Рабочая программа по географии 5 класс на 2020-2021 уч.год
рабочая программа по географии (5 класс)

Монгуш Чойганмаа Адай-ооловна

Рабочая программа курса географии 5 класса составлена в соответствии с авторской программой по географии (5-9 классы) под редакцией  Е.М. Домогацких.- 3-е - М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2013.- 56 с, который подготовил ее  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется  учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово, -  2014.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, и учебному плану МБОУ СОШ №1 с.Мугур-Аксы на изучение географии в 5 классе выделяется 34 часа  из расчета 1 учебный час в неделю.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов  «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса географии 5 класса составлена в соответствии с авторской программой по географии (5-9 классы) под редакцией  Е.М. Домогацких.- 3-е - М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2013.- 56 с, который подготовил ее  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется  учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово, -  2014.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, и учебному плану МБОУ СОШ №1 с.Мугур-Аксы на изучение географии в 5 классе выделяется 34 часа  из расчета 1 учебный час в неделю.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов  «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Формы организации        учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная (парная и групповая), индивидуальная.

Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), технология оценивания (правило самооценивания), технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом).

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследование, практический.

Формы организации деятельности учащихся: уроки в классе, экскурсии в природу, практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды; мини-проекты, мини-исследования, занятия – игры, диспуты, блиц – опросы,

•        развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля:

1. Текущий: тесты, терминологические диктанты, лабораторные и самостоятельные работы, фронтальный и индивидуальный опрос, творческие задания.

2. Итоговый - Комплексная контрольная работа

3. Контроль УУД. Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.

Цель контроля: проверить качество усвоения материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.

2.        ПЛАНИРУЕМЫЕ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ)  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • формирование  поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
  • определение роли результатов выдающихся географических открытий;
  • использование географических знаний для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • приведение примеров использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей  в пространстве и во времени;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов  и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • уметь составлять схему наук о природе;
  • уметь составлять описание учебного кабинета географии;
  • уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
  • уметь организовывать наблюдение за погодой;

  • уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
  • уметь составлять  план кабинета географии;
  • уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
  • уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
  • уметь составлять сводную  таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
  • уметь организовывать фенологические  наблюдения в природе;
  • уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
  • уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.

Метапредметные результаты:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Метапредметными результатами изучения предмета в 5-м классе является

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения географии в 5 классе ученик должен:

1.        Знать (понимать):

•        форму и размеры Земли;

•        полюса, экватор;

•        части Мирового океана;

•        виды движения воды в океане;

•        материки и океаны Земли;

•        географические объекты, предусмотренные программой;

•        маршруты географических исследований и путешествий.

2.  Уметь:

•        анализировать,        воспринимать,        интерпретировать        и        обобщать        географическую информацию.

•        использовать источники географической информации для решения учебных и практико- ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.

•        находить  закономерности  протекания  явлений  по  результатам  наблюдений  (в  том  числе инструментальных).

•        описывать по картам взаимное расположение географических объектов.

•        объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

•        приводить примеры географических объектов.

•        проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.

•        различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.

•        составлять  описания  географических  объектов,  процессов  и  явлений  с  использованием разных источников географической информации.

•        формулировать  закономерности  протекания  явлений  по  результатам  наблюдений  (в  том числе инструментальных).

Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»  в 5 классе:

Ученик научится:

•        определять роль географии, её роли в освоении планеты человеком;

•        научиться находить, использовать географическую информацию;

•        анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

•        находить  и  формулировать  по  результатам  наблюдений  (в  том  числе  инструментальных) зависимости и закономерности;

•        проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;

•        характеризовать географические объекты и проводить наблюдения за ними;

•        определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

•        выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

•        составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

•        представлять в различных формах географическую информацию,        необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

•        соблюдать правила работы в кабинете географии, с географическими приборами, инструментами и географическими объектами;

•        ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

•        читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

•        строить простые планы местности;

•        создавать простейшие географические карты различного содержания;

•        находить        информацию        о        географических        объектах        в        научно-популярной        литературе, географических словарях и справочниках, анализировать, оценивать и презентовать её;

•        проводить простейшие географические наблюдения и объяснять их результаты;

Ученик сможет показывать на карте:

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея. Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные  вершины,  вулканы:  Джомолунгма  (Эверест),  Килиманджаро,  Ключевская  Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия: 

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Практические работы:

  • Составление схемы наук о природе.
  • Составление описания учебного кабинета географии.
  • Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
  • Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности.  Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:  

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • сравнение свойств географической карты и плана местности;
  • определение направлений на плане и карте.

Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
  2. Составление плана кабинета географии.
  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
  4. Составление схемы наук о природе
  5. Организация наблюдений за погодой

Тема 3. История географических открытий (13 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия:  путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (11 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:  

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • Географические особенности природы материков и океанов.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (3 часа)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:   

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • понятие о географической оболочке Земли;
  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.

Практические работы:

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.


                                                                       

4.        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

№ п/п

Название раздела,

темы  урока

К-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Наука география (2 часа)

1

Что такое география

1

Изучение нового материала

Предметные: выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии.

Метапредметные: Умения работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные: проявлять учебно – познавательный интерес к географии.

2

Методы географических исследований.

1

Изучение нового материала

Предметные: давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Выявлять источники географических знаний. Знать правила работы с контрольно – измерительными материалами.

Метапредметные: Слуховое восприятие текстов; умение работать с различными источниками информации.

Личностные: Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний.

Раздел 2. Земля и ее изображение (5 часов)

3

От плоской Земли к земному шару.

1

Изучение нового материала

Предметные: определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Личностные: Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

 

4

Форма, размеры и движения Земли.

1

Комбинированный

Предметные: давать определение понятиям полюс и экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Личностные: Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

5

Глобус и карта.

1

Комбинированный

Предметные: Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли.

Метапредметные: овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и различия.

Личностные: Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.

6

Ориентирование на местности.

1

Изучение нового материала

Предметные: Давать определение понятию ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формировать алгоритмы работы с ним.

Метапредметные: Умение работать с измерительными приборами.

Личностные: Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

7

Урок обобщения и  контроля знаний по теме раздела.

1

Повторение

Предметные: Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта.

Метапредметные: Умение работать с различными контрольно – измерительными материалами.

Личностные: Понимание роли и значения географических знаний.

 

Тема 3. История географических открытий. (13 часов).

8

По следам путешественников каменного века.

1

Изучение нового материала

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

9

Путешественники древности.

1

Урок комплексного применения полученных ранее знаний

Предметные: Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

 

10

Путешествия морских народов.

1

Урок комплексного применения полученных компетенций

Предметные: Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные викингами.

Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.

Метапредметные: Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

 

11

Первые европейцы на краю Азии.

1

Урок открытия новых знаний

Предметные: Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.

Метапредметные: Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

 

12

Хождение за три моря.

1

Урок открытия новых знаний

Предметные: Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

 

13

Морской путь в Индию.

1

Урок открытия новых знаний

Предметные: Давать определение понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

 

14

Открытие Америки.

1

Урок открытия новых знаний

Предметные: Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

 

15

Первое кругосветное плавание.

1

Урок открытия новых знаний

Предметные: Наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана. Выяснять причины организации кругосветного плавания. Составлять описание о жизни и деятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано.

Определять приоритет совершения первого кругосветного путешествия.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

 

16

Открытие Южного материка.

1

Урок открытия новых знаний

Предметные: Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

 

17

Поиски Южной земли продолжаются.

1

Урок открытия новых знаний

Предметные: Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука.

Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком.

Формулировать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

 

18

Русские путешественники.

1

Урок открытия новых знаний

Предметные: Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

19

Вокруг света под русским флагом.

1

Урок открытия новых знаний

Предметные: Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

 

20

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела.

1

Урок повторение

Предметные: Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Метапредметные: Умение работать с различными контрольно – измерительными материалами.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний.

 

Раздел 4. Путешествие по планете Земля. (11 часов)

21

Мировой океан и его части.

1

Изучение нового материала

Предметные: Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей

 

22

Значение Мирового океана для природы и человека.

1

Изучение нового материала

Предметные: Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.  Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Осознание роли Мирового океана для природы и человека.

23

Урок – игра: Путешествие по Мировому океану

1

Изучение нового материала

Предметные: Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей

24

Путешествие по Евразии.

1

Изучение нового материала

Предметные: Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.  Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

25

Путешествие по Африке.

1

Изучение нового материала

Предметные: Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.  Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Метапредметные: Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

26

Путешествие по Северной  Америке.

1

Изучение нового материала

Предметные: Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.  Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

27

Путешествие по Южной Америке.

1

Изучение нового материала

Предметные: Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.  Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

28

Путешествие по Австралии.

1

Изучение нового материала

Предметные: Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.  Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

29

Путешествие по Антарктиде.

1

Изучение нового материала

Предметные: Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.  Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

 

30

Урок – игра: Путешествие по материкам

1

Урок путешествие

Предметные: Объяснять особенности природы и населения материков. Называть и показывать по карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.  Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин их уникальности природы и населения.

31

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела.

1

Урок повторение

Предметные: Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.  Структурировать учебный материал.

Личностные: Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

 

Тема 5. Природа Земли (3 часа)

32

Что такое природа

1

Изучение нового материала

Предметные: Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные).

 Метапредметные: Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные).

Личностные: Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов.

33

Оболочки Земли.

1

Изучение нового материала

Предметные: Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте.  Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Личностные: Понимание специфических черт оболочек Земли.

 

34

Урок обобщения и контроля по курсу географии   в   5 классе

1

Урок повторение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к рабочей программе 10 по русскому языку 2020-2021 (углуб) ФГОС

УМК И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2018г....

Рабочие программы по истории и обществознанию 2020 -2021 учебный год

В рабочих программах по истории и обществознанию описаны  планируемые  результаты обучающихся ,содержание программы и дано календарно-тематическое  планирование....

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год...

"Рабочая программа по воспитательной работе на 2020-2021 год"

Рабочая программа по внеклассной работе разработана в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, 2013 год, сборника N1. А...

Рабочая программа коррекционных занятий по математике 2020-2021 учебный год (6 класс)

Рабочая программа коррекционных занятий по математике 2020-2021 учебный год (6 класс)...

Рабочая программа по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа  по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...

Рабочая программа по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа  по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 А класс...