемый УМК: 

  1. К.О. Шактаржик, А.Ч. Кылгыдай, О.С. Дамдын. География республики Тыва: Учебное пособие для 9 класса. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006г.
  2. А.Д. Самбуу, Н.Г. Дубровский. Экономическая география Республики Тыва. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2007г.
  3. С.Ш. Толунчап. География Республики Тыва. Рабочая программа. – Кызыл: Центр развития национальной школы МОиН РТ, 2005г.
  4. Н.В. Монгуш. Учебное пособие к курсу: география Республики Тыва. Рабочая тетрадь. – Кызыл: ГОУ ДПО «ТГИПиПКК МОиН РТ», 2009г.  

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 34.

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков __4_;

Административных контрольных уроков _2__ч.

Требования к уровню подготовки учащихся

        В результате изучения географии Тувы ученик должен

Знать/понимать

  • Понятие об экономико-географическом положении и дать его оценку; знать особенности географического положения  в РФ и Центральной Азии и уметь их характеризовать.
  • Основные этапы исследования истории и природы; этапы развития экономики до революции; ориентация и специализация хозяйства в период ТНР; основные направления географических исследований и их результативность
  • Особенности  рельефа республики
  • Связь  минеральных  ресурсов  с  геологической  историей, глубинным  строением  и  рельефом.
  • Важнейшие природные объекты республики;
  • Основные тектонические структуры, главные центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
  • Основные  геологические  эры, структуры  земной  коры, сейсмически  опасные  территории;
  • О  климате,  о  типах  климата  Тувы,   о  климатообразующих  факторах.
  • Актуальность  проблемы  взаимодействия  человека  с  климатом.
  • Климатообразующие  факторы, особенности  погоды  в  циклонах  и  антициклонах;
  • Особенности  внутренних  вод  и  водных  ресурсов;
  • Неравномерности  распределения  водных  ресурсов  по  территории  страны, о  их  разнообразии.
  • Распределение  рек  страны  по  бассейнам, распространение  озер, болот, многолетней  мерзлоты, основные  области  современного  оледенения  и  крупные  ледники
  • Особенности почвообразовательных  процессов,
  • Закономерности  распространения  почв,
  • Основные  проблемы,  связанные  с  использованием  почв  человеком.
  • Общие  особенности  растительного  и  животного  мира, его  распространение  на  территории  республики.
  • Показатели естественного прироста населения. Сравнивать показатели воспроизводства населения
  • Факторы, определяющие  соотношение мужчин и женщин. Определять половой  и возрастной состав населения Тувы по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.

Уметь

  • Сопоставлять  различные  тематические  карты
  • Устанавливать  причинно-следственные  связи  между  рельефом  и  тектоническим  строением.
  • Объяснять   образование  и  размещение  форм  рельефа,  закономерности  размещения  наиболее  крупных  месторождений  полезных  ископаемых;
  • Анализировать  климатические  карты  России;
  • Сопоставлять  климатические  карты  с  картой  плотности  населения, выявлять  территории  с  наиболее  благоприятным  климатом
  • Работать с комплексными картами
  • Оценивать водные  ресурсы России
  • Работать с почвенными картами
  • Анализировать полученную информацию
  • Анализировать карту растительного  и  животного  мира.
  • Анализировать природно-ресурсный  потенциал Тувы
  • Показывать  возможные  пути  выхода  из  экологического кризиса
  • Строить элементарный  географический  прогноз.
  • Использовать полученные  знания  о  роли  природы  в  жизни  человека.
  • Определять виды и причины миграций.
  •  Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России.
  •  Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.

  • Понятие об экономике, отраслях  хозяйства производственной и непроизводственной сферы; виды собственности хозяйства и формы их организации; основные виды транспорта; административные центры и районы республики.

 Называть (показывать): 

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

     Описывать: 

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства Тувы;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

 

№ урока

Тема урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки

Эксперимент (практические работы)

Домашнее задание

Дата проведения

1

Введение. Географическое положение и природные условия Республики Тыва

Современное географическое положение Тувы и его влияние на развитие республики. Особенности географического положения на карте России и мира. Определение границ Тувы с регионами России и Монголией. Площадь территории, протяженность. Столица РТ –Кызыл.

Учащиеся должны иметь понятие об экономико-географическом положении и дать его оценку; знать особенности географического положения  в РФ и Центральной Азии и уметь их характеризовать.

Пр. р. 1) Знакомство с источниками информации по географии Тувы; 2) Определение по картам географического положения РТ, протяженности границ с регионами России и пограничным государством.

С. 21, работа по изучению своего кожууна

2-3

История освоения территории РТ

Тувинцы – один из древнейших народов Центральной Азии. Сохранившиеся памятники истории и археологии – свидетельства высокого уровня экономики и культуры предков современных тувинцев. Этапы исследования истории и природы: дореволюционный период Тувинской Народной Республики, годы Советской власти.

История формирования народов, населяющих территорию республики.

Знать основные этапы исследования истории и природы; этапы развития экономики до революции; ориентация и специализация хозяйства в период ТНР; основные направления географических исследований и их результативность.

Пр.р. 1) показ на карте пути освоения территории Тувы и географических открытий;2) О чем говорят некоторые названия  географических объектов на картие;3) методы географических исследований.

Выписать заслуги исследователей и археологов, изучавших Туву.

4

Геологическое строение

Сформировать  знания  об  особенностях  рельефа  нашей  республики, раскрыть  причины  этих  особенностей;

Развивать  умения  сопоставлять  различные  тематические  карты,  устанавливать  причинно-следственные  связи  между  рельефом  и  тектоническим  строением.

Сформировать  у  учащихся  представления  о  связи  минеральных  ресурсов  с  геологической  историей, глубинным  строением  и  рельефом.

Знать

Особенности  рельефа республики

О  связи  минеральных  ресурсов  с  геологической  историей, глубинным  строением  и  рельефом.

Основные  геологические  эры, структуры  земной  коры, сейсмически  опасные  

территории;

Уметь

Сопоставлять  различные  тематические  карты

 Устанавливать  причинно-следственные  связи  между  рельефом  и  тектоническим  строением.

Объяснять   образование  и  размещение  форм  рельефа,  закономерности  размещения  наиболее  крупных  месторождений  полезных  ископаемых;

Анализ геохронологической таблицы. Таблица 6. Стр 138.

Стр 26 вопросы 1,2.

Пр.р. 1. Анализ физической карты Тувы. Стр.150;

2. На к/к подписать рельеф Тувы, рис 6, стр 150

3. Построить столбчатую диаграмму используя данные табл 4, стр 137.

Работа по изучению своего кожууна, стр 32.

5

Рельеф

Пр.р. 1) На к/к отметить полезные ископаемые, рис 2, стр 146;

2) анализ табл 5, стр 137.

Вопросы 1,2,3, стр 35

6-7

Полезные ископаемые

8

Контрольная работа по теме « ГП, рельеф и полезные ископаемые Тувы»

Обобщение, коррекция и контроль знаний.

9

Климат и агроклиматические ресурсы

Особенности климата Тувы и обусловливающие их факторы; влияние климата на формирование природного комплекса; влияние климата на образ жизни, здоровье и хозяйственную деятельность людей.

Знать

О  климате,  о  типах  климата  Тувы,   о  климатообразующих  факторах.

Актуальность  проблемы  взаимодействия  человека  с  климатом.

Климатообразующие  факторы, особенности  погоды  в  циклонах  и  антициклонах;

Уметь

Анализировать  климатические  карты  России;

сопоставлять  климатические  карты  с  картой  плотности  населения, выявлять  территории  с  наиболее  благоприятным  климатом

Анализ табл 7,8 стр139;

Вопросы 1-3, стр 38

10

Климат Тувы

Анализ карт 3-5, стр 147-149

Работа по изучению своего кожууна, стр 39.

11

Поверхностные и подземные воды

Расширить  и  углубить  знания  учащихся  о  внутренних  водах  и  водных  ресурсах; дать  представление  о  неравномерности  распределения  водных  ресурсов  по  территории  страны, о  их  разнообразии.

Влияние Саяно-Шушенской ГЭС на водный баланс.

1)Озера: значение озер, происхождение озерных котловин, размещение и использование, проблемы их охраны.

2)Подземные, минеральные, термальные воды, их значение, использование, перспективы освоения.

3)Аржааны: необходимость охраны от загрязнения и истощения. Ритуалы приема аржаана.

Опасные явления, связанные с водой (наводнения, паводки, ливни, гололед).

Водные ресурсы: орошение, проблемы мелиорации. Чистая питьевая вода, охрана водных ресурсов.

Знать

Особенности  внутренних  вод  и  водных  ресурсов;

о  неравномерности  распределения  водных  ресурсов  по  территории  страны, о  их  разнообразии.

Распределение  рек  страны  по  бассейнам, распространение  озер, болот, многолетней  мерзлоты, основные  области  современного  оледенения  и  крупные  ледники

Уметь

Работать с комплексными картами

Оценивать водные  ресурсы России

Пр. р. 1) На к/к отметить крупные реки, озера, водохранилища, аржааны.  

Работа по изучению своего кожууна, стр 48

12

Реки Тувы

Пр.р.  Изучить состояние близлежащего водоема (реки или озера): формы его берегов, типы грунта дна, питание; свойства воды: цвет, прозрачность, соленость, замерзаемость, таяние льда, мощность ледяного покрова, загрязненность и источник загрязнения, меры борьбы с ними. Прибрежные растения, животные и их охрана.

Стр 40-45, справочный материал на стр 140

13

Озера Тувы

Стр 45-48. Сообщения об аржаанах

14

Аржааны.  Охрана водных ресурсов.

Пр. р. Работа по изучению своего кожууна, стр 48

15

Контрольная работа по теме «Климат, поверхностные и подземные воды»

16

Почвы и почвенные ресурсы

Почва, ее состав, отличие от горной породы, плодородие. Свойства почвы: воздухопроницаемость , влагопроницаемость, капиллярность. Почва – особый компонент природы. Факторы почвообразования. Основные типы почв в процессе их хозяйственного использования, снижение плодородия, развитие эрозии, уплотнение и распыление, загрязнение почвы. Пыльные бури. Охрана почв: способы сохранения, улучшения структуры почв и повышение их плодородия. Почвенно-земельные ресурсы Тувы. Мелиорация земель и ее проблемы.

Знать

Особенности почвообразовательных  процессов,

Закономерности  распространения  почв,

Об  основных  проблемах,  связанных  с  использованием  почв  человеком.

Уметь

Работать с почвенными картами

Анализировать полученную информацию

Пр.р. Анализ карты на стр 152. Выявить наиболее распространенные типы почв.

Стр 49-51

17

Растительность и природные зоны

Расширить  и  углубить  представление  учащихся  об  общих  особенностях  растительного  и  животного  мира, его  распространении  на  территории  республики.

Формировать  приемы  чтения  карты  растительного  и  животного  мира. Изучить  природно-ресурсный  потенциал  Тувы.

Способствовать  экологическому  воспитанию  учащихся  при  изучении  биологических  ресурсов, необходимости  их  рационального  использования.    «Красная книга Республики Тувы «Растения и животные»

Знать

общие  особенности  растительного  и  животного  мира, его  распространение  на  территории  России.

Уметь

Анализировать карту растительного  и  животного  мира.

 Анализировать природно-ресурсный  потенциал Тувы

Вопросы 1-5, стр 51, приложение на стр 142

18

Животный мир

Вопросы 1-3, стр 56

19

Охрана и рациональное использование природных ресурсов.  ООПТ

Сформировать  понятия  природные  ресурсы, антропогенный  ландшафт, рациональное  природопользование, географический  прогноз.

Закрепить  знания  о  сложных  взаимоотношениях  «человек-природа». Показать  возможные  пути  выхода  из  экологического  кризиса. Познакомить  с  концепцией  устойчивого  развития  территории, разрабатываемой  российскими  учеными-географами.

Познакомить с заповедниками и охраняемыми территориями

Уметь

 Показывать  возможные  пути  выхода  из  экологического кризиса

Строить элементарный  географический  прогноз.

использовать полученные  знания  о  роли  природы  в  жизни  человека.

Пр.р. Работа по изучению своего кожууна, стр 64

Вопросы 1-4 стр 63-64

20

Население и трудовые ресурсы

Численность и естественное движение населения.

Численность населения Республики Тува. Особенности  воспроизводства. Основные показатели, характеризующие население республики  и ее отдельных территорий

Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий.

Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах  развития.

Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупные населенные пункты  и города, их роль в жизни региона.

Знать

Показатели естественного прироста населения. Сравнивать показатели воспроизводства населения

Выявлять факторы, определяющие  соотношение мужчин и женщин. Определять половой  и возрастной состав населения Тувы по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.

Уметь

Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.

 Пр.р. Анализ рис. 3,4 стр 19, 21  (уч. Самбуу А.Д)

Стр. 65-66 (Шактаржик К.О.);

Стр 19-22 (Самбуу)

21

Миграции населения

Продолжительность жизни. Расселение. Плотность населения

Пр. р. На контурной карте выделить кожууны с высокой, средней и низкой плотностью населения (рис 10-11 стр 154-155).

Стр 25-27 (Самбуу)

22

Городское и сельское население

Трудовые ресурсы. Образование

Пр. р. Нанести на к/к кожунные центры

Стр 67 (Шактаржик);

Стр 32-33 (Самбуу)

23

Контрольная работа по теме «Население и трудовые ресурсы»

Пр. р. На стр 43-45 (Самбуу)

24

Общая характеристика экономики и ее структуры

Особенности современного хозяйства Республики Тува. Основные факторы его формирования. Отраслевая структура хозяйства. Отрасли производственной и непроизводственной сферы. Отрасли промышленности: добывающие, обрабатывающие, обслуживающие и их связи по сырью и готовой продукции. Природно-ресурсный потенциал. Развитие наукоемких отраслей и современных технологий. Сельское хозяйство, взаимосвязь его отраслей, виды собственности. Животноводство и растениеводство. Животноводство: отрасли, их размещение по территории республики. Проблемы интенсивного и продуктивного животноводства, кормовая база. Отрасли растениеводства. Зерновое хозяйство: полив, урожайность зерна. Необходимость внедрения интенсивных технологий возделывания зерновых культур. Картофель: проблемы выращивания в условиях сухого континентального климата. Овощеводство и садоводство. Рыболовство.

Транспорт – третья отрасль материального производства. Автомобильный, речной и воздушный транспорт. Енисей – главная водная артерия

Знать

Понятие об экономике, отраслях  хозяйства производственной и непроизводственной сферы; виды собственности хозяйства и формы их организации; основные виды транспорта; административные центры и районы республики.

Стр 70-73 (Ш)

25

Аграрный комплекс

Вопросы 1-5 стр 82

26

Сельское хозяйство и охраны природы

Пр.р. Работа по изучению своего кожууна

Стр 74-82

27

Промышленность Тувы

Пр. р. Дать характеристику одного угольного месторождения

Стр 86-91

28

Промышленность

Вопросы 1-5 стр 91

29

Транспорт

Пр. р. На к/карту нанести автодороги внутри республики

Стр 93-97

30

Воздушный транспорт

Вопросы 1,2,4 стр 97

31

Экономические районы и населенные пункты

Пр.р. работа по изучению своего кожууна, стр 108.

Вопросы 1-3 стр 108

32

Контрольная работа по теме «Промышленность Тувы»

33

Внешние экономические связи

Пр.р. Составить ЭГП своего кожууна

34

Обобщающее повторение по курсу «География республики Тува»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Истории Тувы 9 класс.

Изучение истории Тувы является основной составной частью регионального компонента обществознания. Для этой цели учителям истории рекомендуются программы М.Х. Манай-оола, И.А. Достая и М.С. Байыр-оола....

рабочая программа по истории Тувы

Календарно-тематический план для 9 классов по истории Тувы ориентирован на ис¬пользование учебника:М. Х. Маннай-оол, И. А. Достай История Тувы 9 класс / М. Х. Маннай-оол, И. А. Достай. -Кызыл: Тувинск...

Методическая разработка рабочей программы по "История Тувы" для 9-х классов.

Предлагаемый план по истории Тувы для 9 класса составлен на основе программы основного общего образования по истории. Изучение истории Тувы в основной школе направлено на достижение следующих целей: ...

Рабочая программа по географии Тувы 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ГЕОГРАФИИ ТУВЫ» 8 КЛАССПояснительная запискаПодготовленная программа «География Республики Тыва» в своем содержании отражает основной минимум географических знаний, являющихся об...

Рабочая программа по истории Тувы.

Рабочая программа по истории Тувы для 9 классов....

Рабочая программа по Истории Тувы

Рабочая программа по Истории Тувы...

Рабочая программа по географии Тувы 8 класс, 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа курса географии Республики Тыва в 8 классе составлена в соответствии с: 1. Федеральным законом №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации...