Рабочая программа по географии 8 класс на 2020-2021 уч.год
рабочая программа по географии (8 класс)

Монгуш Чойганмаа Адай-ооловна

Пояснительная записка.

 Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8kl_gotovo.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

– сформировать целостный географический образ своей Родины;

– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

– сформировать необходимые географические умения и навыки;

– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

 В Федеральном базисном учебном плане 2011 года на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.

 Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, авторской программы: Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов ОУ (М.: «Русское слово», 2018).

 Изучение курса географии  направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Для формирования ключевых компетенций, обучающихся в учебной деятельности, широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков. На уроках применяются исследовательские, дифференцированные, игровые технологии обучения. Используются ИКТ, ресурсы КМ-школы, мультимедийные программы, различные источники географической информации (дополнительная литература, ресурсы Интернета).

Формы контроля: географические диктанты, тестирование, контрольные работы, работа с картами атласа, работа с контурными картами.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще учебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

II. Структура учебно-тематического плана

Темы

Формы организации учебных занятий,

в т.ч.

Всего

часов

Экскурсии

Практические занятия

Контрольные работы

Тестиро

вание

Раздел 1. Общая физическая география России

37

Географическая карта и источники географической информации

1

1

3

Географическое положение

1

1

3

Исследование территории России

3

Геологическое строение и рельеф России

1

1

4

Климат России

7

Моря и внутренние воды

1

7

Почвы

2

Растительный и животный мир России

2

Природные зоны

6

Раздел 2. Крупные природные районы России

11

Островная Арктика

1

1

Восточно-Европейская Русская равнина

1

1

4

Кавказ

1

1

2

Урал

1

1

3

Западно-Сибирская равнина

1

1

3

Средняя Сибирь

1

1

2

Северо-Восток Сибири

1

1

2

Горы Южной Сибири

1

1

3

Дальний Восток

1

1

4

География родного края

1

20

Раздел 3. Природа и человек

1

2

Обобщающие повторение

1

1

ВСЕГО

1

12

7

4

68

III. Содержание программы.

 

Часть I. Природа России

Раздел I. Общая физическая география России (32 часа)

 

Тема 1. Географическое положение (3 ч)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы: 1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.

Тема 2. Исследование территории России (3 ч)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (4 ч)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: 1. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Тема 4. Климат и погода (7 ч)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы: 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. 2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.

 Тема 5. Моря и внутренние воды (7 ч)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практические работы: 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

 Тема 6. Почвы (2ч) 

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Тема 7. Природные зоны (6 ч) 

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практические работы: 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. 2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.

 Раздел 2. Крупные природные районы России (33 часа)

 

Тема 1. Островная Арктика (1 ч) 

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

 

Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (4 ч) 

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье.

Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.

Тема 3. Кавказ (2 ч)

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

Тема 4. Урал (3 ч) 

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина (3 ч) 

Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

Тема 6. Средняя Сибирь (2 ч)

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Практическая работа: 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

 

Тема 7. Северо-Восток Сибири (2 ч) 

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

 

Тема 8. Горы Южной Сибири (3 ч) 

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.

Тема 9. Дальний Восток (4 ч) 

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.

Тема 10. География родного края (9 ч.) 

Особенности географического положения   родного края, где ты живешь.  Геологическая история края, современные рельефообразующие процессы РБ. Рельеф и полезные ископаемые РБ. Факторы, определяющие климат. Внутренние воды. Реки и озера РБ. Почвы. Растительность и животный мир. Природные комплексы. Охрана и преобразование природы.

 Раздел 3. Природа и человек (2ч)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Практическая работа: 1. Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.

    Географическая номенклатура

 Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

IV. Контроль и оценивание деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

 1. Знать (понимать):

 - географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

 - причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

 - связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

 - факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

 - основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

 - крупнейшие городские агломерации нашей страны;

 - причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

 - географию народов населяющих нашу страну;

 2. Уметь:

 - давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

 - приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

 - объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

  1. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.

VI. Список литературы.

       I. Учебники и карты

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География. Материки и океаны. 8 кл., - М. «Русское слово», 2008 год.
  2. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010 год.
  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008 год
  4. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» 8 класс / Е.М. Домогацких,  Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 104 с.
  5. Контурные карты по географии: География. Планета Земля. 8 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2010

II. Дополнительная литература для учащихся.

  1. Безруков А. Занимательная география. М., 2001
  2. Обручев В.С. Земля Санникова. Плутония.
  3. Арсеньев В.К. Дерсу Узала

III. Литература для учителя.

  1. Е.М. Домогацких  Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом  «Русское слово – РС », 2010. – 56с.
  2. Пятунин В. Б. География 6 -10 кл.  Контрольные и проверочные работы.-М.:  Дрофа 2001.
  3. Журналы «География в школе».
  4. Газета «География».
  5. Журналы  Тайны XX века.

V. Календарно-тематическое планирование

         

Тема урока

Кол.часов

Тип урока

Федеральный компонент образовательного стандарта

Требования к уровню подготовки обучающихся  (результат)

Дата проведения

план

факт

Общая физическая география России

Географическая карта и источники географической информации

Карта и ее математическая основа

1

Изучение нового материала

Определение понятия искажение длин, углов форм и площадей, географическая карта, план местности, масштаб; объяснение свойств географической карты и плана местности, отличия видов масштабов.

Умеют определять существенные признаки плана, карты и глобуса, различают виды искажений, виды проекций по типу вспомогательной проекции

Топографическая карта

1

Изучение нового материала

Свойства географической карты и плана местности, отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта, азимута, абсолютной и относительной высоты

Выделяют существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объясняют свойства географической карты и плана местности. Определяют отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта, азимута, абсолютной и относительной высоты; умеют читать карту и план местности.

Космические и цифровые источники информации

1

Изучение нового материала

Существенные признаки и особенности тематического материала. особенности формы и размеров Земли; свойства географической карты и плана местности; географические следствия вращения Земли отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане; стороны горизонта

Умеют работать с различными источниками географической информации, объясняют: особенности формы и размеров Земли; свойства географической карты и плана местности; географические следствия вращения Земли. определяют: отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане; стороны горизонта

  Россия  на карте    мира(3 ч)

Географическое положение России

1

Вводная

лекция

с элементами беседы

Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России

и положения других государств.

Территория и акватория. Государственная территория России

Знают специфику географического положения Российской Федерации.

Понимают связь между

географическим положением и другими компонентами природы

Природные условия и ресурсы

1

Актуализация знаний и умений

Природные условия России, их комфортность и хозяйственный потенциал.

Адаптация человека к условиям окружающей среды

Объясняют влияние природных условий на жизнь человека.

Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

Часовые пояса и зоны

1

Практикум

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей

Знают, в каких часовых поясах расположена Россия.

Умеют определять местное, поясное, декретное,  летнее время

Исследования территории России (3 ч)

Русские землепроходцы

ХI-XVII веков

1

Изучение

нового

матери-ала

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Сев. Западной и Восточ. Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов

Формирование и освоение государственной территории России.  Изменение границ страны на разных исторических этапах 

Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей.

Умеют находить и анализировать различные источники информации

Географические открытия в России XVIII-XIX веков

1

Практи-кум

Камчатские экспедиции. Великая Северная экспе-диция. Северный морской путь. Персоналии: В.Бери-нг, А.Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. Докучаев

Географические исследования

XX века. Роль географии в современном мире

1

Актуализация знаний

Исследования СЛО, Северный морской путь. Исследования Русского географ.об. Персоналии: Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Геологическое строение и рельеф России (4 ч)

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

1

Изучение

нового

матери-ала

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма

Знают особенности геологического строения территории России, области современного горообразования

Тектоническое строение

1

Исследование

Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа

Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры

Общие черты рельефа

1

Практикум

Особенности распространения крупных форм рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф.   Древнее и современное оледенения

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы

Литосфера и человек

1

Обобщение знании

Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком

Приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Климат и погода (7 ч)

Факторы, определяющие климат России

1

Вводная лекция с элементами  эвристической беседы

Факторы, определяющие климат России: географическая  широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс

Знают факторы, определяющие климат России

Распределение тепла и влаги по территории России

1

Практикум

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны

Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Климаты России

1

Актуализация знаний и умений

Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов

Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны.

Воздушные массы и атмосферные фронты.

1

Изучение

нового

материала

Воздушные массы, атмосферные фронты. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений

Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «атмосферные фронты». Описывают особенности погоды отдельных территорий.

Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта

Атмосферные вихри

1

Комбинированный

Циклоны и антициклоны

Объясняют причины образования циклонов и антициклонов

Атмосфера и человек

1

Практикум

Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условии-ям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления.

Составляют краткую географическую характеристику климата территории на основе разнообразных источников географической информации. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

Обобщающий урок по теме «Климат и погода»

1

Обобщение знаний

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Гидрография России (7 ч)

Моря, омывающие территорию России

1

Изучение

нового

матери-ала

Моря, омывающие Россию: бассейнам каких океанов принадлежат, особенности их природы, хоз. значение

Знают моря, омывающие Россию, их особенности. Объясняют причины разнообразия органической жизни в них

Характеристики реки

1

Актуализация опорных знаний

Виды вод суши на территории страны.

Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом

Знают понятия: «длина», «бассейн», «водораздел», «питание и режим реки», падение и уклон реки. Определяют их зависимость от рельефа и климата.

Реки России

1

Практикум

Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Характеристика крупнейших рек страны.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России

Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хозяйственного использования

Озера и болота

1

Практикум

Крупнейшие озера, их происхождение.

Болота: низинные, верховые

Знают определения понятий: «озера», «болота». Показывают на карте крупнейшие озера, болота. Определяют возможности хозяйственного использования

Природные льды

1

Актуализация опорных знаний

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения

Великое оледенение

1

Лекция с элементами эвристической беседы

Ледниковые периоды и межледниковые эпохи

Знают и показывают на карте границы максимального покровного и горно-долинного оледенения. Объясняют причины их распространения и роль в природе

Гидросфера и человек

1

Систематизация и обобщение знаний

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Опасные явления, связанные с водами  (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Почвы России (2 ч)

Формирование и свойства почвы

1

Актуализация опорных знаний

Почва - особый компонент природы.

Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии

Знают и объясняют факторы образования и свойства почв

Зональные типы почв

1

Практикум

Размещение основных типов почв. Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования.

Описывают зональные типы почв. Приводят примеры использования и охраны почвенных ресурсов

Растительный и животный мир России

Растительный и и животный мир России

1

Актуализация опорных знаний

Растительный и животный мир природных комплексов России: видовое разнообразие, факторы, определяющие это разнообразие. Памятники всемирного природного наследия

Знают особенности видового разнообразия растительного и животного мира зональных природных комплексов. Объясняют причины, определяющие видовое разнообразие расти- тельного и животного мира зональных природных комплексов

Ресурсы растительного и животного мира

1

Практикум

Виды природных ресурсов, виды особо охраняемых природных территорий. Биологические ресурсы, их рациональное использование

Знают важность природных ресурсов. Объясняют причины исчезновения видов животных и растений Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения обеспеченности страны биологическими ресурсами.

Природные зоны России (6 ч)

Природные комплексы России

1

Актуализация опорных знаний

Зональные и азональные (ПТК). Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепи и степей, полупустынь и пустынь. Растительный и животный мир природных комплексов России: видовое разнообразие, факторы, определяющие это разнообразие. Памятники всемирного природного наследия. Высотная поясность

Знают и объясняют взаимосвязь компонентов в зональных и азональных природно-территориальных комплексах (ПТК)

Природные комплексы  Арктики и Субарктики

1

Практикум

Знают особенности видового разнообразия растительного и животного мира зональных природных комплексов. Объясняют причины, определяющие видовое разнообразие расти-тельного и животного мира зональных природных комплексов.

Характеризуют особенности азональных природных комплексов.

Леса умеренного пояса

1

Практикум

Тайга. Смешанные и широколиственные леса.

Лесостепь, степь и полупустыни. Высотная поясность

1

Практикум

Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность.

Природно-хозяйственные зоны

1

Актуализация опорных знаний

Виды хозяйственной деятельности характерные для природных зон России

Анализируют возможности развития хозяйственной деятельности человека в различных условиях природных зон России

Обобщающий урок по теме «Природные зоны»

1

Обобщение знаний

Меры по охране растительного и животного мира. Заповедники.  Особо охраняемые природные территории

Составляют краткую географическую характеристику разных территорий

Крупные природные районы России (10 ч)

Природа арктических островов

1

Объяснительно иллюстративный

Характеристика арктических островов, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природы. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы

Характеризуют природу арктических островов. Прогнозируют возможность использования территории в хозяйстве. Определяют экологические проблемы

Восточно-Европейская равнина 

1

Лекция с элемента-ми беседы

Географическое положение, геологическое строение и история его развития. Рельеф и полезные ископаемые.

Знают особенности рельефа и полезные ископаемые.

Объясняют зависимость полезных ископаемых от геологического строения территории

Восточно-Европейская равнина (продолжение)

1

Актуализация опорных знаний

Климат и факторы, его образующие. Гидрография.

Природные зоны, природные ресурсы

Взаимосвязи между компонентами природы в разных природных зонах. Влияние   природных условий на жизнь людей. Заповедники. Особо охраняемые природные территории

Знают климатообразующие факторы. Объясняют причины разнообразия природных зон

Составляют краткую географическую характеристику природно-территориальных комплексов. Устанавливают причинно-следственные связи

Северный Кавказ

1

Изучение

нового

Матери-ала

Географическое положение, геология, рельеф и полезные ископаемые

Знают и показывают формы рельефа. Объясняют причины и следствия большой высоты

Крым

1

Практикум

Уникальные природные особенности и рекреационные ресурсы, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Высотная поясность, горное оледенение

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природы Кавказских гор

Уральские горы

1

Актуализация опорных знаний

История геологического развития, рельеф и полезные ископаемые. Пещеры

Причины разного количества осадков на западных и восточных склонах. Водораздел для рек европейской части и Западной Сибири

Особенности природы Северного, Среднего и Южного Урала.

Высотная поясность. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Знают геологическую историю региона. Объясняют особенности рельефа и разнообразие полезных ископаемых

Объясняют причины разного количества осадков на западных и восточных склонах.

Знают истоки рек

Характеризуют особенности природы природно-территориального комплекса Урала и причины слабо выраженной высотной поясности гор

Западно-Сибирская равнина

1

Изучение

нового

матери-ала

История образования крупнейшей низменности планеты, современный рельеф и полезные ископаемые

Особенности климата южных и северных районов, причины заболоченности, бассейн Оби

Природные комплексы Западной Сибири, степень антропогенного воздействия и трудности освоения территории. Зона Севера и её значение. Березовые колки, суховеи.

Знают геологию. Называют и показывают формы рельефа и месторождения полезных ископаемых

Объясняют причины заболоченности. Показывают и характеризуют бассейн Оби.

Знают ПТК Западной Сибири.

Оценивают степень антропогенного воздействия. Объясняют причины слабой освоенности территории

Средняя Сибирь

1

Изучение

нового

матери-ала

Современный рельеф и причины его образования. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Траппы, кимберлитовая трубка,

Причины и черты резко-континентального климата, крупнейшие реки России: Лена и Енисей. Природа тундры и тайги. Транспортные пути и гидр потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Знают и показывают формы рельефа, месторождения природных ископаемых.

Объясняют причины образования рельефа

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки географических объектов и явлений

Северо-Восточная Сибирь

1

Актуализация опорных знаний

Среднегорный рельеф и история его формирования. Резко континентальный климат (полюс холода Северного п/ш).

Многолетняя мерзлота. Реки: Яна, Индигирка, Колыма с ценными породами рыб. Арктическая тундра и тайга.

Выделяют, описывают и объясняют особенности рельефа и климата

Объясняют особенности природы, растительного и животного мира природно-территориального комплекса

Пояс гор Южной Сибири

1

Актуализация опорных знаний

История геологического развития, современный рельеф, исключительное богатство полезными ископаемыми. Рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения

Климатообразующие факторы, Сибирский (Азиатский) антициклон.

Истоки рек: Лены, Енисея, Оби, Амура. Озеро Байкал

Особенности высотной поясности гор Южной Сибири, богатство природными ресурсами.

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения рельефа, климата и внутренних вод гор Южной Сибири

Контрастность климатических условий. Персоналии: П.С. Паллас, В.А.Обручев, И.Д.Черский.

Сравнивают высотную поясность Алтая, Забайкалья и Станового нагорья. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Дальний Восток

11

Эвристическая беседа

с элементами практикума

Геологическая активность территории (район современного горообразования) и рельеф.

Стихийные бедствия. Край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил.

Муссонный и морской типы климата, тайфуны и наводнения.

Река Амур и ее притоки.

Особенности природы тундры, лесотундры и тайги. Большая густота и полноводность речной сети.

Знают и показывают

формы рельефа, объясняют причины образования.

Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

Выделяют, описывают

и объясняют существенные признаки географических объектов и явлений

Составляют краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления

Сихотэ-Алинь, Буреинский, Джугджур, Джагды. «Кедровая падь».

Особенности географического положения

1

Вводная лекция с элементами беседы

Географическое положение, размеры территории, протяженность и характер границ, соседи

Характеризуют географическое положение. Оценивают преимущества  и его недостатки

Геологическая история края, современные рельефообразующие процессы

1

Объяснительно иллюстративный

Закономерности формирования рельефа и его современное развитие

Анализируют: карты и другие источники информации.

Описывают рельефообразующие процессы

Геологическая история края

1

Рельеф и полезные ископаемые

1

Практикум

Особенности рельефа и полезные ископаемые

Описывают формы рельефа. Называют природные ископаемые.

Объясняют зависимость природных ископаемых от строения земной коры

Рельеф и полезные ископаемые

1

Факторы, определяющие климат

1

Исследование

Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления

Характеризуют климат
по сезонам года.
Определяют факторы,
формирующие климат.
Оценивают комфортность
климата для жизни и деятельности населения.

Внутренние воды.

1

Реки и озера

1

Комбинированный

Внутренние воды и водные ресурсы.

Обеспеченность. Экологические проблемы

Характеризуют водные ресурсы, оценивают обеспеченность ими нужд населения.

Находят пути решения экологических проблем

Почвы. Почвообразующие факторы.

1

Типы почв.

1

Исследование с элементами практикума

Особенности почв своего региона.

Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением

Описывают особенности почв своего региона. Называют меры по сохранению плодородия почв

Растительность.

1

Особенности растительного и животного мира. Биологические ресурсы. Экологические проблемы

Прогнозируют последствия антропогенного воздействия, планетарных (глобальных) изменений климата на видовой состав флоры и фауны родного края

Животный мир.

1

Проблемное изложение

Особенности растительного и животного мира. Биологические ресурсы. Экологические проблемы

Прогнозируют последствия антропогенного воздействия, планетарных (глобальных) изменений климата на видовой состав флоры и фауны родного края

Природные ресурсы

1

Составляют краткую географическую характеристику природных ресурсов

Природные комплексы

1

Защита творческих работ

Своеобразие природных комплексов (зональных и азональных) родного края

Составляют краткую географическую характеристику природных ландшафтов

Охрана и преобразование природы

1

Защита творческих работ

Взаимодействие человека и природы.

Меры по охране растительного и животного мира

Находят и анализируют информацию, необходимую для изучения родного края, его обеспеченности природными ресурсами

Природа и Человек (2 ч)

Природные ресурсы и природные условия

1

Актуализация опорных знаний

Влияние природы на человека и деятельности человека на природу.

Охрана природных ресурсов

Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Роль географии в современном мире

1

Дискуссия

Роль географии в решении практических задач, связанных с рациональным природопользованием

Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования

Обобщающее повторение

Обобщающее повторение

1

Обобщение и систематизация знаний

Природный и ресурсный потенциал России. Взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человеческой деятельности

Решают проблемные вопросы.

Устанавливают причинно-следственные связи. Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

Итоговое занятие по курсу

1

Выявить уровень ЗУН учеников

Итоговое занятие по курсу

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к рабочей программе 10 по русскому языку 2020-2021 (углуб) ФГОС

УМК И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф, 2018г....

Рабочие программы по истории и обществознанию 2020 -2021 учебный год

В рабочих программах по истории и обществознанию описаны  планируемые  результаты обучающихся ,содержание программы и дано календарно-тематическое  планирование....

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год...

"Рабочая программа по воспитательной работе на 2020-2021 год"

Рабочая программа по внеклассной работе разработана в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, 2013 год, сборника N1. А...

Рабочая программа коррекционных занятий по математике 2020-2021 учебный год (6 класс)

Рабочая программа коррекционных занятий по математике 2020-2021 учебный год (6 класс)...

Рабочая программа по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа  по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...

Рабочая программа по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа  по родному языку на 2020-2021 учебный год 5 А класс...