Методическая разработка рабочей программы по "История Тувы" для 9-х классов.
методическая разработка по истории на тему
Предлагаемый план по истории
Тувы для 9 класса составлен на основе программы основного общего образования по истории. Изучение истории Тувы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям своего родного края, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
-освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории Тувы в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
-формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными традициями.
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в конфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_tuvy_9_klass.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ИСТОРИЯ ТУВЫ»
ДЛЯ 9 КЛАССОВ (32 ЧАСА)
Пояснительная записка.
Предлагаемый план по истории
Тувы для 9 класса составлен на основе программы основного общего образования по истории. Изучение истории Тувы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям своего родного края, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
-освоение знаний о важнейших событиях, процессах истории Тувы в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
-формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными традициями.
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в конфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
должны знать: даты важнейших событий, социальных выступлений;
места и обстоятельства этих событий, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;
показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;
описывать положение и образ жизни основных сословий;
составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;
называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;
объяснять значение основополагающих понятий курса: тюркский каганат, уйгурский каганат, древние кыргызы, феодалы, монголы, маньчжурское иго, «Алдан-Маадыр, русско-тувинские отношения, Урянхай, Всетувинский Хурал, РСТК, коллективизация, ТНР, араты,»;
сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий.
владеть компетенциями:
- коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
-учебно-познавательной компетенцией;
-профессионально-трудовой компетенцией;
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи по истории Тувы.
Учебно-тематический план.
Данный вариант предназначен для основной школы и может использоваться в системе обучения по истории Тувы в 9 классе в рамках образовательной области «История». В этом случае курс изучается в объеме 32 учебных часа (при 1 ч нагрузки в неделю).
Учебно-методический комплект для 9 класса по курсу «история Тувы включает:
- Маннай-оол М.Х., Достай И.А.. История Тувы: Учеб. для 9 кл. – Кызыл.: Тув.кн.изд.,2004.
Дополнительные пособия для учителя:
– История Тувы. – Кызыл, 1964.
- История Тувы. – Новосибирск, 2001.
- Маннай-оол М.Х. Происхождение и формирование этноса. – Новосибирск, 2004.
- Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М., 1969.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
История Тувы (32ч)
№ | Тема уроков | Содержание темы | Планируемый результат | Тип урока | Вид деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата | ||
План. | Факт. | ||||||||
Раздел I. ИСТОРИЯ ТУВЫ В ДРЕВНОСТИ (3 ч) | |||||||||
1 | Введение (1 ч) Начало заселения территории Тувы. Поздний палеолит. Неолит. Бронзовый век. | Основные понятия: | Репродуктивный уровень: называть характерные черты заселения территории Тувы. Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; | Вводная лекция с элементами беседы | Индивидуальная. Анализ иллюстраций учебника, с. 7-10. | С.5-11 понятия | |||
2 | Начало производства железных орудий. Хозяйство. Общественный строй. Искусство. | Основные понятия: археологическая культура, ранний железный век, Аржан I, II, «звериный стиль». | Репродуктивный уровень: называть основные занятия племен .древней Тувы, их общественный сторй и искусство. Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; | Устный опрос | Индивидуальная. Решение проблемных заданий. Составление схемы, сравнительной таблицы. Участие в дискуссии | § 5, 6, 7, 8 Прочитать. | |||
3 | Племена Тувы во II в. до .н. э. – V в. н.э. Хозяйство. Общественные отношения. | Основные понятия: Шурмакская культура, хунну, сяньби, жуань-жуане, жужане, кочевое скотоводство. | Репродуктивный уровень: описывать образ жизни и основные занятия племен Тувы во II в. до .н. э. – V в. н.э. Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; | Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Индивидуальная форма работы: составление схемы; Участие в дискуссии | §9, 10, 11. Прочитать, ответить на вопросы в конце с 1-7. | |||
Раздел II. ТУВА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (VI - VX) (4ч) | |||||||||
4 | Тува в составе тюркского каганата (VI-VIII вв) | Основные понятия: тюрки, тюркский каганат, каменное изваяние, шаманы, руническая письменность. | Репродуктивный уровень: называть характерные черты общественного устройства тюркского каганата, роль древних тюрков в формировании тувинского народа. Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; | Изучение и первичное закрепление | Групповая форма работы Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы Участие в дискуссии | .§12-19 Прочитать. Подготовить доклад на тему: «Руническая письменность» | |||
5 | Тува в составе уйгурского каганата. | Основные понятия: уйгуры, уйгурский каганат, городища уйгуров, тутук, ондар. | Репродуктивный уровень: называть характерные черты общественного устройства уйгурского каганата. Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать положение племен в составе тюркского и уйгурского каганов. | Изучение и первичное закрепление | Групповая форма работы Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы Участие в дискуссии | .§20-23 Прочитать. подготовить доклады на тему: «Уйгурские городища» | |||
6 | Тува в составе государства древних кыргызов (IX-XIII) | Основные понятия: кыргызы, плужное земледелие, каган, кыргыс. . | Репродуктивный уровень: называть характерные черты общественного устройства государства древних кыргызов. Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; | Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов | Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа | .§24-27Прочитать, ответить на вопросы в конце с 1-3. Работа с источником. | |||
7 | Тува под игом монгольских феодалов (XIII-XIV вв.) | Основные понятия: монголы, монгольская империя, курултай, дубасы, дубо, туматы, Исторические личности: Темучин, Чингисхан, Джучи. | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию Монгольской империи. Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; | Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы учащихся | Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях | .§28-29 Прочитать, работа с источником с.43-44. | |||
РАЗДЕЛ III. ТУВА В XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. (6ч) | |||||||||
8 | Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии. | Основные понятия: Алтын-хан, Джунгарское ханство, маады, соян, тумат, чооду, салчак, монгуш, хертек, кужугет, родоплеменные группы. | Репродуктивный уровень: называть существенные черты общественного устройства государства Алтын-ханов и Джунгарии. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения по родоплеменным группам. | Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе. Сообщения учащихся по данной теме | Подготовить доклады на тему: «Родоплеменные группы Тувы». | |||
9 | Тува под игом маньчжурской династии (1757-1911 гг.) | Основные понятия: Маньчжурская империя, хошун, Даа хошун, Бээзи хошун, богдо-хан, албан, ореге, хурээ, ламаизм. Исторические факты: утверждение в Туве официальной государственной религии – ламаизм. | Репродуктивный уровень: называть существенные черты общественной жизни и политического устройства Маньчжурской империи. | Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе. | Подготовить доклады на тему: «Культура и быт тувинских племен в конце XVIII в». | |||
10 | Происхождение тувинцев. | Основные понятия: этногенез, этнос, этническая группа,тувинцы, сойоты, урянхайцы, Урянхайский край. | Установление межпредметных связей, умение доказывать и опровергать | Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе. | § 40 Прочитать. Выучить основные понятия. | |||
11 | Национально-освободительная борьба. Восстание «Алдан-Маадыр» (60-ти богатырей). | Основные понятия: Восстание, «Алдан-Маадыр», амбын-нойон. Исторические факты: Восстание «Алдан-Маадыр» (60-ти богатырей). Исторические личности: Самбажык, Кожагар-Комбулдай, Дажымаа. | Репродуктивный уровень: называть существенные причины, ход, итог и значение Национально-освободительной борьбы.
| Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника | Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника, с. 55–59. Участие в дискуссии | §41-42 Прочитать. Выучить основные понятия. | |||
12 | Экономические связи с русским населением. Значение русской крестьянской колонизации Тувы. | Исторические факты: Экономические связи с русским населением | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте главные торговые центры на территории Тувы. | Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического документа | § 43-44 Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-6. Выучить основные понятия. | |||
13 | Освобождение Тувы от маньчжурского ига. Присоединение Тувы к России. | Исторические факты: Освобождение Тувы от маньчжурского ига Исторические личности: камбы-лама Чамзы, Буян-Бадыргы. | Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте присоединение Тувы к России. Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности камбы-лама Чамзы, Буян-Бадыргы. | Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического документа | § 46-46 Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-2. Выучить основные понятия. Подготовить доклады на исторических личностей. | |||
РАЗДЕЛ III. ТУВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (5ч) | |||||||||
14 | Социально-экономическое развитие Тувы в начале XX века. Создание Урянхайского краевого совета. | Основные понятия: съезд, Урянхайский краевой совет. Исторические личности: Кочетов С.К, Беспалов С.К. | Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности Урянхайского краевого совета. | Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического документа | § 47-48 Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1,2,3. Выучить основные понятия. | |||
15 | Созыв Всетувинского Хурала. | Основные понятия: Всетувинский Хурал, Танну-Тыва. Исторические факты: Созыв Всетувинского Хурала. | Репродуктивный уровень: называть причины созыва Всетувинского Хурала. | Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического документа | § 49 Прочитать. Выучить основные понятия. Работа с источником. | |||
16 | Борьба трудящихся Тувы против интервентов и белогвардейцев. | Основные понятия: интервенция, белогвардейцы, милитаристы, Исторические факты: борьба трудящихся Тувы против интервентов и белогвардейцев. Исторические личности: Колчак, Турчанинов, Сотнам-Балчыр, Идам-Сюрюн, Тонмит.
| Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте Тувы борьбу трудящихся Тувы против интервентов и белогвардейцев. | Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического документа | § 50 Прочитать. Выучить основные понятия. Подготовить доклады на исторических личностей. | |||
17 | Сибирская партизанская армия в Туве. Создание объединенного партизанского отряда. Оттук-Дашский бой. | Основные понятия: партизаны, Белоцарск, Исторические факты: создание объединенного партизанского отряда. Исторические личности: Кравченко А.Д., Щетинкин П.С. | Репродуктивный уровень: называть существенные черты создания объединенного партизанского отряда. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического документа | § 51-53 Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа Выучить основные понятия. | |||
18 | Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев. | Исторические факты: Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев Исторические личности: О. Курседи, Бакич. | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся | Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического документа | § 54 Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа | |||
РАЗДЕЛ IV. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТНР (1924-1944) (6ч) | |||||||||
19 | Подготовка и созыв Всетувинского Учредительного Хурала. | Основные понятия: хурал, делегаты, Тувинская народная республика.
Исторические личности: Сафьянов И.Г., С. Тока. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы. Индивидуальная работа | § 55 Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа | ||||
20 | Русская самоуправляющаяся трудовая колония. Создание революционной партии аратов. Образование и деятельность общественных организаций. | Основные понятия: РСТК, революционная партия аратов, общественная организация, ТНРП, ревсомол, профсоюз. Исторический факт: Создание революционной партии аратов. | Репродуктивный уровень: называть характерные черты образования РСТК, революционной партии аратов и общественных организаций. | Урок комплексного применения ЗУН | Групповые формы работы | §56-58. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1,2. | |||
21 | Конфискация собственности феодалов и ликвидация их как класса. Начало коллективизации аратских хозяйств. | Основные понятия: конфискация, коллективизация. | Репродуктивный уровень: называть существенные черты коллективизации аратских хозяйств Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок | Групповая форма работы | §59-60. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1,2. | |||
22 | Зарождение рабочего класса в ТНР. Начало культурного строительства. | Исторический факт: Создание рабочего класса в ТНР. Исторические личности: Лопсан Чимит-Доржу, Пальмбах А.А. | Репродуктивный уровень: называть существенные черты зарождения рабочего класса в ТНР и культурного строительства. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок | Групповая форма работы | §61-62. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-5. | |||
23 | Культурное развитие ТНР. Разрушение и уничтожение монастырей (хурээ). Репрессии 30-40-х гг. и их последствия. | Основные понятия: хурээ, репрессии. Исторические личности: Кок-оол В., Сарыг-оол С., Саган-оол О, Рушева Н.К. | Репродуктивный уровень: называть существенные черты культурного развития ТНР, причины и последствия репрессий 30-40-х гг. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок | Групповая форма работы | §63-65. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-5. | |||
24 | Тува в годы Великой Отечественной войны. | Исторические личности: Бухтуев М.А., братья Шумовы, Кудрявцевы, Чургуй-оол Х.Н., Тулуш Кечил-оол, братья Оюны, Сат Бурзекей. | Репродуктивный уровень: называть существенные черты участия граждан Тувы в ВОВ. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок | Групповая форма работы | §66-69. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-5. | |||
РАЗДЕЛ V. ТУВА В СОСТАВЕ СССР (3ч) | |||||||||
25 | Вступление ТНР в состав СССР. Реорганизация органов власти. Реконструкция народного хозяйства Тувинской автономной области. | Основные понятия: Малый Хурал, верховный совет, автономия. Исторический факт: Вступление ТНР в состав СССР | Репродуктивный уровень: называть существенные особенности вступления ТНР в состав СССР. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок | Групповая форма работы | §70-71. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-5. | |||
26 | Завершение коллективизации сельского хозяйства и переход аратов-колхозников на оседлость. Развитие промышленности, строительства, транспорта и связи. | Основные понятия: колхоз, совхоз. Исторический факт: завершение коллективизации сельского хозяйства и переход аратов-колхозников на оседлость. | Репродуктивный уровень: называть существенные черты завершения коллективизации сельского хозяйства и перехода аратов-колхозников на оседлость. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок | Групповая форма работы | §72-74. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-6. | |||
27 | Успехи культурной революции и улучшение условий жизни и быта населения. | Исторические личности: С. Пюрбю, Ю. Кюнзегеш, М. Кенин-Лопсан. | Репродуктивный уровень: называть существенные черты культурной революции в Туве в 50-е гг. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок | Групповая форма работы | §75-77. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-2. | |||
РАЗДЕЛ VI. ТУВА В ПЕРИОД С 1961 - 1991 гг. (4ч) | |||||||||
28 | Образование Тувинской АССР. Социально-экономическое развитие Тувинской АССР. | Основные понятия: Совет министров. | Репродуктивный уровень: называть существенные черты образования Тувинской АССР. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок | Групповая форма работы | §78-79. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-2. | |||
30 | Распад СССР как унитарного государства. Образование Республики Тыва. | Основные понятия: августовский путч, ГКЧП, унитарное государство, партия. | Репродуктивный уровень: называть существенные черты образования Республики Тыва, ее политической жизни. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок | Групповая форма работы | §83-84. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-4. | |||
31 | Политическая жизнь республики в 90-е гг. | Основные понятия: парламент, Верховный Хурал, референдум, президент, декларация. | Репродуктивный уровень: называть существенные черты политическая жизни республики в 90-е гг. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения | Комбинированный урок | Групповая форма работы | §83-84. Прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа 1-4. | |||
32 | Повторительно-обобщающий урок | Обобщать и систематизировать исторический материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"
Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....
Методическая разработка рабочей программы по биологии в 7 классе в условиях гимназического образования.
В работе показана примерная рабочая программа, поурочное планирование по биологии в условиях гимназического образования....
Методические разработки рабочих программ по биологии 6-9 классов
В 6-9 классах учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отнош...
Методическая разработка "Рабочая программа по английскому языку, 3 класс"
Рабочая программа к УМК «Английский язык. Brilliant» 3 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова, Ж.Перретт....
Методическая разработка "Рабочая программа по физической культуре 1 класс по ФГОС"
Рабочая программа разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А.Зданевича (М; Просвещение, 2012г.). В соответствии с требованиями ФГОС НОО у...
Методическая разработка "Рабочая программа по английскому языку, 6 класс"
Рабочая программа к УМК Spotlight...
Методическая разработка "Рабочая программа по английскому языку, 8 класс"
Рабочая программа к УМК Spotlight...