Методическая разработка рабочей программы по "История Тувы" для 9-х классов.
методическая разработка по истории на тему

Натпит-оол Шончалай Биче-ооловна

Предлагаемый план по истории

Тувы для 9 класса составлен на основе программы основного общего образования по истории. Изучение истории Тувы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

            - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям своего родного края, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

            -освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории Тувы в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

            - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

            -формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными традициями.

            - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в конфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_tuvy_9_klass.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ИСТОРИЯ ТУВЫ»

ДЛЯ   9 КЛАССОВ (32 ЧАСА)

Пояснительная записка.

        Предлагаемый план по истории

Тувы для 9 класса составлен на основе программы основного общего образования по истории. Изучение истории Тувы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

        - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям своего родного края, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

        -освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории Тувы в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

        - овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

        -формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными традициями.

        - применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в конфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

должны знать: даты важнейших событий, социальных выступлений;

места и обстоятельства этих событий, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;

 показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;

 описывать положение и образ жизни основных сословий;

 составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

 называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;

объяснять значение основополагающих понятий курса: тюркский каганат, уйгурский каганат, древние кыргызы, феодалы, монголы, маньчжурское иго, «Алдан-Маадыр, русско-тувинские отношения, Урянхай, Всетувинский Хурал, РСТК, коллективизация, ТНР, араты,»;

 сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий.

владеть компетенциями:

- коммуникативной компетенцией;

- смыслопоисковой компетенцией;

- компетенцией личностного саморазвития;

- информационно-поисковой;

- рефлексивной компетенцией;

-учебно-познавательной компетенцией;

-профессионально-трудовой компетенцией;

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи по истории Тувы.

Учебно-тематический план.

        Данный вариант предназначен для основной школы и может использоваться в системе обучения по истории Тувы в 9 классе в рамках образовательной области «История». В этом случае курс изучается в объеме 32 учебных часа (при 1 ч нагрузки в неделю).

Учебно-методический комплект для 9 класса по курсу «история Тувы  включает:

  1. Маннай-оол М.Х., Достай И.А.. История Тувы: Учеб. для 9 кл. – Кызыл.: Тув.кн.изд.,2004.

Дополнительные пособия для учителя:

– История Тувы. – Кызыл, 1964.

- История Тувы. – Новосибирск, 2001.

        - Маннай-оол М.Х. Происхождение и формирование этноса. – Новосибирск, 2004.

      - Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М., 1969.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
История Тувы (32ч)


урока

Тема уроков

Содержание темы

Планируемый результат

Тип урока

Вид

деятельности

учащихся

Домашнее задание

Дата

План.

Факт.

Раздел I. ИСТОРИЯ ТУВЫ В ДРЕВНОСТИ (3 ч)

1

Введение (1 ч)

Начало заселения территории Тувы. Поздний палеолит. Неолит. Бронзовый век.

Основные понятия: 
палеолит, неолит, мустьерская стадия, скифское время, афанасьевская культура.

Репродуктивный уровень: называть характерные черты заселения территории Тувы.

Продуктивный уровень: объяснять значение понятий;

Вводная лекция с элементами беседы

Индивидуальная.

Анализ иллюстраций учебника, с. 7-10.

С.5-11 понятия

2

Начало производства железных орудий. Хозяйство. Общественный строй. Искусство.

Основные понятия: археологическая культура, ранний железный век, Аржан I, II, «звериный стиль».

Репродуктивный уровень: называть основные занятия племен .древней Тувы, их общественный сторй и искусство.

Продуктивный уровень: объяснять значение понятий;

Устный опрос

Индивидуальная.

Решение проблемных заданий.

Составление схемы, сравнительной таблицы.

Участие в дискуссии

§ 5, 6, 7, 8 Прочитать.

3

Племена Тувы во II в. до .н. э. – V в. н.э. Хозяйство. Общественные отношения.

Основные понятия: Шурмакская культура, хунну, сяньби, жуань-жуане, жужане, кочевое скотоводство.

Репродуктивный уровень: описывать образ жизни и основные занятия племен Тувы во II в. до .н. э. – V в. н.э.

Продуктивный уровень: объяснять значение понятий;

Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Индивидуальная форма работы: составление схемы;

Участие в дискуссии

§9, 10, 11. Прочитать, ответить на вопросы в конце с 1-7.

Раздел II. ТУВА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (VI -  VX) (4ч)

4

Тува в составе тюркского каганата (VI-VIII вв)

Основные понятия: тюрки, тюркский каганат, каменное изваяние, шаманы, руническая письменность.

Репродуктивный уровень: называть характерные черты общественного устройства  тюркского каганата, роль древних тюрков в формировании тувинского народа.

Продуктивный уровень: объяснять значение понятий;

Изучение и первичное закрепление
новых знаний

Групповая форма работы

Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы

Участие в дискуссии

.§12-19 Прочитать. Подготовить доклад на тему: «Руническая письменность»

5

Тува в составе уйгурского каганата.

Основные понятия: уйгуры, уйгурский каганат, городища уйгуров, тутук, ондар.

Репродуктивный уровень: называть характерные черты общественного устройства уйгурского каганата.

Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать положение племен в составе тюркского и уйгурского каганов.

Изучение и первичное закрепление
новых знаний

Групповая форма работы

Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы

Участие в дискуссии

.§20-23 Прочитать. подготовить доклады на тему: «Уйгурские городища»

6

Тува в составе государства древних  кыргызов (IX-XIII)

Основные понятия: кыргызы, плужное земледелие, каган, кыргыс.

.

 Репродуктивный уровень: называть характерные черты общественного устройства государства древних кыргызов.

Продуктивный уровень: объяснять значение понятий;

Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов

Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа по составлению схемы.

Анализ фрагментов исторического документа

.§24-27Прочитать, ответить на вопросы в конце с 1-3. Работа с источником.

7

Тува под игом монгольских феодалов (XIII-XIV вв.)

Основные понятия:

монголы, монгольская империя, курултай, дубасы, дубо, туматы,

Исторические личности: Темучин, Чингисхан, Джучи.

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию Монгольской империи.

Продуктивный уровень: объяснять значение понятий;

Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы учащихся

Работа в парах.

Составление сравнительной таблицы.

Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях

.§28-29 Прочитать, работа с источником с.43-44.

РАЗДЕЛ III. ТУВА В XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. (6ч)

8

Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии.

Основные понятия: Алтын-хан,  Джунгарское ханство, маады, соян, тумат, чооду, салчак, монгуш, хертек, кужугет, родоплеменные группы.

Репродуктивный уровень: называть существенные черты общественного устройства государства Алтын-ханов и  Джунгарии.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения по родоплеменным группам.

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы:

участие в беседе.

Сообщения учащихся по данной теме

Подготовить доклады на тему: «Родоплеменные группы Тувы».

9

Тува под игом маньчжурской династии (1757-1911 гг.)

Основные понятия: Маньчжурская империя, хошун, Даа хошун, Бээзи хошун, богдо-хан, албан, ореге, хурээ, ламаизм.

Исторические факты: утверждение в Туве официальной государственной религии – ламаизм.

Репродуктивный уровень: называть существенные черты общественной жизни и политического устройства Маньчжурской империи.

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы:

участие в беседе.

Подготовить доклады на тему: «Культура и быт тувинских племен в конце XVIII в».

10

Происхождение тувинцев.

Основные понятия: этногенез, этнос, этническая группа,тувинцы, сойоты, урянхайцы, Урянхайский край.

Установление межпредметных связей, умение доказывать и опровергать

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы:

участие в беседе.

§ 40 Прочитать. Выучить основные понятия.

11

Национально-освободительная борьба. Восстание «Алдан-Маадыр» (60-ти богатырей).

Основные понятия:  Восстание, «Алдан-Маадыр», амбын-нойон.

Исторические факты: Восстание «Алдан-Маадыр» (60-ти богатырей).

Исторические личности: Самбажык, Кожагар-Комбулдай, Дажымаа.

Репродуктивный уровень: называть существенные причины, ход, итог и значение Национально-освободительной борьбы.

 

Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника

Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника,

с. 55–59.

Участие в дискуссии

§41-42 Прочитать. Выучить основные понятия.

12

Экономические связи с русским населением. Значение русской крестьянской колонизации Тувы.

Исторические факты: Экономические связи с русским населением

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте главные торговые центры на территории Тувы.

Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.

Работа с фрагментами исторического документа

§ 43-44

Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-6. Выучить основные понятия.

13

Освобождение Тувы от маньчжурского ига. Присоединение Тувы к России.

Исторические факты: Освобождение Тувы от маньчжурского ига

Исторические личности: камбы-лама Чамзы, Буян-Бадыргы.

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте присоединение Тувы к России.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности камбы-лама Чамзы, Буян-Бадыргы.

Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.

Работа с фрагментами исторического документа

§ 46-46

Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-2. Выучить основные понятия. Подготовить доклады на исторических личностей.

РАЗДЕЛ III. ТУВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (5ч)

14

Социально-экономическое развитие Тувы в начале XX века. Создание Урянхайского краевого совета.

Основные понятия: съезд, Урянхайский краевой совет.

Исторические личности:  Кочетов С.К, Беспалов С.К.

Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности Урянхайского краевого совета.

Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.

Работа с фрагментами исторического документа

§ 47-48

Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1,2,3. Выучить основные понятия.

15

Созыв Всетувинского Хурала.

Основные понятия: Всетувинский Хурал, Танну-Тыва.

Исторические факты: Созыв Всетувинского Хурала.

Репродуктивный уровень: называть причины созыва Всетувинского Хурала.

Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.

Работа с фрагментами исторического документа

§ 49

Прочитать. Выучить основные понятия.

Работа с источником.

16

Борьба трудящихся Тувы против интервентов и белогвардейцев.

Основные понятия: интервенция, белогвардейцы, милитаристы,

Исторические факты: борьба трудящихся Тувы против интервентов и белогвардейцев.

Исторические личности: Колчак, Турчанинов, Сотнам-Балчыр, Идам-Сюрюн, Тонмит.

 

Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте Тувы борьбу трудящихся Тувы против интервентов и белогвардейцев.

Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.

Работа с фрагментами исторического документа

§ 50

Прочитать. Выучить основные понятия.

Подготовить доклады на исторических личностей.

17

Сибирская партизанская армия в Туве. Создание объединенного партизанского отряда. Оттук-Дашский бой.

Основные понятия: партизаны, Белоцарск,

Исторические факты: создание объединенного партизанского отряда.

Исторические личности: Кравченко А.Д., Щетинкин П.С.

Репродуктивный уровень: называть существенные черты создания объединенного партизанского отряда.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.

Работа с фрагментами исторического документа

§ 51-53

Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа  Выучить основные понятия.

18

Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев.

Исторические факты: Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев

Исторические личности: О. Курседи, Бакич.

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.

Работа с фрагментами исторического документа

§ 54

Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа

РАЗДЕЛ IV. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТНР (1924-1944) (6ч)

19

Подготовка и созыв Всетувинского Учредительного Хурала.

Основные понятия: хурал, делегаты, Тувинская народная республика.

 

Исторические личности: Сафьянов И.Г., С. Тока.

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы.

Индивидуальная работа

§ 55

Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа

20

Русская самоуправляющаяся трудовая колония. Создание революционной партии аратов. Образование и деятельность общественных организаций.

Основные понятия: РСТК, революционная партия аратов, общественная организация, ТНРП, ревсомол, профсоюз.

Исторический факт: Создание революционной партии аратов.

Репродуктивный уровень: называть характерные черты образования РСТК, революционной партии аратов и общественных организаций.

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§56-58. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1,2.

21

Конфискация собственности феодалов и ликвидация их как класса. Начало коллективизации аратских хозяйств.

Основные понятия: конфискация, коллективизация.

Репродуктивный уровень:  называть существенные черты коллективизации аратских хозяйств

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок

Групповая форма работы

§59-60. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1,2.

22

Зарождение рабочего класса в ТНР. Начало культурного строительства.

Исторический факт: Создание рабочего класса в ТНР.

Исторические личности: Лопсан Чимит-Доржу, Пальмбах А.А.

Репродуктивный уровень:  называть существенные черты зарождения рабочего класса в ТНР и культурного строительства.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок

Групповая форма работы

§61-62. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-5.

23

Культурное развитие ТНР. Разрушение и уничтожение монастырей (хурээ). Репрессии 30-40-х гг. и их последствия.

Основные понятия: хурээ, репрессии.

Исторические личности: Кок-оол В., Сарыг-оол С., Саган-оол О, Рушева Н.К.

Репродуктивный уровень:  называть существенные черты культурного развития ТНР, причины и последствия репрессий 30-40-х гг.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок

Групповая форма работы

§63-65. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-5.

24

Тува в годы Великой Отечественной войны.

Исторические личности: Бухтуев М.А., братья Шумовы, Кудрявцевы, Чургуй-оол Х.Н., Тулуш Кечил-оол, братья Оюны, Сат Бурзекей.

Репродуктивный уровень:  называть существенные черты участия  граждан Тувы в ВОВ.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок

Групповая форма работы

§66-69. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-5.

РАЗДЕЛ V. ТУВА В СОСТАВЕ СССР (3ч)

25

Вступление ТНР в состав СССР. Реорганизация органов власти. Реконструкция народного хозяйства Тувинской автономной области.

Основные понятия: Малый Хурал, верховный совет, автономия.

Исторический факт: Вступление ТНР в состав СССР

Репродуктивный уровень:  называть существенные особенности вступления ТНР в состав СССР.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок

Групповая форма работы

§70-71. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-5.

26

Завершение коллективизации сельского хозяйства и переход аратов-колхозников на оседлость. Развитие промышленности, строительства, транспорта и связи.

Основные понятия: колхоз, совхоз.

Исторический факт: завершение коллективизации сельского хозяйства и переход аратов-колхозников на оседлость.

Репродуктивный уровень:  называть существенные черты завершения коллективизации сельского хозяйства и перехода аратов-колхозников на оседлость.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок

Групповая форма работы

§72-74. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-6.

27

Успехи культурной революции и улучшение условий жизни и быта населения.

Исторические личности: С. Пюрбю, Ю. Кюнзегеш, М. Кенин-Лопсан.

Репродуктивный уровень:  называть существенные черты культурной революции в  Туве в 50-е гг.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок

Групповая форма работы

§75-77. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-2.

РАЗДЕЛ VI. ТУВА В ПЕРИОД С 1961  - 1991 гг. (4ч)

28

Образование Тувинской АССР. Социально-экономическое развитие Тувинской АССР.

Основные понятия: Совет министров.

Репродуктивный уровень:  называть существенные черты образования Тувинской АССР.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок

Групповая форма работы

§78-79. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-2.

30

Распад СССР как унитарного государства. Образование Республики Тыва.

Основные понятия: августовский путч, ГКЧП, унитарное государство, партия.

Репродуктивный уровень:  называть существенные черты  образования Республики Тыва, ее политической жизни.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок

Групповая форма работы

§83-84. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-4.

31

Политическая жизнь республики в 90-е гг.

Основные понятия:

парламент, Верховный Хурал, референдум, президент, декларация.

Репродуктивный уровень:  называть существенные черты политическая жизни республики в 90-е гг.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок

Групповая форма работы

§83-84. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-4.

32

Повторительно-обобщающий урок

Обобщать и систематизировать исторический материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....

Методическая разработка рабочей программы по биологии в 7 классе в условиях гимназического образования.

В работе показана примерная рабочая программа, поурочное планирование по биологии в условиях гимназического образования....

Методические разработки рабочих программ по биологии 6-9 классов

В 6-9 классах учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отнош...

Методическая разработка "Рабочая программа по английскому языку, 3 класс"

Рабочая программа к УМК «Английский язык. Brilliant» 3 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова, Ж.Перретт....

Методическая разработка "Рабочая программа по физической культуре 1 класс по ФГОС"

Рабочая программа разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А.Зданевича (М; Просвещение, 2012г.). В соответствии с требованиями ФГОС НОО у...